СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие животных» (УМК «Школа России»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит разработку учебного занятия окружающего мира в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Размножение и развитие животных» (УМК «Школа России»)»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»

Тема «Размножение и развитие животных»

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

знание об особенностях размножения и развития животных; расширение знаний детей о животных. работа с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.




Познавательные: умение формулировать тему урока; умение искать и выделять необходимую информацию (работа в группе с текстом и иллюстрациями; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение рассуждать, доказывать; умение самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; составление плана выполнения задания в группах; прогнозирование (выдвижение гипотез о размножении животных);контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания).

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.


включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.








ХОД УРОКА

I. Организационный момент ( 2мин)

Прозвенел звонок, урок начинается.

Я желаю вам хорошего настроения, плодотворной работы

и бережного отношения

к себе и окружающим вас людям. Садитесь.

II. Актуализация знаний (8 мин)

1.Беседа о группах животных

Для того, чтобы вспомнить и повторить изученный материал, начнём урок с загадки.

Домашние ласкаются,

а дикие кусаются.

Они повсюду и везде:

на суше, в небе и в воде,

лесные есть, болотные.

Зовём мы их… (животные).

- Как называется наука о животных?

- Учёные – зоологи делят царство животных на большое число групп. Сейчас мы с вами вспомним некоторые из них.

1) Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …
(муха)

- К какой группе животных она относится? (насекомые) (СЛАЙД)

- Перечислите признаки насекомых (шесть ног). Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ» в таблице.

2) – Как называется группа животных, тело которых покрыто чешуёй, передвигаются с помощью плавников? (рыбы) (СЛАЙД)

- С помощью чего они дышат? ( с помошью жабр)

3) Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит,

Родилась в воде,

А живёт на земле… (лягушка )

-К какой группе животных она относится? (земноводные)

-Характерные признаки ( кожа голая, нежная)

-Почему их называют земноводными? (СЛАЙД)

Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ»?


4)- Как называются животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем? (пресмыкающиеся)

-Почему их называют « пресмыкающимися»? Как ещё их называют (рептилии)

- Назовите представителей этой группы. (СЛАЙД)

Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ»?


5) Прыгнет раз, прыгнет два,

Почирикает слегка

Крошки подбирает,

Сразу улетает… (воробей)

-К какой группе животных он относится? (птицы)

-Что характерно для этой группы животных? (СЛАЙД)

Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЮ»?


6)- Как называют группу животных, тело которых покрыто шерстью? (звери)

– Перечислите их признаки. (СЛАЙД)

По-другому их называют…( млекопитающие)

Мы можем поместить это слово под словом «ЗНАЕМ»?

- Какие вы ещё знаете группы животных? (паукообразные, иглокожие, ракообразные, черви, моллюски)

Итак, мы с вами заполнили первый столбик таблицы ЗИУ. Что мы знаем? (группы животных)

2.Работа с раздаточным материалом. Работа в парах

Чтобы поставить учебную задачу и заполнить второй столбик таблицы, я предлагаю вам поработать в парах. Возьмите голубой конверт, достаньте содержимое. Вы видите скрепленные между собой два вида карточек: одни прямоугольные на зелёной бумаге – это название групп животных, на других фотографии животные, представители этих групп.

- Слева, посередине стола, положите названия групп в том порядке, как у меня на экране. Справа, работая в паре, положите фото животного – представителя группы. Приступайте.

- Давайте проверим.

-Какие карточки оказались лишними? Почему? ( яйцо –это ещё не животное, способ его размножения, малёк и гусеница – этапы развития животного, до того как они становятся взрослыми животными. – слайд

Сколько тайн преподносит нам природа! Может вы уже догадались, о чем пойдет речь на уроке?

III. Постановка учебной задачи. Сообщение темы урока. (2 мин)

- Сегодня мы будем исследовать самую таинственную полную загадок тему, Кто понял как она называется

Яйцо –это не животное, а один из способов размножения животного, куколка и гусеница –

это этапы развития животных.



а называется она: «Размножение и развитие животных».

- Поставьте цель перед собой и проговорите её вслух, используя одну из фраз: (СЛАЙД)

Думаю, что на уроке я узнаю…

Я хочу узнать…

( Узнать как размножаются и развиваются животные) – вопросы на доску в таблицу в столбик «ИНТЕРЕСУЕМСЯ»

Значит на эти вопросы мы сегодня и ответим, чтобы достичь цели и поэтапно заполним третий столбик нашей таблицы «УЗНАЛИ» Способы размножения и этапы развития.)-прикрепляю на доску карточки.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (20 мин)

Я предлагаю вам рассмотреть размножение и развитие разных групп животных, результаты работы поэтапно занести в таблицу.

Открывать новые знания и начнём с учебника. Прочитаем задания 1,2,3, 4 на стр. 100. Для исследования предлагаю объединиться в группы по 4 -5 человеку. У нас будет столько групп, сколько групп животных.( 6 групп). Я раздаю названия групп животных, которые хорошо знаем и будете исследовать каким способом они размножаются и как каковы этапы их развития. Работая в группах будете учиться выделять главное, обобщать, делать выводы, систематизировать, выполнять взаимопроверку и самопроверку. Как нужно работать в группе, чтобы достичь цели? (распределить работу между собой таким образом, чтобы достичь цели, работать дружно, только в этом случае выдостигните цели и справитесь с учебными задачами)После завершения работы выполните самооценку работы в своей группе по критериям на карточках. Будьте внимательны и доброжелательны друг к другу. Для того, чтобы провести исследование поэтапно и ничего не забыть, вы получите конверты с маршрутными листами и материалами для исследования. Прочитайте задания в маршрутных листах и в соответствии с ними проведите работу по исследованию и приготовьте собщение о размножении и развитии животных своей группы.


