СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ» 1-2 классы 5 февраля 2024 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ» 1-2 классы 5 февраля 2024 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ» 1-2 классы 5 февраля 2024 г.»

приоритет духовного

над материальным













Сценарий занятия


День российской науки

190 лет со дня рождения Д. Менделеева




1-2 классы
















5 февраля 2024 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»


Цель занятия: познакомить обучающихся с фактами из жизни Д. И. Менделеева, показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов, формировать понимание значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей, воспитывать уважение к людям науки и их достижениям.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным.

Основные смыслы: личность русского учёного, выдающегося химика Дмитрия Ивановича Менделеева служит примером безграничных возможностей человеческой мысли, пробуждает желание узнавать новое и созидать на благо народа, является достойным примером служения Отечеству. Таланты и достижения Д.И. Менделеева признаны всем научным миром, но учёный не только внёс свой бесценный вклад в развитие науки, но и, будучи талантливым педагогом, воспитал плеяду учеников и последователей.


Планируемые результаты Личностные:
  • стремиться к расширению своих знаний в разных областях научных знаний;

  • эмоционально откликаться на знакомство с личностями учёных и фактами их научных открытий;

  • осознавать значение служения выбранному делу, ценить усилия и труды исследователей, сопереживать трудностям, которые необходимо преодолевать на пути к поставленной цели.


Метапредметные:
  • проявлять интерес к изучению фактов научных открытий, совершённых в разные времена;

  • работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;

  • участвовать в обсуждении предложенных проблем, активно

высказывать своё мнение и суждения.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивных заданий.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • интерактивные задания,

  • презентация.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с игровых заданий, выполнение которых позволяют обучающимся принять мотив изучения темы занятия. Просмотр видеоролика, поддерживающего беседу «Кто такой учёный?». Демонстрация выступления федерального спикера.


Часть 2. Основная

Личность Д. И. Менделеева как представителя российской науки раскрывается при анализе интерактивного задания «Д. И. Менделеев. Его научные интересы и увлечения».


Часть 3. Заключительная

Подведение итогов занятия, проведение интерактивного задания. Важным моментом заключительной части станет обсуждение личного опыта обучающихся, связанного с их интересами и предпочтениями в области различных наук.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Здравствуйте, ребята. Рассмотрите фото. Кто работает в этих помещениях? Объясните, почему вы так решили.

Ответы обучающихся.

Фотографии появляются последовательно друг за другом, после ответов детей.


Художники

Актёры

Учёные


Учитель. Ребята, а кто такие учёные? Чем они занимаются?

Ответы обучающихся.

Учитель. Учёные проводят научные исследования и эксперименты, стремятся познать окружающий мир и делают открытия. Посмотрим видеосюжет об этом.


Демонстрация видео.

Цель науки узнать что-то новое об окружающем мире и использовать эти знания на благо людей. С давних времён человечество пытается понять, как всё устроено на Земле. Человек научился добывать огонь, делать каменные орудия труда, а позднее плавить металлы и создавать приспособления для комфортной жизни. И всё это благодаря своей неутомимой жажде исследований.

Сейчас мы с раннего детства знаем, что такое компас и часы. Знаем, что с помощью микроскопа биологи рассмотрели строение организмов, и обнаружили, что всё живое состоит из мельчайших частичек — клеток. Знаем, что с помощью телескопа астрономы смогли увидеть небесные тела, изучить их движение и доказать, что Земля вращается вокруг Солнца.

На протяжении многих веков наука создавалась учёными из разных стран мира, и большой вклад в её развитие внесла наша страна. В России жили и творили великие учёные и изобретатели, которыми мы можем

гордиться. Так, наш соотечественник Александр Фёдорович Можа́йский изобрёл первый в мире самолёт, Александр Степанович Попо́в радио, адмирал Степан О́сипович Мака́ров — первый в мире ледокол, а Владимир Козьми́ч Зворы́кин — телевизор. Русские исследователи Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен и Михаил Петрович Ла́ зарев открыли новый континент Антарктиду. А российские эпидемиологи первые в мире создали вакцину для

борьбы с коронавирусом.

Мы и сейчас живём в великой стране, где молодые учёные продолжают традиции российской науки. Возможно, кто-то из вас тоже захочет прикоснуться к науке и совершить открытие. Приглашаем вас в первое НАУЧНОЕ путешествие.


Учитель. О каких учёных и открытиях рассказывается в видео? Назовите.

Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни?

Ответы обучающихся.

