СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» 1-2 класс 18 декабря 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» 1-2 класс 18 декабря 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» 1-2 класс 18 декабря 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

«ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

1-2 классы

18 декабря 2023 г

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме:

«ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Цель занятия: знакомство младших школьников с историей России, её выдающимися людьми, героями Отечества, обсуждение мотивов совершения мужественных поступков, проявления героизма, воспитание патриотизма, чувства гордости за вклад героев в благополучие людей, сохранение нашей Родины.


Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, служение Отечеству и ответственность за его судьбу.


Основные смыслы: герои нашего времени – это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны, готовые защищать то, что дорого каждому из нас – свою семью, друзей, дом и многое другое. Анализируя героические поступки, совершённые нашими соотечественниками, обучающиеся на конкретных примерах обсудят, что такое отвага, взаимопомощь, решительность и находчивость в сложных ситуациях, что позволит сделать вывод о мотивах проявления героизма и ценности служения Отечеству.


Планируемые результаты. Личностные:
  • стремиться узнавать новое о своей стране и её гражданах;

  • проявлять интерес к оценке своих действий и поступков;

  • активно участвовать в выполнении творческих заданий в ходе обсуждения представленной информации.


Метапредметные:
  • работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;

  • участвовать в обсуждении подвигов и достижений россиян;

  • расширять свой кругозор и эрудицию: знания о важных и ярких событиях общественной жизни страны.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование презентации и выполнение интерактивного задания.


Комплект материалов:

– сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/heroes2023-12-script.pdf

– методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/heroes2023-12-method_recom.pdf

– интерактивное задание

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/heroes2023-14-1/index.html?back_url=/topic/76/grade/12/

– презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/heroes2023-12-presentation.pdf


Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Работа с фото- и видеоматериалами, познавательная беседа, направленная на принятие темы занятия.

Часть 2. Основная

Обсуждение презентации с материалами о героических поступках, проявленных в сегодняшние дни. Познавательная беседа после представленной презентации раскрывает основные смыслы занятия, а организация и выполнение творческого задания «Открытка герою» помогают выразить благодарность герою сегодняшнего дня.

Часть 3. Заключительная

Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная

Учитель. Здравствуйте, ребята. Совсем недавно, 9 декабря, в нашей стране отмечался День Героев Отечества. И сегодня наше занятие посвящено им – героям. А кто такие герои?

Ответы обучающихся.


Учитель. Само слово пришло из Древней Греции, в переводе оно обозначает «защитник», «хранитель». Вспомним русских богатырей, защитников земли русской. Посмотрим фрагмент мультфильма. В чём проявился героизм Ильи Муромца?


Демонстрация фрагмента мультфильма «Илья Муромец и Соловей- разбойник»


Учитель. Конечно, Илья Муромец – исключительный герой, защитник Родины, обладающий огромной силой. Но Россия всегда гордилась своими героями, разных исторических эпох и поколений. Ребята, на наших занятиях мы уже говорили о героях нашей страны. Посмотрите на памятники героям нашей Отчизны. Кому они установлены? Что вы знаете об их подвиге? Расскажите.

Ответы обучающихся.


Учитель. Минин и Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Зоя Космодемьянская и Александр Матросов и многие другие.

Герои Родины как много в том смысла!

И честь, и храбрость в этих двух словах.

Ратные и трудовые подвиги являются примером несгибаемого духа и настоящего патриотизма. Но есть ли герои в наши дни? Как вы думаете?

Ответы обучающихся.


Учитель. И в наши дни Россия гордится своими героями. Послушаем спикера. Это Юрий Гагарин, бывший морской пехотинец, который не смог оставаться в стороне, видя чужое горе, и ушёл добровольцем на Донбасс для защиты мирной жизни людей. Гагарин защищал Мариуполь в то время, когда там шли самые тяжёлые бои, и помогал спасать мирных жителей, его позывной был – Ангел.


