СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?» 1-2 класс 27 ноября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?» 1-2 класс 27 ноября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ЧТО ТАКОЕ РОДИНА?» 1-2 класс 27 ноября 2023 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

Что такое Родина?

1-2 классы

27 ноября 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме

«Что такое Родина?»


Цель занятия: расширение представлений младших школьников о достижениях современной России, развитие познавательного интереса к технологическому развитию и культуре российских регионов, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, России.

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине.

Основные смыслы: Россия – страна достижений, которыми можно и нужно гордиться. Знакомство с Международной выставкой «Россия» позволяет представить достижения нашей страны в самых разных отраслях экономики, показать ключевые особенности развития российских регионов, познакомиться с разнообразием и особенностями культуры и истории народов России.

Планируемые результаты. Личностные:
  • интересоваться современными достижениями России, историей и культурой своего родного края;

  • осознавать важность понятия «Родина» в жизни человека;

  • испытывать чувства гордости за Россию, свой родной край и желание его развивать.

Метапредметные:
  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также работу с интерактивной картой и использование презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/homeland-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/homeland-12-method_recom.pdf

  • интерактивное задание

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/homeland-14-1/index.html?back_url=/topic/71/grade/12/

  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?». Постановка проблемы, обсуждение понятий: «Родина», «родной край». Просмотр обращения федерального спикера.


Часть 2. Основная

Представление современных достижений России, интерактивное знакомство с выставкой «Россия», проведение познавательной викторины: «Что? Где? Как?».


Часть 3. Заключительная

Обобщающая беседа, осознание общего смысла занятия: любовь к стране начинается с любви к родному краю.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Прослушивание песни или чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?


С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растёт…


А может, она начинается

С весёлой запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца…


Учитель. Ребята, мы сейчас услышали замечательные строки, в которых автор размышляет, ищет ответ на вопрос: с чего начинается Родина? С чем связывает автор любовь к Родине в своём произведении?

Ответы обучающихся.


Учитель. А как бы мы с вами ответили на этот вопрос? Что такое Родина? Какие места, люди, события у нас связаны со словом Родина, Россия? Расскажите.

Ответы обучающихся.


Комментарий для педагога. Так как обучающиеся могут затрудняться с формулировкой своих высказываний, педагогу желательно подготовить ответ на этот вопрос со своей стороны: «Вы знаете, ребята, а для меня Родина – это…».

Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Вспомните наши занятия «Там, где Россия» и «Россия: взгляд в будущее», что вызывает гордость за нашу страну?

Ответы обучающихся.


Учитель. К вашим ответам присоединяются и другие ребята.


Учитель. Да, в нашей стране много удивительного и прекрасного, а ещё мы гордимся теми достижениями, которые у нас есть в различных областях производства и сферах жизни. И обо всём этом можно узнать на Международной выставке «Россия», которая открылась в Москве. И сегодня у нас есть возможность совершить интерактивную экскурсию на выставку и увидеть многие достижения и уникальные объекты, представленные на ней.


Демонстрация интервью с обучающимися (1-я часть перед посещением выставки).


Часть 2. Основная часть

Учитель. Мы увидели ребят, которые отправились на выставку. Отправимся и мы на экскурсию. Рассмотрим карту выставки и отправимся на экскурсию.

Интерактивная экскурсия по выставке «Россия».

Содержание задания. Перед обучающимися представлена интерактивная карта некоторых павильонов выставки «Россия»: коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Росатома («Атом»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).



Учитель выстраивает маршрут знакомства с соответствующими павильонами, используя такие виды работ, как:

  • просмотр видео об экспозиции павильона;

  • проведение познавательной викторины;

  • беседа по итогам знакомства с павильоном: значимость события/объекта для развития страны.


Предлагаемый вариант маршрута для обучающихся 1–4 классов: Коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»).


Вопросы познавательной викторины «Что? Где? Как?».
  1. Коллайдер (галерея «Достижения России»).

Угадай. О чём это?

Карточка 1: это самый длинный в России транспортный переход, состоящий из двух параллельных мостов двухпутного железнодорожного и четырёхполосного автомобильного.

Крымский мост

Русский мост

Золотой мост


Карточка 2: это первый в мире фильм, который был снят отечественными кинематографистами в космосе.

