Разноуровневые вопросы
по физической географии России
для 8 класса.
Данный материал систематизирован
учителем географии
МОУ СОШ № 73 г. Ульяновска
Борщ Еленой Александровной.
При подготовке материала
использовано пособие
Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные
работы по географии.6-10 классы,
Издательский дом «Дрофа» ,М.,1996
Материал может быть использован
на уроках-зачётах,
а также при подготовке
к олимпиадам и ЕГЭ
Географическое положение России.
Моря, омывающие территорию России.
Часовые пояса.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Охарактеризуйте географическое положение России в пределах материка Евразия.
2уровень:
Почему порт Мурманск, находясь севернее Одессы, не замерзает?
3уровень:
Часовые пояса. Может ли время двух населенных пунктов, расположенных в России, отличаться на 10 часов. Ответ поясните.
2 вариант
1 уровень:
Каким образом географическое положение и размеры России повлияли на её природу, население и хозяйство?
2уровень:
Границами часовых поясов являются меридианы, однако на суше эти границы не всегда совпадают с направлением меридиана. Чем это объясняется?
3 уровень:
Разница в долготе между двумя населенными пунктами 20' Могут ли они находиться в одном часовом поясе, насколько различается их местное время?
Рельеф, геологическое строение,
минеральные ресурсы.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
В какой части России наиболее активно проявляется деятельность внутренних сил, преобразующих рельеф? Свой ответ поясните.
2уровень:
Какие силы - внутренние или внешние можно считать ведущими в формирование рельефа? Обоснуйте свою точку зрения?
3уровень:
Почему Восточно-Европейская равнина и Среднесибирское плоскогорье имеют разную высоту, несмотря на одинаковое время образования?
2 вариант
1уровень:
Какая существует связь между рельефом, строением земной коры и полезными ископаемыми? (2вида)
2уровень:
Какие внешние процессы формируют рельеф? Какие формы рельефа с ними связаны?
3уровень:
Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту,несмотря на то, что складки обеих горных систем сформировались во время герцинского горообразования?
Климат
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Нарисуйте схему "Климатообразующие факторы".
2уровень:
Почему порт Владивосток, лежащий южнее Мурманска, зимой замерзает, а Мурманск не замерзает?
3уровень:
На севере и юге З.Сибирской равнины выпадает примерно одинаковое количество осадков (около 300мм). Однако на севере территория переувлажнена (тундра, болота), а на юге ощущается недостаток влаги (сухие степи).
С чем это связано?
2вариант
1уровень:
Дайте понятие, что такое «циклон» и «антициклон». Где на территории России (по временам года) господствуют циклоны и антициклоны?
2уровень:
Почему изотермы января в Европейской части Росси идут по долготе, а изотермы июля по широте? От чего зависит распределение тепла по земной поверхности?
3уровень:
В конце марта и сентября угол падения солнечных лучей примерно одинаков, а значит, величины солнечной радиации, получаемые территорией, сходны. Однако в сентябре значительно теплее, чем в марте. С чем это связано?
Внутренние воды и водные ресурсы.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Приведите примеры зависимости рек от климата и рельефа?
2уровень:
Как различаются верховые и низинные болота по источникам питания, характеру растительности, использованию торфа?
3уровень:
Почему у реки Амур нет весеннего половодья?
2вариант
1уровень:
Приведите примеры озер России, имеющих разное происхождение озерных котловин? (не менее 4 видов)
2уровень:
Что называется падением и уклоном реки. Решите задачу: Высота реки - 250м, высота устья - 150м
Какой уклон будет иметь река при длине 350м? Горная она или равнинная?
3уровень:
Почему Европейская часть России, несмотря на большее количество осадков, беднее внутренними водами по сравнению с Азиатской?
Почвенно-растительный покров,
животный мир.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Что называется почвенным профилем? Из каких горизонтов он состоит?
2уровень:
Какие виды мелиорации вы знаете? Почему при хорошей обеспеченности земельными ресурсами возникает необходимость мелиорации земель?
3уровень:
В лесной зоне значительно больший лиственный опад, чем в степях. Однако почвы степей (черноземы) значительно плодороднее лесных (дерново-подзолистых) почв. Какими причинами это объясняется?
2вариант
1уровень:
Что называется почвой? Приведите примеры, доказывающие, что свойство почв зависит от соотношения тепла, влаги, растительности, почвообразующей природы, рельефа?
2уровень:
Обоснуйте тезис: "Почва-зеркало ландшафта"
3уровень:
Почему почвы тундр, не смотря на большее количество растительных остатков, содержат так же мало гумуса, как и почвы пустынь?