Учитель. Наука, научные знания – это основа развития общества: от открытия огня до разработки вакцин и полётов в космос. Благодаря научному миру рождаются новые идеи, появляются новые материалы и технологии. От замысловатых узоров снежинок до необъятности космоса — наука раскрывает чудеса природы и наше место в ней. Это подогревает наше любопытство и побуждает исследовать неизведанное, расширяя границы человеческого знания. И поэтому не случайно, ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки, а в 2023 году была утверждена премия «Вызов», целью которой является признание труда учёных и поддержка научных открытий в современной России.

Послушаем спикера нашего занятия Илью Семерикова, кандидата физико-математических наук, заместителя руководителя научной группы в Российском квантовом центре, разработчика универсального ионного квантового компьютера, лауреата национальной премии «Вызов».

Демонстрация выступления федерального спикера.

Часть 2. Основная

Учитель. А почему 8 февраля мы отмечаем День российской науки? Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук.



Учитель. В 2024 году Российская академия наук отмечает своё трёхсотлетие. На протяжении этих лет Академия наук меняла своё название, но сохраняла своё основное назначение – способствовать научным достижениям во всех областях жизни человека. И сегодня мы поговорим о Дмитрии Ивановиче Менделееве, великом русском учёном-химике.

Работа с интерактивным материалом «Д. И. Менделеев. Его научные интересы и увлечения».

Содержание задания: выбирая тот или иной сегмент задания, обучающиеся знакомятся с научными интересами и увлечениями великого учёного. Учитывая уровень обучающихся, рекомендуется начать с сектора

«Учёный-химик», затем перейти к секторам «Шахматист», «Художник»,

«Воздухоплаватель».

Сектора:

    • Учёный-химик

Из чего состоит всё, что нас окружает? Из чего состоим мы сами? Ещё в древности люди искали ответы на эти вопросы. И постепенно учёные выяснили, что окружающий нас мир состоит из различных веществ, а со временем появилась целая наука химия, которая изучает состав и строение разных веществ. Их учёные назвали «химическими элементами» и стали искать между ними связь. Этим же занимался и русский химик – Дмитрий Иванович Менделеев. Для этого он написал названия известных химических элементов на карточках и перекладывал их с места на место – в поисках общего. И тогда Менделеев открыл, что свойства химических элементов периодически повторяются. Что это значит? Представьте, что генерал выстроил своих солдат в один ряд по росту — от самого высокого до самого низкого. Но оказалось, что первый солдат — весёлый, второй — спокойный, третий грустный. Четвёртый снова весёлый, пятый снова спокойный, шестой — снова грустный. И так – до конца строя. Удивился генерал такому совпадению и построил солдат по-другому: пускай все весёлые будут в первом ряду, затем стоят спокойные, а грустные замыкают строй.

То же самое проделал и Дмитрий Иванович: он разместил в таблице химические элементы в зависимости от того, насколько легко тот или иной из них готов «подружиться» с остальными. Своё открытие учёный назвал

«Периодический закон химических элементов». И каждому нашёл своё место в таблице. Причём некоторые клеточки оказались пустыми. Но Менделеев не огорчился. Он был уверен, что позже там появятся элементы, которые откроют в будущем. И оказался прав! Уже в наше время учёные обнаружили некоторые новые элементы периодической таблицы Менделеева.

Польза от открытия Менделеева была громадная. Без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина. А знаменитую таблицу, которая называется «Периодическая система химических элементов», можно увидеть в школах и университетах во всех уголках мира.

    • Шахматист

Менделеев увлекался шахматами и играл очень хорошо. Несколько раз соперничал со знаменитыми шахматистами. Менделеев считал это изобретение остроумным и совершенно необходимым в путешествиях. За шахматной доской он не уставал, а, наоборот, отдыхал и потом мог без всякого перерыва очень долго заниматься научной работой. Во время путешествий учёный брал с собой миниатюрные шахматы и всегда носил их в кармане.

Дмитрий Иванович говорил, что для него занятия наукой — как игра в шахматы, то есть всегда интересны.


    • Художник

Менделеев с юных лет любил живопись. Когда он был ещё студентом, то делал зарисовки насекомых, листьев растений. Позже в Санкт-Петербурге он подружился со многими художниками.

Живопись увлекала учёного ещё и потому, что он изучал свойства красок. Менделеев устраивал для художников необычные уроки, во время которых знакомил живописцев с разными свойствами красок.


