РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Сценарий занятия
ДЕНЬ ЗЕМЛИ
1-2 классы
3 апреля 2023г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
Цель: познакомить обучающихся с Днём Земли, дать первоначальные сведения об экологии, формировать грамотное экологическое поведение, представляющее собой ответственное отношение к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.
Формирующиеся ценности: бережное отношение к природе, созидательный труд.
Планируемые результаты.
Личностные:
понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде;
проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы и окружающей среды;
стремиться к расширению своих знаний в области экологии.
Метапредметные:
проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
участвовать в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2289/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2290/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2292/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2291/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-2/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-1/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
В мотивационной беседе педагог акцентирует внимание обучающихся на проблемах, связанных с отходами и мусором, и подводит к мысли о необходимости заботиться о природе, отмечает, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. Так педагог побуждает к разговору о проблемах загрязнения окружающей среды и о необходимости беречь природу.
Часть 2. Основная.
Просмотр видеоматериала и организованная беседа позволяют «погрузить» младшего школьника в «воображаемую» ситуацию, чтобы её анализ приобрёл личностный смысл: что можешь сделать лично ты для сохранения природы и уменьшения количества мусора? Предложенные интерактивные задания направлены на формирование экологического поведения: осознание и принятие ряда правил.
Часть 3. Заключение.
Обобщение обсуждаемого на занятии материала и знакомство обучающихся с проектами экологической направленности.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Учитель.
Ребята, посмотрите, я получила посылку. Давайте посмотрим, что внутри. Но до содержимого ещё надо добраться.
Педагог начинает распаковывать заранее подготовленную коробку. В коробке в бумагу, полиэтилен и другие материалы, упакован какой-то хрупкий предмет, стеклянный или фарфоровый.
Учитель.
Но как же всё это упаковали. Посмотрите сколько бумаги, полиэтилена. Я думаю, что когда ваши родители что-то заказывают, то картина очень похожая. Мы достаём вещи, которые заказали, но при этом остаётся много ненужного, то, что потом просто выбрасывается. И что происходит, если каждый человек, каждая семья что-то выбрасывает каждый день?
(Ответы обучающихся: накапливаются горы мусора и отходов.)
Учитель.
Посмотрите на фото. Если не контролировать процесс переработки, выбрасывать мусор, не соблюдая правила, то наша Земля просто задохнётся под грудами мусора. И тогда жить на нашей планете станет просто невозможно. Но мы же не хотим такого будущего? Поэтому давайте сегодня и поговорим, какие шаги каждый из нас должен делать, чтобы сохранить природу и окружающую среду.
Часть 2. Основная.
Учитель.
Давайте посмотрим видео от героя: мистера Крыса.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Я в космосе. Зато отсюда отлично видно нашу планету. Посмотри, какая красота! Только одна маленькая деталь портит картину. Точнее, отсюда она кажется небольшой, но на самом деле она огромная. Вот тут - в Тихом океане. Видите? Тихоокеанское мусорное пятно. Всё, что люди выбрасывают в воду, попадает сюда. Это мусорный остров посреди океана. Только отходы сюда привозят не машины, их приносит течением. В океане несколько таких островов. Но этот самый большой. То, что мы видим - это только верхушка, вся основная масса этого острова под водой, прямо как у айсберга. Учёные говорят, что здесь 350 миллионов тонн мусора. Если бы это был асфальт, его хватило бы, чтобы покрыть весь Санкт-Петербург в два слоя. Волгоград можно закатать в четыре. Такое мусорное пятно мешает солнечным лучам проникать в воду. Морские обитатели, которые живут под ним, не могут понять: день сейчас или ночь. Зато солнце светит на пластик, который лежит в этой огромной мусорной куче, от этого он начинает разрушаться и разлагаться на микропластик. И самые вредные вещества попадают прямо в воду. Рыбки, черепашки, дельфины и остальные обитатели океана даже не подозревают, какую страшную отраву едят.
Учитель. Почему каждый из нас должен заботиться о планете, на которой мы живём?
(Ответы обучающихся.)
Учитель. Больше всего в океане пакетов, много бутылок, контейнеров для еды, обёрток, одноразовых трубочек, ватных палочек. Если не заботиться о сохранении нашей планеты, то всё живое из-за загрязнения на ней может погибнуть. На планете Земля должны быть чистый воздух и чистая вода, тогда люди смогут сохранить здоровье, наслаждаться общением с природой, жить счастливо. Природа - это богатство нашей страны, посмотрим видео.
Демонстрация видео.
Природа России - наше главное богатство. Вулканы Камчатки. Байкал. Красноярские столбы. Эльбрус. Плато Путорана. Куршская коса. Озеро Эльтон. Водопад Зейгалан. Озеро Светлояр. Река Волга. Река Енисей. Леса Коми.
Учитель. Природа России уникальная и неповторима. И обязанность каждого из нас беречь и охранять её. Михаил Пришвин писал «Охранять природу - значит охранять Родину!» И даже самый маленький человек способен что-то сделать для её защиты. Что же для этого потребуется? Знать и соблюдать определённые правила.
Рассмотрите знаки, о чём они нам говорят?
(Ответы обучающихся.)
Учитель.
В лесу в любое время года нельзя шуметь, рвать цветы, рубить ветки и деревья, разводить костры в неположенном месте. Но весной особенно опасен громкий шум. Звери и птицы могут вообще покинуть гнёзда и норы, а птенцы и детёныши - погибнуть. Какие ещё правила поведения на природе вы знаете?
(Ответы обучающихся.)
Учитель.
