СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка экскурсионно-краеведческого маршрута «История родного уголка»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Незнание истории родного края является одной из самых актуальных проблем, изучение истории – самой важной задачей. В процессе работы над проектом выяснилось, что если люди и знают о существовании на нашей территории памятников природы и архитектуры, то об их истории имеют самые смутные представления. Не зная истории родного края, трудно понять историю всей нашей необъятной Родины 

Просмотр содержимого документа
«Разработка экскурсионно-краеведческого маршрута «История родного уголка»»

XIX Всероссийская акция «Я – гражданин России»






Разработка экскурсионно-краеведческого маршрута

«История родного уголка»







Авторы проекта:

обучающиеся МКОУ Шилыковская СШ,

участвующие во внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»




Научный руководитель:

учитель истории и обществознания

МКОУ Шилыковская СШ

Юдин Дмитрий Владимирович













с. Шилыково, 2018-2019 учебный год



Актуальность проекта


«Человек, как дерево, цветет и растет вверх, пока живут корни, пока питает земля» - своя, родная, единственная… И знать кто жил на ней до тебя - насущная потребность».
(Т. Багулина)


С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А наш родной край кажется таким малоприметным, серым и скучным, что про него и говорить, кажется, нечего. Незнание истории родного края является одной из самых актуальных проблем, изучение истории – самой важной задачей. В процессе работы над проектом выяснилось, что если люди и знают о существовании на нашей территории памятников природы и архитектуры, то об их истории имеют самые смутные представления. Не зная истории родного края, трудно понять историю всей нашей необъятной Родины (Приложение 1).

Сегодня много говорится о том, что уровень культуры в России недостаточно высок. Потерянными и забытыми остаются общечеловеческие ценности: добро, красота, любовь к Отечеству. Одним из способов подняться на вершину духовно-нравственного, гражданско-патриотического развития является изучение родного края, своей малой Родины. Надо любить тот уголок нашей страны, где ты родился и живешь, надо знать его, быть его патриотом. Без знания прошлого не может быть настоящего, без настоящего не может быть будущего. Нам необходимо знать историю своего поселения не только потому, что это интересно, а потому, что знание края поможет изменить его облик, задуматься над тем, как дальше улучшить жизнь, сберечь то, что было сделано за многие годы. Экскурсионно-краеведческий маршрут «История родного уголка», разработанный обучающимися МКОУ Шилыковская средняя школа, призван сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в головах современных школьников, знакомить с достопримечательностями и уникальными местами Шилыковского сельского поселения. Экскурсионно-краеведческий маршрут «История родного уголка» также окажется полезным востребованным и для жителей, и для гостей поселения.





Гипотеза: предполагаем, что для проекта есть возможности.

Методы и приемы исследования:

  • эмпирический (социологический опрос, анкетирование);

  • теоретический (исторический, сравнительно-описательный, статистический);

  • аналитический (сбор, обработка и анализ информации).

Объект: краеведческая работа по Шилыковскому сельскому поселению Лежневского муниципального района Ивановской области.

Предмет: экскурсионно-краеведческий маршрут «История родного уголка».

Цель проекта: разработать и осуществить экскурсионно-краеведческий маршрут «История родного уголка» по Шилыковскому сельскому поселению.

Задачи проекта: 

  1. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического облика сел поселения.

  2. Определить интересные объекты, отражающие историческое и культурное     прошлое Шилыковского сельского поселения.

  3. Описать выявленные объекты.

  4. Восстановить легенды, связанные с природными, историческими объектами.

  5. Нанести на карту поселения экскурсионно-краеведческий маршрут.

  6. Подготовить экскурсоводов.

  7. Провести рекламную кампанию, в том числе:

    • разместить рекламу на сайте МКОУ Шилыковская СШ;

    • апробировать этапы экскурсионно-краеведческого маршрута «История родного уголка» для школьников, жителей и гостей поселения;

    • разработать и издать буклет по итогам проекта.


Этапы работы.

Работа по разработке маршрута предполагает несколько этапов: подготовительный, практический (основной), аналитический (обобщающий). Каждый из этапов включает пошаговые действия, обеспечивающие результативность работы.





I. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2018г.):

1. Изучение специальной литературы по составлению и проведению экскурсии, анализ опыта создания экскурсионного маршрута с целью формирования экскурсионной культуры (см. список использованной литературы).

3. Выявление экскурсионных объектов для создания маршрута:

  • памятники воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне (в селах Шилыково, Златоуст, Чернцы);

  • ООО «Ивановская птицефабрика»;

  • Сергиева Пустынь – архиерейское подворье храма преподобного Сергия Радонежского села Стоянцево Лежневского района;

  • Церковь Иоанна Златоустого, с. Златоуст;

  • подворье Свято-Введенского женского монастыря – Покровское (Романовское);

  • дом бывшего фабриканта С.И. Пряхина, с. Чернцы;

  • церковь Святой Живоначальной Троицы, с. Чернцы;

  • усадьба князей Воротынских, с. Чернцы;

  • мемориальное кладбище военнопленных, с. Чернцы;

  • музей МБОУ Чернцкая СШ, с. Чернцы.

4. Определение круга лиц для сотрудничества по созданию маршрута:

  • директора школ: МКОУ Шилыковская СШ Болотова И.А, МБОУ Чернцкая СШ Носкова А.В.;

  • руководство ООО «Ивановская птицефабрика»;

  • родители обучающихся;

  • представители РПЦ;

  • заведующая школьным музеем МБОУ Чернцкая СШ Липчанская О.Л.

5. Разработка программы деятельности.


II. Основной этап (ноябрь-декабрь 2018г.):

  1. Создание творческих групп по направлению проекта.

  2. Обучение экскурсоводов.

  3. Выпуск буклета по проекту.

  4. Апробация экскурсионно-краеведческого маршрута на обучающихся МКОУ Шилыковская СШ.