Гагарин придумал использовать «кенгурятники» – рюкзаки-переноски для малышей. Маленьких детей выносили из подвалов на спинах, а руки были свободны для оружия. Так, этот мужественный человек спас 367 детей! Познакомимся с этим героем.


Демонстрация выступления федерального спикера Часть 2. Основная часть

Учитель. За спасение детей Юрий Гагарин был награждён Орденом Мужества. Мы гордимся героями, которые защищают нашу страну. Мы знаем об их подвиге. Рассмотрите рисунки детей, о защитниках нашей Родины. Какие качества удалось подчеркнуть ребятам-художникам? Назовите их, используя слова-действия (глаголы)?


Ответы обучающихся (защищать, оберегать, охранять, заслонять, заступаться, бороться, спасать, закрывать, служить щитом и т. д.)


Учитель.

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встаёт заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!

(Эдуард Асадов)


Учитель. Начиная с ранних лет нашей жизни, мы слушаем рассказы о храбрых воинах, людях, совершивших подвиг, о спасавших человеческие жизни собаках и других животных. В нашем представлении герой – это храбрый, самоотверженный человек, который готов в любую минуту прийти на помощь. Им восхищаются, его восхваляют, о нём говорят... Вот кто такие герои, по мнению многих. Обычным людям до них далеко. А знаете ли вы примеры проявления героизма в мирной жизни?

Ответы обучающихся.


Учитель. Подумайте, можно ли считать этих людей героями? Объясните, почему?


Методический комментарий. Количество слайдов для обсуждения педагог определяет самостоятельно исходя из уровня подготовленности класса.


Демонстрация презентации

Сюжет 1. Февральским днём первоклассник возвращался домой из школы. Навстречу выбежала собака. Малыш испугался и решил обойти её и вдруг полетел кувырком куда-то под землю, это был колодец, который с осени был без крышки. Первоклассник стал звать на помощь, и его услышали ребята, которые шли неподалёку. Они увидели малыша и придумали, как его вытащить. Ребята предложили проводить до дома, но испуганный и уставший первоклассник отказался, дом был недалеко. Тогда мальчишки попрощались и пошли по своим делам. Первоклашка пришёл домой и только тут вспомнил, что даже не спросил, как зовут спасителей.

Сюжет 2. Семья Юли жила в деревянном доме с печным отоплением. Однажды отец ушёл на работу, мать пошла в магазин на соседнюю улицу. Юля осталась с младшими братьями и сёстрами. Когда Юля поняла, что начался пожар, огнём уже была охвачена часть комнат. Дети очень испугались, но Юля не растерялась. Она разбила окно, выбросила в него одеяла и стала по одному опускать детей на одеяла. Ей на помощь пришли соседи, прибежала мама. Все дети были спасены.


Сюжет 3. Когда загорелась крыша хирургического корпуса в больнице проходили две операции. Одна из них – очень сложная, на открытом сердце. А в это время над больницей поднимались клубы дыма, началась эвакуация Пожарные делали всё возможное, чтобы в операционную не попали: огонь, дым, вода. И через два часа операция в горящем здании была завершена, пациент был спасён!


Сюжет 4. В январе два брата отправились на озеро порыбачить. Возвращаясь домой, они увидели перегруженный людьми снегоход, который неожиданно начал уходить под лёд. Братья поспешили на помощь, в десятке метрах от полыньи бросили верёвку, вытащили сначала женщину, которая не умела плавать, затем двоих мужчин. Когда спасённые благодарили ребят, ребята не считали себя героями. «Да какие мы герои…» – говорили они.


Учитель. Какие качества проявили люди в сложных, тяжёлых обстоятельствах? Считали ли они сами себя героями? Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся.


Учитель. В народе говорят: «Не тот герой, кто наград ждёт, а тот герой, кто за народ идёт». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы обучающихся.


Учитель. Герой – смелый и отважный человек. Спасая, защищая других людей, он не ждёт награды. Но благодарность всегда находит героев. Давайте вспомним и другие пословицы и поговорки, выполним интерактивное задание.


Выполнение интерактивного задания

Содержание задания: правильно соедини начало и конец выражения.

