СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ» 1-2 классы. 17 апреля 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ» 1-2 классы. 17 апреля 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ» 1-2 классы. 17 апреля 2023 г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»

1-2 классы

17 апреля 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА
НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»

Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.

В ходе занятия актуализируются ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • эмоциональная реакция на проявление несправедливости, жестокости, стремления захватить чужие земли для личной выгоды;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны;

  • активное участие в освоении исторического материала;

  • проявление положительного отношения (уважения, гордости) к героическим событиям прошлого, демонстрирующих патриотические чувства предков.

Метапредметные:

  • участие в познавательной деятельности: активность при выполнении заданий и в учебных диалогах;

  • умение оценивать настроение, которое рождается при восприятии героических страниц истории нашей страны;

  • участие в совместной деятельности;

  • умение сравнивать информацию, представленную в текстовом, графическом, иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/genocide-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/genocide-12-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/2486/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2451/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/genocide-12-presentation.pdf

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Принятие мотива отношения к теме занятия, к обсуждению очень сложных, но актуальных проблем современного мира начинается с задания: детям предлагается вспомнить страницу истории Великой Отечественной войны - о подвиге советского солдата, который, рискуя жизнью, спас в Берлине во время боя немецкую девочку. Беседа поможет выразить отношение участников занятия к этому благородному поступку советского солдата.

Часть 2. Основная.

На уроке используется информация, рассказывающая о детских концлагерях, созданных фашистами на оккупированных территориях Советского Союза. Беседа по фотоматериалам Великой Отечественной войны и современного Донбасса.

Часть 3. Заключение.

Знакомство обучающихся с памятниками и мемориалами, посвященными жертвам фашизма.

Рефлексия. Ответ на вопрос: почему сегодня мы должны помнить о преступлениях нацистов против советских граждан? Чему нас учит история Великой Отечественной войны? Почему преступления нацистов не имеют срока давности?

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, совсем скоро мы будем отмечать один из самых важных праздников нашей страны - День Победы!

Вы уже знаете, что много лет назад у нас в стране была большая война: Великая Отечественная война. Это была жестокая и разрушительная война. Когда она началась? Когда закончилась?

Ответы детей.

Учитель. Победила наша страна в этой войне благодаря стойкости и сплоченности нашего народа, и мужеству нашей Армии. На разговоре о важном, посвященном Дню защитника Отечества, мы говорили о качествах наших солдат, благодаря которым мы смогли спасти нашу страну и весь мир от фашизма.

Давайте назовем их.

(Ответы детей: мужество, отважность, любовь к Родине, готовность во что бы то ни стало защитить свою страну и свой народ и др.)

Ответы детей.

Учитель. Ребята, в городе Берлине, в Германии, в стране, которая напала на Советский Союз, тем не менее стоит памятник русскому солдату.

Демонстрация фотографии памятника «Воину-освободителю» в Берлине (см. презентацию).

История этого памятника связана с подвигом Николая Масалова. Давайте, посмотрим видеосюжет и узнаем, какой отважный поступок совершил Николай Масалов и что символизирует памятник русскому солдату с девочкой на руках.

Демонстрация видео (дикторский текст).

30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов, рискуя своей жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку... Это событие стало сюжетом памятника Воину-освободителю в Берлине.

История произошла в самом конце войны в Тиргартене — одном из центральных районов германской столицы, во время боёв за взятие Берлина.

Солдаты 79-й гвардейской стрелковой дивизии под началом Василия Чуйкова обнаружили вражеские войска, которые защищали бункер Гитлера.

Незадолго до решающей атаки воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине прозвучали крики маленькой девочки, которая звала маму. Их услышал Николай Масалов и бросился на помощь. Укрываясь от осколков и пуль, он дополз до ребёнка, взял на руки и понёс. Девочка начала кричать ещё громче, тогда, чтобы крик ребёнка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнём. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасённого ребенка в штаб полка.

Вопросы для обсуждения:

  • Ребята, как вы думаете, о чем думал солдат Николай Масалов в минуты, когда спасал немецкую девочку?

  • Почему спасал девочку, хотя воевал, может быть, с ее отцом или дедом?

  • Важно ли было для него, что эта девочка из страны, которая хотела поработить его Родину?

Ответы детей.

Учитель (обобщает суждения детей). Во время боя, рискуя своей жизнью, спасая немецкую девочку, русский солдат думал только об одном: ребенок может погибнуть, нужно унести его в безопасное место. Солдат понимал, что чужих детей не бывает: ребенок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны мира нуждается в защите, бережном отношении и любви. Подвиг Николая Масалова еще называют Подвигом Победы!

И памятник, который стоит в Берлине, напоминаем всему миру не только о подвиге Николая Масалова, но и о человечности русских солдат, потому что практически каждый русский человек поступил бы точно также, окажись он на месте Николая Масалова.

Учитель. Ребята, какие чувства вы испытываете, когда смотрите на этот памятник русскому солдату с немецкой девочкой на руках?

Ответы детей.

Часть 2. Основная.