III. Аналитический (январь 2019г.):

  1. Выявление ошибок, недочетов в работе, составление плана коррекции с учетом замечаний экскурсантов на маршруте.

  2. Проект считается удачным если:

  • поступят положительные отзывы о проекте;

  • у участников проекта возникнет желание к продолжению совместной деятельности;

  • сложится спрос на проект.


Реальность реализации и практическая ценность проекта.

Практическая ценность проекта заключается в разработке экскурсионно-краеведческого маршрута по Шилыковскому поселению, который может быть востребован обучающимися школ Шилыковского поселения, Лежневского района, а также взрослым населением поселения и муниципального района. Экскурсионная группа может передвигаться на автобусе и пешком, делая остановки у наиболее интересных достопримечательностей.


Ожидаемые эффекты от проекта:

для школы:

  • развитие у школьников патриотических качеств;

  • расширение границ социальной практики обучающихся школы;

  • модернизация форм краеведческой и поисковой деятельности;

  • создание дополнительных условий для профессионального роста педагогов;

  • укрепление отношений социального партнерства школы с образовательными учреждениями и общественными организациями;

  • формирование бренда школы.

для обучающегося:

  • расширение возможностей получения обучающимися МКОУ Шилыковская СШ доступного качественного образования;

  • повышение интереса школьников к истории родного края, к культурному, историческому наследию, к изучению традиций, обычаев малой родины;

  • овладение детьми исследовательскими навыками;

  • расширение круга общения школьников, формирование коммуникативной культуры детей.


для социального окружения:

  • сохранение культуры и традиций России и малой родины;

  • упрочение связи поколений;

  • формирование социальной среды, заинтересованной в продолжении и сохранении традиций;

  • культурное возрождение Лежневской земли через развитие туризма в муниципалитете;

  • обеспечение экологической защиты территории (будет регулярно проводиться благоустройство и уборка территории в селах Шилыково и Златоуст).


Перспективы развития проекта

  1. Создание веб-страницы «Экскурсионно-краеведческий маршрут «История родного уголка».

  2. Найти в Интернете обучающихся из других городов (стран) и обменяться с ними информацией о своем крае.

  3. Разработка интерактивной игры: «Узнай свою малую Родину».





























Описание экскурсионно-краеведческого маршрута

Название маршрута: «История родного уголка».

Тематика: экскурсионно-краеведческий

Вид маршрута: комбинированный

Наша экскурсия будет комбинированная, часть пути можно проехать на автотранспорте, или пройти пешком, т.к. объекты в селах находятся недалеко друг от друга (зависит от времени года или целевой категории туристов).

Целевая категория туристов: как группы подготовленных спортсменов, так и детские или семейные группы.

Условия проведения: не требует специальной экипировки, снаряжения и др. Туристы должны быть одеты по погоде. Одежда должна допускать активные действия. Обязателен головной убор. Обувь должна быть без каблуков, на нескользкой подошве. Группа должна иметь с собой аптечку, часы. Все участники маршрута имеют при себе коврик теплоизоляционный, продукты питания и воду.

Протяженность: 16 км. Продолжительность: однодневная (4-6 часов).

Экскурсионно-краеведческий маршрут «История родного уголка» проходит по территории Шилыковского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области (Приложение 2).

Маршрут берет свое начало в селе Шилыково. В «Списках населенных мест Российской империи» по данным на 1859 года1 деревня Шилыково относилась к Пелгусовской воло­сти Шуйского уезда Владимирской губернии, с 20 дворами и со 182 жителями обоего пола. На 1905 год2 известно, что в Шилыкове насчитывалось 27 дворов и 200 жителей обоего пола. По итогам Всероссийской переписи населения 20103 года в Шилыкове проживает 1816 жителей. Владельцами деревни в конце XVIII века были майоры П. А. Титов и В. М. Полозов, а также девица Л. С. Стромихина. В канун отмены крепостного права в 1861 году владельцами Шилыкова были гос­пода Митьков и Бороздка, часть деревни при­надлежала В.И. Быковой, в ее владении так­же находились деревни Веснево и Трутнево. В числе владельцев близлежащих деревень значатся граф Шереметев (д. Стоянцево), гос­подин Бабкин (д. Горшково), Прокудина-Горелова Е. В. (д. Ожерельево), В. И. и П. П. Блудовы (сельцо Вельково), коллежская советни­ца А. Н. Писемская, урожденная Блудова (сельцо Романово, д. Ступкино и д. Жилино).

Летом 1933 года сельский сход деревни Шилы­ково постановил организовать колхоз «Удар­ник». Его председателем единогласно выбра­ли И. М. Гвоздарёва. «Ударник» оправдывал свое название — был крепким, богатым. Когда началась Великая Отечественная война, из Шилыковского сельского поселения ушли на фронт 100 человек, а вернулись толь­ко 48. В 50-х годах минувшего столетия про­исходит объединение мелких хозяйств. В начале 1960-х годов на базе укрупненно­го колхоза стала строиться Ивановская госу­дарственная птицефабрика. Уже на 1 января 1962 года были сданы в эксплуатацию главный корпус, два птичника, овощехранилище, ЛЭП, система водопровода, канализации, автодоро­га длиной 2,5 км, теплотрасса, котельная. Од­новременно были возведены здания магази­на, бани, почты, амбулатории, столовой, КБО, школы-десятилетки, Дома культуры, детско­го сада. Первая партия цыплят первомайской поро­ды была завезена 12 августа 1961 года с ВДНХ, этот день считается началом работы и суще­ствования Ивановской государственной пти­цефабрики. У истоков предприятия стояли директора Николай Степанович Кузнецов, Яков Васильевич Вовочкин, Владимир Ивано­вич Бояркин, Константин Григорьевич Дудин, Владимир Фёдорович Сизов. В дальнейшем фабрика реконструировалась и расширялась, увеличивалось поголовье птицы. В те вре­мена в основном была русская порода кур, а с 1967 года — голландская, леггорн. Яйца этой породы были завезены из прибалтийских республик. С 1997 года предприятие оказалось без го­сударственной поддержки — образовались большие долги перед энергетиками, газовщи­ками. С сентября 1998 года руководство пти­цефабрикой принимает Н. В. Кузьмин. 4 де­кабря 2000 года по решению областного арбит­ражного суда на Ивановской птицефабрике назначается управляющим С. В. Шибаев, а исполнительным директором — В. И. Частов. В 2001 году директором становится А. А. Пухаев. С 21 декабря 2003 года на базе птицефаб­рики начало работать ООО «Птицефабрика «Милана» во главе с Р. X. Шаиповым. С 7 сентября 2010 года и по сей день предприятие носит название ООО «Ивановская птицефабрика». Основным видом деятельности является разведение сельскохозяйственной птицы. Компанию возглавляет Варданян Ованнес Робертович.