    • Воздухоплаватель

В августе 1887 года Менделеев собрался подняться над облаками со своим помощником, чтобы наблюдать за солнечным затмением. Когда настал этот день, выяснилось, что шар намок и не смог поднять двух людей. Тогда Менделеев, рискуя жизнью, полетел один. Шар поднялся почти на 4 километра. Воздушное путешествие длилось почти три часа.

Учитель. Разнообразие интересов Менделеева поражают: он собирал и систематизировал фотографии, любил фотографировать сам. Любил работать в саду и огороде на даче. Можно ли сказать, что Дмитрий Иванович был разносторонним и творческим человеком? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Только ли знания учёного определяют его достижения? Какие качества помогали Менделееву в жизни? Объясните своё мнение.

(Ответы детей: любознательность, трудолюбие, терпение,

усидчивость и целеустремлённость, умение работать с другими людьми).

Учитель. А как вы думаете, благодаря кому сформировались эти личностные качества?

Ответы обучающихся.

Учитель. По воспоминаниям самого учёного, именно мама привила ему и любовь к науке, и страсть к чтению, и во многом способствовала формированию его характера, а ведь он был 17 ребёнком в семье. Мария Дмитриевна хлопотала о поступлении Дмитрия в Московский университет, и своим личным примером воспитывала в юном Мите любовь к труду, учению и просвещению. Несомненно, этот союз уважения и любви матери и сына был одним из источников плодотворной деятельности гениального русского химика.


Часть 3. Заключительная

Учитель. А какими областями науки вы интересуетесь? В каких кружках занимаетесь?

(Ответы детей).

Методический комментарий.

При организации беседы важно учитывать личный опыт обучающихся, информацию о тех мероприятиях, в которых принимает участие конкретная образовательная организация. Например, здесь можно привлечь внимание к проектной деятельности, участию в олимпиадах, предметных неделях и так далее.

Учитель. А если вы неравнодушны к природе, сейчас у вас есть интересная и необычная возможность внести свой вклад в науку и принять участие в проектах «Сизый голубь» или «Снежный дозор» РДДМ «Движение Первых». Исследователям просто необходимо получить как можно больше


информации со всех концов страны — и без помощи Первых тут никак не обойтись! Давайте помогать науке вместе!

Учитель использует дополнительный материал (Материалы РДДМ проекта «Волонтёры науки»).


Учитель. В народе говорят: Земля освещается солнцем, а человек – знаниями. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. А теперь отгадаем загадки, и мы узнаем, для каких хорошо

знакомых предметов используются научные открытия.

Содержание задания. Обучающимся демонстрируется текст загадки, после предложенных вариантов ответов показывается верное фото.







Учитель. Подведём итоги! (педагог озвучивает результаты, благодарит участников за игру).

Вот и подходит к концу наше занятие, но мы с вами ещё обязательно вернёмся к теме научных достижений. Наука делает нашу жизнь комфортнее и безопаснее. Без неё немыслимо наше существование, так как всё, что нас окружает – связано с её развитием и достижениями. В нашей стране созданы условия для того, чтобы заинтересовать вас наукой, поддержать стремление ею заниматься. Я желаю вам много интересных открытий!

ПОСТРАЗГОВОР
  • Посещение музеев и выставок, посвящённых истории науки и техники.

  • Участие в мероприятиях на площадках Кванториумов.

  • Просмотр научно-познавательных фильмов цикла «Хочу всё знать».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: анализ пословиц и поговорок «Знание трудом добывается»,

«Знание и мудрость украшают человека», «Знание приобретёшь – не

пропадёшь», «Знание лучше богатства».

Литературное чтение: чтение и обсуждение научно-познавательных рассказов Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря», «Как ходят деревья» и другие.

Окружающий мир: знакомство с российскими учёными, с их достижениями и открытиями, проведение опытов и экспериментов.

Изобразительное искусство: рассматривание и обсуждение сюжетов картин И. Е. Репина «Портрет Д. И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета», «Портрет Д. И. Менделеева», И. Н. Крамского


«Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева», Н. А. Ярошенко «Портрет Д. И. Менделеева».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Учёный с детства: проекты десятилетия науки и технологий для любознательных, https://наука.рф/,

  2. Материалы РДДМ «Движение первых», проекты «Волонтёры науки»: трек «Сизый голубь» https://будьвдвижении.рф/projects/1485 и трек

«Снежный дозор», https://будьвдвижении.рф/projects/1359

  1. Материалы Российского общества Знание, https://nauka.znanierussia.ru/

  2. Воскобойников В.М. Когда Дмитрий Менделеев был маленьким //

Жизнь замечательных детей: в 5-х книгах. – М.: Издательство

«Вакоша», 2020.

