СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ» 1-2 классы. 24 апреля 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ» 1-2 классы. 24 апреля 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ» 1-2 классы. 24 апреля 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ

1–2 классы

24 апреля


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ»

Цель занятия: расширять представление обучающихся о значении труда в жизни общества, о профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда.

Формирующиеся ценности: созидательный труд.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

  • проявлять уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

  • понимать необходимость проявления взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

  • анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;

  • формулировать суждения, аргументированно высказывать своё мнение;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/labor-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/labor-12-method_recom.pdf

  • видеофрагменты

https://razgovor.edsoo.ru/video/2493/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2494/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2495/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2496/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/labor-12-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вводная беседа на основе выполнения задания, связанного с анализом предложенных рисунков, позволяет актуализировать центральные понятия занятия - труд, трудовая деятельность, профессия человека. Важно поддержать возникающее в процессе беседы чувство уважения и благодарности к людям разных профессий.

Часть 2. Основная

Просмотр видеофрагментов «Путешествие Совёнка по профессиям» - центральный элемент основной части занятия. После просмотра видеоматериала организуется познавательная беседа, ориентированная на знакомство с профессиями, выполняются интерактивные задания.

Часть 3. Заключение

Подведение итогов состоявшегося обсуждения. В благодарность за помощь, обучающиеся получают от Совёнка «пульты», на которых они смогут нарисовать профессии, которые им интересны.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель.

Здравствуйте, ребята! В начале нашего занятия выполним задание. Рассмотрите рисунки, кто на них изображён?

(Ответы обучающихся.)


Задание №1 «Что объединяет людей на картинке?».

Содержание задания: на экране появляется слайд, на котором изображены люди разных профессий в процессе работы. Пожарный, который тушит пожар, тракторист в поле, механик, который чинит автомобиль, повар, который варит суп, учёный с микроскопом.



Учитель.

Ребята, подумайте, что объединяет всех этих людей?

(Ответы обучающихся: их объединяет труд.)

Учитель.

Это люди разных профессий, но всех объединяет то, что любая профессия связана с трудом человека: ремонт машин, уборка урожая, приготовление различных блюд, научные открытия и многое другое. А как вы думаете, зачем люди трудятся? Как вы думаете, почему в народе сложили пословицу: «Землю красит солнце, а человека - труд»?

(Ответы обучающихся: чтобы у нас были дома, школы, магазины, чтобы мы могли есть разнообразные продукты, чтобы у нас была одежда...чтобы можно было себе что-нибудь купить.)

Учитель.

Действительно, труд даёт человеку всё необходимое для жизни: жилище, одежду, пищу, предметы быта. Труд всех людей взаимосвязан, и он важен для каждого из нас, а 1 Мая мы отмечаем Праздник Весны и Труда: труженикам всем почёт и уважение. «Суди о человеке по его труду», говорят в народе. Как вы понимаете эту пословицу? Объясните.

(Ответы обучающихся.)

Учитель.

По отношению человека к своей работе, к труду, можно судить и о его качествах: ответственности, организованности, отзывчивости. А выдающиеся заслуги, которые специалисты достигли в своих профессиях, заслуживают самой высокой награды. В 2013 году в нашей стране было учреждено звание «Герой Труда Российской Федерации», и уже в течение десяти лет накануне Дня Труда оно присуждается людям разных профессий.




В дополнительных материалах представлена информация и о других наградах.

Учитель.

А как вы думаете, люди, каких профессий могут получить такую награду?

(Ответы обучающихся.)

Учитель.

Стать Г ероем Труда может человек любой профессии! Вот несколько человек, которые были удостоены такого высокого звания:

  • монтажник стальных и железобетонных конструкций из Коломны (Подмосковье) - Зайков Николай Васильевич;

  • доярка из Республики Ингушетия - Богатырёва Марем Камбулатовна;

  • режиссёр, актёр, телеведущий - Михалков Никита Сергеевич.

Учителю важно опираться на примеры, демонстрирующие доблестный труд представителей конкретного региона.

Учитель.

Этот список можно продолжить, но главное, что все они - люди-труда, показавшие выдающиеся результаты в своей профессии, беззаветно преданные ей. Ведь профессия - это труд, которому человек часто посвящает всю свою жизнь. А кто из вас был на работе у родителей? Расскажите, где они трудятся и что делают.

(Ответы обучающихся.)

Учитель даёт возможность нескольким обучающимся рассказать о профессии родителей, о том, как они трудятся.

Учитель.

Кто-то из вас уже думал, чем он будет заниматься, какую профессию выберет, когда вырастет? Чем она полезна?

(Ответы обучающихся.)

Учитель.