Вызов

Легенда №17

Движение вверх


  1. Павильон 75 («Регионы России»):

Где это? Угадай регион России.

Карточка 1: здесь когда-то родился уникальный народный промысел: городецкая роспись, а сейчас этот регион не только лидер по производству автобусов, но и крупный туристический центр.

Нижегородская область

Московская область

Тюменская область

Карточка 2: уникальный край, в котором находится один из наиболее крупных вулканических районов мира. Здесь расположены 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка.

Ханты-Мансийский автономный округ

Хабаровский край

Камчатский край

Карточка 3: эту республику по праву можно назвать астрофизической столицей России. Здесь расположены крупнейшие в мире астрофизические объекты: «Ухо планеты» – крупнейший в мире радиотелескоп, крупнейший в Евразии оптический телескоп и крупнейший российский астрономический центр наземных наблюдений объектов Вселенной.

Карачаево-Черкесская республика

Республика Башкортостан

Республика Алтай


  1. Павильон Минприроды («Природоград»). Как называется…?

Карточка 1: как называется книга, в которую вносят редких и исчезающих животных и растений?

Красная книга

Редкая книга

Зелёная книга

Впервые за 20 лет выпущена Красная книга животных.


Карточка 2: как называется первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа для изучения Арктики?

«Северный полюс»

«Открытие»

«Восточный»


Карточка 3: как называется проект, направленный на сохранение лесов?

Ёлка желаний.

Читаем вместе.

Миллион – Родине!


Методические комментарии. Количество карточек, используемых в викторине при обсуждении достижений России, определяется учителем исходя из уровня подготовки классов: для 1–2 классов рекомендуется – 1–2 карточки, для 3–4 классов – 2–3 карточки.


Часть 3. Заключительная

Учитель. Вот и заканчивается наша экскурсия по выставке, что вам запомнилось или удивило больше всего?

Ответы обучающихся.


Учитель. Конечно, это только маленькая часть того, что вы с родителями можете там увидеть. Выставка ждёт вас, чтобы представить современные достижения и уникальные объекты России. И у нас есть возможность услышать мнение ребят, которые там побывали. Послушаем.


Демонстрация интервью с обучающимися (2-я часть после посещения выставки).


Учитель. Ребята, наше занятие заканчивается. Но мне бы хотелось вернуться к тем вопросам, которые звучали в самом начале нашего занятия: что для каждого из нас Россия? Чем мы можем гордиться?

Ответы обучающихся.


Учитель. Понятие «Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине – опора и поддержка в жизни человека. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать.

Из любви к малой Родине складывается любовь к большой и великой стране, нашей общей Родине, имя которой Россия.


Интерактивное задание «Создаём вместе», https://logo.russia.ru/


ПОСТРАЗГОВОР

Посещение Международной выставки-форума «Россия», экскурсии в историко-краеведческие музеи, знакомство с достопримечательностями родного края.

Встречи с известными людьми, прославившими регион.

Организация и проведение интеллектуальной игры для школьников

«Знаток родного края».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарями, изучение топонимов родного края.

Литературное чтение: знакомство с произведениями региональных авторов, чтение и обсуждение стихотворений В. Н. Орлова «Здравствуй, Родина моя», В. А. Степанова «Что мы Родиной зовём», В. Ф. Бокова «Какая наша Родина!», З. Н. Александровой «Родина».

Окружающий мир: обсуждение проблематики, связанной с темой Родины, родного края: символы региона (герб, флаг), традиции и обычаи, достопримечательности.

Технология: знакомство с народными промыслами, изготовление поделок и панорам.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Малая родина – Родина одна // https://народы-россии.рф/malaya-rodina.

  2. Голубев А. Карты России. – М.: Издательство «Речь».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Образ своей земли, своей Родины является основой, на которой формируется и развивается культура народа, любовь к родному краю и патриотизм.



















РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

Что такое Родина?

1-2 классы

27 ноября 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме

«Что такое Родина?»


Цель занятия: расширение представлений младших школьников о достижениях современной России, развитие познавательного интереса к технологическому развитию и культуре российских регионов, воспитание чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, России.

Формирующиеся ценности: патриотизм, гражданственность, любовь к Родине.

