«ДРУЖИНА» - Исследователи (товарищи, община, спутники).
«ВИТЯЗИ» - Исследователи (в Древней Руси: отважные, доблестные люди)
«СВЯТОГОРЫ» - Аналитики (стояли на страже мира и добра)
«МУДРЕЦЫ» - Эксперты
Там, где ходили в походы
Воины Мономаха,
Русское чувство свободы
Было сильнее страха.
Снова ожившим нервом,
От севера и до юга,
Двенадцатый век с двадцать первым
Окликают друг друга.
«Дума о Мономахе» Е. Ф. Лаврентьева
Ход урока
Приветствие:
"Прелюбезные друзья мои! Радоваться вам, отроки и отроковицы! Здравствуйте же многие лета.
Научися, верный человече, быти благочестию делатель
Старыя чти яко отца, а молодыя яко братью. Лже блюдися
И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите
Леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а его же не умееть, а тому ся не учить.
Его же умеючи, того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите.
Гой еси вам, детушки родимые. Мир Вашему дому!
Учитель: Кто мог так обратиться к ребятам? (варианты ответов)
Учитель: А сегодня к вам обращаюсь я, Литвинова А.Х., учитель из Адыгеи.
Учитель: Я не зря начала урок приветствием на языке Древней Руси. Мы продолжаем говорить о произведениях древней литературы. Но, обращаясь к художественным текстам, созданным задолго до сегодняшнего дня, не задавались ли вы вопросом: а чем эти произведения могут быть интересны сегодняшнему читателю? Что в них такого, что заставляет их изучать, включать в школьные программы и учебники, читать, наконец? Что это, просто дань традиции?
Учитель: А для чего нам нужны эти встречи? (Учиться нравственности, мудрости)
Библейская притча
Учитель: Задумались ли вы, как важно уметь слушать и слышать людей, уметь вести диалог, говорить добрые слова?
Об этом говорил и великий Д.С. Лихачев, чьи слова и станут эпиграфом урока.
Эпиграф.
“Нравственность едина во все века и для всех людей.
Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.
Прошлое должно служить современности”
Д.С. Лихачёв
Тема нашего урока звучит так:
«Прошлое должно служить современности…»
Учитель: Предположите, какова будет цель нашего занятия?
Работа в группах. От каждой группы - по тезису.
Проблемы:
Какие проблемы мы будем поднимать сегодня, на ваш взгляд?
Как перекликаются XII и XXI века?
Оргмомент. Инструктаж
Учитель: Ребята, рассаживайтесь согласно бейджикам и расставленным таблицам.
Сегодня у нас групповая работа.
Каждая группа имеет свою функцию.
1 ГРУППА. «Дружина» (Исследователи № 1). Вы будете исследовать текст «Поучения Владимира Мономаха». Результатом деятельности вашей группы должен стать кластер.
2 ГРУППА. «Витязи» (Исследователи № 2). Вы анализируете текст Устава Школы № 31. Результатом деятельности вашей группы должен стать кластер.
3 ГРУППА «Святогоры» (Аналитики).
Результатом вашей труда будет двухчастная сопоставительная таблица.
4 ГРУППА «Мудрецы» (Эксперты).
Составляют вопросы к «Поучению…»
Учитель: Ребята, сегодня принимаются все ваши мысли и предположения.
Этап познавательной деятельности.
Учитель: Мы постараемся извлечь какой – то урок для себя.
Вот пример такого поучения, которое около 900 лет назад оставил своим сыновьям великий князь Киевский Владимир Всеволодович, по прозванию Мономах.
Р
Проблемы «Поучения…»
Родители
Отношение к людям
Быть хозяином на своей земле
Учиться
Не лгать
абота в группе № 1.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ДРЕВО «Поучения…»
Прием: «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»
Старых чтите |
Не давайте сильным губить человека. |
Лжи остерегайтеся |
Не ленитесь ни на что хорошее... |
Доброе слово молвите человеку. |
Что умеете хорошего, то не забывайте, А чего не умеете, тому учитесь |
Больного навестите |
П
О
У
Ч
Е
Н
И
е
Старых чтите
Лжи остерегайтесь
Больного навестите, покойника проводите
Учитесь всему
Проблемы «Поучения…»
Родители
Отношение к людям
Быть хозяином на своей земле
Учиться
Не лгать
Накормите нищего
Представление и защита кластеров рабочими группами.
(2 человека от группы)
Группа № 2.
Учитель: Ребята ваша группа работает с текстом Устава МБОУ «Лицей № 31», составленного на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования «Портрет будущего выпускника» по ФГОС.
