СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ ОТВАЖНОМ для обучающихся 8–9 классов по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ ОТВАЖНОМ для обучающихся 8–9 классов по теме «ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ: ЕДИНСТВО В РАЗНООБРАЗИИ»

Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации, чувства гордости за культуру нашей страны.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, интерактивных заданий, включает анализ визуальной и текстовой информации и групповую работу.

Комплект материалов:

- сценарий;

- методические рекомендации;

- комплект интерактивных заданий;

- презентационные материалы;

- видеоролик;

- листы формата А2 или А1 для записи.

Для подготовки к занятию педагог может использовать дополнительные материалы и ресурсы.

Кинофильмы, рекомендуемые для просмотра с обучающимися:

• А зори здесь тихие. Режиссёр: С. Ростоцкий, 1972.

• Брестская крепость. Режиссёр: А. Котт, 2010.

• Отец солдата. Режиссёр: Р. Чхеидзе по сценарию С. Жгенти, 1964.

• Песнь о Маншук. Режиссёр: М. Бегалин, 1969.

• Рядовой Чээрин. Режиссёр: Д. Кольцов, 2021.

Интернет-ресурсы, рекомендуемые для подготовки к занятию:

Материалы портала Культура.рф — гуманитарного просветительского проекта, посвящённого культуре России: https://www.culture.ru/

Например, тест «загадки народов России» https://www.culture.ru/materials/255250/test-zagadki-narodov-rossii.

Перечень мероприятий в разделе «Год культурного наследия народов России» (2022) https://www.culture.ru/s/god-kulturnogo-naslediya/o-gode/

Материалы проекта «Виртуальный тур по многонациональной России» http://ресурсныйцентр-анр.рф/russian-federation/project/virtualnyy-tur

Проект «Языки России» — большая мультимедийная «энциклопедия» о языках, на которых говорят сегодня или говорили жители России. https://postnauka.ru/yazrus

Акция «Большой этнографический диктант» – просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет оценить общий уровень этнокультурной грамотности.

https://miretno.ru/

Можно рекомендовать книгу: Сто языков. Вселенная слов и смыслов / М. А. Кронгауз, А. Ч. Пиперски, А. А. Сомин [и др.]. — Москва: Издательство АСТ, 2018. — 224 с. : ил.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя, беседа с обучающимися о том, какое значение имеет государственный язык Российской Федерации, какие особенности имеют языки народов Российской Федерации, какую роль играет родной язык в жизни каждого человека. Показ видеофильма, обсуждение.

Часть 2. Основная

Выполнение интерактивных заданий и/или организация работы в группах (предложены варианты организации работы). Дискуссия.

Часть 3. Заключение.

Варианты творческого задания.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут)

Учитель. Наша страна является не только крупнейшей державой мира. На её территории проживают представители свыше 190 национальностей. Большинство народов России на протяжении веков формировалось на территории современного Российского государства и внесло свой вклад в развитие государственности и культуры. Мы очень разные, но веками живём вместе, вместе учимся и работаем, хорошо друг друга понимаем и составляем единое целое. Мы, граждане России, – единая общность, россияне.

Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. Большую роль в жизни нашей многонациональной страны играет русский язык. Давайте вспомним, какие слова в русском языке обозначают общение, речь.

Работа с интерактивным заданием №1. Филворд «Общение»

Слова: коммуникация, речь, говорение, диалог, изречение, высказывание, произношение, молва

Учитель. Наше сегодняшнее занятие будет посвящено не только русскому языку как языку межнационального общения народов нашей страны, языку государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации, но и родным языкам. Это важный факт: в нашей стране люди разговаривают не только на русском языке, но и на своих родных языках, сохраняя культуру своего народа. Давайте посмотрим видеофильм о разнообразии родных языков в нашей стране.

Демонстрация видеофильма (дикторский текст)

Сегодня мы поговорим о роли языка в жизни человека.

Россия сохраняет языки народов Российской Федерации, родные языки изучаются в школах и вузах, выпускаются газеты и журналы на родных языках, проходят конкурсы и фестивали, в театрах идут постановки на языках народов Российской Федерации.

Известно, что языки могут исчезнуть, если люди перестанут говорить, писать и читать на родном для них языке. Такая проблема существует во всех странах: идёт сужение языковой карты мира.

Лингвисты говорят, что набирает обороты так называемый планетарный языковой сдвиг – явление, когда предпочтение отдаётся не родному языку, а языку социально более значимому, более востребованному средству коммуникации.

