СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Размещение населения Земли 10 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка плана урока к разделу Население и культура с использованием материалов учебника

Просмотр содержимого документа
«Размещение населения Земли 10 класс»

10 класс

(Профильный)

Тема 1. Размещение населения.

Урок 52. Практическая работа № 3. Работа с демографическими пирамидами.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Численность и движение населения. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Поло-возрастные пирамиды.

Способы действий учащихся: уметь работать с картой Население мира, графиками, пирамидами; анализировать различные источники информации для определения особенностей разных групп населения. 

Ценностный компонент урока: выявить факторы, влияющие на размещение населения, раскрыть причины разного соотношения групп населения в разных странах мира.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника

Практическая работа с картографическими и статистическими материалами: Работа с демографическими пирамидами.


Цели урока:

Продолжить формирование представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства, о демографической политике государств с разным темпом воспроизводства населения.

Выявить географические особенности полового и возрастного состава населения, и факторы на них влияющие.

Продолжить формирование умения работать с картографическими и статистическими материалами.

Понятия: рождаемость, смертность, естественный прирост, демографическая политика, половозрастная пирамида.

Оборудование: ПМК, атласы, схемы.


Порядок проведения урока:


Организационный момент.

Актуализация знаний.

Устный опрос:

  1. Дать определение понятий: рождаемость, смертность, естественный прирост.

  2. Какие факторы влияют на численность населения.

  3. Какие факторы влияют на размещение населения.

  4. Что такое плотность населения, в чем она выражается. От чего зависит.

  5. Что относят к показателям количества и качества населения.

  6. Что такое поло-возрастные пирамиды.


Новая тема.

Материалы к уроку.

В мире издавна существовал вопрос к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс лет назад. В государствах Востока – Египте, Китае, Индии .Население вплоть до 17-18 века росло медленно и неравномерно (анализ рис №10 стр.62)

В начале 20 века произошел «демографический взрыв».

В различных регионах мира население увеличивалось не равномерно( анализ таблицы №2 стр.62)Какие регионы имеют показатели роста населения больше, чем по миру?

Высокие темпы прироста вызывают ряд проблем:

  1. Продовольственную - нехватка продуктов питания.

  2. Истощение земель – нерациональное их использование.

  3. Загрязнение окружающей среды – свалки мусора, и т.д.

  4. Проблема нехватки чистой воды


Страны рекордсмены по среднегодовым темпам прироста.


Страны с минимальными показателями прироста.

Страны с наибольшей численностью населения:

. Страны с численностью населения более 100 млн. человек

Страна

Население

1

 КНР

1,322,178,190

2

 Индия

1,131,191,071

-

 Европейский союз

491,018,683

3

 США

307,200,664

4

 Индонезия

235,382,136

5

 Бразилия

190,256,710

6

 Пакистан

172 800 042

7

 Бангладеш

156,746,427

8

 Нигерия

152,740,000

9

 Россия

141,828,023

10

 Япония

127,417,000

По прогнозам к 2050 году Россия будет занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии и тд.


Естественный прирост

ЕП=Р-С


Естественный прирост

Очень высокий более 30 на 1000

Высокий

20 на 1000

Средний

10 на 1000

Низкий

2-10 чел. На 1000

Очень низкий

Менее 2 чел на 1000

Кения

Нигерия

Зимбабве

Ливия

Египет

Таджикистан

Монголия

Филиппины

Бангладеш

Пакистан

Эфиопия

Мексика

Китай

Индия

Турция

Куба

Аргентина

Бразилия

Польша

Швеция

Франция

Великобритания

США

Канада

Россия

Венгрия

ФРГ

Болгария

Австрия

Италия

Высокий уровень ЕП характерен для стран с низким уровнем экономики, для развивающихся стран.

Для стран с высоким уровнем развития характерен средний и низкий уровень прироста населения.

ЕП зависит от типов воспроизводства населения. Хотя рождаемость и смертность - процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы.

Анализ карты Смертность населения Минимальные (Кувейт, ОАЭ, Оман, Алжир) и максимальные (Сьерра –Леоне, Гвинея – Бисау, Руанда, Афганистан, Гвинея, Ангола, Мозамбик) показатели.

Рождаемость:

Ежегодно 140 млн.человек

Каждую секунду – 3 человека

Каждую минуту – 175 человек

Каждый час 10400 человек

Каждые сутки – 250 000 человек.


Практическая работа.

Используя схемы учебника, проанализировать поло-возрастные пирамиды разных стран. Ответить на вопросы.

- Как различаются страны мира по соотношению мужского и женского населения Объясните причины этих различий.

- Почему в мире на 100 женщин приходится 101 мужчина, ведь продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин

- Проанализировав таблицу «Основные демографические показатели по всем странам мира в 2005 г.» в приложении, выберите на разных континентах страны, в которых разность между продолжительностью жизни мужчин и женщин минимальна (максимальна).

- В чем заключаются отличительные особенности возрастно-половых пирамид развитых и развивающихся стран?

-  Какие проблемы возникают в связи с этим в данных странах?

- Как, на ваш взгляд, должна выглядеть оптимальная с социально-экономической точки зрения возрастная структура стран и регионов мира?

- Проанализируйте таблицу № 15 (стр. 388) приложений учебника. Как данные этой таблицы отразятся на возрастном составе населения данных стран? Какой тип воспроизводства населения в этих странах?

- Определите страны, которым соответствуют возрастно-половые пирамиды из приложения (Мексика, Китай, Япония, Германия, Нигерия)


Домашнее задание

  1. П.5-6, Т.1.

  2. Ответить на вопросы в конце параграфа

  3. Подготовить сообщение на 3 минуты на тему «Грозит ли Земле перенаселение?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!