СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разнообразие видов контроля и самоконтроля

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важной составной частью процесса обучения является контроль качества знаний. Он позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Разнообразие видов контроля и самоконтроля»

Выступление на педсовете «Разнообразие видов контроля и самоконтроля»

Важной составной частью процесса обучения является контроль качества знаний. Он позволяет оценить достижения ученика, сравнить работу преподавателей, выявить пробелы в знаниях, достоинства и недостатки методов обучения.

Контроль присутствует практически в любом педагогическом процессе. Каждый педагог проверяет результативность обучения и выясняет причины слабой успеваемости. Применительно к повседневному учебному процессу под «контролем» понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности обучающихся.

Контроль знаний – это компонент, необходимый для управления качеством образовательного процесса, направленный на установления обратной связи в обучении и представляющий собой процесс систематического и поэтапного выявления степени достижения планируемых результатов обучения, воспитания и развития учащихся

Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно выбирать и применять существующие формы и методы диагностики, четко определять цели и функции контроля.

Целью контроля является

  1. определение качества усвоения учащимися программного материала.

  2. диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

  3. учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

  4. определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Функции контроля:

Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Контролирующая функция проверки возрастает при выполнении учащимися самостоятельных и контрольных работ.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки состоит в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания.

Развивающая функция проверки выявляет умения распоряжаться своими знаниями и умениями. Наиболее полно она проявляется при выполнении учащимися докладов, обобщений и выводов.

Ориентирующая функция проверки заключается в том, что её результаты дают возможность учителю направлять деятельность учащихся на преодоление пробелов и недочётов в их знаниях и на дальнейшее продвижение в освоении программного материала

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время. Воспитательная функция проверки является первым и самым важным видом отчётности школьника о своих учебных успехах.

В педагогике выделяются следующие основные виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль — это систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях. Желательно, чтобы текущий контроль происходил на каждом уроке. Возможные формы такого контроля: опрос учителя, выполнение тестов, решение задач, работа с компьютерной программой, взаимоконтроль учеников в парах или группах, самоконтроль ученика и др.

Тематический контроль осуществляется по целому разделу учебного курса. Цель — диагностирование качества усвоения учеником структурных основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям. Задача такого контроля — обучающая, поскольку ученики обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупного блока учебной информации и связанной с нею деятельности.

Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти или учебного года. Он может иметь форму контрольной работы, зачета, экзамена, зашиты творческой работы, тестирование. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые или дифференцированные задания, проверяют результаты письменно - графического задания, выполненного учениками по двое, или практического, которое выполняется каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Для организации качественного учебного процесса важно определить содержание и методы контроля, то есть выяснить, что именно и как будет контролироваться. В практике преподавания в настоящее время используются различные методы контроля качества знаний учащихся. Чаще всего применяются разные формы устной проверки и проведение разнообразных письменных работ.

Методы контроля - способы определения результативности учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся

  • Устный

  • Письменный;

  • Графический

  • Практический

  • Комбинированный

  • Автоматический

  • С использованием компьютера

  • Тестовый

Устная проверка

  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный опрос.

При фронтальном устном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

  • выяснения готовности класса к изучению нового материала,

  • определения сформированности понятий,

  • проверки домашних заданий,

  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,

  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

Методы устного контроля – это беседа, рассказ ученика, сообщения, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы и т.д.

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются:

  • обращение с вопросом ко всему классу,

  • конструирование ответа,

  • рецензирование ответа,

  • оценка ответа и ее обоснование,

  • постановка вопросов ученику самими учащимися,

  • взаимопроверка,

  • самопроверка

Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

Письменный контроль

Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде

  • Диктант

  • Самостоятельная работа

  • Контрольная работа, практическая работа

  • Тесты

  • Зачет

  • Сочинение

  • Изложение

  • Лингвистический анализ текста

  • Комплексный анализ текста

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. 

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением внешнего оценивания, ЕГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Кроме тестов, для проведения контроля можно использовать раздаточный материал. Сейчас его можно разработать самим, купить или скачать с интернета. Это могут быть карточки с вопросами, карты, схемы и т.д.

