Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»
Тема «Размножение и развитие животных»
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
знание об особенностях размножения и развития животных; расширение знаний детей о животных. работа с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
| Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в группах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных);контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания). Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент ( 2мин)
Прозвенел звонок, урок начинается.
Я желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы
и бережного отношения
к себе и окружающим вас людям. Садитесь.
II. Актуализация знаний (8 мин)
1.Беседа о группах животных
Для того, чтобы вспомнить и повторить изученный материал, начнём урок с загадки.
Домашние ласкаются,
а дикие кусаются.
Они повсюду и везде:
на суше, в небе и в воде,
лесные есть, болотные.
Зовём мы их… (животные).
- Как называется наука о животных?
- Учёные – зоологи делят царство животных на большое число групп. Сейчас мы с вами вспомним некоторые из них.
1) Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)
- К какой группе животных она относится? (насекомые) (СЛАЙД)
- Перечислите признаки насекомых (шесть ног). Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ» в таблице.
2) – Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников? (рыбы) (СЛАЙД)
- С помощью чего они дышат? ( с помошью жабр)
3) Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле… (лягушка )
-К какой группе животных она относится? (земноводные)
-Характерные признаки ( кожа голая, нежная)
-Почему их называют земноводными? (СЛАЙД)
Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ»?
4)- Как называются животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем? (пресмыкающиеся)
-Почему их называют « пресмыкающимися»? Как ещё их называют (рептилии)
- Назовите представителей этой группы. (СЛАЙД)
Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ»?
5) Прыгнет раз, прыгнет два,
Почирикает слегка
Крошки подбирает,
Сразу улетает… (воробей)
-К какой группе животных он относится? (птицы)
-Что характерно для этой группы животных? (СЛАЙД)
Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ»?
6)- Как называют группу животных, тело которых покрыто шерстью? (звери)
– Перечислите их признаки. (СЛАЙД)
По-другому их называют…( млекопитающие)
Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЕМ»?
- Какие вы ещё знаете группы животных? (паукообразные, иглокожие, ракообразные, черви, моллюски)
Итак, мы с вами заполнили первый столбик таблицы ЗИУ. Что мы знаем? (группы животных)
2.Работа с раздаточным материалом. Работа в парах
Чтобы поставить учебную задачу и заполнить второй столбик таблицы, я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите голубой конверт, достаньте содержимое. Вы видите скрепленные между собой два вида карточек: одни прямоугольные на зелёной бумаге – это название групп животных, на других фотографии животные, представители этих групп.
- Слева, посередине стола, положите названия групп в том порядке, как у меня на экране. Справа, работая в паре, положите фото животного – представителя группы. Приступайте.
- Давайте проверим.
-Какие карточки оказались лишними? Почему? ( яйцо –это ещё не животное, способ его размножения, малёк и гусеница – этапы развития животного, до того как они становятся взрослыми животными. – слайд
Сколько тайн преподносит нам природа! Может вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?
III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. (2 мин)
- Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, Кто понял как она называется
Яйцо –это не животное, а один из способов размножения животного, куколка и гусеница –
это этапы развития животных.
а называется она: «Размножение и развитие животных».
- Поставьте цель перед собой и проговорите её вслух, используя одну из фраз: (СЛАЙД)
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать…
( Узнать как размножаются и развиваются животные) – вопросы на доску в таблицу в столбик «ИНТЕРЕСУЕМСЯ»
Значит на эти вопросы мы сегодня и ответим, чтобы достичь цели и поэтапно заполним третий столбик нашей таблицы «УЗНАЛИ» Способы размножения и этапы развития.)-прикрепляю на доску карточки.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (20 мин)
Я предлагаю вам рассмотреть размножение и развитие разных групп животных, результаты работы поэтапно занести в таблицу.
Открывать новые знания и начнём с учебника. Прочитаем задания 1,2,3, 4 на стр. 100. Для исследования предлагаю объединиться в группы по 4 -5 человеку. У нас будет столько групп, сколько групп животных.( 6 групп). Я раздаю названия групп животных, которые хорошо знаем и будете исследовать каким способом они размножаются и как каковы этапы их развития. Работая в группах будете учиться выделять главное, обобщать, делать выводы, систематизировать, выполнять взаимопроверку и самопроверку. Как нужно работать в группе, чтобы достичь цели? (распределить работу между собой таким образом, чтобы достичь цели, работать дружно, только в этом случае выдостигните цели и справитесь с учебными задачами)После завершения работы выполните самооценку работы в своей группе по критериям на карточках. Будьте внимательны и доброжелательны друг к другу. Для того, чтобы провести исследование поэтапно и ничего не забыть, вы получите конверты с маршрутными листами и материалами для исследования. Прочитайте задания в маршрутных листах и в соответствии с ними проведите работу по исследованию и приготовьте собщение о размножении и развитии животных своей группы.
