СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 1-2 класс 13 ноября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 1-2 класс 13 ноября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 1-2 класс 13 ноября 2023 г.»



РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

1-2 классы

13 ноября 2023 г

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме:

«РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»


Цель занятия: знакомство обучающихся с понятием технологический суверенитет, расширение представлений младших школьников о важных открытиях, сделанных российскими специалистами, развитие познавательного интереса к науке и технологиям, к профессиям завтрашнего дня, воспитание чувства гордости за технологическое развитие России.


Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, самореализация.


Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Суверенитет государства – это его независимость при решении внешних и внутренних вопросов своего развития. Развитие транспортной сферы, космической промышленности, информационных технологий и энергетического сектора сегодня стратегически важно для будущего страны, поэтому профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства.


Планируемые результаты. Личностные:
  • интересоваться достижениями и открытиями российских учёных и исследователей;

  • проявлять инициативу и самостоятельность в применении имеющихся представлений о достижениях науки и техники;

  • активно участвовать в выполнении творческих и проектных заданий при знакомстве с профессиями будущего.


Метапредметные:
  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;

  • учиться выделять значимые характеристики различных профессий, учитывать их в обсуждении, формулировании своего мнения.

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивных заданий.


Комплект материалов:

– сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/prospection-12-script.pdf

– методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/prospection-12-method_recom.pdf

– видеоматериалы

https://razgovor.edsoo.ru/video/3289/

https://razgovor.edsoo.ru/video/3250/

https://razgovor.edsoo.ru/video/3251/

https://razgovor.edsoo.ru/video/3252/

– интерактивные/игровые задания,

– презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/prospection-12-presentation.pdf


Структура занятия Часть 1. Мотивационная.

Обсуждение понятия «суверенитет», беседа о важности защиты суверенитета.


Часть 2. Основная.

Просмотр видеоматериалов «Калейдоскоп достижений России» раскрывает основные смыслы занятия, а проведение игрового задания «Калейдоскоп профессий будущего» дополняет материал знакомством с профессиями будущего.


Часть 3. Заключительная.

Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, вспомним слова гимна Российской Федерации:

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Как вы понимаете слова «простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»?

Ответы обучающихся.


Учитель. Конечно, мир меняется, причём меняется очень быстро, и с каждым годом он изменяется всё быстрее. И чтобы эти изменения улучшали нашу жизнь, делали нашу страну богаче и сильнее, многое зависит от нас, от всех граждан нашей страны, от сохранения нашей страной своего суверенитета. А что такое суверенитет? Слышали ли вы это слово, что оно обозначает?

Ответы обучающихся.


Учитель. Суверенитет – это сложное и в то же время важнейшее понятие. Оно связано с правом людей страны самостоятельно и без внешнего вмешательства строить свою жизнь и управлять ей. Представим, что вы играете в какую-то игру, например, в прятки. И после считалки водящего все разбежались прятаться, но вдруг появляется кто-то ещё и начинает менять правила игры, устанавливает свои и говорит, кому и куда прятаться. Понравится ли это играющим?

Ответы обучающихся.


Учитель. Конечно, не понравится, так как это нарушает все правила игры и играющих. Поэтому так важен суверенитет, то есть право и возможность государства самостоятельно, без внешнего воздействия, принимать решения о защите своих прав и интересов, развивать важнейшие сферы жизни общества, в том числе разрабатывать современные перспективные технологии. А как вы думаете, надо ли нашей стране защищать свой суверенитет? В чём угроза потери суверенитета?

Ответы обучающихся.


Учитель. Конечно, суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства. Это основа безопасности и условие развития будущего России. Например, для защиты денежных переводов в России разработали Систему быстрых платежей. СПБ позволяет мгновенно и безопасно переводить деньги между людьми и организациями, а также оплачивать товары с помощью QR-кода. В мобильных приложениях российских банков можно также заказать доставку продуктов, лекарств, купить билеты на концерт. Давайте узнаем и о других достижениях в этой сфере, послушаем Германа Грефа, Президента, Председателя Правления Сбербанка.

