СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Юной душе, обретающей свет, необходим живоносный родник» или «Наследие» (Сопоставительный анализ «Поучения Владимира Мономаха» и Устава современной школы) (По ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока: Духовное  «Наследие» или

«Нравственность едина во все века и для всех поколений»…!?.

 

Сравнительный анализ

«Поучения Владимира Мономаха» и Устава МБОУ «Лицей № 8»

 

 

Описание учебного занятия

Тип урока:

 Урок общеметодологической направленности.

  • Цель деятельностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Цель содержательная:
  1. построение обобщенных деятельностных норм,
  2. формирование представления
  • о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;
  • о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. На этом уроке организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля, самооценки, рефлексивной самоорганизации.

 

Этот урок является надпредметным и проводится в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

 

Просмотр содержимого документа
««Юной душе, обретающей свет, необходим живоносный родник» или «Наследие» (Сопоставительный анализ «Поучения Владимира Мономаха» и Устава современной школы) (По ФГОС)»






«ДРУЖИНА» - Исследователи (товарищи, община, спутники).

«ВИТЯЗИ» - Исследователи (в Древней Руси: отважные, доблестные люди)

«СВЯТОГОРЫ» - Аналитики (стояли на страже мира и добра)

«МУДРЕЦЫ» - Эксперты

Там, где ходили в походы
Воины Мономаха,
Русское чувство свободы
Было сильнее страха.
Снова ожившим нервом,
От севера и до юга,
Двенадцатый век с двадцать первым
Окликают друг друга.

«Дума о Мономахе» Е. Ф. Лаврентьева


Ход урока

Приветствие:

"Прелюбезные друзья мои! Радоваться вам, отроки и отроковицы! Здравствуйте же многие лета.

Научися, верный человече, быти благочестию делатель

Старыя чти яко отца, а молодыя яко братью. Лже блюдися

И человека не минете, не привечавше, добро слово ему дадите

Леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а его же не умееть, а тому ся не учить.

Его же умеючи, того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите.

Гой еси вам, детушки родимые. Мир Вашему дому!


Учитель: Кто мог так обратиться к ребятам? (варианты ответов)


Учитель: А сегодня к вам обращаюсь я, Литвинова А.Х., учитель из Адыгеи.

Учитель: Я не зря начала урок приветствием на языке Древней Руси. Мы продолжаем говорить о произведениях древней литературы. Но, обращаясь к художественным текстам, созданным задолго до сегодняшнего дня, не задавались ли вы вопросом: а чем эти произведения могут быть интересны сегодняшнему читателю? Что в них такого, что заставляет их изучать, включать в школьные программы и учебники, читать, наконец? Что это, просто дань традиции?


Учитель: А для чего нам нужны эти встречи? (Учиться нравственности, мудрости)


Библейская притча




Учитель: Задумались ли вы, как важно уметь слушать и слышать людей, уметь вести диалог, говорить добрые слова?


Об этом говорил и великий Д.С. Лихачев, чьи слова и станут эпиграфом урока.

Эпиграф.

Нравственность едина во все века и для всех людей.

Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

Прошлое должно служить современности

Д.С. Лихачёв

Тема нашего урока звучит так:

«Прошлое должно служить современности…»

Учитель: Предположите, какова будет цель нашего занятия?


Работа в группах. От каждой группы - по тезису.

Проблемы:

Какие проблемы мы будем поднимать сегодня, на ваш взгляд?

Как перекликаются XII и XXI века?


Оргмомент. Инструктаж

Учитель: Ребята, рассаживайтесь согласно бейджикам и расставленным таблицам.

Сегодня у нас групповая работа.

Каждая группа имеет свою функцию.


1 ГРУППА. «Дружина» (Исследователи № 1). Вы будете исследовать текст «Поучения Владимира Мономаха». Результатом деятельности вашей группы должен стать кластер.


2 ГРУППА. «Витязи» (Исследователи № 2). Вы анализируете текст Устава Школы № 31. Результатом деятельности вашей группы должен стать кластер.


3 ГРУППА «Святогоры» (Аналитики).

Результатом вашей труда будет двухчастная сопоставительная таблица.


Добродетели

Пороки


4 ГРУППА «Мудрецы» (Эксперты).

Составляют вопросы к «Поучению…»


Учитель: Ребята, сегодня принимаются все ваши мысли и предположения.



Этап познавательной деятельности.

Учитель: Мы постараемся извлечь какой – то урок для себя.

Вот пример такого поучения, которое около 900 лет назад оставил своим сыновьям великий князь Киевский Владимир Всеволодович, по прозванию Мономах.




Р

Проблемы «Поучения…»

  1. Родители

  2. Отношение к людям

  3. Быть хозяином на своей земле

  4. Учиться

  5. Не лгать

абота в группе № 1.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ДРЕВО «Поучения…»

Прием: «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»


Старых чтите

Не давайте сильным губить человека.

Лжи остерегайтеся

Не ленитесь ни на что хорошее...

Доброе слово молвите человеку.

Что умеете хорошего, то не забывайте,

А чего не умеете, тому учитесь

Больного навестите

П

О

У

Ч

Е

Н

И

е



Старых чтите



Лжи остерегайтесь



Больного навестите, покойника проводите



Учитесь всему



Проблемы «Поучения…»

  1. Родители

  2. Отношение к людям

  3. Быть хозяином на своей земле

  4. Учиться

  5. Не лгать



Накормите нищего




Представление и защита кластеров рабочими группами.