Мир встаёт перед выбором – отказаться от языкового разнообразия, как от «груза прошлого», или сохранить культурный багаж.

Правительство нашей страны понимает: теряя языки, общество беднеет, поскольку каждый язык – уникальное явление человеческой мысли и культуры. Поэтому так многое делается в нашей стране для сохранения языков народов Российской Федерации.

Решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремёсел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям являются основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

Знаете ли вы, что существует Общероссийское общественное движение – Молодёжная Ассамблея народов России «МЫ – РОССИЯНЕ»? Первый общероссийский форум «МЫ – РОССИЯНЕ» был проведён в 2000 году в столице Удмуртской Республики городе Ижевске.

С 2000 года Молодёжная Ассамблея «МЫ – РОССИЯНЕ» совместно с Общероссийской общественной организацией «Ассамблея народов России» проводит различные мероприятия и проекты, направленные на сохранение и развитие культур и традиций народов России. Например, в ноябре 2021 года в Москве прошёл Московский международный форум медиаэкспертов и блогеров «ЭтноТок». Это проект по поддержке молодых блогеров, журналистов и лидеров мнений, которые создают контент, помогающий гостям столицы адаптироваться к жизни в новых условиях, и рассказывают о городе своим соотечественникам и подписчикам.

Согласитесь, во многом от каждого из нас зависит, каким будет имидж многонациональной России, а также имидж тех народов, которые каждый из вас представляет.

Информацию об особенностях каждого региона нашей страны можно найти на разных сайтах. Картина нашей уникальной России – это картина нашей с вами жизни!

Обсуждение просмотренного видеофильма.

Учитель. Из видеофильма мы многое узнали о языках и культуре многочисленных народов нашей страны, о том, что Россия бережно сохраняет их разнообразие.

Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и мыслями, отвечая на вопросы:

Какие факты о языках вы знали? Что вас удивило?

Какой язык является вашим родным языком? Какие интересные особенности, существующие в вашем родном языке, вы могли бы назвать?

Как народы нашей многоязычной страны понимают друг друга?

Какова роль русского языка в объединении народов нашей страны?

Учитель. На различных порталах – культура.рф, Российское географическое общество (https://www.rgo.ru/ru ), Российское историческое общество (https://historyrussia.org/?ysclid=l9sjy7pxfq402402333) и многих других – можно найти информацию об особенностях каждого региона нашей страны.

Какие ещё вы знаете сайты, где бы рассказывалось об истории нашей страны, нашего края (республики, региона)?

Какой из этих сайтов вы могли бы порекомендовать для поиска дополнительных материалов для урока истории? Для урока литературы?

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Учитель.

– Российская Федерация — одно из самых многонациональных государств. За почти тысячелетнюю историю, народы, проживающие на её территории, нашли формы мирного национального сосуществования в единой державе без потери своей самобытности. Давайте убедимся в том, что, будучи разными, мы хорошо понимаем друг друга.

Комментарий: далее приводятся варианты организации деятельности учащихся. Можно использовать интерактивное задание или упражнения для работы в группах с учётом особенностей класса и технических (организационных) возможностей.

Интерактивное задание №2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». «Народов много — страна одна!»

(Описание: Пояснения, которые даются после каждого вопроса, зачитывает учитель)

Учитель.

Ежегодно в России в ноябре проходит уже традиционная Международная акция «Большой этнографический диктант». Большой этнографический диктант – это просветительский проект, который знакомит с культурой народов, проживающих в России, а также позволяет каждому из нас 6 оценить общий уровень этнокультурной грамотности. Девиз этого диктанта: «Народов много — страна одна!»

Попробуйте ответить на вопросы диктанта 2021 года.

Учитель. Национальный костюм — всегда отражение народных традиций. Давайте проверим, разбираетесь ли вы в костюмах разных народов России.

Вопрос 1

Какой материал играл особую роль в украшении русских головных уборов?

- Цветное стекло

- Жемчуг

- Бисер

Правильный ответ: жемчуг

Пояснение: привозной морской жемчуг в старину могли себе позволить только очень богатые люди, потому чаще всего на русских головных уборах встречается речной. Блеск жемчужин создавал эффект сияния, особенно в сочетании с золотой вышивкой и камнями.

