СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 5-7 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 5-7 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации 5-7 классы. «Светлый праздник Рождества» 9 января 2023 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

РОЖДЕСТВО

5-7 классы.

Светлый праздник Рождества

9 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»

Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными, формировать уважение к традиционным конфессиям России, воспитывать отзывчивость, желание делать добро другим людям, способствовать развитию представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, милосердие, преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика и интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1482/

  • материал интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-57-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/57/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-57-presentation.pdf

Структура занятия:

Часть 1. Мотивационная.

Беседа о празднике. Подготовка к восприятию сути праздника.

Часть 2. Основная.

Демонстрация видеоролика. Беседа по просмотренному ролику. Просмотр видеообращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Выполнение интерактивного задания, работа с рождественскими благотворительными проектами.

Часть 3. Заключительная.

Выбор собственного рождественского проекта ребят. Подведение итогов, заключительная рефлексия.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут).

Вступительная беседа со школьниками.

Учитель. Мы живем в большой стране, которую населяют разные народы со своими особенными обычаями, традициями, со своими особенными праздниками. Многие из таких праздников уходят корнями в религиозные верования людей. И есть среди них такие, которые стали по-настоящему семейными праздниками! Сегодня 9 января, и многие люди в нашей стране недавно (а именно - 7 января) отмечали один из таких замечательных праздников - Рождество.

А что вы знаете об этом празднике? Откуда он взялся? Почему он так называется?

Ответы школьников.

Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Прекрасно, что многие из вас знают об этом празднике. Но все же по ответам видно, что знают не все и не всё. Я предлагаю познакомиться с ним немного подробнее.

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Демонстрация видеоролика (дикторский текст).

Праздник Рождества отмечается в память о рождении Иисуса Христа. Многие в Иудее (стране, где родился Иисус) ждали исполнения древних пророчеств Библии - рождения мессии, того, кто будет послан Богом, чтобы спасти людей от страданий и грехов. Рождение Христа посчитали исполнением этих пророчеств, и это событие для многих людей на Земле стало значимым радостным днем! Саму же историю рождения Иисуса Христа нам поведали евангелисты - Лука и Матфей.

Итак, родился Иисус в иудейском городе Вифлееме, в маленькой пещере, куда пастухи во время непогоды загоняли скот с пастбищ. Вам, наверное, интересно, почему именно там? Я сейчас вам расскажу!

В это время Иудея была захвачена римлянами и вошла в состав Римской империи. Император Август решил провести перепись населения. По обычаю, иудеев каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Поэтому матери Иисуса - деве Марии, а также ее мужу Иосифу нужно было отправиться в Вифлеем. Здесь уже собралось много людей, и все дома и гостиницы были заняты. Уставшим путникам не нашлось нигде места. Лишь один человек позволил им переночевать в пещере, в которой обычно находились домашние животные, такую пещеру тогда называли вертепом.

Когда младенец родился, первыми свидетелями этого события стали только несколько животных. Дева Мария спеленала своего родившегося сына и положила в ясли - так называлась кормушка для животных.

Вифлеем спал, и только пастухи, охраняющие по ночам свои стада, смогли узнать о рождении Христа. Евангелисты пишут, что к ним явился Ангел и сообщил им эту новость. Пастухи первыми пришли поклониться Христу.

А вслед за ними пришли вавилонские мудрецы — волхвы. О рождении Христа они узнали иным способом. На небе засияла необычайно красивая большая звезда, которая двигалась с востока на запад (некоторые считают, что это была комета). Последовав за этой путеводной звездой, они пришли к месту рождения младенца и принесли ему подарки: золото, а также душистые смолы - ладан и смирну. От этого, кстати, и пошла традиция дарить подарки на Рождество.

Если посмотреть на иконы или картины с изображением сцен Рождества, то на них легко можно узнать всех основных героев этого знаменательного события. Вот пещера с яслями, в которых лежит младенец и над ним любящая мать с задумчивым взором. Вот пастухи посреди своего стада, слушающие радостную весть и таинственный хор ангелов, а потом спешащих поклониться мессии. А вот три великолепных мудреца, идущих за путеводной звездой с дарами родившемуся Христу.

