10 класс
(Профильный)
Тема 1. Размещение населения.
Урок 52. Практическая работа № 3. Работа с демографическими пирамидами.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Численность и движение населения. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Поло-возрастные пирамиды.
Способы действий учащихся: уметь работать с картой Население мира, графиками, пирамидами; анализировать различные источники информации для определения особенностей разных групп населения.
Ценностный компонент урока: выявить факторы, влияющие на размещение населения, раскрыть причины разного соотношения групп населения в разных странах мира.
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника
Практическая работа с картографическими и статистическими материалами: Работа с демографическими пирамидами.
Цели урока:
Продолжить формирование представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства, о демографической политике государств с разным темпом воспроизводства населения.
Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения, и факторы на них влияющие.
Продолжить формирование умения работать с картографическими и статистическими материалами.
Понятия: рождаемость, смертность, естественный прирост, демографическая политика, половозрастная пирамида.
Оборудование: ПМК, атласы, схемы.
Порядок проведения урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Устный опрос:
Дать определение понятий: рождаемость, смертность, естественный прирост.
Какие факторы влияют на численность населения.
Какие факторы влияют на размещение населения.
Что такое плотность населения, в чем она выражается. От чего зависит.
Что относят к показателям количества и качества населения.
Что такое поло-возрастные пирамиды.
Новая тема.
Материалы к уроку.
В мире издавна существовал вопрос к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс лет назад. В государствах Востока – Египте, Китае, Индии .Население вплоть до 17-18 века росло медленно и неравномерно (анализ рис №10 стр.62)
В начале 20 века произошел «демографический взрыв».
В различных регионах мира население увеличивалось не равномерно( анализ таблицы №2 стр.62)Какие регионы имеют показатели роста населения больше, чем по миру?
Высокие темпы прироста вызывают ряд проблем:
Продовольственную - нехватка продуктов питания.
Истощение земель – нерациональное их использование.
Загрязнение окружающей среды – свалки мусора, и т.д.
Проблема нехватки чистой воды
Страны рекордсмены по среднегодовым темпам прироста.
Страны с минимальными показателями прироста.
Страны с наибольшей численностью населения:
. Страны с численностью населения более 100 млн. человек
№ | Страна | Население |
1 | КНР | 1,322,178,190 |
2 | Индия | 1,131,191,071 |
- | Европейский союз | 491,018,683 |
3 | США | 307,200,664 |
4 | Индонезия | 235,382,136 |
5 | Бразилия | 190,256,710 |
6 | Пакистан | 172 800 042 |
7 | Бангладеш | 156,746,427 |
8 | Нигерия | 152,740,000 |
9 | Россия | 141,828,023 |
10 | Япония | 127,417,000 |
По прогнозам к 2050 году Россия будет занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии и тд.
Естественный прирост
ЕП=Р-С
Естественный прирост
Очень высокий более 30 на 1000 | Высокий 20 на 1000 | Средний 10 на 1000 | Низкий 2-10 чел. На 1000 | Очень низкий Менее 2 чел на 1000 |
Кения Нигерия Зимбабве Ливия Египет Таджикистан | Монголия Филиппины Бангладеш Пакистан Эфиопия Мексика | Китай Индия Турция Куба Аргентина Бразилия | Польша Швеция Франция Великобритания США Канада | Россия Венгрия ФРГ Болгария Австрия Италия |
Высокий уровень ЕП характерен для стран с низким уровнем экономики, для развивающихся стран.
Для стран с высоким уровнем развития характерен средний и низкий уровень прироста населения.
ЕП зависит от типов воспроизводства населения. Хотя рождаемость и смертность - процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы.
Анализ карты Смертность населения Минимальные (Кувейт, ОАЭ, Оман, Алжир) и максимальные (Сьерра –Леоне, Гвинея – Бисау, Руанда, Афганистан, Гвинея, Ангола, Мозамбик) показатели.
Рождаемость:
Ежегодно 140 млн.человек
Каждую секунду – 3 человека
Каждую минуту – 175 человек
Каждый час 10400 человек
Каждые сутки – 250 000 человек.
Практическая работа.
Используя схемы учебника, проанализировать поло-возрастные пирамиды разных стран. Ответить на вопросы.
- Как различаются страны мира по соотношению мужского и женского населения Объясните причины этих различий.
- Почему в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина, ведь продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин
- Проанализировав таблицу «Основные демографические показатели по всем странам мира в 2005 г.» в приложении, выберите на разных континентах страны, в которых разность между продолжительностью жизни мужчин и женщин минимальна (максимальна).
- В чем заключаются отличительные особенности возрастно-половых пирамид развитых и развивающихся стран?
- Какие проблемы возникают в связи с этим в данных странах?
- Как, на ваш взгляд, должна выглядеть оптимальная с социально-экономической точки зрения возрастная структура стран и регионов мира?
- Проанализируйте таблицу № 15 (стр. 388) приложений учебника. Как данные этой таблицы отразятся на возрастном составе населения данных стран? Какой тип воспроизводства населения в этих странах?
- Определите страны, которым соответствуют возрастно-половые пирамиды из приложения (Мексика, Китай, Япония, Германия, Нигерия)
Домашнее задание
П.5-6, Т.1.
Ответить на вопросы в конце параграфа
Подготовить сообщение на 3 минуты на тему «Грозит ли Земле перенаселение?»