- Здравствуйте, ребята, перед началом нашего исследования мы проветрили кабинет для вас, чтобы Вам было комфортнее работать. Проверьте, чтобы у вас на парте лежали все необходимые материалы: ....
- У вас на партах также лежит рисунок. Что на нём изображено? (ствол дерева). Верно. В ходе исследования мы будем с вами подрисовывать к стволу ветки с листочками и посмотрим, что получится в конце.
-Давайте вспомним тему нашего проекта, для этого отгадаем загадки.
-В нем люди живут,
Очень рано встают,
Сажают и жнут,
Скотину пасут! (село)
-В нём живут,
Но не сеют, не жнут,
Населенным пунктом является
Подскажите, как называется? (город)
-Все верно, тема нашего проекта звучит так: «Плюсы и минусы жизни в городе и селе»
-Как вы думаете, какая цель стоит сегодня перед нами? Что нам нужно исследовать? ( выяснить плюсы и минусы жизни в городе и селе)
-Ребята, а какая проблема может стоять перед нами? Что нам непонятно? (какие плюсы и минусы жизни бывают в городе и селе?)
-Да, всё верно.
Давайте попробуем сформулировать гипотезу нашего исследование. Используйте эту схему для формулирования гипотезы: Если ... , то ... . (Если люди выбирают жить в городе или селе, то там есть свои плюсы и минусы)
Но, чтобы начать исследовать, нам нужно составить план. Давайте посмотрим на план на слайде и найдём лишнее.
Перед вами лежит таблица, которую мы с вами будем заполнять в течении урока, в колонки плюсы и минусы мы будем записывать факты о городе и селе.
-Ребята, скажите своими словами, что такое город? Что такое село? (слайд)
- Правильно.
- Давайте вспомним какой транспорт, дома и дороги в городах и сёлах, посмотрите на слайд.
- Вы всё выбрали верно, будем двигаться дальше.
- Давайте выясним об удобствах в городском доме и сельском. Исследовать вы будете в парах, поэтому вспомним правила работы в парах (Называют правила). Откройте страницу 10-11 учебника. На них изображены дома, в паре сделайте выводы какие удобства есть или отсутствуют в сельском и городском доме. Приступайте.
Давайте запишем в колонку «плюсы» города – удобства. В скобочках запишем (магазин, отопление, водоснабжение). В колонку «минусы» села, запишем «отсутствие удобств в доме».
Мы выяснили первый пункт плана, давайте нарисуем на дереве первую ветку с листочками.
Давайте посмотрим на слайды. Что вы видите? (молоко, сыр, яйца, творог). Где производят эти продукты? (в селе), где мы приобретаем эти же продукты в городе? (магазин). Как вы думаете, откуда продукты полезнее и экологически чище? (из села). Давайте запишем в колонку «плюсы» села – домашнее производство. В колонку «минусы» города запишем магазинная продукция.
Теперь подрисуйте ветку с листьями к вашему дереву.
-Посмотрите на карточки перед вами. Что на них изображено? (виды досуга)
-Разложите, что относится к городскому досугу, а что к сельскому досугу.
-Правильно, давайте запишем это в таблицу…
-На карточках перед вами написан текст из него вы сможете выяснить ещё одно важное отличие города от села. Сделайте это самостоятельно и запишите в таблицу. Затем мы вместе проверим.
-Правильно, воздух в селе действительно чище, по какой причине? (там меньше фабрик)
-Давайте посмотрим на слайд как загрязняется город от машин и заводов (слайды). Что помогает нам очистить воздух?
-Правильно, деревья. Деревья это неотъемлемая часть природы. Основная их функция – это очищения воздуха. В селе деревьев и лесов больше и воздух чище.
-Мы заполнили таблицу, давайте посмотрим на документ-камере, как это получилось у первой пары. Остальные ребята, посмотрите внимательно также ли у вас получилось, поднимите руку если всё верно.
-Молодцы. Какой вывод мы можем сделать исходя из таблицы? (что везде есть свои плюсы и минусы, кому-то нравится жить в городе, кому-то в селе).
- Вы правы. Жить одинаково хорошо в городе и в селе. Давайте закрасим листья на последней пустой ветки. В решении из одной проблемы города мы можем помочь. Как вы думайте какой? (загрязнению воздуха). Верно. Мы уже выяснили, что деревья очищают воздух . Они являются лёгкими нашей планеты. Посмотрите на дерево которое у вас получилось, изменилось ли оно? Каким оно выглядит теперь? (живим, ярким, красивым). Именно такие деревья может посадить каждый из вас и это способствует очищению воздуха.