Вопрос 2

В XIX веке о внешнем виде мужчин из этого региона говорили так: «[…] одет просто, но любо смотреть, как все части его костюма и вооружение хорошо пригнаны, как всё опрятно, щегольски, чисто, как […] обтягивает стройное тело». В каком регионе была распространена такая мужская одежда?

- Урал

- Сибирь

- Северный Кавказ

Правильный ответ: Северный Кавказ

Пояснение: в XVIII — первой половине XIX века у народов Северного Кавказа сложился комплекс мужской одежды с бешметом и черкеской. Изначально он появился у кабардинцев, а впоследствии распространился среди соседних адыгейских народов. Бешметом назывался кафтан со стоячим воротником из шелковой или шерстяной ткани. Черкеску же шили из тонкого сукна. До талии она плотно облегала торс, а от пояса плавно расширялась книзу.

Вопрос 3

Этот женский головной убор мордва-мокша называет «бабань панга». Мягкий трапециевидный чепец играл важную роль в традиционном свадебном обряде. Каждая невеста должна была вышить его собственноручно и подарить другой женщине. Кому же предназначался «бабань панга»?

- Матери невесты

- Будущей свекрови

- Подруге, которая выходила замуж следующей

Правильный ответ: будущей свекрови

Пояснение: богато расшитый «бабань панга» невеста преподносила в дар свекрови, чтобы показать своё мастерство в рукоделии. Очелье (часть головного убора, которая прикрывает лоб) этого головного убора украшали плотной вышивкой шерстяными нитями с затейливым геометрическим орнаментом. Чепец надевали на специальную причёску — скрученные в два узла надо лбом волосы — и закрепляли тесёмками.

Вопрос 4

На фотографии — один из элементов традиционного свадебного костюма татар. Что это такое и как это носили?

- Это украшение для кос

- Это шейный платок

- Это обмотка для голеней

Правильный ответ: это обмотка для голеней

Пояснение: по старинному татарскому обычаю к свадьбе невеста дарила жениху «аякчу чолгау» — нарядные обмотки для голеней из полотна тонкой выделки, которое тщательно отбеливали и придавали ему блеск специальным лощильным камнем. Края обмоток расшивали золотой нитью и декорировали золотным кружевом с цветной фольгой. Вышитые концы таких обмоток выступали из голенищ сапог.

Вопрос 5

В разных областях России носили кокошники разных цветов, форм и убранства. Например, в Торопецком уезде (в наши дни эта территория входит в состав Тверской и Псковской областей) популярны были «шишаки». Что символизировали эти шишечки на свадебном головном уборе?

- Возраст невесты

- Пожелание плодовитости

- Число сундуков с приданым

Правильный ответ: пожелание плодовитости

Пояснение: молодой жене желали родить столько же детей, сколько было шишек на кокошнике. Верх шишака изготавливали из дорогих тканей: парчи, бархата, шёлка, — а сами шишечки полностью покрывали речным жемчугом или колотым перламутром.

Вопрос 6

Кто носил такие головные уборы?

- Северные шаманы

- Дети на Святки

- Молодые матери

Правильный ответ: молодые матери

Пояснение: этот необычный головной убор называется «сорока рогатая». Его носили женщины в Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерниях. Для молодой матери и её ребёнка рога служили оберегом: в старину считали, что их грозный вид отпугивает злых духов и защищает от дурного глаза. Сорока рогатая «вместе со всеми своими принадлежностями состояла из 14 отдельных частей и весила до 19 фунтов (примерно 7,5 кг)».

Вопрос 7

По какому случаю якутские женщины шили такие яркие платья?

- К празднику весны

- К свадьбе

- К рождению ребёнка

Правильный ответ: к свадьбе

Пояснение: якутское свадебное платье называлось «холодай». Его кроили из прямых полотнищ на кокетке. Широкие длинные рукава собирали у плеча, а высокие манжеты закладывали в складку. Воротник, рукава и подол декорировали белым плетёным кружевом, которое называлось «пико». На рубеже XIX–XX веков только зимняя одежда якутских женщин сохраняла традиционный облик, а праздничные наряды всё чаще изготавливали по образцам одежды европейских и сибирских татар.

Беседа по окончании работы с интерактивным заданием

Учитель.

– Ребята, как вы думаете, нужно ли сохранять старинные костюмы? Разве они сейчас кому-то интересны?

Народная песня – зачем она современным молодым людям?

Народное творчество – зачем музеи собирают старинные вещи, поделки?