Основные смыслы: Россия – страна достижений, которыми можно и нужно гордиться. Знакомство с Международной выставкой «Россия» позволяет представить достижения нашей страны в самых разных отраслях экономики, показать ключевые особенности развития российских регионов, познакомиться с разнообразием и особенностями культуры и истории народов России.


Планируемые результаты. Личностные:
  • интересоваться современными достижениями России, историей и культурой своего родного края;

  • осознавать важность понятия «Родина» в жизни человека;

  • испытывать чувство гордости за Россию, свой родной край и желание его развивать.


Метапредметные:
  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также работу с интерактивной картой и использование презентации.

Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • интерактивное задание,

  • презентация.

Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с чтения стихотворения или прослушивания песни «С чего начинается Родина?» (текст М. Л. Матусовского и музыка: В. Е. Баснера). В процессе прослушивания песни учитель может показать фотографии с видами России (картины природы, населённые пункты, достопримечательности, архитектурные сооружения, памятники великим людям России), а также использовать для демонстрации материал занятия

«Там, где Россия». После прослушивания важно акцентировать внимание обучающихся на вопросах: с чего начинается Родина? С чем связывает автор любовь к Родине в своём произведении?

Безусловно, для каждого человека понятие «Родина» раскрывается по- своему, но это всегда то, что дорого, любимо и связано с местами, где родился и вырос человек. Учитывая то, что обучающиеся могут затрудняться с формулировкой своих высказываний, педагогу желательно подготовить ответ на этот вопрос со своей стороны: «Вы знаете, ребята, а для меня Родина – это...».

Наша страна богата достижениями в разных областях: производстве, науке, строительстве, культуре и спорте, поэтому учитель предлагает вспомнить материал занятий «Там, где Россия» и «Россия: взгляд в будущее» и привести свои примеры достижений, вызывающих гордость за нашу страну. Далее учитель предлагает совершить интерактивную экскурсию на ВДНХ, где открылась Международная выставка-форум «Россия», чтобы увидеть достижения и уникальные объекты, представленные на ней, и послушать интервью с детьми, которые готовятся посетить выставку.


Часть 2. Основная

В основной части занятия учитель определяет маршрут экскурсии по знакомству с выставкой «Россия». Перед началом экскурсии учитель предлагает рассмотреть карту-схему ВДНХ, где обозначены некоторые павильоны выставки «Россия»: коллайдер (галерея «Достижения России»), павильон 75 («Регионы России»), павильон Росатома («Атом»), павильон Минприроды («Природоград»), павильон Минпромторга («Сделано нами»), а затем знакомит с павильонами, используя такие виды работ, как:

  • просмотр видео об экспозиции павильона;

  • проведение познавательной викторины;

  • беседа по итогам знакомства с павильоном: значимость события/объекта для развития страны.


1. Коллайдер (галерея «Достижения России») – очертания павильона напоминают «коллайдер» – это длинная и высокая арка, оформленная светящимся орнаментом в стиле «техно». Внутри галереи оборудованы интерактивные инсталляции, с помощью которых можно познакомиться с главными достижениями страны.

  • Демонстрация информационного видеоролика об экспозиции павильона.

  • Проведение викторины, работа с интерактивными карточками.


Карточка 1: это самый длинный в России транспортный переход, состоящий из двух параллельных мостов двухпутного железнодорожного и четырёхполосного автомобильного.

Крымский мост

Русский мост

Золотой мост

Карточка 2: это первый в мире фильм, который был снят отечественными кинематографистами в космосе.

Вызов

Легенда №17

Движение вверх


Побывав в «коллайдере» отправляемся в павильон 75.


2. В павильоне 75 («Регионы России») представлены экспозиции всех российских регионов, где у каждого есть возможность показать свои уникальные достижения. Здесь можно полюбоваться, как народные мастерицы создают свои узоры, вспомнить традиции чаепития, а можно принять участие в археологических раскопках или отправиться в полёт в кабине самолёта.

  • Демонстрация информационного видеоролик об экспозиции павильона.

  • Проведение викторины, работа с интерактивными карточками.


Карточка 1: здесь когда-то родился уникальный народный промысел: городецкая роспись, а сейчас этот регион не только лидер по производству автобусов, но и крупный туристический центр.