Раздаю маршрутные листы.



Ребята, вы получили мультифоры с маршрутными листами, там же таблички с надписями и рисунки. Все полученные данные оформляются в общую таблицу. Когда обучающиеся выходят к доске и оформляют данные в таблицу, на презентации появляется слайд для проверки.

- Сравните с рисунком на слайде, верно ли выполнено задание?

-Используя загадку, повторим ещё раз этапы развития бабочки. А поможет в этом ребята из группы «Насекомые»

Расту червяком,

Питаюсь листком.

-О каком червяке идет речь? (гусеница)

Потом засыпаю,

Себя обмотаю,

Не ем, не гляжу,

Неподвижно вишу.(куколка)

-Что происходит с гусеницей?

Но теплой весной

я вновь оживаю

И, как птичка, порхаю.

-Что произошло с куколкой?


Насекомые

Откладывают яйца

Яйцо – личинка – куколка -взрослое насекомое (бабочка)

-Какой этап отсутствует в развитии кузнечика? Способ размножения насекомых? (откладывают яйца)



Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

2)о размножении и поэтапном развитии рыб.

-Рассмотрим размножение и развитие рыб.


Рыбы

Мечут икру

Икра – малёк - рыба

Проверим правильность на слайде

Скалько этапов развития рыб? Какие? Способ размножения ( мечут икру)


3)о размножении и поэтапном развитии земноводных.

-Где живут головастики?

-В кого они постепенно превращаются?

-Давайте повторим этапы развития земноводных. Таблица

Земноводные

Мечут икру

Икра – головастик - лягушка

- Что общего в развитии рыб и земноводных? (Откладывают икру в воду.)

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась.
Потянулась, Улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

4) О размножении и поэтапном развитии пресмыкающихся.

-сколько этапов развития пресмыкающихся?

-способ размножения? ( как и у насекомых)

Таблица

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо – детёныш – взрослое животное

5) О размножении и поэтапном развитии птиц.

Рассмотрим размножение и развитие птиц.

-Весной птицы строят гнёзда. Для чего?

-Кто запомнил, какими появляются птенцы у утки? (покрытые пухом, подвижные, уже через день выпрыгивают из гнезда)

-А у других птиц, какими появляются птенцы? (голые и беспомощные)

-В кого превращается птенец? Таблица

Способ размножения? – (откладывают яйца)

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо – птенец – взрослая птица

6) О размножении и поэтапном развитии зверей.

-сколько этапов развития?



Способ размножения? ( рождают живых детёнышей)

Группа животных

Размножение

Развитие

Насекомые

Откладывают яйца

Яйцо – личинка – куколка - взрослое насекомое (бабочка)

Яйцо – личинка – взрослое насекомое (кузнечик)

Рыбы

Мечут икру

Икра – малёк - рыба

Земноводные

Мечут икру

Икра – головастик - лягушка

Пресмыкающиеся

Откладывают яйца

Яйцо – детёныш – взрослое животное

Птицы

Откладывают яйца

Яйцо – птенец – взрослая птица

Звери или млекопитающие

Рождают детёнышей

Детёныш – взрослое животное

– Сравните размножение и развитие рыб и земноводных.

–Сравните размножение и развитие земноводных и пресмыкающихся.

–Чем отличается размножение зверей от размножения других животных?

_ У каких животных 4 этапа развития?

V. Закрепление. Работа в парах. Дифференцированная работа. (10 мин)

Для закрепления изученного материала поработаем в рабочей тетради в парах. Вы сами выбираете уровень сложности и приступаете к выполнению.

Р.Т. – с. 60 , 61

№3 - самое лёгкое задание

№ 2 б) – посложнее

№2 а) – самое сложное

Проверка. Спрашиваю одну из пар, которые выполняли первое задание.

- Встаньте, у кого получился такой же результат.

Аналогично со вторым и третьим заданием.

VI. Рефлексия учебной деятельности (2 мин)

Ответили на вопросы, которые ставили перед собой? Какие способы размножения животных вы узнали)? (кладка яиц, икрометание, рождение живых детёнышей

У какой группы животных самая длинная цепочка этапов развития? Самая короткая ?

- Проговорите результат урока, используя таблицу на доске:

я узнал, я познакомился …

я удивился



Игра «Закончи фразу» (приветствуются хоровые ответы)

У людей – ребенок.

-У лисы – ….лисенок

-У воробья – ……птенец

У белки - ……бельчонок

-У бабочки - ……гусеница

-У кузнечика - ……личинка



Я очень довольна вашей работой на уроке.

Теперь сами оцените свою работу на уроке по критериям на карточках.



Домашнее задание: стр.100-105, 1) т. стр. 61-62 № 1, 4.

2) нарисовать животное и подписать этапы его развития и способ размножения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!