В декабре 1977 года был подписан акт го­сударственной приемки в эксплуатацию пер­вой очереди Пелгусовского завода керамичес­ких строительных материалов. До 1986 года завод выпускал дренажную трубку для сельхозмелиорации. Затем пере­профилируется на выпуск блоков для сельско­хозяйственных помещений и красный кирпич. Тогда же освоил выпуск нового вида стеновых материалов - кирпич керамический рядовой пустотный, обладающий хорошей теплоизо­ляцией. В конце 1988 года предприятие пе­рестает получать государственную дотацию и переходит на новый вид финансирования — хозрасчет. Выпускает кирпич утолщенный целевой ординарный полнотелый, ординар­ный щелевой. Завод стал называться ИОООИ «Взаимопомощь», которым руководил О. В. Индейкин.

На градообразующих предприятиях посел­ка Шилыково ОАО «Птицефабрика «Милана» и ИОООИ «Взаимопомощь» немало передо­виков производства. Это Герой Социалисти­ческого Труда Ангелина Петровна Харламова; орденоносцы Лидия Михайловна Пименова, Галина Захаровна Милёшина, Алевтина Алек­сандровна Гвоздарёва, Александр Георгиевич Ядрёнов, Вера Владимировна Богачёва, меда­листы Фаина Михайловна Седова, Альбина Сергеевна Фалина, Ринат Мисбахович Садриев, Зинаида Захаровна Кудряшова. К сожалению, керамический завод обанкротился и прекратил свое существование.

В ясный солнечный день октября сотни местных жителей собрались на митинг, посвящённый открытию памятника воинам. Праздничная трибуна, обтянутая алым полотном. В почётном карауле стоят ветераны войны, комсомольцы, пионеры. С песней горна, со знаменем вперёд выстроилась у подножия памятника пионерская дружина имени Зои Космодемьянской. Директор птицефабрики Владимир Иванович Бояркин открывает митинг. Далеко разносится торжественная мелодия гимна Советского Союза. Честь открытия памятника предоставляется ветеранам войны С.С. Елизарову, Н.Х. Суханову, В.С. Се­дову и И.А. Моисееву. Спадает покрывало. Взгляду открывается пятиметровый мраморный пилон, на котором словно горят под лучами солнца бронзовые буквы: «Никто не забыт, ничто не забыто». Так происходило в 1974 году в с. Шилыково открытие памятника воинам, павшим в Великую Отечественную войну.

Архитектурный ансамбль памятника - четырёхметровая стела с мозаичным изображением трёх солдат: новобранца, раненого бойца и закалённого на полях сражений воина. Площадка памятника и территория вокруг него выложены бетонными плитами. Красивые цветы, растущие в недавно сделанных цветниках, украшают памятник. По бокам - две ёлочки и березняк. Всё это удачно вплетается в общую композицию памятника. Чувствуется, что и автор проекта заслуженный художник РСФСР Е.А. Грибов, и создатели этого прекрасного архитектурного комплекса художники Е. Комаричев, Б. Антипов, И. Круглов и Г. Иванов немало вложили в него таланта и мастерства. Много солдат не вернулось с полей сражений в родное Шилыково. Каждый год в канун празднования Дня Победы им посвящаются выступления участников митинга. К подножию памятника возлагают венки и цветы. Да не забудем никогда солдат за наше счастье павших! В 2015 году памятник был отреставрирован к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.




























Сергиева Пустынь


Далее участники маршрута держат путь в Сергиеву Пустынь, которая находится примерно в 2 км. от села Шилыково по дороге Шилыково – Чернцы (трасса К-205). Сергиева Пустынь – архиерейское подворье храма преподобного Сергия Радонежского села Стоянцево Лежневского района Ивановской области Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), расположенного на землях бывшей зверофермы. Скит назван в честь преподобного Сергия Радонежского - покровителя русского монашества, основателя Троице-Сергиевой Лавры, где 10 лет провел духовник монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов). Сейчас на территории подворья находится 3-х этажный келейный корпус с домовой церковью, освященный 18 июля 2002 года в день обретения мощей преподобного Сергия. В настоящее время в данной обители проживают 18 монахов и послушников, настоятелем которой является архимандрит Амвросий. Совершаются воскресные службы, на которые приходят жители окрестных деревень. На территории подворья расположены хозяйственные постройки: водонапорная система, огород, сад, пасека, поля с медоносными травами, коровник, птицеферма. В лесу, недалеко от монастыря, имеется рыбный пруд, в котором в летнее время можно купаться. Ведутся отделочные работы во втором келейном корпусе и надвратном храме.

















Село Златоуст


Следующим пунктом маршрута является село Златоуст. Чтобы попасть в Златоуст, нужно от Сергиевой Пустыни вернуться на трассу К-205, продолжить движение в сторону Чернц и, не доезжая до деревни Стоянцево повернуть налево (см. указатель д. Ступкино).