Демонстрация выступления федерального спикера.


Учитель. Нам есть чем гордиться! Почему же так важны открытия в жизни людей и целого государства? Как это влияет на развитие технологий? Давайте постараемся ответить на эти вопросы.


Часть 2. Основная часть.


Учитель. Рассмотрите фото. Что на них изображено? Верно ли, что у всех устройств в ряду одно и то же назначение? Как менялись устройства со временем? С чем связаны эти изменения?

Ответы обучающихся.



Учитель. Конечно, мир меняется, причём меняется очень быстро, и с каждым годом он изменяется всё быстрее. И происходит всё это благодаря тем открытиям, которые делают учёные и исследователи, технологиям, которые разрабатывают инженеры. Посмотрим видео.


Количество видеороликов для демонстрации определяет учитель исходя

из уровня подготовленности обучающихся.


Демонстрация видео №1 «Калейдоскоп достижений России». Космодром «Восточный», новый центр космической отрасли России.

«Восточный» первый российский гражданский космодром, предназначенный для подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения. Первый запуск ракеты-носителя «Союз» с космодрома «Восточный» состоялся в апреле 2016 года. Сейчас здесь возводят вторую очередь — инфраструктуру для тяжёлых ракет семейства «Ангара». «Восточный» — не только стартовая площадка для запуска ракет, это центр управления МКС, спутниками российской орбитальной группировки, космическими кораблями.


Учитель. В космической отрасли у России много открытий и достижений. Вспомните и назовите наши достижения в космосе (например, первый спутник; первый человек в космосе; первый выход в открытый космос; первая женщина-космонавт; первый фильм, снятый в космосе и др.).

Ответы обучающихся.


Учитель. Молодцы! И в настоящее время Россия активно участвует в изучении космоса. Это и сбор информации российским рентгеновским телескопом ART-XC, и работа Международной космической станции, на которой российские космонавты вместе с учёными других стран исследуют возможности жизни и работы человека в длительном космическом путешествии. А в будущем это и работа российской орбитальной станции для изучения просторов Вселенной. И сегодня российские учёные продолжают активно работать во всех областях науки, обеспечивая технологический суверенитет России. Посмотрим ещё одно видео.


Демонстрация видео №2 «Калейдоскоп достижений России». Беспилотная сельхозтехника.

Российская беспилотная сельхозтехника в 2019–2020 годах признана лучшей в мире. Российские фермеры с помощью спутников контролируют расход топлива, отслеживают путь и скорость движения сельхозмашин, точечно распределяют удобрения, контролируют состояние поля и не только. Многие предприятия используют автоматические системы управления и агронавигации, а иногда и полностью беспилотные комбайны. В 2022 году агроботы российского производства собрали 1,6 млн тонн урожая.


Учитель. Что нового вы узнали? Как вы думаете, когда станете взрослыми, сможете управлять такими машинами и роботами? Что для этого надо?

Ответы обучающихся.


Учитель. Верно, интересоваться различными науками и много учиться.

И для этого в нашей стране созданы все условия, посмотрим видео.


Демонстрация видео №3 «Калейдоскоп достижений России». Строительство школ.

Россия впервые превзошла рекорд СССР по темпам строительства общеобразовательных учреждений. Только с 2019 по 2022 год построено около 900 новых школ. К концу 2024 года эта цифра достигнет 1300. Помимо строительства, проводится ещё и капитальный ремонт уже построенных школ — их насчитывается 7300, преимущественно в сельской местности.


Учитель. А какие устройства есть в нашей школе? Какие «умные» гаджеты помогают в жизни и в учёбе?

Ответы обучающихся: умные часы, лазерная указка, графический планшет, ноутбук, лазерный микроскоп, школьная электронная доска, робот/робот-доставщик, лазерный диск с надписью «антивирус».


Учитель. Мы с вами узнали о том, как меняются со временем различные устройства, а меняются ли профессии? Почему?

Ответы обучающихся.