Мы с вами назвали всего несколько профессий, а ведь мир профессий очень разнообразен: многие профессии исчезают, а многие появляются, и очень важно изучать мир профессий. Вот сегодня мы с вами и познакомимся с некоторыми из них более подробно, а поможет нам в этом любознательный Совёнок.

Часть 2. Основная

Учитель. Совёнок мечтает найти любимое дело жизни, поэтому путешествует и узнаёт о разных профессиях. Познакомимся с нашим героем.

Демонстрация видеоролика «История Совёнка».

Анимация без текста.

Описание: данный ролик знакомит ребят с персонажем — Совёнком, который находит волшебный пульт и путешествует по разным профессиям.

Учитель. Ну что, отправимся вместе с Совёнком в путешествие? Но сначала прочтём письмо, которое он нам прислал.

Учитель достаёт заранее распечатанное и спрятанное письмо, зачитывает его вслух (письмо дублируется на экране в презентации)

.

Учитель. Как думаете, ребята, сможем мы помочь Совёнку? Тогда слушайте внимательно первое задание. На экране вы увидите разные предметы. Вам надо подумать и назвать профессию того, кто в своей деятельности использует эти предметы.


Интерактивное задание №1 «Угадай профессию по предметам».

Содержание задания: сначала на экран выводится слайд с изображением атрибутов профессии, после ответа обучающихся на экран выводится слайд с правильным ответом.

шприц, градусник, таблетки (врач); кисточка, карандаш, краски (художник); глобус, тетрадь, линейка (учитель); провода, лампочка (электрик); расчёска, ножницы, зеркало (парикмахер); микрофон, награда, гитара (певец, музыкант); скафандр, ракета (космонавт).


Пример

Учитель.

А представьте, что одна из этих профессий вдруг исчезла, как бы изменилась наша жизни?

Обучающиеся рассуждают, можно ли обойтись без профессий из задания, чтобы стало с людьми, если бы вдруг не стало учителей, врачей, электриков и т.д.

Учитель.

Вы абсолютно правы! Каждая из профессий важна и нужна людям и обществу. Молодцы, вы замечательно справились с первым заданием, и Совёнок теперь может отправиться в ещё одно путешествие по профессиям. А вместе с ним и мы. Итак, давайте посмотрим, с какой профессией решил познакомиться Совёнок?


Демонстрация видеоролика «Совёнок-строитель» (дикторский текст).

Вы уже догадались, в какую профессию попал Совёнок? Конечно, это строитель! Строители делают так, чтобы у каждого из нас был тёплый и уютный дом. И чтобы вам было куда ходить учиться, а родителям - работать, чтобы были магазины, поликлиники, а ещё дороги, мосты, железнодорожные станции и многое другое. Строитель - это общее название, на самом деле, чтобы построить дом, нужны разные профессии: архитектор придумывает, как должен выглядеть дом, инженер - как сделать так, чтобы он был крепким и надёжным, штукатур делает стены ровными, а маляр их красит. А про того, кто может сделать и то и другое, обычно говорят, что у него золотые руки.

Учитель.

А как вы думаете, есть ли профессия, без которой можно прожить?

Обучающиеся предлагают свои варианты, рассуждают: есть ли такая профессия, без которой человек смог бы прожить.

Учитель.

Конечно, такой профессии нет. Важен труд каждого человека. Благодаря строителю, у нас есть дом и школа, водитель автобуса привозит вас на учёбу, а меня — на работу, повар приготовил нам обед, а дворник навёл чистоту. И каждый из них вносит свой вклад в жизнь общества. Все профессии объединяются в большие отрасли, которые делают нашу жизнь комфортной, а страну — сильной и развитой. Куда же отправился Совёнок на это раз?

Демонстрация видеоролика «Совёнок-диспетчер» (дикторский текст).

В нашем мире круглосуточно летают самолёты, плавают корабли и едут поезда. За безопасность пассажиров отвечают не только те, кто управляют транспортом, но и те, кто внимательно следят за его передвижением. Такая профессия называется диспетчер. Именно им и попробовал побыть Совёнок, и ему очень понравилось! А кто ещё нужен, чтобы транспорт был максимально удобным, безопасным и следовал строго по расписанию? Это стюардессы в самолётах, проводники в поездах, железнодорожники, которые ремонтируют пути, полицейские, которые следят за соблюдением правил дорожного движения, и даже смотрители маяков, которые ночью указывают кораблям верный путь.

Учитель. Мы уже много узнали о людях разных профессий. Но пульт у Совёнка всё ещё даёт сбои. Помните, мы обещали его починить? Поэтому предлагаю поиграть ещё в одну игру. Вам надо разгадать зашифрованные рабочие специальности. Сейчас вы увидите загадки-ребусы, в которых зашифрованы профессии. Каждая картинка соответствует определённой букве. Если вы замените картинки на буквы, то получится профессия.