Учитель. Великая Отечественная война стала одной из самых страшных войн в истории человечества. За 4 года войны погибли не только миллионы русских солдат, но и миллионы мирных жителей.

Фашисты, захватывая территории нашей страны, создавали концлагеря - лагрея смерти, где погибали от голода и изнеможения женщины, старики, и самое страшное, дети.

Представляете, существовали даже детские концлагеря!

Нам сейчас очень трудно представить, что такое концлагерь.

Я покажу вам две фотографии (демонстрация презентации - фото «Дети концлагеря»). Смотреть на них страшно, хочется заплакать от жалости к этим детям, которые стали жертвами фашизма. Но об этом нужно знать каждому, это нужно помнить каждому, чтобы ни один ребенок ни одной страны мира никогда не испытал этого.

Учитель. Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете, глядя на лица худых, изможденных детей, которых раз в день кормят хлебом из отрубей и древесных опилок?

А глядя на детей за колючей проволокой, которые остались одни без родителей, наедине с фашистами?

Ответы детей.

Учитель: Фашиста нельзя сравнивать даже со зверем, потому что любой зверь защищает детенышей, неважно, своих или чужих. А за время войны 5 млн детей из 30 стран мира были лишены родного дома, материнской заботы в фашистских концлагерях.

Страшно представить, что испытали дети, которых мы с вами видим на фотографии.

Вот как описала поэтесса Л. Голодяевская свои чувства о жизни детей в концлагерях:

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами...

Учитель. Какие главные слова в этих стихотворных строчках?

Ответы детей


Учитель (обобщая ответы детей): холод, голод, седые волосы, слезы - эти слова передают состояние пленников фашистских лагерей. В них погибло около 2 миллионов детей. Освобождая лагеря, советские войска спасали не только наших детей, но и детей многих стран Европы.

Учитель. В годы Великой Отечественной войны фашисты хотели, чтобы весь наш народ исчез с лица земли. Получилось ли у них это?

Ответы детей.

Учитель. Нет! Не удалось фашистам реализовать свой страшный план! Справедливость восторжествовала!

Более того, преступления, совершенные фашистами, были решительно осуждены во время Нюрнбергского трибунала - судебного процесса, проходившего в городе Нюрнберг (в Германии) в 1945 - 1946 гг. На скамье подсудимых оказались первые лица фашисткой Германии, обвиняемые в совершении военных преступлений. Все подсудимые были признаны виновными!

Часть 3. Заключительная.

Учитель. Мы сегодня с вами обсуждаем очень непростую, тяжелую тему, потому что понимаем, что нельзя забывать прошлого. Наш долг - бережно хранить память о тех страшных событиях, чтобы они не повторились.

Учитель. На территории нашей страны существует ряд памятников и мемориалов, хранящих память трагических страницах нашей истории. Например, в Крыму - на месте детского концлагеря «Красный», в Ростове-на- Дону - на месте самого большого захоронения жертв фашизма.

Демонстрация фотографий памятников и мемориалов (см. презентацию).

Мемориал детям концлагеря «Красный»

Мемориал жертвам фашизма «Змиёвская балка»

Дети рассматривают и обсуждают фотографии мемориалов. Учитель акцентирует внимание детей на символике колокола, цветов и игрушек у скульптуры ребенка, фигур, вечного огня мемориала «Змиёвская балка».

Учитель. Ребята, а теперь поговорим о сегодняшнем дне. Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей. Наша страна пришла на помощь Донецкой и Луганской народным республикам, российские воины помогают людям сохранить свободу и независимость. Трудное сейчас время на земле Донбасса.

Демонстрация фотографий разрушенных школ Донецка (см. презентацию).

Учитель. Рассмотрите фотографии сегодняшних школ в Донецке. О чем они рассказывают?

Ответы детей.

Учитель. К сожалению, вашим сверстникам, жителям Донецкой и Луганской республик пришлось столкнуться с проявлением фашизма. И наша страна делает все возможное, чтобы на нашей земле не было места фашизму.

Демонстрация фотографии мемориала «Саур-Могила» (см. презентацию)

Учитель. Ребята. Посмотрите на фотографию мемориала «Саур-Могила» в Донецкой Народной Республике, который был воздвигнут в память о героизме наших предков в борьбе с врагом в годы Великой Отечественной войны, с нацизмом. Во время боев в 2014 году он был разрушен новоиспеченными фашистами. А в 2022 году силами России памятник был восстановлен.

Мемориальный комплекс «Саур-Могила» в Донбассе

Учитель. Почему нам так важно было восстановить этот памятник?

Ответы детей.

Учитель. Да, очень-очень важно хранить эту память. Разве это можно забыть? Разве можно допустить, чтобы одна страна нападала на другую страну, желая захватить ее земли, богатства, лишить детей радостного детства?

Ответы детей.

Учитель. Предлагаю встать, минутой молчания вспомнить всех погибших в Великой Отечественной войне.

Дети встают.




РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»

1-2 классы

17 апреля 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА
НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ»

Цель занятия: формировать представления обучающихся о жертвах среди мирных советских граждан и преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны.