Учитель. Действительно, со временем профессии меняются. Эксперты считают, что многие популярные профессии уйдут в прошлое, а возникнут новые на стыке новых технологий. Давайте перенесёмся в будущее и познакомимся с такими профессиями.


Игровое задание №1. Калейдоскоп профессий будущего.

Содержание задания. Каждая карточка представляет собой название профессии будущего. Каждая группа (пара) получает карточку, готовит

свои ответы на вопросы:

Где? В какой отрасли данная профессия может быть применима? Что? Какие знания необходимы человеку этой профессии?

Какой? Какие качества необходимо развивать в себе для овладения этой профессией?

Дополнительное задание для групп (пар): придумать и нарисовать на обратной стороне карточки знак (рисунок), представляющий эту профессию.




урбанист-эколог

робототехник

проектировщик

«умного» дома

конструктор новых материалов

архитектор и дизайнер виртуальности

гид в сфере космического туризма

оператор дронов

метеоэнергетик

киберследователь


После совместного обсуждения группа (пара) представляет результаты своей работы.

В 1–2 классах предлагается провести игровое задание при фронтальной работе, определив 2–3 карточки для обсуждения.


Учитель. Работа будущего – это сложный мир, наполненный современными постоянно изменяющимися технологиями. И для того, чтобы быть готовыми к этому, необходимо развивать в себе умение размышлять, эффективно общаться, уметь объединяться для решения проблем и творчески их решать.


Часть 3. Заключительная.

Учитель. Ребята, с какими достижениями вы сегодня познакомились?

Расскажите.

Ответы обучающихся.


Учитель. Почему же так важны открытия в жизни людей и целого государства? Как это влияет на развитие технологий? Почему важно защищать технологический суверенитет?

Ответы обучающихся.

Учитель. Передовые технологии открывают перед страной огромные перспективы. Появление новых открытий, развитие современных технологий

– это шаг в будущее, это позволяет не только сделать жизнь людей лучше, но и быть самостоятельными в развитии важных сфер: исследования космоса, развитие системы образования, медицины, энергетики, связи, транспорта. Чем богаче страна, чем выше её технологическое развитие, чем больше в ней образованных людей, которые занимаются любимыми профессиями, тем прочнее суверенитет государства. С развитием технологий мы сможем делать больше добрых дел, помогать людям, беречь их здоровье, оберегая от вредных производств. Наши ценности и воспитание помогут нам делать правильные и нужные открытия, помогать родным и близким, всей стране.


ПОСТРАЗГОВОР:
  • Беседы об учёных и открытиях, о роли открытий в развитии общества.

  • Посещение «Кванториумов» и «Точек Роста» технологической и естественнонаучной направленности.

  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Строим Россию», размещённых на платформе общества «Знание» https://znanierussia.ru/cinema/collections/stroim-rossiyu.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:

Русский язык: работа со словарями и составление текстов-описаний профессий.

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», Б. С. Житкова «Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки».

Окружающий мир: изучение тем разделов «Хозяйственная деятельность родного края», «Труд. Знакомство с миром профессий».

Технологии: работа с инструкциями по применению электронных устройств, правила работы в сети Интернет, использование антивирусных программ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Сайт «Достижения России», https://достижения.рф.

Транковский С. Д. Книга о лазерах. М.: Детская литература. 1988. Сайт «Детивнауке.РФ», https://детивнауке.рф/.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Интерес к открытиям в области науки, технологий, культуры и искусства. Готовность к овладению новыми знаниями и умениями, использованию современных приспособлений и гаджетов.


















РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

1-2 классы

13 ноября 2023 г



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме:

«РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

Цель занятия: знакомство обучающихся с понятием технологический суверенитет, расширение представлений младших школьников о важных открытиях, сделанных российскими специалистами, развитие познавательного интереса к науке и технологиям, к профессиям завтрашнего дня, воспитание чувства гордости за технологическое развитие России.


Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, самореализация.


Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Суверенитет государства – это его независимость при решении внешних и внутренних вопросов своего развития. Развитие транспортной сферы, космической промышленности, информационных технологий и энергетического сектора сегодня стратегически важно для будущего страны, поэтому профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства.