Герой за славой не гонится.

В жизни всегда есть место подвигу.

Хоть ростом маловат, да мужеством богат.

Не родом богатырь славен, а подвигом.


Учитель. Ребята, а как вы думаете, кого называют Героями Труда? Может быть, вы слышали о героях, которые своим трудом доказывают мощь нашей страны, укрепляют её независимость, делают нашу жизнь лучше и комфортнее.


Методический комментарий. Педагог знакомит обучающихся с примерами деятельности Героев Труда Российской Федерации.


Учитель. Давайте и мы выполним открытку, в благодарность всем, кто охраняет и защищает нас, трудится на благо нашей страны. Что можно изобразить на этих открытках? Какие символы будем использовать? Нарисуйте.


Выполнение творческого задания Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, о ком из героев вы хотели бы рассказать своим родным, друзьям? Расскажите.

Ответы обучающихся.


Учитель. Как вы думаете, какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы в сложной ситуации не растеряться, прийти на помощь?

Ответы обучающихся (смелость, решительность, стремление и умение помогать).


Учитель. Мы познакомились с героями нашего времени. Они живут среди нас, они скромные, они готовы прийти на помощь, умеют держать слово, беречь своих родных и близких, заботиться о своём здоровье. Знания о героическом прошлом и героях нашей страны помогают лучше узнать историю Отечества.


ПОСТРАЗГОВОР

Герой моей малой Родины. Беседы о героях, их подвигах, детских годах и профессиях.

Посещение музеев, выставок, посвящённых историческим личностям. Просмотр и обсуждение видеоматериалов просветительского марафона

«Знание о героях», https://geroi.znanierussia.ru.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с толковым словарём: герой, победитель, смелость, воля. Работы с пословицами о героизме: «Героям страх неведом», «Герой народа узнаётся на деле», «Хвалиться герою не годится».

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о Великой Отечественной войне; работа с текстами, посвящёнными героям Отечества.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Материалы Всероссийского проекта «Открытые уроки», https://disk.yandex.ru/d/ZwfWSjWNxcVpzw.

  2. Проект «Подвиг», https://about.kartageroev.ru.

  3. О. Колпакова «Александр Невский» - М.: Качели, 2018.

  4. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» – любое издание.

  5. «Василёк» – союзмультфильм, 1973 г.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность героям нашей страны, честно исполнявшим и исполняющим сейчас свой профессиональный и человеческий долг – во имя других людей.








РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

«ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

1-2 классы

18 декабря 2023 г


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«Герои нашего времени»

Цель занятия: знакомство младших школьников с историей России, её выдающимися людьми, героями Отечества, обсуждение мотивов совершения мужественных поступков, проявления героизма, воспитание патриотизма, чувства гордости за вклад героев в благополучие людей, сохранение нашей Родины.


Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, приоритет духовного над материальным, служение Отечеству и ответственность за его судьбу (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=&rangeSize=1).


Основные смыслы: герои нашего времени - это самоотверженные и мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны, готовые защищать то, что дорого каждому из нас - свою семью, друзей, дом и многое другое. Анализируя героические поступки, совершённые нашими соотечественниками, обучающиеся на конкретных примерах обсудят, что такое отвага, взаимопомощь, решительность и находчивость в сложных ситуациях, что позволит сделать вывод о мотивах проявления героизма и ценности служения Отечеству.


Планируемые результаты. Личностные:
  • стремиться узнавать новое о своей стране и её гражданах;

  • проявлять интерес к оценке своих действий и поступков;

  • активно участвовать в выполнении творческих заданий в ходе обсуждения представленной информации.