Село Златоуст образовалось из Иневежского погоста. По­гостом в старину называли отдельно стоящую в стороне от селения церковь с прилегающим участком церковной зем­ли, кладбищем и домами священника и причта. А также во­обще сельское кладбище. Иневежский погост расположен при речке Иневешке (при­ток Ухтохмы). В конце XIX — начале XX века село входило в состав Пелгусовской волости Шуйского уезда Владимирской губернии. В 1859 году в селе числилось 6 дворов, в 1905 году — 4 двора. Прежде входил в состав Шуйского уезда. Ныне это территория Шилыковского сельского поселения. В начале XVII столетия в погосте имелась деревянная цер­ковь в честь Иоанна Златоустого. Потом, ввиду крайнего об­ветшания, она была устранена, а вместо нее в 1688 году были выстроены две новые деревянные церкви.

Иоанн Златоустый (347-407гг.) - Константинопольский архиепископ прославил­ся как знаменитый оратор, блестящий талантливый пропо­ведник, за что и прозван Златоустым. Он изменил чин литур­гии, которая в исправленном виде известна под его именем. Во второй половине XVIII века в погосте вместо деревян­ных церквей выстроена каменная с каменной же колоколь­ней. Расположена она в западной части села, на небольшой площади у дороги. В ней были три престола: в честь Иоан­на Златоустого, Святителя и Чудотворца Николая и пророка Илии. Ярусный храм в стиле барокко. В церкви имелись старинные священные предметы, которые заслуживают особого внимания: 1) икона Святителя и Чудотворца Николая (1689 г.), подаренная боярином Осипом Яковлевым и освященная митрополитом Суздальским и Юрьевецким Илларионом; 2) икона Донской Божьей матери, пожертвованная старшей дочерью графа Блудова Антониной Дмитриевной. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года сохранялась эта реликвия в храме с запиской графини-дочери следующего содержания: «Икона Божией матери Донской стояла при гробе графа Дмитрия Николаевича Блудова. Сия икона поднесена в церковь сельца Романово – месторождения графа Дмитрия Николаевича в память его и за упокой его души 2 июля 1865 г.».4 Приход составляли деревни: Брюшки, Вельково, Веснево, Горшково, Дуброво, Жилкино, Круглово (Ковровский уезд), Лепешки, Ожерельево, Стоянцево, Ступкино, Трутнево, Шилино (Ковровский уезд) и Шилыково. В приходе было 295 дворов, население составляло 725 человек мужского пола и 825 - женского. После погрома атеистов в 1930-х годах были утрачены верхние ярусы колокольни, глава храма, перекрытия трапез­ной. В 1937 году о. Николай, в то время служивший в ней был сослан на Урал, а храм был отдан под тюрьму. После войны в храме были попеременно кинотеатр, зернохранилище, хранилище удобрений и гараж совхоза «Согласие». По воспоминаниям водителя председателя совхоза Фоканова Сергея Федоровича, при выкапывании гаражного стана в храме были извлечены кости скелета человека. Из истории известно, что в храмах хоронили либо священников, либо особо почитаемых людей. На сегодня от храма остались только развалины. В погосте была церковно-приходская школа, которая раз­мещалась в церковной сторожке. В 1864 году в соседней деревне Ступкино была открыта земская начальная школа в собственном каменном здании. По состоянию на 1 января 2001 года в Златоусте было 10 хозяйств, население составляло 30 человек постоянных жи­телей.

На территории села находится памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Там же, на аллее Славы, покоится герой обороны Аджимушкайских катакомб, младший лейтенант, 20-летний уроженец деревни Ступкино, Виктор Алексеевич Соловьев. О его судьбе впервые узнали керченские следопыты-школьники, найдя в катакомбах записную книжку погибшего защитника. На ее обгоревшей первой странице были четко выведено: «Соловьев Виктор Алексеевич. Адрес: Ивановская область, Ивановский район, Златоустовский с/с, дер. Ступкино». В середине мая 1942 года фашистские войска потеснили наши части в Крыму и захватили Керчь. В город прорва­лись вражеские танки и мотопехота. Виктор Соловьев был в составе роты, сформированной из командного состава и прикрывавшей вместе с другими подразделениями отход основных частей. Выполняя свою боевую задачу, воины еще могли отойти к переправам, чтобы избежать окружения. Но каждый знал, что в каменоломнях оставался не успевший эвакуироваться госпиталь с ранеными и укрывшиеся там старики, женщины и дети. Чтобы защитить их, воины спус­тились в катакомбы и вместе с местным партизанским от­рядом закрепились там, превратив катакомбы в неприступ­ную крепость. Героическая оборона Аджимушкайских катакомб вошла яркой страницей в историю Великой Отечествен­ной войны. Потеряв надежду сломить сопротивление пат­риотов, немцы взорвали все ходы и выходы из катакомб, методически сбрасывали на катакомбы тяжелые авиаци­онные бомбы, применяли газовые атаки, но главная став­ка была сделана на то, что обороняющиеся погибнут без воды. Нечеловеческими усилиями осажденные пробили глубо­кий туннель в нижние слои скального грунта и добыли воду... Добираться до нее приходилось ползком по узкому туннелю. Этим можно объяснить запись стихотворения К. Симонова в записной книжке Виктора Соловьева. По воспоминаниям его сестры, Веры Алексеевны, до вой­ны он занимался в Ивановском аэроклубе, любил спорт, пи­сал стихи... Виктор погиб во время газовой атаки немцев.

Примерно в трехстах метрах от Златоустовской церкви находится подворье Свято-Введенского женского монастыря – Покровское (Романовское), которое располагается на месте бывшей дворянской усадьбы Романово вышеупомянутого графа Дмитрия Николаевича Блудова.