Нижегородская область

Московская область

Тюменская область


Карточка 2: уникальный край, в котором находится один из наиболее крупных вулканических районов мира. Здесь расположены 300 потухших вулканов и 29 действующих, среди которых самый большой в Евразии — Ключевская сопка.

Ханты-Мансийский автономный округ

Хабаровский край

Камчатский край


Карточка 3: эту республику по праву можно назвать астрофизической столицей России. Здесь расположены крупнейшие в мире астрофизические объекты: «Ухо планеты» – крупнейший в мире радиотелескоп, крупнейший в Евразии оптический телескоп и крупнейший российский астрономический центр наземных наблюдений объектов Вселенной.

Карачаево-Черкесская республика

Республика Башкортостан

Республика Алтай


А мы отправляемся дальше.


3. Павильон Минприроды («Природоград») – экспозиция объединяет несколько сфер: недра, вода, леса, климат, обращение с твёрдыми отходами и показывает, как изменилось отношение к природе за последние годы: от потребления к бережному использованию ресурсов.

Демонстрация информационного видеоролика об экспозиции павильона.

  • Проведение викторины, работа с интерактивными карточками.


Карточка 1: как называется книга, в которую вносят редких и исчезающих животных и растений?

Красная книга

Редкая книга

Зелёная книга

Впервые за 20 лет выпущена Красная книга животных.


Карточка 2: как называется первая в мире ледостойкая самодвижущаяся платформа для изучения Арктики?

«Северный полюс»

«Открытие»

«Восточный»

Учёные изучают Арктику на первой в мире ледостойкой самодвижущейся платформе «Северный полюс». В России строится зимовочный комплекс

«Восток» в центре Антарктики. Проекты позволят проводить исследования мирового уровня.


Карточка 3: как называется проект, направленный на сохранение лесов?

Ёлка желаний.

Читаем вместе.

Миллион – Родине!

Новый лес высаживают на площади свыше миллиона гектаров. А ещё ежегодно проводится Всероссийская акция по сбору макулатуры: «Миллион – Родине!»


Количество карточек, используемых в викторине, определяется учителем исходя из уровня подготовки классов: для 1–2 классов рекомендуется – 1–2 карточки, для 3–4 классов – 2–3 карточки. Если остаётся время на занятии, то учитель также может продемонстрировать видео о павильонах Росатома («Атом») и Минпромторга («Сделано нами»).


Часть 3. Заключительная

В заключительной части беседы учитель организует обмен мнениями о «посещении» выставки «Россия» и использует видеофрагмент интервью с обучающимися. Обобщающая беседа позволяет сделать вывод, что понятие

«Родина» растёт вместе с человеком – это родители, семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своей Родине

– опора и поддержка в жизни человека. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы защищать. Из любви к малой Родине складывается любовь к большой и великой стране, нашей общей Родине, имя которой Россия. И в завершение занятия учитель предлагает детям выполнить интерактивное задание «Создаём вместе» на сайте https://logo.russia.ru/.

Содержание задания: из предложенного набора букв разного шрифта нужно собрать слово «РОССИЯ».

При невозможности использовать виртуальный интерактив учитель может предложить детям выполнить задание на бумаге.


ПОСТРАЗГОВОР

Посещение Международной выставки-форума «Россия», экскурсии в историко-краеведческие музеи, знакомство с достопримечательностями родного края.

Встречи с известными людьми, прославившими регион.

Организация и проведение интеллектуальной игры для школьников

«Знаток родного края».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарями, изучение топонимов родного края.

Литературное чтение: знакомство с произведениями региональных авторов, чтение и обсуждение стихотворений В. Н. Орлова «Здравствуй, Родина моя», В. А. Степанова «Что мы Родиной зовём», В. Ф. Бокова «Какая наша Родина!», З. Н. Александровой «Родина».

Окружающий мир: обсуждение проблематики, связанной с темой Родины, родного края: символы региона (герб, флаг), традиции и обычаи, достопримечательности.

Технология: знакомство с народными промыслами, изготовление поделок и панорам.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  1. Малая родина – Родина одна // https://народы-россии.рф/malaya-rodina.

  2. Голубев А. Карты России. – М.: Издательство «Речь».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ Образ своей земли, своей Родины является основой, на которой формируется и развивается культура народа, любовь к родному краю и патриотизм







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!