(2 человека от группы)














Группа № 2.

Учитель: Ребята ваша группа работает с текстом Устава МБОУ «Лицей № 31», составленного на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования «Портрет будущего выпускника» по ФГОС.

ОСОЗНАЮЩИЙ ЦЕННОСТИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СЕМЬИ



Бейджик № 2

Аналитик

ЛЮБЯЩИЙ СВОЙ КРАЙ И

СВОЁ ОТЕЧЕСТВО

УМЕЮЩИЙ УЧИТЬСЯ

УВАЖАЮЩИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

УВАЖАЮЩИЙ ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК

Корни- НРАВСТВЕННОСТЬ

Проблемы «ФГОС…»

  1. Любовь к Отечеству

  2. Родители

  3. Отношение к людям

  4. Быть хозяином на своей земле

  5. Учиться

  6. Уважать закон



ЛЮБЯЩИЙ СВОЙ КРАЙ И СВОЁ ОТЕЧЕСТВО

УМЕЮЩИЙ УЧИТЬСЯ

УВАЖАЮЩИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

ОСОЗНАЮЩИЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ, СЕМЬИ

УВАЖАЮЩИЙ ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК

Устав школы № 31

Любовь к Отечеству

Родители

Отношение к людям

Быть хозяином на своей земле

Учиться

Уважать закон













Представление и защита кластеров рабочими группами.

(2 человека от группы)



Группа № 3.

Учитель: Проранжируйте следующие понятия в соответствии с их значимостью (ценностью) с вашей точки зрения. Объясните три самых, на ваш взгляд, значительных.

Сделайте вывод, что есть добродетель, а что - порок?

Добродетели

П

Бейджик

Эксперт

ороки

  1. ПРАВДИВОСТЬ

  1. НЕСТЯЖАНИЕ

  1. ПРЕЗРЕНИЕ К ЗЕМНЫМ БЛАГАМ

  1. КРОТОСТЬ

  1. СМИРЕНИЕ

  1. ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ

  1. ДОБРОТА

  1. СЕРДЕЧНОСТЬ

  1. ЩЕДРОСТЬ

  1. ЛЮБОВЬ

  1. БЛАЖЕННОСТЬ

  1. СВЯТОСТЬ

  1. МИЛОСЕРДИЕ


  1. ЛЖИВОСТЬ

  1. ВЛАСТОЛЮБИЕ

  1. ЗЛОБА

  1. НЕНАВИСТЬ

  1. ЖЕСТОКОСЕРДИЕ

  1. ЗАВИСТЬ

  1. ТЩЕСЛАВИЕ

  1. ГОРДЫНЯ

  1. УБИЙСТВО

(ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА)


Представление и защита кластеров рабочими группами.

(2 человека от группы)


Группа № 4.

«Мудрецы» (Эксперты)

Учитель: Пока работают группы, эксперты составляют вопросы к «Поучению»:

«Что, если бы….»

«Как бы ты поступил, если бы…»

Учитель:

На какие вопросы вы готовы ответить сейчас?

На какие не можете ответить?

А есть вопросы, ответы на которые мы будем искать всю жизнь.


Задание 1, 2, 3, 4 группам.

Диаграмма Венна


Учитель: У вас в рабочих тетрадях есть фрагмент из «Поучения» Владимира Мономаха» и «Модель ученика» (Устав вашей школы) о том, каким должен быть современный молодой человек

  1. Сопоставьте два этих исторических документа.

  2. В чем перекликаются эти документы?

  3. Что важно и сейчас спустя 9 веков? Что изменилось?

  4. Что для нас по–прежнему дорого и ценно?

  5. Что поможет сохраниться Росси как государству?










По 1-2 тезиса от группы. Представление и защита кластеров

Совместить их на доске.


Рефлексивный лист.

Учитель: Сейчас мы поработаем с рефлексивными листами. Эта работа позволит вам пережить все этапы урока, проанализировать собственную деятельность на уроке.

«Закончите предложение…».

  1. Сегодня на уроке я узнал, что…

  2. Главная мысль урока состоит в том, что…

  1. Самым трудным для меня было…

  2. Для меня было неожиданным… (точка удивления по ФГОС)
  1. Теперь я…

Индивидуальная работа.

Ребята зачитывают свои ответы, мысли, мнения.


Итог урока

Учитель: Вернемся к эпиграфу урока.

Вернемся к началу урока. “Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя”. Д.С. Лихачёв

Изменилось ли ваше мнение?

Учитель: Мы утвердились во мнении о важности правил нравственных законов жизни?

Идти дорогой добра – это великий труд, чтобы быть хорошим человеком, нужно неустанно работать над собой и ВАМ БУДЕТ ХОРОШО (Владимир Мономах).

На Руси издавна знали: «…как пищей тело, так словом укрепляется душа».

Учитывая результаты нашего урока, я понимаю, что вы пойдете дорогой добра.

Слово о Нинушке. «Завещание сыну» Р. Киплинга.


Вручение рамки с ПР-кодом «Завещание Киплинга».


Д\З. А еще я хочу попросить вас поработать дома с «Завещанием Киплинга».

Составьте Диаграмму Венна. Эта работа вам уже знакома.


Спасибо за урок!

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!