Метапредметные:
  • работать с информацией: сравнивать и анализировать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;

  • участвовать в обсуждении подвигов и достижений россиян

  • расширять свой кругозор и эрудицию: знания о важных и ярких событиях общественной жизни страны.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование презентации и выполнение интерактивного задания.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • интерактивное задание;

  • презентация.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

В начале занятия педагог актуализирует знания и представления младших школьников, полученные на прошлых занятиях. Обучающиеся уже знают героев Отечества – Дмитрия Пожарского и Кузьму Минина. В рассказе школьников наверняка прозвучит информация о роли героев в организации народного ополчения для освобождения Москвы от врагов. В честь этого подвига в нашей стране ежегодно отмечается День народного единства – праздник единения, взаимопомощи, достижения общих целей многонациональным народом нашей страны. Зою Космодемьянскую узнают многие обучающиеся. В сентябре они узнали о подвиге юной партизанки.

Затем педагог может поинтересоваться, кто еще из героев Отечества им известен. Самостоятельно или с помощью педагогов обучающиеся назовут имена героев, полководцев или детей-героев, о которых они узнали из средств массовой информации, слышали на уроках, внеурочных занятиях, обсуждали в семье. Можно предложить назвать имена других известных полководцев: Ф.Ф. Ушаков, А.В. Суворов. Под началом Александра Васильевича Суворова служил в молодости Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев- Кутузов) – русский полководец, успешно отразивший вторжение армии Наполеона. М.И. Кутузов известен своей стратегической хитростью, его имя стало символом русского героизма и смекалки в военном искусстве.

После рассказов о героях и обсуждения педагог вместе со школьниками делает вывод, что Россия всегда гордилась своими героями. И спрашивает


Обучающиеся начинают подыскивать примеры, опровергающие эту реплику педагога. В этом им помогает информация о Юрии Гагарине, федеральном спикере, его выступление.

Демонстрация выступления федерального спикера
Часть 2. Основная

В этой части занятия младшие школьники под руководством педагога

продолжают анализировать информацию и собирать данные о том, что и сегодня рядом с каждым из нас может жить герой. Герой – это человек, который осознанно совершает смелые, отважные поступки, проявляет волю в достижении цели. Совершая подвиг, герой понимает трудность своих действий или их опасность, но он знает, что кроме него никто в эту минуту не может оказать помощь, спасти, завершить начатое дело. Педагог интересуется у школьников, какими качествами обладают герои. Начать обсуждение можно с рисунков детей, посвященных защитникам Родины, фрагмента стихотворения Эдуарда Асадова.

Далее педагог продолжает обсуждение геройских поступков, представленных в презентации. Количество слайдов, их порядок и мера подробности определяется педагогом, исходя из уровня подготовленности класса, актуальности, необходимости обсудить подвиги известных земляков.

Презентация содержит следующие сюжеты.


Сюжет 1. Февральским днем первоклассник возвращался домой из школы. Навстречу выбежала собака. Малыш испугался и решил обойти ее, и вдруг полетел кувырком куда-то под землю, это был колодец, который с осени был без крышки. Первоклассник стал звать на помощь, и его услышали ребята, которые шли неподалеку. Они увидели малыша и придумали, как его вытащить. Ребята предложили проводить до дома, но испуганный и уставший первоклассник отказался, дом был недалеко. Тогда мальчишки попрощались и пошли по своим делам. Первоклашка пришел домой и только тут вспомнил, что даже не спросил, как зовут спасителей.


Сюжет 2. Семья Юли жила в деревянном доме с печным отоплением. Однажды отец ушёл на работу, мать пошла в магазин на соседнюю улицу. Юля осталась с младшими братьями и сёстрами. Когда Юля поняла, что начался пожар, огнём уже была охвачена часть комнат. Дети очень испугались, но Юля не растерялась. Она разбила окно, выбросила в него одеяла и стала по одному опускать детей на одеяла. Ей на помощь пришли соседи, прибежала мама. Все дети были спасены.


Сюжет 3. Когда загорелась крыша хирургического корпуса в больнице проходили две операции. Одна из них – очень сложная, на открытом сердце. А в это время над больницей поднимались клубы дыма, началась эвакуация персонала и пациентов, но операцию останавливать было нельзя. И бригада в операционной продолжила работать, чтобы завершить операцию. Пожарные делали всё возможное, чтобы в операционную не попали: огонь, дым, вода. И через два часа операция в горящем здании была завершена, пациент был спасён!