Рождение Христа вселило в людей надежду и радость: надежду на лучшее и радость от того, что добро и справедливость восторжествуют в этом мире. Ведь в этот мир пришел человек, который сможет помочь людям понять, как правильно жить. Он пришёл с сердцем, наполненным любовью к людям, желанием научить их делать добро и этим вселить в людей надежду.

И, наверное, не случайно весь современный мир ведёт счет лет именно от рождества Христова.


Учитель. Прошло больше двух тысяч лет с тех пор, как родился Иисус Христос, но каждый год в праздник Рождества люди снова и снова переживают эту надежду и радость. Часто можно услышать об особенном духе Рождества. Я имею в виду то особенное настроение, которое люди испытывают в этот день; то, как люди стремятся вести себя в этот день; то, какими они хотят быть в этот день. Что вы об этом знаете: какие свои качества или поступки люди стремятся продемонстрировать в этот день и почему?

Ответы школьников. Педагогу важно подчеркнуть в этих ответах те, в которых будет содержаться упоминание о добрых поступках, заботе о членах семьи, помощи бедным - то есть о приоритете духовных ценностей человека над материальными.

Учитель. Вы, наверное, уже заметили, что в последнее время на наши Разговоры приходят очень известные и уважаемые люди. Думаю, никто в нашей стране не сможет вам рассказать о Рождестве лучше, чем тот человек, который сегодня обратится к вам. Это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он является Предстоятелем (по сути, - главой) Русской Православной церкви.


Видеообращение Патриарха.

Учитель.

Ребята, как вы думаете, почему праздник Рождества имеет для России особое значение?

Ответы обучающихся.

Учитель (в дополнение к ответам детей). Исторически возникновение российской государственности тесно связано с христианством, православные традиции оказали большое влияние на формирование российской культуры. Христианство объединило Русь, сделало ее сплочённее и сильнее.

По мере вхождения в состав российского государства разных народов российская культура обогащалась и их религиозными традициями.

Тем не менее, для всех жителей нашей страны праздник Рождества олицетворяет собой образ любви, света, добра, милосердие, сострадание к ближнему, от чего и особо близок россиянам абсолютно разных национальностей и вероисповедований.

Работа с интерактивным заданием № 1. «Это Рождество!»

Интерактив направлен на расширение знаний обучающихся о традициях празднования Рождества, его символах.

Интерактив проводится фронтально, после ответов на часть вопросов рекомендуется дать обучающимся пояснения или задать вопросы.

Учитель. Праздник Рождества особенный. В это время все люди смотрят с надеждой в будущее, дарят тепло своих сердец близким людям, загадывают заветные желания и верят в то, что они сбудутся. Предлагаю вам принять участие в игре и вспомнить о традициях празднования Рождества в России, его основных символах и обычаях.

Вопрос 1.

Эта композиция с использованием различных фигурок людей и животных воспроизводит сцену рождения Христа и устанавливается в канун праздника Рождества в специально отведённом месте в доме или в церкви. Точно так же раньше называлась и пещера, куда пастухи загоняли скот. Как называется эта композиция?

Ответ: вертеп.

Учитель. Как вы думаете, ребята, почему рождение Христа всегда изображается в такой простой и скромной обстановке?

Ответы ребят

Учитель (подводя итоги обсуждения). Действительно, такое изображение истории о рождении Христа заставляет нас задуматься о том, какие качества человека позволяют ему быть человечным: милосердие, бескорыстие, любовь к ближнему.

Вопрос 2.

Это украшение - один из главных символов Рождества. Появление этого украшения связано с историей о том, как волхвы нашли место рождения Христа. О каком украшении идёт речь?

Ответ: звезда.

Учитель. Ребята, а кто из вас знает, как точно называется эта звезда?

(Ответы ребят).

Учитель. Верно, мы уже о ней говорили, это Вифлеемская звезда. Обычная звёздочка изображается с пятью лучами, а у этой звезды сколько лучей?

(Ответы ребят).

Учитель. Восемь лучей отличают Вифлеемскую звезду от других.

Вопрос 3.

Что стало причиной того, что Иосиф и Мария оказались именно в Вифлееме в то время, когда родился Иисус?

Ответ: перепись населения.

