СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Разнообразие растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Просмотр содержимого документа
««Разнообразие растений»»


МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»














Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром по теме:

«Разнообразие растений»

3б класс











Составила: Куприщенко О.Г.













16.11.2021

Тема: «Разнообразие растений»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление

Форма урока: комбинированный.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога; организовать и упорядочить знания; принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Для учителя: учебник «Мир вокруг нас» А. Плешаков, рабочая тетрадь, проектор, электронная презентация, карточки со словами.

Для учащихся: учебник «Мир вокруг нас» А. Плешаков, рабочая тетрадь, таблица, сигнальные карточки.

Ход урока

1. Орг. момент

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

-Итак, устремимся по ступенькам знаний к новым открытиям.

2. Проверка дом. задания

1 слайд

- Ребята нам пришло письмо. Отгадайте от кого (загадка).

Я, друзья, подземный житель,

Землекоп я и строитель,

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем.

- Крот прислал вам вопросы. А как вы думаете о чём? (Про почву, так как на прошлом уроке мы знакомились с этой темой).

- Вам надо ответить на вопросы. (Выполнение теста)

Тест

1. Выберите правильное определение почвы:

т) верхний слой земли, где есть песок и глина;

с) верхний слой земли, где есть песок и глина, воздух, вода;

б) верхний плодородный слой земли.

2. Какая главная часть почвы?

о) перегной;

е) песок;

я) глина.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

м) вода;

н) воздух;

т) соли.

4. Что используют растения для питания?

е) микробы;

а) соли;

ю) перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш) песок;

щ) глина;

н) перегной.

Проверка и оценивание.

3. Актуализация знаний. Подготовка к учебной деятельности

- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по науке ботаника.

- Что такое ботаника? Хотите подсказку? (Слайд 2 появляются изображения растений)

- Ботаника – это наука о… ?

БОТАНИКА – наука, изучающая растения.

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

- Давайте вспомним части растений. Слайд 3

Работа в парах

- На карточках подпишите названия частей растения. Какое растение перед вами? (Земляника).

-Давайте проверим. Слайд 4

- На какие группы можно разделить растения? (Дети обсуждают, предлагают варианты. Изображения растений устанавливаются в 3 группы.) Слайд 5

-По какому признаку вы объединяли растения в группы?

- Как назвать растения первой группы? травы

- Как назвать растения второй группы? деревья

- Как назвать растения третьей группы? кустарники

- А как можно разделить растения, если учитывать их значение в окружающей среде и для людей? (культурные и дикорастущие)

- Ребята, подумайте на какие группы мы можем разделить эти растения по месту обитания? (водные и наземные).

Растения

культурные водные деревья

наземные кустарники

дикорастущие травы

-Посмотрите на группы растений, а всё ли мы знаем о растениях? (Высказывания детей)

4. Сообщение темы и целей урока

-Кто сможет сформулировать тему урока?

-Тема нашего урока «Разнообразие растений» Слайд 6

-Что вы ожидаете от этого урока?

-Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Узнаем, какие группы растений выделяют ученые-ботаники.

-Откройте учебники на стр. 72, прочитаем чему мы должны сегодня научиться.

5. Усвоение новых знаний. Поисково-исследовательский этап.

- А теперь мы обратимся к учебнику на стр.73-74, пробежимся глазками и ответим на какие группы разделили ботаники все растения? …. Слайд7

-Назовите группы, о которых вы узнали.

-Проверим? Слайд8

-Ребята нам приготовили сообщения о этих группах растений. Слайд 9

Физкультминутка

Выступления обучающихся (Приложение)

Водоросли Слайд10

-Что вы узнали о водорослях? (Нет стебля, корня, цветов, плодов, семян)

Мхи Слайд11

- Чем мхи отличаются от водорослей? (У мхов есть стебли и листья, но нет корней, цветов и плодов)

Папоротники Слайд12

-Что вы можете сказать о папоротниках? (Есть листья, корень, стебель, но нет цветов и плодов)

Хвойные 13

-Что интересного вы узнали о хвойных? (Есть корень, стебель(ствол), листья в виде хвоинок, вместо плода с семенами – шишки, в которых созревают семена)

Цветковые 14

-Чем отличаются цветковые растения от других растений? (Есть все части растений)

Региональный компонент

- Ребята, мира не узнаешь, не зная края своего…

-Посмотрите на листья, которые у вас лежат на партах.

-Листья какого дерева перед вами? (Гинкго)

-А что вы знаете о нем? (Высказывания детей)

- Это растение, на первый взгляд выглядит как обычное лиственное дерево. Но ученые его называют «деревом динозавров», так как оно пережило крупных ящеров, которые могли способствовать распространению семян гинкго. По мнению ученых, гинкго – потомок древних папоротников.