  1. Никитина И. Дмитрий Менделеев – М.: Издательство Настя и Никита, 2013.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность всем учёным и исследователям нашей страны за самоотверженный труд на благо народа и страны. Благодарность государству за поддержку проектов, развивающих интерес к научным исследованиям, помогающим молодым учёным представить свои разработки на современных площадках научному сообществу и всем интересующимся достижениями научной мысли в нашей стране.

















Методические рекомендации ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»


Цель занятия: познакомить обучающихся с фактами из жизни Д.И. Менделеева, показать многогранность его профессиональных и жизненных интересов, формировать понимание значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей, воспитывать уважение к людям науки и их достижениям.


Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным.

.

Основные смыслы: личность русского учёного, выдающегося химика Дмитрия Ивановича Менделеева служит примером безграничных возможностей человеческой мысли, пробуждает желание узнавать новое и созидать на благо народа, является достойным примером служения Отечеству. Таланты и достижения Д.И. Менделеева признаны всем научным миром, но учёный не только внёс свой бесценный вклад в развитие науки, но и, будучи талантливым педагогом, воспитал плеяду учеников и последователей.

Планируемые результаты Личностные:
  • стремиться к расширению своих знаний в разных областях научных знаний;

  • эмоционально откликаться на знакомство с личностями учёных и фактами их научных открытий;

  • осознавать значение служения выбранному делу, ценить усилия и труды исследователей, сопереживать трудностям, которые необходимо преодолевать на пути к поставленной цели.


Метапредметные:
  • проявлять интерес к изучению фактов научных открытий, совершенных в разные времена;

  • работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала;

  • участвовать в обсуждении предложенных проблем, активно высказывать

свое мнение и суждения.


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией, выполнение интерактивных заданий.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • интерактивные задания,

  • презентация.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Мотивационная часть открывается интересным видеорядом – рассматриванием фотографий мастерской художника, театральной сцены, химической лаборатории. В соответствии с возможностями детей и уровнем коммуникативной активности целесообразно выслушать их мнения и предположения по поводу увиденных фотографий. Возможно, обучающиеся смогут рассказать об особенностях представителей разных профессий, создающих новое и талантливое для людей и жизни. Работа с иллюстративным рядом нацеливает на элемент творческого восприятия предлагаемого материала, способствует осознанию важности преобладания духовного над материальным в жизни человека, помогает осознать необходимость развития и совершенствования способностей людей.

Продолжает мотивационную часть демонстрация видео о науке.


Демонстрация видео

Цель науки узнать что-то новое об окружающем мире и использовать эти знания на благо людей. С давних времён человечество пытается понять, как всё устроено на Земле. Человек научился добывать огонь, делать каменные орудия труда, а позднее - плавить металлы и создавать приспособления для комфортной жизни. И всё это благодаря своей неутомимой жажде исследований.

Сейчас мы с раннего детства знаем, что такое компас и часы. Знаем, что с помощью микроскопа биологи рассмотрели строение организмов, и обнаружили, что всё живое состоит из мельчайших частичек клеток.


Знаем, что с помощью телескопа астрономы смогли увидеть небесные тела, изучить их движение и доказать, что Земля вращается вокруг Солнца.

На протяжении многих веков наука создавалась учёными из разных стран мира, и большой вклад в её развитие внесла наша страна. В России жили и творили великие учёные и изобретатели, которыми мы можем

гордиться. Так, наш соотечественник Александр Фёдорович Можа́йский изобрёл первый в мире самолёт, Александр Степанович Попо́в радио, адмирал Степан О́сипович Мака́ров — первый в мире ледокол, а Владимир Козьми́ч Зворыкин — телевизор. Русские исследователи Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен и Михаил Петрович Ла́ зарев открыли новый континент Антарктиду. А российские эпидемиологи первые в мире создали вакцину для

борьбы с коронавирусом.

Мы и сейчас живём в великой стране, где молодые учёные продолжают традиции российской науки. Возможно, кто-то из вас тоже захочет прикоснуться к науке и совершить открытие. Приглашаем вас в первое НАУЧНОЕ путешествие.

После просмотра видео внимание обучающихся обращается на личности великих соотечественников, учёных-изобретателей и на их замечательные открытия-изобретения. Иллюстративный ряд, текст, который его сопровождает, помогают обучающимся ответить на вопрос «Как наука и научные открытия помогают нам в повседневной жизни?». Педагог дополняет ответы ребят и подводит их к суждению, что наука, научные знания – это основа развития общества, благодаря научной мысли и труду учёных появляются новые материалы и технологии.

