Тема: Разносклоняемые существительные
Тип урока: Урок-исследование
Цель учителя:
Предметная: помочь учащимся сформулировать понятие «Разноскллоняемые существительные», выявить их особенности;
Метапредметные: научить учащихся ставить цели и планировать последовательность действий при изучении новой темы.
Планируемые результаты:
Предметные: понять какие существительные относятся к разносклоняемым и почему.
Метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности,
планировать последовательность действий (задачи);
искать пути решения проблемы.
строить логическую цепь рассуждения;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме,
слушать речь других;
На уроке используется таблица для фиксации поставленных задач и выводов.
Актуализация:
Запись под диктовку: Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым.
Задание: сгруппировать существительные по склонениям
Учитель: С помощью чего вы определили склонение существительного? (род и окончание)
Изучение нового материала
Учитель: Я прочитаю вам сказку, а вы после прослушивания ответите на мои вопросы. Они на слайде:
Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению
Какие существительные внесли смуту? Почему?
Как их назвал король? Почему?
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА
Жила-была на свете одна страна. Называлась она Существительное. И было ней было три города: Первое склонение, Второе склонение и Третье склонение. Всеми жителями Существительного управлял король. Он относил всех к мужскому, женскому или среднему роду, а затем решал, кто в каком городе будет жить.
В первый город он заселял жителей мужского и женского рода, чьи имена оканчивались на А и Я. Самые известные в Первом склонении были Мама, Папа, Тетя и Дядя.
Во второй город король заселял жителей мужского рода, имена которых были с нулевым окончанием, и среднего рода, чьи имена заканчивались на О и Е. Во Втором склонении жили и Окно, и Море, и Конь, и другие.
А в третий город король заселял только дам. Их имена были с нулевым окончанием. Всем были известны девушки с именами Печь и Степь.
Жили все счастливо, не ссорились, пока однажды в страну не приехали новые жители. Их было двенадцать: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя. Расселил их король по трем городам, и жизнь продолжилась. Но недолго страна была в покое. Участились ссоры, скандалы, конфликты. По стране ходили различные слухи. И виной всему были новоселы. Король был сильно обеспокоен тем, что случилось. Раньше была тихая, мирная страна, а сейчас даже гражданские войны начались!
Король понял, что все дело в неверном расселении. И решил он создать село Разносклоняемое, куда отправил двенадцать новоселов. С конфликты между жителями прекратились. И стали они жить-поживать да добра наживать.
Учитель: Вернемся к вопросам:
Какие существительные относятся к 1, 2 и 3 склонению? Ответы детей
Какие существительные внесли смуту? Почему? Ответы детей
Как их назвал король? Почему? Ответы детей
Учитель: Мы не можем ответить на два вопроса: Почему их так назвали и почему из-за них начались проблемы в королевстве. Что будем делать?
Учитель: Какую цель мы поставим на урок? Ответы детей
Цель урока: узнать, почему эти существительные называются «разносклоняемые», в чем их особенность.
Учитель: (корректирует цель) Нам надо сформулировать понятие «Разносклоняемые существительные» и выявить их особенности.
Запишем на доске: Бремя, Время, Вымя, Знамя, Имя, Пламя, Племя, Семя, Стремя, Темя, Путь, Дитя
Учитель: Как будем достигать цели? Ответы детей
Таблицу с задачами предлагает учитель. Задачи решаются постепенно и записываются по ходу урока, одна задача вытекает из другой (логика рассуждения)
Учитель: Предлагаю вам сегодня использовать такую таблицу. (Таблицу с задачами записываем в «Словарик» и заполняем по ходу урока) Данная таблица поможет нам фиксировать задачи, СПОСОБ их решения и выводы.
Учитель: Что надо сделать в первую очередь? Правильно, узнать почему эти существительные так называются.
Запишем задачу.
У: Каким способом мы можем это узнать? Нам поможет морфемный разбор.
Ученик у доски разбирает слово «разносклоняемые». Делает вывод (в слове два корня, которые обозначают «разное склонение»
Задача | Способ | Вывод |
Узнать, почему так называются | Морфемный разбор. | Два корня обозначающие «разное склонение» |
У: Эти существительные имеют разное склонение? Относятся к разным склонениям? К каким? Какие склонения бывают у имен существительных? Ответы детей
У: Как проверить к какому склонению относятся данные существительные? Какой будет следующая задача? А какой способ ее решения?