В ходе занятия актуализируются ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • эмоциональная реакция на проявление несправедливости, жестокости, стремления захватить чужие земли для личной выгоды;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны

  • активное участие в освоение исторического материала;

  • проявление положительного отношения (уважения, гордости) к героическим событиям прошлого, демонстрирующих патриотические чувства предков.

Метапредметные:

  • участие в познавательной деятельности: активность при выполнении заданий и в учебных диалогах;

  • оценивание настроения, которые рождаются при восприятии героических страниц истории нашей страны;

  • желание участвовать в совместной деятельности;

  • сравнение информации, представленной в текстовом, графическом, иллюстративном виде.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/genocide-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/genocide-12-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/2486/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2451/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/genocide-12-presentation.pdf


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Мотивационная часть занятия выполняет функцию принятия обучащимися его цели и той деятельности, которая будет предлагаться. Это достигается особым вниманием к оценке поступка солдата Николая Масалова.

Демонстрация видео (дикторский текст).

30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов, рискуя своей жизнью, вынес из-под огня немецкую девочку... Это событие стало сюжетом памятника Воину-освободителю в Берлине.

История произошла в самом конце войны в Тиргартене — одном из центральных районов германской столицы, во время боёв за взятие Берлина.

Солдаты 79-й гвардейской стрелковой дивизии под началом Василия Чуйкова обнаружили вражеские войска, которые защищали бункер Гитлера.

Незадолго до решающей атаки воцарилась тишина. И вдруг в этой тишине прозвучали крики маленькой девочки, которая звала маму. Их услышал Николай Масалов и бросился на помощь. Укрываясь от осколков и пуль, он дополз до ребёнка, взял на руки и понёс. Девочка начала кричать ещё громче, тогда, чтобы крик ребёнка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнём. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасённого ребенка в штаб полка.

Посмотрев видео, дети узнают о подвиге советского солдата, который, рискуя жизнью, спас в Берлине во время боя немецкую девочку. Организованная беседа после просмотра видео поможет выразить отношение участников занятия к этому благородному поступку советского солдата. Очень важно, чтобы дети правильно прореагировали на вопросы: «Почему солдат спасал девочку, хотя воевал, может быть, с её отцом или дедом? Важно ли было для него, что эта девочка из страны, которая хотела поработить его Родину?». Обобщая суждения детей, учитель подчеркнёт, что советский солдат понимал: чужих детей не бывает, ребёнок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны нуждается в защите, бережном отношении и любви.

Часть 2. Основная.

Для воспитания у младших школьников 1-2 класса правильного отношения к событиям истории и осознания понятий «патриотизм российского народа» очень важно обсуждение фото документов Великой Отечественной войны, где раскрывается сущность фашизма: порабощение чужих земель и их жителей, ненависть к людям не арийской принадлежности.

Учитель должен хорошо понимать, что разговор о зверствах фашизма, о геноциде многих народов Европы - тема очень эмоционально трудная и волнительная для младших школьников, которые родились и живут в мирное время. Поэтому разговор на эту тему должен проходить очень тонко, корректно, даже тихо. В сценарии предлагается оговорить, что воспринимать деяния фашистов страшно, но об этом нужно знать каждому, это нужно помнить каждому, чтобы ни один ребёнок ни одной страны мира никогда не испытал ничего подобного.

Стихи Л. Голодяевской о чувствах, которые вызывают дети фашистских концлагерей, усилит и чувства младших школьников - участников занятия:

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На чёлках детских седые волосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами...

Если учитель сочтёт возможным, то может рассказать о судьбе автора этих поэтических строк Людмиле Михайловне Голодяевской, детство которой тесно связано с фашистскими концлагерями. Она и родилась в 1941 году в концлагере, и вместе со своей мамой прожила в них до освобождения в 1945 году советскими войсками. Вернувшись на родину, стала корреспондентом и всю жизнь отдала литературной деятельности.

Завершением основной части станет рассказ учителя о Нюрнбергском трибунале - судебном процессе, проходившем в городе Нюрнберг (в Германии) в 1945 - 46 гг.

Часть 3. Заключение.

Цель заключения - провести связь между сохранением исторической памяти о трагических страницах Великой Отечественной войны и мемориалах, увековечивающих их, а также между событиями прошлого и настоящего. Наша страна пришла на помощь Донецкой и Луганской народных республик, российские воины помогают её народу сохранить свободу и независимость. Обобщающая беседа, ответы на вопросы: почему сегодня мы должны помнить о преступлениях нацистов против советских граждан? Чему нас учит история Великой Отечественной войны? Почему преступления нацистов не имеют срока давности? - позволят сделать вывод: мы понимаем, что нельзя забывать прошлого. Наш долг — бережно хранить память о тех страшных событиях, чтобы они не повторились.

Очень важной эмоциональной «точкой» в разговоре о Великой Отечественной войне является предложение учителя минутой молчания вспомнить всех погибших в борьбе с фашизмом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!