Завершает мотивационную часть выступление федерального спикера.


Часть 2. Основная

В основной части обучающимся сообщается о ежегодном праздновании 8 февраля в нашей стране Дня российской науки, о большом юбилейном событии - 300-летии подписания Пётром I Указа об основании Академии наук. Далее внимание детей привлекается к личности Дмитрия Ивановича Менделеева, первоклассники и второклассники работают с интерактивным материалом «Д.И. Менделеев. Его научные интересы и увлечения». Просмотр видеоматериала включает яркие зрительные образы. Такая работа, несомненно, заинтересует обучающихся, при выборе того или иного сегмента задания, ученики знакомятся с научными интересами и увлечениями великого учёного. Напомним, что, учитывая уровень обучающихся, рекомендуется начать анализ материала с сектора «Учёный-химик», затем предлагается

рассмотреть портрет Д.И. Менделеева, а после этого перейти к секторам «Шахматист», «Художник», «Воздухоплаватель».

После знакомства с разнообразием интересов учёного учитель предлагает ответить на вопрос: «Можно ли сказать, что Дмитрий Иванович был разносторонним и творческим человеком?» Дети пробуют назвать качества, которыми должен обладать учёный (возможно, они назовут такие важные качества, как любознательность, терпение, усидчивость, целеустремленность).

Обратим внимание, если в школе или классе нет возможности для просмотра видеоматериала, учитель может прочитать ученикам текстовую информацию об увлечениях Д.И. Менделеева и обсудить, что наиболее запомнилось им и заинтересовало в услышанном материале.


Часть 3. Заключительная

Заключительная часть предполагает диалог с учениками об их интересных занятиях и увлечениях, краткие сообщения о занятиях в кружках и секциях. Необходимо подчеркнуть, что при организации беседы важно учитывать личный опыт обучающихся.

Завершает занятие работа первоклассников и второклассников с пословицей «Земля освещается солнцем, а человек – знаниями» и загадками, при отгадывании которых ученики узнают, для каких хорошо знакомых предметов используются научные открытия.

При подведении итогов работы учитель акцентирует роль науки в жизни человека и высказывает пожелание интересоваться наукой и совершать интересные открытия. Обращается внимание учеников, что в нашей стране созданы условия для того, чтобы поддержать стремление людей заниматься наукой, и с этой целью педагог может познакомить с некоторыми проектами для младших школьников.


ПОСТРАЗГОВОР
    • Посещение музеев и выставок, посвященных истории науки и техники.

    • Участие в мероприятиях на площадках Кванториумов.

    • Просмотр научно-познавательных фильмов цикла «Хочу всё знать».

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: анализ пословиц и поговорок «Знание трудом добывается»,

«Знание и мудрость украшают человека», «Знание приобретешь – не

пропадёшь», «Знание лучше богатства».


Литературное чтение: чтение и обсуждение научно-познавательных рассказов Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря», «Как ходят деревья» и другие.

Окружающий мир: знакомство с российскими учёными, с их достижениями и открытиями, проведение опытов и экспериментов.

Изобразительное искусство: рассматривание и обсуждение сюжетов картин И.Е. Репина «Портрет Д.И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета», «Портрет Д.И. Менделеева», И.Н. Крамского

«Портрет химика Дмитрия Ивановича Менделеева», Н.А. Ярошенко «Портрет

Д.И. Менделеева».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Учёный с детства: проекты десятилетия науки и технологий для любознательных, https://наука.рф/,

  2. Материалы РДДМ «Движение первых», проекты «Волонтёры науки»: трек «Сизый голубь» https://будьвдвижении.рф/projects/1485 и трек

«Снежный дозор», https://будьвдвижении.рф/projects/1359

  1. Материалы Российского общества Знание, https://nauka.znanierussia.ru/

  2. Воскобойников В.М. Когда Дмитрий Менделеев был маленьким // Жизнь замечательных детей: в 5-х книгах. – М.: Издательство

«Вакоша», 2020.

  1. Никитина И. Дмитрий Менделеев – М.: Издательство Настя и Никита, 2013.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность всем учёным и исследователям нашей страны за самоотверженный труд на благо народа и страны. Благодарность государству за поддержку проектов, развивающих интерес к научным исследованиям, помогающим молодым учёным представить свои разработки на современных площадках научному сообществу и всем интересующимся достижениями научной мысли в нашей стране.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!