Задача | Способ | Вывод |
Узнать, почему так называются | Морфемный разбор. | Два корня обозначающие «разное склонение» |
Выясним особенности разносклоняемых существительных | Определим род и окончание. Таблица | Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ |
У: Заполним такую таблицу. Для того, чтобы правильно определить род надо знать лексическое значение слова. Вы знаете лексическое значение всех слов? Нет.
Существительное | род | окончание |
Бремя | С.р. | Я |
Время | С.р. | Я |
Вымя | С.р. | Я |
Знамя | С.р. | Я |
Имя | С.р. | Я |
Пламя | С.р. | Я |
Семя | С.р. | Я |
Стремя | С.р. | Я |
Темя | С.р. | Я |
Путь | М.р. | |
Дитя | С.р. | я |
У: Для того, чтобы до конца заполнить таблицу надо узнать ЛЗ слов. Как будем узнавать?
Словарь.
БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)
ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальнаяобщность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой,языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность
СТРЕМЯ,род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника. Вдеть ноги в стремена.
ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными, затылочными и височными костями.
Задача | Способ | Вывод |
Узнать, почему так называются | Морфемный разбор. | Два корня обозначающие «разное склонение» |
Выясним особенности разносклоняемых существительных | Определим род и окончание. Таблица | Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ |
Узнать ЛЗ слов | Словарь | Узнали. |
У: Выяснить другие особенности разносклоняемых существительных
Будем их склонять. Что такое «склонять существительные»? Изменять по падежам. сравнивать с сущ. 2.3. склонения и разносклоняемые. Почему мы будем сравнивать разносклоняемые только с сущ. 2 и 3 склонения?
Используем для этого существительные из предложения, которое записали в начале урока.
В парах просклонять 1 разносклоняемое существительное.
Падеж | 2 скл | 3 скл | разносклоняемые |
Р | Поля | Метели | Времени | Племени | Пути | Бремени |
Д | Полю | Метели | Времени | Племени | Пути | Бремени |
В | Поле | Метель | Время | Племя | Путь | Бремя |
Т | Полем | Метелью | Временем | Племенем | Путем | Бременем |
П | О поле | О метели | О времени | О племени | О пути | о бремени |
Выводы:
Разносклоняемые существительные так называются, потому что…. при изменении по падежам имеют окончания то 2, то 3 склонения.
Запишите этот вывод в тетради в виде схемы.
III скл. II скл.
Р.п.
Д.п. и Тв.п. ем
П.п.
Особенности:
Во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа, существительные на -мя имеют на конце основы –мен
В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные третьего склонения). В Т.п. эти существительные имеют окончанием –ем (как сущ. 2 склонения)
Задача | Способ | Вывод |
Узнать, почему так называются | Морфемный разбор. | Два корня обозначающие «разное склонение» |
Выясним особенности разносклоняемых существительных | Определим род и окончание. Таблица | Не у всех смогли определить, т.к. не знаем ЛЗ |
Узнать ЛЗ слов | Словарь | Узнали. |
Выясним особенности разносклоняемых существительных | Определим род и окончание. Таблица | 10 сущ. с.р. я окончанием –я 1 сущ. м.р. с нулевым окончанием |
Выясним особенности разносклоняемых существительных | Сопоставили то, что знаем, с результатами исследования | Мы знаем, что к 1 склонению относятся сущ. М и Ж рода с окончанием –А, -Я. Ко 2 склонению – сущ. М и С рода с окончаниями –О, -Е. и нулевым окончанием. Значит, только сущ. ПУТЬ подходит под правило. |
Выяснить другие особенности разносклоняемых существительных | Склонять, т.е. изменять по падежам и сравнивать с сущ. 2,3 склонения и разносклоняемые | Во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа, существительные на -мя имеют на конце основы –мен В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные третьего склонения). В Т.п. эти существительные имеют окончанием –ем (как сущ. 2 склонения) |
Сформулировать понятие | Родовое слово - признаки | Разносклоняемые существительные – это существительные, имеющие разные типы склонения. Эти слова имеют в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа окончания существительных 3-го склонения, а в творительном падеже — окончание существительных 2-го склонения |
У: Теперь, когда мы столько знаем про разносклоняемые существительные, мы можем сформулировать понятие. Как строится понятие? Переведем все, что узнали на сегодняшнем уроке на научный язык.
Ответы учащихся, корректировка учителя, сверка с учебником.
У: Проблемный вопрос к следующему уроку: «А как изменяется существительное ДИТЯ? Как изменяются разносклоняемые существительные во множественном числе?»