В это время проходила перепись населения. По обычаю, иудеев каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Поэтому деве Марии и ее мужу Иосифу нужно было отправиться именно в Вифлеем, откуда происходил род Иосифа.

Вопрос 4.

До революции в России рождественскую ель украшали с особым смыслом. Фигурки людей, ангелов и животных вешали на разные ярусы ёлки. А венчала елку звезда - символ Вифлеемской звезды. Назовите, в какой последовательности вешали фигурки на елку: какие фигурки вешали на самый нижний ярус, какие - на средний, а какие - на верхний?

Ответ: животные - люди - ангелы.

На нижние ветки вешали фигурки животных, выше — людей. На самых верхних ветвях располагали игрушечных ангелов. Так украшение ёлки отражало представление об устройстве мира и месте в нём каждого существа.

Вопрос 5.

Значимость рождения Иисуса Христа нашло отражение в современном календаре. Какой сейчас год от Рождества Христова?

Ответ: 2023 год.

Современный мир ведет счет лет от Рождества Христова. Сейчас наступил 2023 год от Рождества Христова.

Пояснение учителя. Ребята, факт того, то принятое летоисчисление делит историю на «до» и «после», говорит о значимости и почитаемости данного события всеми христианами.

Вопрос 6.

Ель стала одним из рождественских символов, символом вечной жизни, как дерево, никогда не теряющее листву. Какой российский император, 350-летие со дня рождения которого мы отмечали в 2022 году, распорядился украшать елями или их ветками дома и общественные места в дни рождественских праздников?

Ответ: Петр I.

Учитель. Ребята, мы с вами вспомнили некоторые традиции, связанные с празднованием Рождества в нашей стране, поговорили о символах, связанных с этим днем.

Но у нас большая многонациональная страна, в которой все религии существуют в мире и согласии. Это является одним из принципов конституционного строя России, в котором закреплено равенство всех религий.

А какие еще праздники, важные для представителей разных религий и которые отмечаются в некоторых регионах нашей страны, вы знаете?

Ответы ребят

Учитель (подводя итоги обсуждения). Несмотря на то, что только Рождество имеет статус общегосударственного праздника, в ряде российских регионов отмечаются, например, мусульманский праздник Ураза Байрам, буддистский - Весак и другие. Все они несут в себе единые ценности: человеколюбие, милосердие, сострадание к ближнему.

Люди разных религий в нашей стране живут в мире. Это значит, что мы одинаково относимся к нашей истории, героическому прошлому нашей Родины, бережем культуру, сохраняем языки народов России. Как вы думаете, кто занимается вопросами, связанными со сбережением нашего общего духовного, культурного, исторического достояния, межнационального и межрелигиозного взаимодействия?

Ответы ребят

Учитель. У нас в стране действует Межрелигиозный совет России, в который входят главы православной, мусульманской, иудейской и буддистской религиозных общин страны. Почетным председателем совета России является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Это действительно очень важно - поддерживать мир между народами, населяющими нашу страну. Кстати, государственный праздник День народного единства (4 ноября), символизирующий окончание Смутного времени XVII века, был введен по инициативе Межрелигиозного совета России.

Часть 3. Заключение.

В завершение занятия учитель может попытаться перейти от разговоров о духе Рождества и ценностях Рождества к конкретным добрым делам, являющихся их воплощением. Он может предложить школьникам придумать, как их класс мог бы реализовать на практике ценности Рождества, что бы они могли сделать доброго и полезного для других людей? Здесь целесообразно провести работу в группах и по её итогам предложить ребятам заполнить таблицу, состоящую из трех колонок:


Что мы можем сделать?

Для кого мы можем сделать?

Когда мы можем сделать?





Среди названных ребятами дел могут оказаться, например: «Проведение ролевой игры для детей начальной школы» или «Мини-спектакль для детской больницы». По окончании работы в группах можно всем вместе обсудить и (если такое желание будет у школьников) выбрать одно дело, которое они могли бы общими усилиями провести в ближайшее время.

Затем школьники могут сформировать из желающих ребят специальный Совет дела, который в ближайшие дни попробует самостоятельно заняться организацией и реализацией задуманного дела. А классный руководитель станет их консультантом и (в самых трудных ситуациях) - помощником. Это станет своеобразным последействием сегодняшнего Разговора о важном, позволяющим классному руководителю перевести работу со своим классом из плоскости разговоров в плоскость реальных дел, реальной заботы о других людях.