Сюжет 4. В январе два брата отправились на озеро порыбачить. Возвращаясь домой, увидели перегруженный людьми снегоход, который неожиданно начал уходить под лед. Братья поспешили на помощь, в десятке метрах от полыньи бросили веревку, вытащили сначала женщину, которая не умела плавать, затем двоих мужчин. Когда спасенные благодарили ребят, ребята не считали себя героями. «Да какие мы герои…» - говорили они.


После обсуждения отдельных сюжетов и ответов на вопросы, можно ли считать этих людей героями, считают ли они сами себя героями, педагог предлагает охарактеризовать человеческие качества, которые свойственны героям.

Ребята наверняка назовут доброту и силу воли, смелость и здравомыслие, настойчивость и стремление победить, готовность оберегать и приходить на помощь. Обсудив качества героев, педагог предлагает школьникам припомнить народную мудрость, заключенную в пословице «Не тот герой, кто наград ждёт, а тот герой, кто за народ идёт», поработать над составлением пословиц и поговорок из частей (Интерактивное задание 1).

В ходе составления пословиц и поговорок обучающиеся обсуждают качества людей, которых мы называем героями. Герой – смелый и отважный человек. Спасая, защищая других людей, он не ждёт награды. Но благодарность всегда находит героев. В продолжение разговора педагог акцентирует внимание обучающихся на деятельности людей, которые героически трудятся на благо Отечества, и знакомит школьников с деятельностью Героев Труда Российской Федерации.

Затем педагог предлагает выполнить творческое задание – придумать и описать открытку в благодарность всем, кто охраняет и защищает нас, а также героически трудится на своих рабочих местах. Задание может быть выполнено фронтально, в парах или группах, устно или письменно (как творческое домашнее упражнение). Ребята готовятся рассказать, что будет изображено или написано, какие символы и слова будут использованы. Открытки могут быть нарисованы во внеурочной деятельности или дома с членами семьи,


Часть 3. Заключительная

Приступая к подведению итогов занятия, педагог интересуется у школьников, о каком подвиге каждый из них хотел бы рассказать друзьям, близким. Возможно, педагог напомнит или расскажет о подвиге человека, проживающего рядом с ними.

В ходе занятия младшие школьники говорили о качествах других людей. Теперь педагог предлагает им подумать, какие человеческие качества важно воспитывать в себе, чтобы сложной ситуации не растеряться, прийти на помощь? Затем возвращается к вопросу, который был сформулирован в начале занятия: Верно ли, что время героев прошло? Ребята отвечают, что герои всегда были, есть и будут. Они живут среди нас, они скромные, они готовы прийти на помощь, умеют держать слово, доводить начатое дело до конца, создавать то, что поможет жить лучше, защитит нашу страну или спасет людей от болезней... Педагог делает вывод, что знания о героическом прошлом и героях нашей страны помогают лучше узнать историю Отечества, увидеть, как рождается история через геройские поступки.


ПОСТРАЗГОВОР

Герой моей малой Родины. Беседы о героях, их подвигах, детских годах и профессиях.

Посещение музеев, выставок, посвященных историческим личностям.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов просветительского марафона «Знание о героях», https://geroi.znanierussia.ru


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа с толковым словарем: герой, победитель, смелость, воля. Работы с пословицами о героизме: «Героям страх неведом», «Герой народа узнаётся на деле», «Хвалиться герою не годится».

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений о Великой Отечественной войне; работа с текстами, посвящёнными героям Отечества.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Материалы Всероссийского проекта «Открытые уроки», https://disk.yandex.ru/d/ZwfWSjWNxcVpzw

  2. Проект «Подвиг», https://about.kartageroev.ru

  3. О. Колпакова «Александр Невский» - М.: Качели, 2018.

  4. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» - любое издание.

  5. «Василёк» - мультфильм, 1973 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность героям нашей страны, честно исполнявшим и исполняющим сейчас свой профессиональный и человеческий долг – во имя других людей.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!