Также одним из средств контроля является домашнее задание. Она может проходит в разных формах, но если будет отсутствовать совсем или будет нерегулярной, то сами домашние задания просто обесценятся.

Компьютерные средства оценивания сейчас очень популярны. Их достоинства: не нужно тратить материал для составления, быстрая проверка (осуществляется компьютером), происходит активизация интереса учащихся.

Лингвистический анализ текста.

Лингвистический анализ текста в последнее время стал одним из популярных способов проверки знаний. Это связано с усилением внимания к тексту (межфразовому единству, сложному синтаксическому целому), содержание и структура которого позволяет проводить наблюдение над тем, как реализуются языковые единицы в речи. В тексте всегда содержится богатый материал для проведения различного рода разборов (лексического, морфологического, синтаксического ит.д.). Все это дает возможность учителю проверить знания и умения учащихся, полученные в результате изучения тем по лексике, фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации, а также из области стилистики.

Комплексный анализ текста

Комплексный анализ текста – позволяет определить уровень теоретических знаний по определенной теме, умения применять их на практике, практические умения и навыки по разным видам разбора, умение выполнять нестандартные творческие задания.

Нетрадиционные формы и методы контроля знаний:

Сообщение на заданную тему, моделирование, творческие работы исследовательского характера, викторины, диспуты, деловые игры, КВН, интеллектуальный ринг, рефераты, доклады, презентации, проект, кроссворды, ребусы, составление схем, работа по таблице

Использование ИКТ для контроля знаний и умений учащихся.

Эффективным средством контроля знаний учащихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

Основные преимущества ИКТ: позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

ИКТ интенсифицирует процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

ИКТ целесообразно использовать в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы)

Главное преимущество компьютера в процессе обучения заключается в том, что он работает с каждым учеником в отдельности. ИТК используются при проведении опроса, контрольных работ, тестов, самостоятельных работ.

В зависимости от характера ответов на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

На уроках русского языка можно использовать следующие формы самоконтроля:

1. При письменной работе на уроке:

а) Словарно-орфографическая работа.

Эта работа связана с тем, что учащиеся самостоятельно ищут в словарях нужные слова, объясняют их лексическое значение и запоминают правописание.

б) Словарный диктант «Проверь себя».

Это небольшая по объему работа. Заранее слова, словосочетания или предложения написаны на доске учителем и закрыты до конца диктанта. После записи диктанта учащиеся 3–4 минуты сверяют свою работу с доской, только после этого диктант проверяет учитель (выборочно или у каждого учащегося).

в) Графический диктант.

Такая форма работы приемлема только при изучении темы «Синтаксис и пунктуация». Преподаватель читает предложения, а учащиеся чертят их схемы, соответствующие постановке знаков препинания. Эти схемы заранее записаны педагогом на доске, но закрыты до окончания работы. При такой форме контроля учащиеся могут проверить свои знания самостоятельно, практически никогда не получают двоек, повышают самооценку и с удовольствием идут на следующий урок!

2. При устной работе на уроке:

а) Работа по плану.

На доске записывается план ответа, составленный учителем или учащимися под руководством учителя. Пользуясь этим планом, учащиеся рассказывают выученный теоретический материал. Так как ребятам зачастую тяжело воспроизвести в памяти лингвистический текст, то план помогает им выстроить свой ответ логически грамотно, не сбиться с мысли. Такая работа благодатно влияет на развитие логического мышления, правильной монологической речи, а значит, и на общее развитие учащихся.

3. При письменной и устной работе на уроке:

а) Работа со схемами и таблицами обобщающего характера.

Учащиеся, используя данную преподавателем схему или таблицу, рассказывают правило и применяют его на практике. Такая работа помогает ребятам контролировать свою работу. Разобравшись в схемах и научившись ими пользоваться, учащиеся не делают ошибок при письме (примеры таблиц прилагаются).

б) Обучение самоанализу.

Обучившись самоанализу, учащиеся могут анализировать не только собственные ответы, но и ответы товарищей.

И еще один момент считаю важным при контроле на уроке — это формирование у обучающихся умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам различного характера. Работа педагога состоит в создании определенного общественного мнения в группе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!