Почему на уроках литературы мы изучаем народный эпос?

(Ответы учащихся)

Учитель.

– Вы правы. Конечно, сохранение предметов старины, быта, изучение памятников культуры, литературы, искусства позволяет нам сохранять культуру наших предков, знать наши традиции, нашу историю, передавать из поколения в поколение духовные ценности. Мы говорим на разных языках, а эти духовно-нравственные ценности для нас всех одинаковы. Вот почему тема сегодняшних занятий называется «Мы разные, мы вместе».

Групповая работа. Организация работы в парах

Задание 1. «Мы разные, мы вместе»

Цель: формирование у обучающихся представления о важности единства всех народов России российской гражданской идентичности.

Форма работы: групповая.

Класс делится на 4–5 групп.

Учителю важно заранее подготовить листы для работы.

Учитель. Предлагаю вспомнить высказывание Президента Российской Федерации В. В. Путина о подвиге Нурмагомеда Гаджимагомедова, который в феврале 2022 года в бою с неонацистами был ранен, попал в окружение, сражался до последнего патрона и подорвал боевиков гранатой, не пощадив собственной жизни.

В. В. Путин (03.03.2022): «Я русский человек. И как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи, но, когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дагестана, лакца по национальности, других наших воинов, мне хочется сказать: “Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, еврей, мордвин, осетин…”».

Учитель. Как вы понимаете эти слова Президента Российской Федерации?

В этих словах Президента Российской Федерации подчёркивается единство всех народов нашей страны во все времена. Основа единства – 10 базовые национальные ценности, общие для всех народов России, ставшие общероссийскими ценностями.

Задание: напишите, какие духовно-нравственные ценности объединяют нас (4–5 понятий). По завершении работы мы уточним наши представления.

В беседе в свободной форме подводятся итоги выполнения задания, обсуждаются выбранные ребятами ценности.

(Для подведения итогов обсуждения)

Учитель.

– Среди этих ценностей – то, что дорого каждому народу, каждой семье, каждому человеку: человеколюбие и справедливость, честь и совесть, воля и вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством. И нам важно сохранить эти ценности, объединяющие нас.

Задание 2. «Как я это понимаю»

Оборудование: листы ватмана, ручки / карандаши / фломастеры.

На листах бумаги большого формата написаны слова: «Родина», «труд», «семья». Обучающиеся делятся на 3 команды. Члены команды в течение 2–3 минут пишут на листе ватмана, что для них означает слово, вынесенное в заголовок; можно нарисовать небольшой рисунок. По сигналу учителя команды меняются листами, выполняют аналогичное задание. Каждая команда должна поработать с 3 листами. Педагог избирательно зачитывает записи на листах.

Возможные примеры:  Родина: Россия, земля, народ, герой, подвиг;

✓ Семья: любовь, верность, здоровье, забота, дети, родители;

✓ Труд: цель, взаимопомощь, творчество, настойчивость, усердие.

Листы ватмана можно прикрепить на доску: к результатам работы в группах педагог и обучающиеся ещё раз обратятся в завершение основной части занятия.

3. Заключение (до 5 минут)

Варианты творческого задания

1) Подберите пословицы, поговорки, в которых отражены те духовно-нравственные ценности, которые объединяют все народы Российской Федерации.

2) Существует много метафорических, образных названий регионов и городов нашей страны, например, Вологодский край называют «душой Русского севера», Великий Устюг – родиной Деда Мороза, Калининградскую область – «янтарным краем», есть маршрут «Золотого кольца» и «Серебряного ожерелья» России. Какое образное название есть у вашего края /города? Если ещё нет – предложите свой вариант!

3) Постарайтесь найти время и загляните на сайт проекта «Большая перемена» (https://community.bolshayaperemena.online). Какие направления вам показались интересными? В чём бы вы хотели принять участие? Обсудите это с родителями, друзьями, одноклассниками.

Учитель. Так почему мы, живя в такой большой многоязычной стране, все же понимаем друг друга?

(Ответы ребят)

Учитель. Думаю, вы правы – наш народ объединяют одинаковые духовно-нравственные ценности.

Это самое дорогое для нас: справедливость и честь, достоинство и гордость за героев нашей истории, воля и вера в добро, ответственность, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством.

Объединяет нас наша общая история, наша культура, русский литературный язык и уважение к родным языкам и культурам народов России. Важно понимать, что нам нужно беречь эти ценности, объединяющие нас.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!