Дмитрий Николаевич Блудов - литератор, дипломат, видный государственный деятель, друг А.С. Пушкина (последнему он помогал с получением архивных документов для написания «Бориса Годунова»), родился 2 февраля 1785 года в семье столбовых дворян Николая Яковлевича и Екатерины Ермолаевны Блудовых, ведущей свой род от Ивещея Блуда, воеводы великого князя Ярополка Святославовича. Позже потомство разбилось на несколько ветвей. Позднейшие Блудовы считали своим прямым родоначальником Федора Блудова, выехавшего на Русь из Литвы в середине XV в. Большую часть своего детства провел в Романово. Эти земли на реке Ухтохме и ее притоке Иневешке Суздальского (с конца XVIII века – Шуйского) уезда, Талицкого стана достались одному из предков Блудова Никите Васильевичу Беркуту по жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Романова в 1623 году «за Московское осадное сиденье» и избавлении России от поляков. В память о царской милости и получила свое название усадьба. После смерти отца в 1792 году сельцо Романово с деревнями Ступкино, Жилкино, Брюхово, Степаново и частью села Тюриково (всего 174 души мужского пола) переходят во владение сына. Блудов воспитывался под исключительным влиянием своей умной и образованной матери, оставшейся вдовой ради сына. Его учили лучшие преподаватели в Москве. Отличаясь необыкновенной памятью, он быстро схватывал материал, прекрасно освоил иностранные языки. Сближение с семьями фельдмаршала М. Ф. Каменского и кн. М. М. Щербатова оказало большое влияние на жизнь Блудова. В 1800 он поступил в Московский Архив Коллегии иностранных дел. Здесь он быстро выдвинулся благодаря знаниям и способностям, начал участвовать в изданиях и переводах сборников дипломатических статей, сошелся с братьями А. И. и Н. И. Тургеневыми и Д. В. Дашковым; через последнего познакомился с В. А. Жуковским. В 1802, с воцарением Александра I и началом новых веяний и реформ, Блудов переселился в С.-Петербург. Продолжая службу в Коллегии иностранных дел, он стал выполнять все более важные поручения: в 1807 ездил в Голландию, затем заведовал дипломатической канцелярией при Дунайской армии Н. М. Каменского; в 1812 пробыл около года советником миссии в Стокгольме. Все это время интересы его колебались между дипломатией и литературой; литературная деятельность так занимала его, что он одно время решил выйти в отставку и исключительно предаться ей, но под влиянием матери остался на службе. В Петербурге Блудов познакомился с писателями Г. Р. Державиным, В. А. Озеровым, Н. М. Карамзиным и др. После войны 1812—1815, когда интерес к литературе вновь охватил русское общество, Блудов погрузился в борьбу литературных партий, примкнув к школе Карамзина и кружку Жуковского. В противовес шишковским «Беседам любителей русского слова» Блудов с Жуковским, Уваровым и Дашковым создали свое общество «Арзамас», которое собиралось на квартире Блудова, где получил прозвище "Кассандра" за "надгробную" речь над одним из членов, ставшую пророческой. Незадолго до распадения «Арзамаса» Блудов был назначен советником посольства в Лондон, где он кроме прямых обязанностей следил за английской печатью, нападавшей на Россию. Болезнь вынудила Блудова в 1820 вернуться на родину. В это время он вплотную занимался изданием дипломатических актов. С воцарением императора Николая I Карамзин рекомендовал ему Блудова и Дашкова как ценных сотрудников. В 1826 Блудов был назначен делопроизводителем Верховной следственной комиссии по делу декабристов. Ему пришлось выдвигать обвинения против лиц, со многими из которых он состоял в дружественных отношениях. Эта тяжелая обязанность вызвала резкие нападки на Блудова со стороны масона Н. И. Тургенева в книге «Россия и русские». В 1826 Блудов стал статс-секретарем, товарищем министра народного просвещения и главноуправляющим иностранными исповеданиями; занимался устройством греко-униатской церкви. В 1830 он управлял Министерством юстиции вместо министра Дашкова; в 1832—37 был министром внутренних дел; с 1837 два года возглавлял Министерство юстиции, в 1839 был назначен членом Государственного Совета, председателем Департамента законов и Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В 1842 получил графский титул. Под его редакцией вышли 2 издания Свода законов; он же был главным участником составления Уложения о наказаниях 1845. Реформационный период Александра II застал Блудова уже в преклонных годах. В 1855, в возрасте 70 лет, Блудов был избран президентом Академии наук, председателем комитетов еврейского и детских приютов. С 1857 он был членом комитета для рассмотрения постановлений о крепостном состоянии. Вскоре после освобождения крестьян Блудов был назначен председателем Государственного Совета. Под его председательством были утверждены Государственным Советом положение о земских учреждениях и судебные уставы. Из литературных трудов наиболее выдающиеся — издание последнего тома «Истории Государства Российского» Карамзина по черновикам автора, «Последние дни жизни императора Николая I». Он был в родстве с Г.Р.Державиным, драматургом В.А.Озеровым; дружен с Карамзиным, Пушкиным, Жуковским, Батюшковым и многими другими. Благодаря ему в провинции стали издавать «Губернские ведомости».

Скончался граф Д.Н. Блудов 19 февраля 1864 года, когда Россия отмечала очередную годовщину отмены крепостного права. Его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

На траурном заседании Академии наук говорили: «Его общественные симпатии не сосредоточились и не уединились в одном каком-нибудь сословии, или доктрине, он любил Государя и всю Россию, любил народ её, её славу, образование, её прошлое и будущее – любил всей силой своего честного и бескорыстного сердца, и без преувеличения можно сказать, не было дня, которого бы он не посвятил на деятельное служение России».