Планируемые результаты.

Личностные:
  • интересоваться достижениями и открытиями российских учёных и исследователей;

  • проявлять инициативу и самостоятельность в применении имеющихся представлений о достижениях науки и техники;

  • активно участвовать в выполнении творческих и проектных заданий при знакомстве с профессиями будущего.

Метапредметные:
  • развивать умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

  • работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде;

  • учиться выделять значимые характеристики различных профессий, учитывать их в обсуждении, формулировании своего мнения.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивных заданий.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеоматериалы,

  • интерактивные/игровые задания,

  • презентация.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная.

Разговор начинается с обсуждения слов гимна России. Гимн знают все младшие школьники, и на этом занятии у педагога есть возможность обсудить его содержание – строки, касающиеся взгляда в будущее. На вопрос: «Как вы понимаете слова „простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года“?» – школьники будут давать ответы на основе эрудиции, учебного опыта, элементарных представлений о нашем государстве и его устройстве (права и свободы граждан, возможности обучения и развития и т. д.).

С обучающимися 1–2 класса можно обсудить, о чём мечтали их родители в детстве и чего уже добились, предложить поделиться мыслями о том, чем бы ребята хотели заниматься в будущем, кто и как может им в этом помочь. В этом разговоре необходим акцент на важность получения образования, понимания того, что вклад каждого человека в развитие нашей страны делает её сильнее, помогает людям становиться счастливее. Все вместе мы можем помочь нашей стране не зависеть от других стран, природных изменений и других событий, которые могут усложнить нашу жизнь.

Младшие школьники 3–4 классов готовы к обсуждению изменений, происходящих в мире, поскольку они вместе с родителями или самостоятельно пользуются СМИ, индивидуальными гаджетами, посещают с родителями значимые для общества события (избирательные участки, общественные собрания и др.). С ними можно поговорить о тех внутренних изменениях, которые могут улучшить нашу жизнь, сделать нашу страну богаче и сильнее. Важно также начать знакомство с таким понятием, как суверенитет. Общие представления о нём помогут школьникам лучше разбираться в информации о нашей стране, которую они получают из разных источников, увидеть, чем сильна наша страна, и где в будущем каждый может приложить свои силы для её развития и обеспечения независимости. Представление о суверенитете как о праве граждан страны самостоятельно и без внешнего вмешательства строить и управлять своей жизнью, можно закрепить через разыгрывание понятных детям ситуаций, в которых проявляется зависимость или независимость решения возникшей проблемы от наличия или отсутствия средств, мнений конкретных людей, понимания ценностей, знания законов и правил. Например, изменение ведущим условий игры в прятки сделает игру неинтересной (в неё перестанут играть), изменение правил посещения стадиона (например, запрет на вход без сопровождения взрослого) сделает стадион ненужным для детей (для тех, кто хотят заниматься в секциях). По результатам обсуждения этих и других ситуаций ребята придут к выводу о важности суверенитета. У государства должно быть право и возможность самостоятельно, без внешнего воздействия, принимать решения о защите своих прав, интересов, развивать и совершенствовать с помощью перспективных технологий важнейшие сферы жизни общества.


Демонстрация выступления федерального спикера.


Часть 2. Основная часть.

В этой части занятия педагог не только обсуждает изменения, происходящие в обществе в связи с открытиями, новыми технологиями, но и предлагает поразмышлять о том, что можно сделать, чтобы их использование не зависело от помощи и отношения к нашим достижениям других стран.

Школьники обсуждают, как менялись со временем средства связи, транспорт, от чего зависели эти изменения, в этом им помогают видеоролики

«Калейдоскоп достижений России». Количество видеороликов для демонстрации определяет учитель исходя из уровня подготовленности обучающихся. При этом, даже если обучающиеся ещё не владеют информацией о том или ином событии, с помощью видеороликов об учёных и открытиях они получат представления о них, и это мотивирует школьников к дальнейшей работе. В ходе беседы педагог интересуется у школьников, а что они знают о достижениях нашей страны, о современных технологиях.