Интерактивное задание №2 «Расшифруй профессию».

Содержание задания: на экран выводятся слайды с ребусами, где каждая картинка соответствует букве, задача - заменить картинки на буквы и отгадать профессию. При переключении слайда появляется правильный ответ и комментарий

.


Учитель.

Молодцы! А что же делает шахтёр? Какую пользу он приносит людям? (Ответы обучающихся.)

Следующий слайд:

Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земной коры.


Учитель. Давайте попробуем отгадать следующий ребус.




Учитель. Вы абсолютно правы! А кто знает, где трудятся сварщики?

(Ответы обучающихся.)

Следующий слайд:

Сварщик - это специалист, который занимается соединением металлических конструкций с помощью сварочного оборудования.


Учитель. Хорошо, смотрим следующее задание.

Учитель. И что же делает механик?

(Ответы обучающихся.)

Следующий слайд:

Механики бывают разные: автомеханик, авиамеханик, электромеханик, радиомеханик, механик по ремонту бытовой техники и другие. Механик ремонтирует и обслуживает разные технические приборы.



Учитель.

Вы замечательно справились! Молодцы! Все эти профессии существуют уже очень давно, но при этом они всё равно очень нужны людям. Но мир постоянно развивается, поэтому появляются и новые профессии. Сегодня появляются робототехники, операторы «умных» станков с цифровым управлением, технологи, которые создают новые материалы, операторы беспилотных летательных аппаратов, сетевые врачи и даже сетевые преподаватели. Новых профессий появляется много. С одной из них нас познакомит Совёнок.

Демонстрация видеоролика «Совёнок-мультипликатор» (дикторский текст).

Сам Совёнок появился потому, что у нас есть компьютеры. И с ними связано очень много профессий. Есть те, кто пользуются тем, что умеют компьютеры, как, например, мультипликаторы, веб-дизайнеры, которые придумывают, как выглядит сайт в интернете, или видеомонтажёры, которые смонтировали это видео. А ещё есть специалисты, кто компьютеры учат. Вас, например, учат учителя, а компьютеры - программисты. Они могут сделать программы, которые играют в шахматы, решают самые сложные задачи по математике, помогают найти на карте правильную дорогу, позвонить по видеосвязи и ещё очень много всего. А ещё у программистов есть свои отдельные компьютерные языки и много всяких интересных слов. Вот только Совёнок их пока не запомнил, но у него, как и у вас, ещё всё впереди.


Учитель.

Как вы думаете, почему Совёнок так много путешествует по профессиям?

(Ответы обучающихся: потому что он любознательный, потому что ему хочется побольше узнать о разных профессиях, потому что не может определиться, чем хочет заниматься...)

Часть 3. Заключительная Учитель.

Чтобы найти дело всей жизни, надо узнать как можно больше профессий. Как это сделать? Совёнок может телепортироваться с помощью волшебного пульта, чтобы познакомиться с профессиями. И хотя мы не можем так перемещаться, но мы можем узнать о разных профессиях, поговорив с родителями, посмотрев фильмы, почитав книги. Можно сходить на экскурсию на предприятие и там расспросить специалистов об их любимом деле. А когда вы станете постарше, вы можете стать участником проекта «Билет в будущее», где ребятам помогают решить сложную задачу выбора карьеры (для 6-11 классов).


Учитель. Конечно, у вас впереди ещё много времени для выбора профессии, у вас будет много открытий и новых, интересных школьных предметов, которые помогут понять, кем вы хотите стать. Но если вам что-то интересно, то обязательно изучайте это — вдруг это и есть ваше любимое дело жизни. Тогда ваш труд будет приносить радость и пользу вам и обществу.

Демонстрация слайда Мы сегодня не только познакомились с профессиями, но и помогли починить пульт Совёнка, поэтому он прислал нам ещё одно письмо!

Демонстрация слайда



Учитель. А в благодарность за наше путешествие Совёнок прислал нам небольшой подарок. Это пульты, на которых вы можете нарисовать те профессии, которые вам интересны.

Изображение волшебного пульта размещено в дополнительных материалах. В зависимости от организационных условий, учитель раздаёт ребятам заранее распечатанные изображения и предлагает выполнить задание в конце занятия или дома с родителями


Подготовка к следующему занятию «День победы. Бессмертный полк»

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами говорили о важности созидательно труда. Следующее наше занятие состоится в четверг, 4 мая, и оно будет посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта Победа досталась нам

ценой жизней наших солдат на фронте и самоотверженного труда в тылу женщин, стариков и детей, которые работали наравне со взрослыми, приближая Победу.