Высокое реликтовое дерево огорожено, и находится недалеко от детского сада «Теремок». К нему часто приезжают различные специалисты, смотрят за ростом и состоянием растения. Но не все проезжающие через поселок туристы знают о существовании в Большаково такой лиственной достопримечательности. В Калининградской области растет не более четырех гинкго, два из которых находятся рядом с входом в Калининградский зоопарк.

6.Практический этап. Закрепление изученного

Работа в группах

- А сейчас вы поработаете в группах.

- Вам нужно заполнить таблицу о группах растений с которыми мы с вами познакомились на уроке.

- Где мы можем получить необходимую информацию? (В учебнике) Выполнение задания. (Проверка – показ слайда 15)

- Назовите мне группу растений, которая имеет все части? (цветковые)

- Группу, которая не имеет ни каких частей (водоросли)

- Какая группа имеет только стебель и лист? (мхи)

- Какие части не имеют папоротники? (цветок, плод и семена)

- Чем отличаются хвойные от цветковых? (хвойные не имеют цветка и плод)

7.Рефлексия

-Итак, на какие группы делят учёные все растения?

- Какие растения не имеют цветов? (хвойные, папоротники, мхи, водоросли)

-Какие растения не имеют корней? (водоросли и мхи)

-Чем отличаются растения каждой группы?

Оценивание своих достижений на уроке:

Зелёный – «я всё понял»

Жёлтый – «Я понял, но ещё есть вопросы»

Красный– «У меня ещё есть вопросы»

8.Итог урока. Выставление отметок с комментированием

9.Д/ З стр .72-76. Вопросы. Р/т стр.;



















































Приложение

Водоросли – жители воды. На Земле существует около 20000 видов водорослей, встречающихся и в пресной воде, и в морях. Они бывают разного цвета: зеленые – такие, как ульва ( морской салат), бурые – как ламинария (морская капуста), красные – как порфира, которую так любят в Китае и Японии, что даже выращивают в кулинарных целях. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп, другие – 60- метровые гиганты. Структура их проста – нет ни корня, стебля, листьев. Энергию они получают с помощью фотосинтеза. Размножаются спорами. (Показ слайда: водоросли)

Мхи – их насчитывается около 14000 видов. Растут во влажных местах, будто шерстяным одеялом покрыли мхи болота, берега рек, почву в сырых лесах. Растут густыми массами, и их нижние части медленно сгнивают, образуя торф. Они сходны с водорослями компактным телом из многих плотных клеток и зависимостью от воды при размножении, размножаются тоже спорами. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Показ слайда)

Папоротники – насчитывается более 10000 видов. Как мхи и водоросли, папоротники распространяются спорами, и им также нужна вода для оплодотворения. Но как у более сложноорганизованных семенных растений, у них есть четко оформленные корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Их нетрудно отличить от других растений (по листьям), но различать разные виды папоротников сложно. Точно определять разные виды могут только специалисты – ботаники. Если по нижнему краю листа проходит сплошная коричневая полоска, то это орляк. Если мешочки со спорами образуют отдельные кучки – кучки не прикрыты голые – это голокучник. А если кучки закрыты – щитовник. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Показ слайда)

Хвойные растения – хвойные деревья, их насчитывают всего около 600 видов. Включают сосну, лиственницу, ель, пихту, можжевельник и др. Обычно листья длинные, узкие, похожие на иглы, хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена, отсюда и другое название хвойных – голосеменные, т. е. семена не заключены в плод, они находятся на поверхности чешуи шишек. Их размножение не зависит от водной среды, и потому они встречаются по всей суше. Почти все относятся к вечнозеленым. Древесина хвойных пород мягка и содержит смолу. Сеть корней - стержневая или мочковатая система распространяется и на поверхности, и глубоко в почве. (Показ слайда)

Цветковые растения – более 80 процентов всех существующих зеленых растений – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тыс. видов растений. Из них почти 250 тыс. – цветковые. Эта самая распространенная группа, включает большую часть деревьев и кустарников, все травы и многие водные растения. Цветковые отличаются от других семенных растений – таких, например, как хвойные деревья, - тем, что обычно они имеют цветки, а семена их заключены в плоды. (Показ слайда)

Оказывается ель – очень ценное дерево. Из её древесины получают лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк и шерсть, используют в судостроении. А ещё древесину ели используют для изготовления музыкальных инструментов. Хвоя ели очень хорошо очищает воздух. Вот такое ценное хвойное дерево растёт в нашем крае.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!