Первоклассники могут сказать об удобстве электронных средств (доступных гаджетах), изменениях в строительстве (новые дома и их оформление), о транспорте (новые маршруты и средства) и т. п. Более взрослые младшие школьники наверняка поделятся информацией о знакомых им технологиях: «умный» дом, робототехника, электронные услуги, маркетплейсы и др.

По итогам просмотренных видеоматериалов обучающиеся делают вывод о том, что современные технологии (развитие космической сферы, разработка беспилотной сельхозтехники, активное строительство школ и др.) – это шаг в будущее, он позволяет сделать жизнь людей лучше, быть самостоятельными в развитии важных сфер жизни. Исследования космоса, развитие производства, энергетики, связи, транспорта, медицины, образования, интеллектуальных ресурсов делают нашу страну независимой от политики и экономики других стран.

Затем учитель предлагает поговорить о профессиях будущего. Для обучающихся 1–2 классов может быть использован набор слайдов с объектами (например, транспортными средствами) прошлого и настоящего (вместо транспортных средств можно взять карточки с камнем и молотком, глиняной дощечкой и бумагой и т. п.). С помощью слайдов школьники будут вовлечены в обсуждение исторических (кучер, извозчик), современных (водитель, таксист, курьер, экспедитор и др.) и перспективных (разработчик роботов-такси, программист оптимальных маршрутов и навигаторов и пр.) профессий в области пассажирских перевозок. Для обобщения представлений детей о профессиях будущего предлагается провести задание

№1. Педагог сам выбирает форму работы – фронтальную (рекомендуется для 1–2 класса) или групповую/парную (рекомендуется для 3–4 класса).

Школьникам предлагается выбрать карточку с профессией (картинка с названием) и придумать ответы на вопросы (представлены на доске или на обороте карточки): какие знания необходимы человеку этой профессии? Где эта профессия может быть применима? Какие качества необходимо развивать в себе для овладения этой профессией? Дополнительно обучающиеся 3–4 класса придумывают знак для обозначения этой профессии. Участники команд или весь класс под руководством педагога обсуждают разные варианты и вырабатывают общие требования к профессии. Особое внимание уделяется умениям, которые можно развивать у себя уже сейчас.


Часть 3. Заключительная.

В течение всего занятия младшие школьники получали представления о

том, что наука, производство и технологии в России постоянно развиваются и совершенствуются. Обучающиеся готовы к ответам на вопросы: почему же так важны открытия в жизни людей и целого государства? Как это влияет на развитие технологий? Почему важно защищать технологический суверенитет?

В завершение разговора педагог вместе с учениками делают выводы о том, что наша страна успешно осваивает космос, развивает атомную энергетику, интеллектуальные системы, а передовые технологии открывают перед страной огромные перспективы. И чем выше уровень технологического развития нашей страны, тем прочнее суверенитет государства.


ПОСТРАЗГОВОР:
  • Беседы об учёных и открытиях, о роли открытий в развитии общества.

  • Посещение «Кванториумов» и «Точек Роста» технологической и естественнонаучной направленности.

  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Строим Россию», размещённых на платформе общества «Знание» https://znanierussia.ru/cinema/collections/stroim-rossiyu.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:

Русский язык: работа со словарями и составление текстов-описаний профессий.

Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», Б. С. Житкова «Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки».

Окружающий мир: изучение тем разделов «Хозяйственная деятельность родного края», «Труд. Знакомство с миром профессий».

Технологии: работа с инструкциями по применению электронных устройств, правила работы в сети Интернет, использование антивирусных программ.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Сайт «Достижения России», https://достижения.рф.

Транковский С. Д. Книга о лазерах. М.: Детская литература. 1988. Сайт «Детивнауке.РФ», https://детивнауке.рф/.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:

Интерес к открытиям в области науки, технологий, культуры и искусства. Готовность к овладению новыми знаниями и умениями, использованию приспособлений и гаджетов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!