Раздаю маршрутные листы.
Ребята, вы получили мультифоры с маршрутными листами, там же таблички с надписями и рисунки. Все полученные данные оформляются в общую таблицу. Когда обучающиеся выходят к доске и оформляют данные в таблицу, на презентации появляется слайд для проверки.
- Сравните с рисунком на слайде, верно ли выполнено задание?
-Используя загадку, повторим ещё раз этапы развития бабочки. А поможет в этом ребята из группы «Насекомые»
Расту червяком,
Питаюсь листком.
-О каком червяке идет речь? (гусеница)
Потом засыпаю,
Себя обмотаю,
Не ем, не гляжу,
Неподвижно вишу.(куколка)
-Что происходит с гусеницей?
Но теплой весной
я вновь оживаю
И, как птичка, порхаю.
-Что произошло с куколкой?
Насекомые | Откладывают яйца | Яйцо – личинка – куколка -взрослое насекомое (бабочка) |
-Какой этап отсутствует в развитии кузнечика? Способ размножения насекомых? (откладывают яйца)
| | Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик) |
2)о размножении и поэтапном развитии рыб.
-Рассмотрим размножение и развитие рыб.
Рыбы | Мечут икру | Икра – малёк - рыба |
Проверим правильность на слайде
Скалько этапов развития рыб? Какие? Способ размножения ( мечут икру)
3)о размножении и поэтапном развитии земноводных.
-Где живут головастики?
-В кого они постепенно превращаются?
-Давайте повторим этапы развития земноводных. Таблица
Земноводные | Мечут икру | Икра – головастик - лягушка |
- Что общего в развитии рыб и земноводных? (Откладывают икру в воду.)
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
4) О размножении и поэтапном развитии пресмыкающихся.
-сколько этапов развития пресмыкающихся?
-способ размножения? ( как и у насекомых)
Таблица
Пресмыкающиеся | Откладывают яйца | Яйцо – детёныш – взрослое животное |
5) О размножении и поэтапном развитии птиц.
Рассмотрим размножение и развитие птиц.
-Весной птицы строят гнёзда. Для чего?
-Кто запомнил, какими появляются птенцы у утки? (покрытые пухом, подвижные, уже через день выпрыгивают из гнезда)
-А у других птиц, какими появляются птенцы? (голые и беспомощные)
-В кого превращается птенец? Таблица
Способ размножения? – (откладывают яйца)
Птицы | Откладывают яйца | Яйцо – птенец – взрослая птица |
6) О размножении и поэтапном развитии зверей.
-сколько этапов развития?
Способ размножения? ( рождают живых детёнышей)
Группа животных | Размножение | Развитие |
Насекомые | Откладывают яйца | Яйцо – личинка – куколка - взрослое насекомое (бабочка) Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик) |
Рыбы | Мечут икру | Икра – малёк - рыба |
Земноводные | Мечут икру | Икра – головастик - лягушка |
Пресмыкающиеся | Откладывают яйца | Яйцо – детёныш – взрослое животное |
Птицы | Откладывают яйца | Яйцо – птенец – взрослая птица |
Звери или млекопитающие | Рождают детёнышей | Детёныш – взрослое животное |
– Сравните размножение и развитие рыб и земноводных.
–Сравните размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся.
–Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?
_ У каких животных 4 этапа развития?
V. Закрепление. Работа в парах. Дифференцированная работа. (10 мин)
Для закрепления изученного материала поработаем в рабочей тетради в парах. Вы сами выбираете уровень сложности и приступаете к выполнению.
Р.Т. – с. 60 , 61
№3 - самое лёгкое задание
№ 2 б) – посложнее
№2 а) – самое сложное
Проверка. Спрашиваю одну из пар, которые выполняли первое задание.
- Встаньте, у кого получился такой же результат.
Аналогично со вторым и третьим заданием.
VI. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)
Ответили на вопросы, которые ставили перед собой? Какие способы размножения животных вы узнали)? (кладка яиц, икрометание, рождение живых детёнышей
У какой группы животных самая длинная цепочка этапов развития? Самая короткая ?
- Проговорите результат урока, используя таблицу на доске:
я узнал, я познакомился …
я удивился
Игра «Закончи фразу» (приветствуются хоровые ответы)
У людей – ребенок.
-У лисы – ….лисенок
-У воробья – ……птенец
У белки - ……бельчонок
-У бабочки - ……гусеница
-У кузнечика - ……личинка
Я очень довольна вашей работой на уроке.
Теперь сами оцените свою работу на уроке по критериям на карточках.
Домашнее задание: стр.100-105, 1) т. стр. 61-62 № 1, 4.
2) нарисовать животное и подписать этапы его развития и способ размножения