Природные зоны.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Какими природными ресурсами располагает зона тундр? Каким образом они используются в хозяйственной деятельности человека?
2уровень:
Каким образом повлияли особенности климата степей на особенности растительного покрова , почему степи безлесны?
3уровень:
Какие негативные изменения наступают в ПК после уничтожения лесов, какое значение имеет лесная растительность?
2вариант
1уровень:
Какими признаками характеризуется климат степей? С чем это связано?
2уровень:
Почему в тундре не растут деревья? Назовите не менее 3 причин, объясните их действия?
3уровень:
Какая закономерность существует в распределении П.З. России? Какие из П.З. не образуют сплошных полос, объясните почему?
Крупные природные районы.
Восточно-Европейская равнина.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Какие основные факторы формируют климат Восточно-Европейской равнины?
2уровень:
Докажите, что современный рельеф Восточно-Европейской равнины - результат сложного взаимодействия внутренних и внешних процессов.
3уровень:
Зная особенности природы Восточно-Европейской равнины, сделайте вывод об особенностях хозяйственной деятельности и жизни человека в данных условиях.
2вариант
1 уровень:
Перечислите климатообразующие факторы Восточно-Европейской равнины?
2уровень:
Какая из равнин : Восточно-Европейская или Западно - Сибирская - имеет большее разнообразие полезных ископаемых? С чем это связано?
3уровень:
Объясните сходства и различия северных и южных рек Русской равнины по особенностям питания и режима, по строению речных долин?
Урал.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Каковы особенности рельефа Уральских гор и чем они объясняются?
2уровень:
На Урале много рек, но остро стоит проблема нехватки воды. Почему?
3уровень:
Почему процесс омолаживания рельефа Урала идет медленнее, чем на Алтае и Саянах?
2вариант
1уровень:
Установите связь рельефа, со строением земной коры и полезными ископаемыми Урала
2уровень:
На каком склоне Урала (западном или восточном) выпадает больше осадков? Ответ поясните.
3уровень:
Какие экологические проблемы свойственны Уралу? Предложите пути решения этих проблем.
Западная Сибирь.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Перечислите природные ресурсы Западной Сибири.
2уровень:
Сравните Русскую равнину и Западно-Сибирскую низменность по рельефу и тектонике. Объясните сходство и различие?
3уровень:
Обь - многоводная река, почему на ней, в отличии от Волги и Енисея, не построены крупные ГЭС?
2вариант
1уровень:
Укажите особенности географического положения Западной Сибири.
2уровень:
В чем проявляется и чем объясняется большая континентальность климата Западной Сибири по сравнению с Русской равниной?
3уровень:
Какие сложности в освоении природных богатств Западной Сибири имеются и как они преодолеваются?
Восточная Сибирь.
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
В чем состоит уникальность озера Байкал?
2уровень:
Почему хребет Черского выше Урала и ниже Кавказа?
3уровень:
Чем объясняется и чем выражается резкая континентальность климата Восточной Сибири? Почему полюс холода сформировался именно здесь?
2вариант
1уровень:
Дайте характеристику географического положения Восточной Сибири?
2уровень:
Почему Верхоянский хребет выше Урала и ниже Кавказа?
3уровень:
Почему большую часть Восточной Сибири занимает тайга? Какая в тайге основная древесная порода?
Дальний Восток .
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Какими природными ресурсами богат Д.Восток?
2уровень:
Какие явления говорят о незавершённости горообразовательного процесса на Д.Востоке, с чем они связаны?
3уровень:
Почему у р.Амур нет весеннего половодья?
2вариант
1уровень:
Каким образом решаются проблемы охраны и преобразования природы на Д.Востоке?
2уровень:
С какими причинами связана уникальность растительного и животного мира Д.Востока?
3уровень:
Объясните главные особенности климата Д.Востока. Почему на полуострове Камчатка выпадает зимой много снега?
Горы Юга Сибири
Разноуровневые вопросы
8класс
1вариант
1уровень:
Объясните особенности климата Минусинской котловины
2уровень:
Укажите особенности рекреации гор Ю.Сибири (курорты, дома отдыха, санатории, заповедники)
3уровень:
Почему при различном времени образования горы Юга Сибири имеют сходный рельеф?
2вариант
1уровень:
Перечислите природные богатства гор Юга Сибири?
2уровень:
От каких климатообразующих факторов зависит образование "Сибирской Италии" в горах Юга Сибири?
3уровень:
В чем выражается "омоложенность" рельефа гор Южной Сибири. Почему процесс омолаживания протекает здесь интенсивнее, чем на Урале?