Родовую усадьбу на Иневешке после себя Блудов завещал сестре Анне Писемской (вышла замуж за костромского помещика Писемского) и своим детям, которых у него было пятеро. От помещицы Писемской усадьба «Романово» перешла во владение в на­чале века к иваново-вознесенским купцам Гандуриным. Запомнилось, что бывшая барыня любила смотреть в бинокль с балкона второго этажа усадебного дома в сторону соседей по поме­стью Митковых в Чернцах. Портрет барыни Пи­семской на стене гостиной особняка сохранял­ся вплоть до Советской власти. После революции усадьба была экспроприи­рована в пользу рабочих и крестьян. Началась распродажа мебели из бывшего барского дома. В 1918-1922 гг. в усадьбе разме­щалась сельскохозяйственная коммуна «Романово». Затем, вплоть до войны, в главном здании усадьбы находилась школа, а в одном из под­собных — контора колхоза «Мир», впоследствии «Согласие». В Великую Оте­чественную усадьбу отдали под раненых — слепых с фронта. Со временем все парни-калеки подыскали себе среди местных девиц пару, ушли жить в дома. С конца пятидесятых вплоть до 1974 года в усадьбе находился дом престарелых.

В последние годы советской власти в бывшем имении Блудова было полное разорение: выбиты стекла в главном здании, разобраны полы, украдены двери. Но спасибо переменам в обществе, Свято-Введенскому жен­скому монастырю в Иванове, его настоятелю архимандриту Амвросию, ко­торый обратил внимание на запущенную усадьбу, взял ее в подворье мона­стыря. 5 марта 1994 года состоялась передача монастырю этих земель. Когда городские строители осмотрели здание, их мнение было единодушным: восстановлению не подлежит. Первыми насельницами подворья были пять сестер, на плечи которых легли самые большие трудности. Начались строительные работы, создание домового храма. За два с половиной года особняк был восстановлен и домовый храм подготовлен к освящению. 7 января 1997 года в Рождество Христово в нем была отслужена первая литургия. С этого времени в Покровском храме богослужения совершаются ежедневно. Сейчас домовый храм восстановлен полностью, благоукрашен, написан иконостас, храмовые иконы (худ. Валерий Осышный), установлена звонница. На Покровском подворье построен трехэтажный келейный корпус, выполнена газификация подворья; здесь же находится монастырское кладбище, на котором похоронены священнослужители и сестры обители - более 30 человек. Построена кладбищенская церковь "Воскресения Христова". На 2019 год на территории подворья находится около 40 монахинь и послушниц. Имеется баня, спортзал, трапезная, огород. Для посетителей божьей обители выстроены гостевые домики.















Село Чернцы


Далее туристы возвращаются на трассу К-205 и держат путь в село Чернцы Шилыковского сельского поселения. В «Списках населенных мест Российской империи» по данным на 1859 года5 село Чернцы относились к Ковровскому уезду Владимирской губернии, с 16 дворами и со 143 жителями. На 1905 год6 известно, что в Чернцах насчитывалось 24 двора и 186 жителей. По итогам Всероссийской переписи населения 20107 года в Чернцах проживает 918 жителей.

По одной из легенд село Чернцы было пожаловано князю Воротынскому Иваном Грозным за взятие Казани, хотя точных документальных подтверждений (жалованной грамоты) этому нет. Но при знакомстве с родом Воротынских, с фактами истории косвенные подтверждения этому есть. Михаил Иванович Воротынский участвовал в разных походах против крымских татар и шведов, а в 1551 году, когда Иоанн IV выступил против Казани, находился в передовом полку и первый занял Арскую башню. В 1552 году Воротынскому был пожалован титул боярина и звание государева слуги.

В старые времена село принадлежало семьям Волконских-Воротынских и называлось Чернцы-Воротынских. В XIX веке владельцами села и окрестностей были помещики П.А. Титов, М.П. Измайлова, П.Ф. Митков, М.П. Митков, С.Ю. Детлова. Все владельцы села очень интересные люди. П. Ф. Митков – владелец Чернц – брат декабриста М.Ф. Миткова, закончил Императорский Александровский лицей. Александровский лицей (в честь императора Александра I) – закрытое высшее учебное заведение для детей дворян в 1811-1917 г. г. близ Санкт-Петербурга (до 1844 г. Царскосельский лицей). На протяжении десятилетий Митковы собрали великолепную библиотеку. Около 2 тысяч томов из нее хранится в Ивановской областной научной библиотеке. П. Ф. Митьков служил в Государственной канцелярии, принимал участие в разработке документа об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В 1861 году в Чернцах, в специально выстроенном здании, было впервые открыто М.П. Митковым народное начальное училище. Помещение школы состояло из одной учебной комнаты, однокомнатной квартиры учителя и небольшой комнаты для ночлега учеников. С 1861г. село становится волостным центром.

Софья Юрьевна Детлова – родственница Митковых и владелица имения, при открытии нового здания школы в 1891 году вручила первому ученику Василию Ногтеву учебник по «Закону Божьему» – Евангелие с дарственной надписью: «В память обучения в Чернцком начальном училище от попечительницы С. Детловой». С ее именем связана легенда о том, что в нее был влюблен известный пианист, ученик всемирно известного Ф. Листа, он часто гостил в усадьбе, но заболел и умер. Похоронили его в Чернцах, на территории села.

В дневниках семьи Чихачёвых и Чернавиных, помещиков Ковровского уезда, в который входили и Чернцы, часто встречается имя Марии Петровны Измайловой (в девичестве Волконской), владелицы села Чернцы-Воротынских в начале XIX века.