И мы всегда должны об этом помнить.

Расспросите родителей о ваших прабабушках и прадедушках, которые жили в годы войны. Кто - то из них воевал, кто-то, будучи подростком, трудился на заводе. Возможно, сегодня кто-то из ваших близких защищает нашу страну в зоне специальной военной операции. Принесите на следующее занятие их фотографии и подготовьте небольшой рассказ о них (по желанию).







РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ

1–2 классы

24 апреля


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ДЕНЬ ТРУДА. МИР ПРОФЕССИЙ»

Цель занятия: расширять представление обучающихся о значении труда в жизни общества, о профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда.

Формирующиеся ценности: созидательный труд.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;

  • проявлять уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

  • понимать необходимость проявления взаимопомощи в семье.

Метапредметные:

  • анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии с учебной задачей;

  • формулировать суждения, аргументированно высказывать своё мнение;

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/labor-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/labor-12-method_recom.pdf

  • видеофрагменты

https://razgovor.edsoo.ru/video/2493/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2494/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2495/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2496/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/labor-12-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия - обеспечить принятие обучающимися мотива активного участия в обсуждении темы труда и профессий. Выполнение интерактивного задания позволяет подвести обучающихся к пониманию труда, трудовой деятельности людей разных профессий. Важным элементом познавательной беседы является осознание смысла пословицы «Суди человека по его делам», работа с которой позволяет подвести обучающихся к разговору о достижениях различных специалистов, которые трудятся на благо общества и достигают выдающихся успехов в своей профессии. Исходя из этого, учитель рассказывает о золотой медали «Герой Труда Российской Федерации», а также при необходимости и о других наградах.

На этом этапе важно привести реальные примеры, демонстрирующие доблестный труд представителей конкретного региона. Например,

  • Зайков Николай Васильевич — специалист по монтажу стальных и железобетонных конструкций из города Коломны;

  • Михалков Никита Сергеевич — председатель Союза кинематографистов Российской Федерации, режиссёр;

  • Богатырёва Марем Камбулатовна — доярка из Республики Ингушетия;

  • Покровская Татьяна Николаевна — главный тренер спортивной сборной команды Российской Федерации по синхронному плаванию;

  • Лепёхин Юрий Васильевич — учитель средней школы в Волгограде;

  • Куличенко Александр Владимирович — проходчик подземной шахты в Кемеровской области;

  • Проценко Денис Николаевич — главный врач Городской клинической больницы № 40 города Москвы;

  • Устинова Варвара Михайловна — лесничий, республика Саха, Якутия;

  • Суслякова Людмила Егоровна — машинист крана, Кемеровская область.

Часть 2. Основная.

Основная часть состоит из взаимосвязанных заданий - видеофрагментов, бесед, интерактивных упражнений, которые в результате выполнения подводят первоклассников и второклассников к пониманию многообразия и важности профессий. Ролик «История Совёнка» знакомит ребят с персонажем — Совёнком, который находит волшебный пульт и путешествует по разным профессиям. При выполнении интерактивного задания №1 обучающиеся обращаются к таким профессиям, как врач, художник, учитель, электрик, парикмахер, певец, музыкант,

космонавт. Ролик «Совёнок-строитель» знакомит ребят с отраслью строительства и некоторыми профессиями, которые в ней существуют. Ролик «Совёнок- диспетчер» позволяет познакомить обучающихся с профессиями транспортной отрасли. Последующее интерактивное задание «Разгадать зашифрованные рабочие специальности» представляет такие профессии, как шахтёр, сварщик, механик. В ролике «Совёнок-мультипликатор» Совёнок сам создаёт себя же в образе строителя из предыдущего ролика, а затем, узнаёт о других профессиях, связанных с компьютерами: веб-дизайнеры, программисты и так далее. Обобщающая беседа позволяет сделать вывод: каждая профессия важна и вносит свой вклад в жизнь общества. Все профессии объединяются в большие отрасли, которые делают нашу жизнь комфортной, а страну - сильной и развитой.

Часть 3. Заключительная.

При проведении беседы в заключительной части важно подчеркнуть мысль, что каждому важно найти такую профессию, которую он будет любить и трудиться ответственно, старательно и с удовольствием. Тогда человек станет профессионалом и достигнет высоких результатов. Это позволяет затронуть тему ранней профориентации и рассказать о мероприятиях и проектах, которые помогают школьникам в поисках дела жизни.

В благодарность за помощь, обучающиеся получают от Совёнка «пульты», на которых они смогут нарисовать те профессии, в которых им самим было бы интересно оказаться. Задание можно выполнить на уроке или предложить выполнить дома.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!