Эти вопросы мы оставим на следующий урок.
Рефлексия.
Что делали? Формулировали понятие
Каким способом? Ставили задачу, подбирали способ, смотрели, что получилось и ставили следующую задачу.
Какие знания нам понадобились?
Какие разделы языкознания мы вспомнили? Морфемика, лексика, морфология.
Д.З. упр. 258. Выучить разносклоняемые существительные. Придумать сказку-запоминалку.
Тема: Разносклоняемые существительные. Урок-исследование 2 урок
Результат предметный: научатся образовывать формы разносклоняемых существительных в единственном и множественном числе.
Метапредметный:
Высказывать предположения на основе наблюдений.
Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.
Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.
Проверка домашнего задания.
Какие разносклоняемые существительные встретились в упр. 258? В каком падеже и какое окончание вы написали?
Актуализация:
В стародавнее древнее ВРЕМЯ
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое ПЛЕМЯ
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове ВЫМЯ,
Как написать свою фамилию и ИМЯ,
Зачем на лошадь надевать седло и СТРЕМЯ –
Необразованное было это ПЛЕМЯ.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их БРЕМЯ забот,
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ЗНАМЯ,
Что кислород всегда поддерживает ПЛАМЯ.
Над тем, как в булку превратить простое СЕМЯ,
С утра до вечера они чесали ТЕМЯ.
Мы сегодня пропели вам песню
Из истории древних веков.
Чтоб она получилась полезней,
Мы включили в нее десять слов.
Есть в этой песне ИМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, ПЛАМЯ,
В неё вошли и ВЫМЯ, ТЕМЯ, СТРЕМЯ, ЗНАМЯ,
А для того, чтоб облегчить учёбы БРЕМЯ,
Вы повторяйте эту песенку всё ВРЕМЯ.
Но у нас остались еще не выясненными несколько вопросов. Без них мы не сможем правильно образовывать формы разносклоняемых существительных, а следовательно, грамотно писать и говорить.
Как изменяется существительное ДИТЯ?
Как изменяются разносклоняемые существительные во множественном числе?
Цель урока: узнать, как изменяется по падежам существительное ДИТЯ. Узнать, как изменяются разносклоняемые существительные по множественном числе.
Как будем достигать цели?
Задачи:
Задача | Способ | Вывод |
Узнать, как изменяется по падежам существительное ДИТЯ | Изменять по падежам | Существительное дитя имеет особые формы в единственном числе (дитяти, дитяти, дитя, дитятею, о дитяти) и в творительном падеже множественного числа (детьми). |
Узнать, как изменяются разносклоняемые существительные по множественном числе. | Поставить разносклоняемые существительные в форму мн.числа | Существительные бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа Остальные шесть слов склоняются во множественном числе по второму склонению, лишь слова семя, стремя в родительном падеже множественного числа имеют форму на -ян: семян, стремян. Существительное путь имеет особые формы лишь в единственном числе (пути, пути, путь, путем, о пути), а во множественном числе оно склоняется по типу слова кость (т.е. по III склонению). |
Учащиеся в группах пытаются выполнить 1 задачу. Потом показываю им правильный вариант. Видят, что угадали только в В.п.
Р | Дити | Дитяти |
Д | Дитю | Дитяти |
В | Дитя | Дитя |
Т | Дитем | дитятею |
П | О дите | о дитяти |
Все формы дитятей, дитяти, дитятею носят книжный характер и используются редко. Лучше при склонении заменить исходное слово на "ребёнок" и склонять его.
Учащиеся в группах выполняют 2 задачу. Записываем их выводы на доске. Совместно обсуждаем, находим правильные ответы. Составляем таблицу.
| ДИТЯ | ПУТЬ | СЕМЯ, СТРЕМЯ | ВРЕМЯ |
Падеж | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. | Ед.ч. | Мн.ч. |
И | Дитя | Дети | Путь | пути | Семя стремя | семена стремена | время | времена |
Р | Дитяти | детей | Пути | путей | Семени стремени | семян стремян | времени | времён |
Д | Дитяти | детям | Пути | путям | Семени стремени | семенам стременам | времени | временам |
В | Дитя | детей | Путь | пути | Семя стремя | семена стремена | время | времена |
Т | дитятею | детьми | Путем | путями | Семенем стременем | семенами стременами | временем | временами |
П | о дитяти | детях | О пути | путях | Семени стремени | семенах стременах | времени | временах |
Еще раз проговариваем выводы 1 и 2 уроков. Выполняем упражнение на закрепление умений.