При въезде в село, на главной улице расположен дом бывшего фабриканта Н.Ф. Пряхина, где раньше располагалась администрация поселения (ныне с. Чернцы не имеет статуса административного центра). На противоположной стороне улицы, в доме другого бывшего совладельца ткацкой фабрики С.И. Пряхина, находится Дом культуры. Сооружен в 1907 году. Деревянное здание, рубленное из бревен и обшитое снаружи тесом, поставлено на кирпичный подклет. По бокам главного, западного фасада, обращенного к дороге, здание имеет две позднейшие пристройки – деревянную и каменную. Интересный образец богатого сельского дома в русском стиле, во многом напоминающего городские купеческие постройки. Отдельные элементы декора близки к стилю модерн. Перед Домом культуры – обелиск в честь воинов земляков, погибших в Великой Отечественной войне. Памятник и окружающий его цветник обнесены красивой металлической оградой. Позади памятника – шеренга стройных елей. Наряженные в серебряный иней со снеговыми погонами на своих ветвях, стоят они в скорбном молчании.

В центре села, на правом берегу реки Ухтохмы расположена каменная церковь, построенная в 1780 году во имя Святой Живоначальной Троицы, на месте бывшей когда-то деревянной. В 1833 году усердием помещика Титова и прихожан к ней пристроена теплая трапезная с престолами в честь Владимирской иконы Божьей Матери и в честь Архистратига Божия Михаила. Одновременно с трапезной пристроена каменная колокольня, поставлена ограда с чугунными решетками, а в западном правом углу ограды небольшой каменный домик - сторожка. Ядром композиции храма являлся двусветный четверик, с востока к нему примыкал алтарь, с запада - трапезная, а к трапезной - трехъярусная колокольня. В церкви хранился крест, вставленный в икону с частицами мощей Святых угодников. Крест и икона - дар помещика Титова. Главы и кресты были позолочены. Возле церкви росло много сирени. Церковный приход составляли село Чернцы и деревни: Авдотцыно Большое, Вятково, Горшково, Доронькино, Ефремово, Заболотново, Игнатиха, Кунятиха, Ломы, Осиновка, Пестрецово, Пещерково, Попцево, Сосновка, Филипково, Яснево. В 1898 году в приходе было 174 дома, население составляло 572 человека мужского пола и 619 - женского. Церковь закрыли в октябре 1937 года, здание передали Лежневскому райисполкому «для использования на культурные нужды». Пропала и икона с крестом, с частицами мощей Святых угодников. По преданию, икона со вставленным в неё крестом и мощами была закопана в церковной ограде. Но до сих пор местонахождение ее неизвестно. В здании бывшей церкви оборудовали небольшую электростанцию и водонапорную башню для обслуживания дома отдыха, больницы и школы. Здание разрушалось. Летом 2000 года началось восстановление храма на средства предпринимателей. В проекте восстановления использованы материалы школьного музея. На прежнем фундаменте, расчищенном от многолетнего завала мусора и щебня битых кирпичей, возведен новый двусветный четверик храма. Кладка выполнена красными и силикатными кирпичами на цементном растворе по современной технологии. Кровля, глава и крест - из оцинкованного железа. Полностью восстановлена и колокольня. В храме ведутся богослужения. Храм является подворьем Николо-Шартомского монастыря.

На территории бывшей усадьбы князей Воротынских в советское время располагался Всесоюзный дом отдыха железнодорожников имени П.Л. Войкова. Затем, во время войны, жили эвакуированные из Москвы дети, а в 1943 году здесь был размещен лагерь НКВД для военнопленных №48. Содержались в нем не только рядовые солдаты - немцы, японцы, румыны, венгры, итальянцы, но и офицерский состав. В лагере жили переведенные из Суздаля высокопоставленные немецкие и японские офицеры: командир квантунской армии Ямада, наследный принц «страны восходящего солнца» Коноэ Фумитаки, адъютант Гитлера Гюнше и другие. Всего 51 человек. К пленным хорошо относились. У них была хорошая библиотека, бильярд, их лечили, приглашая лучших докторов из Иванова и Москвы, хорошо кормили, в то время, когда шла война и большая часть населения голодала. «Военнопленным №1» был в лагере фельдмаршал Фридрих фон Паулюс, который возглавлял фашистскую группировку войск под Сталинградом. Он был заместителем начальника генерального штаба при составлении плана Барбаросса. Находясь в плену, он вступил в антифашистскую организацию "Свободная Германия".

Лагерь закрыли в 1956 году. О временах существования лагеря военнопленных напоминает теперь экспозиция музея и мемориальное кладбище. Вместо крестов - гранитные плиты, на которых высечены имена военнопленных, умерших в Чернцах от болезней. Но и после смерти участь не у всех одинакова: останки японских офицеров родственники увезли на Родину. А те, кто остались живы, с большой теплотой писали в своих воспоминаниях о Войково, а не о Чернцах (по названию дома отдыха), о враче В. В. Мотове и его дочери – медсестре лагеря. В Чернцы часто приезжают их родственники из Германии и Японии, журналисты, иностранные туристы.

В 1861 году в Чернцах в специально выстроенном здании впервые открыто народное начальное училище. По­мещение для школы состояло из одной учебной комнаты, Однокомнатной квартиры учителя и небольшой комнаты для ночлега учеников. Попечителем училища был владе­лец села Михаил Платонович Митков, окончивший Импе­раторский Александровский лицей.

С 1890 года попечителем училища стала местная поме­щица, жена штабс-капитана Софья Юрьевна Детлова. В 1891 году на свои средства она построила новое двухэтажное де­ревянное здание для школы по индивидуальному проекту. В нем были уже две классные комнаты, две ночлежные комна­ты для учеников и квартира учителя в три комнаты. Здание Это не сохранилось, но вы его можете себе представить по рисунку, который сделан мною по старенькой фотографии ив музея местной школы.

В 1931 году в Чернцы перевели школу крестьянской молодежи (ШКМ) из Красного Острова и организовали неполную среднюю школу. В 1970-х годах школа стала средней. В 1976 году для нее выстроили новое двухэтажное здание по совре­менному типовому проекту. После введения в эксплуатацию нового помещения деревянный двухэтажный дом старой шко­лы снесли ввиду ветхости.