Учитель. Вот заканчивается наш сегодняшний разговор о празднике Рождества. Впереди у нас Рождественская неделя. Я хочу пожелать вам в эту неделю проникнуться тем самым особым духом Рождества, о котором мы с вами сегодня говорили. То есть тем особенным настроением, надеждой на лучшее и желанием дарить радость другим людям - вашим родителям, одноклассникам, друзьям.














Разговоры о важном

Методические рекомендации

РОЖДЕСТВО

5-7 классы.

Светлый праздник Рождества

9 января 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА»


Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными, формировать уважение к традиционным конфессиям России, воспитывать отзывчивость, желание делать добро другим людям, способствовать развитию представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, милосердие, преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 ?index=9&range Size=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, занятие предполагает также использование видеоролика и интерактивного задания.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/1482/

  • материал интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/сhristmas-57-1/index.html?back_url=/topic/31/grade/57/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/сhristmas-57-presentation.pdf

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Во вводной части учителю целесообразно мотивировать школьников к разговору о Рождестве вопросом о том, что ребята уже знают об этом празднике - от своих родителей, из книг, мультфильмов или кино, из учебных занятий. В ходе беседы со школьниками педагог констатирует факт, что ребята кое-что знают о Рождестве, но многое им еще предстоит узнать, так как этот праздник - один из самых важных и любимых традиционных семейных праздников в России.

После этого он предлагает школьникам познакомиться с историей возникновения этого праздника и теми ценностями, которые он в себе несет. Сделать это можно, обратившись к видеосюжету.

Часть 2. Основная.

Эта часть занятия начинается с просмотра видеоролика о Рождестве, в котором ребята узнают увлекательную историю о рождении Христа и значении этого события для его современников и последующих поколений людей на Земле. Задача учителя - помочь школьникам понять в этом ролике главную его мысль: рождение Христа вселило в людей надежду на лучшее и радость от того, что добро и справедливость восторжествуют в этом мире. Ведь в этот мир пришел человек, который сможет помочь людям понять, как правильно жить. В дальнейшем полученная ребятами информация будет закреплена и расширена в интерактивном задании, которое им будет предложено позже.

После просмотра ролика учитель организует со школьниками беседу о ценностях Рождества, о том, какие качества или поступки люди стремятся продемонстрировать в этот день и почему. Задача педагога - акцентировать внимание на ответах, связанных с идеей приоритета духовных ценностей человека над материальными (добрые поступки, забота о членах семьи, помощь нуждающимся и т.п.).

Важным элементом занятия может стать видеообращение к школьникам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предварить его выступление учитель может, сказав о сформировавшейся в последнее время традиции «Разговоров о важном» - к школьникам обращаются известные люди нашей страны.

Интерактивная часть занятия позволит школьникам еще раз прикоснуться к сути праздника Рождества, а также закрепить знания о его традициях и истории появления. Эта часть занятия организуется педагогом в виде игры «Это Рождество!», которую рекомендуется проводить фронтально. Задача педагога: стимулировать обучающихся к поиску правильных ответов и максимальному использованию имеющихся у них знаний, а также - развивать их умения сотрудничать, договариваться, слушать друг друга, работать в команде.

Часть 3. Заключение.

В заключение педагог вместе с обучающимися подводит итоги игры и может предложить ребятам перейти к конкретным добрым делам. Он может предложить школьникам придумать, как их класс мог бы реализовать на практике ценности Рождества, что бы они могли сделать доброго и полезного для других людей.

Дополнительный акцент на духе Рождества напомнит школьникам о том, что в ходе начавшейся рождественской недели они могут почаще стараться дарить радость другим людям - родителям, одноклассникам, друзьям.

Главный вывод занятия: Рождество - один из главных христианских праздников, олицетворяющий образ чуда, любви, света и добра, от чего и особо близок россиянам абсолютно разных национальностей и вероисповедований. Приоритет духовного над материальным является отличительной особенностью народов России, позволяющий ему на протяжении многовековой истории оставаться единым целым, относиться с уважением и способностью разделить радость праздников с ближним.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!