ОСОЗНАЮЩИЙ ЦЕННОСТИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СЕМЬИ
Бейджик № 2 Аналитик |
ЛЮБЯЩИЙ СВОЙ КРАЙ И
СВОЁ ОТЕЧЕСТВО
УМЕЮЩИЙ УЧИТЬСЯ
УВАЖАЮЩИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
УВАЖАЮЩИЙ ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК
Корни- НРАВСТВЕННОСТЬ
Проблемы «ФГОС…»
Любовь к Отечеству
Родители
Отношение к людям
Быть хозяином на своей земле
Учиться
Уважать закон
ЛЮБЯЩИЙ СВОЙ КРАЙ И СВОЁ ОТЕЧЕСТВО |
УМЕЮЩИЙ УЧИТЬСЯ |
УВАЖАЮЩИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ |
ОСОЗНАЮЩИЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СЕМЬИ |
УВАЖАЮЩИЙ ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК |
Устав школы № 31
Любовь к Отечеству
Родители
Отношение к людям
Быть хозяином на своей земле
Учиться
Уважать закон
Представление и защита кластеров рабочими группами.
(2 человека от группы)
Группа № 3.
Учитель: Проранжируйте следующие понятия в соответствии с их значимостью (ценностью) с вашей точки зрения. Объясните три самых, на ваш взгляд, значительных.
Сделайте вывод, что есть добродетель, а что - порок?
Добродетели | П Бейджик Эксперт ороки |
ПРАВДИВОСТЬ | НЕСТЯЖАНИЕ | ПРЕЗРЕНИЕ К ЗЕМНЫМ БЛАГАМ | КРОТОСТЬ | СМИРЕНИЕ | ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ | ДОБРОТА | СЕРДЕЧНОСТЬ | ЩЕДРОСТЬ | ЛЮБОВЬ | БЛАЖЕННОСТЬ | СВЯТОСТЬ | МИЛОСЕРДИЕ | | ЛЖИВОСТЬ | ВЛАСТОЛЮБИЕ | ЗЛОБА | НЕНАВИСТЬ | ЖЕСТОКОСЕРДИЕ | ЗАВИСТЬ | ТЩЕСЛАВИЕ | ГОРДЫНЯ | УБИЙСТВО (ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА) | |
Представление и защита кластеров рабочими группами.
(2 человека от группы)
Группа № 4.
«Мудрецы» (Эксперты)
Учитель: Пока работают группы, эксперты составляют вопросы к «Поучению»:
«Что, если бы….»
«Как бы ты поступил, если бы…»
Учитель:
На какие вопросы вы готовы ответить сейчас?
На какие не можете ответить?
А есть вопросы, ответы на которые мы будем искать всю жизнь.
Задание 1, 2, 3, 4 группам.
Диаграмма Венна
Учитель: У вас в рабочих тетрадях есть фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха» и «Модель ученика» (Устав вашей школы) о том, каким должен быть современный молодой человек
Сопоставьте два этих исторических документа.
В чем перекликаются эти документы?
Что важно и сейчас спустя 9 веков? Что изменилось?
Что для нас по–прежнему дорого и ценно?
Что поможет сохраниться Росси как государству?
По 1-2 тезиса от группы. Представление и защита кластеров
Совместить их на доске.
Рефлексивный лист.
Учитель: Сейчас мы поработаем с рефлексивными листами. Эта работа позволит вам пережить все этапы урока, проанализировать собственную деятельность на уроке.
«Закончите предложение…».
Сегодня на уроке я узнал, что…
Главная мысль урока состоит в том, что…
Самым трудным для меня было…
- Для меня было неожиданным… (точка удивления по ФГОС)
- Теперь я…
Индивидуальная работа.
Ребята зачитывают свои ответы, мысли, мнения.
Итог урока
Учитель: Вернемся к эпиграфу урока.
Вернемся к началу урока. “Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя”. Д.С. Лихачёв
Изменилось ли ваше мнение?
Учитель: Мы утвердились во мнении о важности правил нравственных законов жизни?
Идти дорогой добра – это великий труд, чтобы быть хорошим человеком, нужно неустанно работать над собой и ВАМ БУДЕТ ХОРОШО (Владимир Мономах).
На Руси издавна знали: «…как пищей тело, так словом укрепляется душа».
Учитывая результаты нашего урока, я понимаю, что вы пойдете дорогой добра.
Слово о Нинушке. «Завещание сыну» Р. Киплинга.
Вручение рамки с ПР-кодом «Завещание Киплинга».
Д\З. А еще я хочу попросить вас поработать дома с «Завещанием Киплинга».
Составьте Диаграмму Венна. Эта работа вам уже знакома.
Спасибо за урок!
6