Осенью 2019 года исполнится 158 лет со дня открытия народного училища. История сельской школы отражена в экспонатах, стендах, альбомах, фотографиях, любовно со­бранных в школьном музее.

В 1937 году в Чернцах открылась участковая больница в одноэтажном кирпичном здании бывшей церковно-при­ходской школы. Там проводился амбулаторный врачеб­ный прием, имелись койки для больных и рожениц. Здесь же была аптека. В 1956 году над одноэтажным кирпич­ным домом выстроили второй деревянный этаж, где разместили стационар на 25 коек. Сегодня больница обслуживает село Чернцы и 15 окрестных деревень.

Ткацкая фабрика в Чернцах расположена за рекой на противоположном, левом, берегу Ухтохмы. Основана она 1906 году товариществом Н. и С. Пряхины и Д. Рысин. 1919 году национализированное предприятие было «заморожено» и пущено вновь кооперативной артелью «Смычка» в 1925 году. В 1929 году фабрика имела 452 работающих ткацких станка, на производстве было занято 466 рабочих и служащих.

Достопримечательностью села является старый парк на правом берегу Ухтохмы, оставшийся от бывшей богатой и красивой усадьбы князей Воротынских. Он квадратный в плане формы, был заложен в начале XIX века. Ограничивает усадьбу березовая аллея. В центре парка аллеи образованы липами.

За свою многолетнюю историю барская усадьба сменила несколько предназначений. С 1930-х годов в усадьбе был дом отдыха железнодорожников, который во время Великой Отечественной войны ликвидировали. Поселили эвакуированных из Москвы детей, здесь они жили и учились в сельской школе вместе с местными ребятами. Потом детей увезли. Разместили госпиталь. Затем здесь содержались военнопленные. С 1958 года до нынешних дней в парке бывшей помещичьей усадьбы, в новом здании, размещается школа-интернат для детей, не имеющих родительского попечения.

В музее Чернцкой средней школы великолепная экспозиция, состоящая из поистине «волшебных» вещей. А в чем их волшебство, вы сможете узнать сами, посетив этот необычный музей, где старинные вещи рассказывают о своей истории. Много ли вы знаете о том, что должны были знать и уметь люди, жившие 150 лет назад? Какую обувь они носили? Где красавицы хранили наряды? Что им облегчало жизнь? Как, не знаете? Тогда срочно в музей. Там вам об этом расскажут и даже дадут подержать в руках… музейные экспонаты.

В кованом сундуке хранили свои наряды наши прапрабабушки. В таком и моль не заведется. А чтобы гладить чугунным утюгом, нужна сноровка и недюжинная сила. Вот почему раньше красавицам фитнес был не нужен. Модельная обувь крестьян - лапти. А надолго ли ее хватает? Дня на четыре, а дальше – плетите новые. А что такое красный угол? А иконостас?8 Об этом расскажет руководитель музея – Липчанская Ольга Леонидовна.

После посещения музея экскурсия завершается, и туристы возвращаются домой.





























Список использованной литературы:

Источники:

  1. Информационный документ Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области. Информация о техническом состоянии усадебных комплексов, расположенных на территории Ивановской области.

  2. Туристский паспорт Лежневского муниципального района. 2016г.

  3. Устные свидетельства и рассказы:

  1. старшего священнослужителя иеромонаха Романовского подворья Свято-Введенского женского монастыря – отца Алексея (Лозы);

  2. жителя с. Чернцы Фоканова Сергея Федоровича;

  3. заведующей краеведческого музея МБОУ Чернцкой СШ Липчанской Ольги Леонидовны.

Литература:

1. Антонов И. Лежневская сторона. Иваново, «Новая Ивановская газета», 2009.

2. Баделин В. Земля Иванов. Иваново, Издательство МИК, 2004.

3. Балдин К.Е., Ильин Ю.А. Ивановский край в истории Отечества. Иваново, 1998.

4. Балдин К.Е., Барвенко В.Г., Иванов Г.В. Ивановский край в истории Отечества. Учеб. пособ. по историческому краеведению для учащихся 9 класса. Иваново, 2007.

5. Бачев И.И. По селам Лежневским. Иваново, 2002.

6. «Богатыри годины давней…». Иваново, 2005.

7. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Вл., 1898, вып.5, с.118-119.

8. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, том 1. Численность и размещение населения Ивановской области.

9. Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб.: изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 6] : Владимирская губерния : ... по сведениям 1859 года / обраб. ст. ред. М. Раевским. - 1863. - LIII, 283 с., 1 л. к.

10. Список населенных мест Владимирской губернии. Владимир, 1905.

Интернет ресурсы:

  1. В.С. Побединский традиции и особенности культовой архитектуры на территории Ивановской области http://www.temples.ru/ivanovo.php

  2. Дорогами героев http://lejnevo.bezformata.com/listnews/dorogami-geroev/17236644/


1 Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 6] : Владимирская губерния : ... по сведениям 1859 года / обраб. ст. ред. М. Раевским. - 1863. - LIII, 283 с., 1 л. к. с. 254.

2 Список населенных мест Владимирской губернии. Владимир, 1905. С.222.

3 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, том 1. Численность и размещение населения Ивановской области. С. 71.

4 См. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Вл., 1898, вып.5, с.118-119.

5 Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб. : изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 6] : Владимирская губерния : ... по сведениям 1859 года / обраб. ст. ред. М. Раевским. - 1863. - LIII, 283 с., 1 л. к. С.123.

6 Список населенных мест Владимирской губернии. Владимир, 1905. С. 105.

7 Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, том 1. Численность и размещение населения Ивановской области. С.71.

8 http://lejnevo.bezformata.com/listnews/dorogami-geroev/17236644/


24




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!