Это несложные правила. Но если их выполнять, то каждый из вас сможет помочь природе, сохранить жизнь растениям, насекомым, птицам и животным. А теперь давайте посмотрим ещё один репортаж мистера Крыса.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Я уже на полигоне. Правда, тут не проводят никаких испытаний, и ракет никаких не видно, да и пахнет здесь совсем не порохом. А ... это же мусорный полигон. Я такое люблю. Тут можно почувствовать себя настоящим археологом. Сейчас покажу свои ископаемые. Вот пластиковая бутылка, спектральный анализ показал, что её возраст ... да шучу, никакого анализа. Тут на этикетке написано: её сделали 10 лет назад. Не очень много. Но, когда мой внук придёт сюда, чтобы вести репортаж, она всё ещё будет здесь. И если его внук окажется на этом полигоне, бутылка всё ещё будет на месте. Так 400 лет, но это не рекорд. Вот стеклянная бутылка, тут их полно. И они долгожители даже на фоне пластика. Такая бутылка разлагается больше тысячи лет. Представляете? В начале ХХХ1 века она всё ещё будет здесь. А теперь археологическая задачка: вот ножка от стула, а вот ветка от дерева. Что из этого всё ещё будет лежать здесь через 13 лет? Конечно, ножка. Во всём виноват слой краски, он не даёт дереву разлагаться, да и ещё выделяет токсичные вещества. И это только один полигон.
Но всё это можно заставить исчезнуть. Для этого нужно особое волшебство, и участвовать в нём должны все, кто хочет стать волшебником. Слушайте рецепт: нужно выбрасывать пластик, стекло, бумагу отдельно от пищевых отходов и неперерабатываемого мусора. Это называется: сортировать мусор. Отсортированные отходы отправляются на переработку. Там из пластика и стекла делают новые предметы, а для стульев не приходится рубить новые деревья. Настоящая магия!
Учитель. О какой магии нам рассказал мистер Крыс?
(Ответы обучающихся: о сортировке и переработке мусора.)
Учитель.
Всё верно, разделение отходов упрощает их переработку, помогает меньше загрязнять окружающую среду. Кстати, мусор и отходы - это разные понятия. Отходы - это то, что можно собрать и переработать, то есть превратить в новые вещи. Это, например, пластиковые бутылки, металлические и стеклянные банки, макулатура. А мусор - это то, что уже никогда не пригодится. Рассмотрите плакат, какие бывают отходы? Назовите.
(Ответы обучающихся.)
Учитель.
Отходы бывают органические и неорганические. К органическим относится всё, что создано природой. Это могут быть шкурки от фруктов, очистки овощей или опавшие листья. Такие отходы разлагаются за пару месяцев и от них ничего не остаётся. Из отходов можно получать энергию для заводов и городов. Переработка отходов помогает сохранять природу.
Но чтобы отходы можно было переработать, важно их сортировать. Для этого дома нужно завести второе мусорное ведёрко. Один контейнер - для смешанных отходов (остатков еды, грязного мусора и предметов гигиены). Второй контейнер - для того, что можно переработать. Например, алюминиевые банки, стеклянные бутылки и бумагу. Давайте представим такую ситуацию и выполним интерактивное задание.
Интерактивное задание №1. «Разделяй!».
Содержание задания: на экране контейнеры «Вторсыръё» (то, что можно переработать: стекло, бумага, металл, пластик) и «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). Предложенные в задании отходы и мусор необходимо отсортировать по двум контейнерам: 1. синий «Вторсырьё» (то, что можно переработать) и 2. серый «Смешанные отходы» (то, что нельзя переработать). При этом среди объектов, которые нужно отсортировать, присутствуют опасные отходы (лампочка, батарейки) - при попытке поместить данные отходы в один из контейнеров, система будет их автоматически «выкидывать».
Эту группу отходов следует обсудить после выполнения интерактивного задания
Синий контейнер «Вторсырьё»: коробка из-под обуви, стеклянная банка (чистая), тетрапак из-под сока, бутылка из-под воды с этикеткой, пластиковая бутылка из-под шампуня, чистая пластиковая упаковка из-под еды (не гофрированная), журналы глянцевые, алюминиевая банка, бумажные пакеты, одноразовая бумажная тарелка.
Серый контейнер «Смешанные отходы»: шкурка от банана, стаканчик из-под кофе1, пластиковая упаковка (не гофрированная) с кусочками еды2, тюбик от зубной пасты, разбитая тарелка, подарочная упаковка, скрепки/ручки3, карандаши, одноразовая маска.
Опасные отходы: батарейки, лампочка.
Учитель.
Какие предметы не удалось сложить в контейнеры?
(Ответы обучающихся: батарейки, лампочку.)
Учитель.
Многие люди даже не задумываются, что многие отходы опасны, поэтому их необходимо собирать и перерабатывать особым способом. К таким отходам относятся и старые неиспользуемые батарейки. Если они попадут на полигон или свалку, то будут отравлять почву, воздух и воду вредными веществами - проще говоря, ядами. Эти отходы нужно сдавать в специальные пункты приёма.
Мы сегодня с вами уже многое узнали о том, что каждый из нас может делать для сохранения природы, поэтому давайте выполним интерактивное задание и проверим свои экологические знания.
Интерактивное задание №2. «Проверь себя».
1. Почему нельзя мусорить?
мусор - это источник излучения;
мусор загрязняет планету;
мусор некрасиво выглядит и плохо пахнет;
мама отругает.
2. Куда отправляется мусор, который нельзя перерабатывать?
в мусорку;
дворнику;
в космос;
на полигоны.
3. Что делают люди для борьбы с отходами?
строят перерабатывающие заводы;
сбрасывают мусор в океан;
открывают полигоны;
зовут супермена.
4. Какие бывают виды отходов?
хорошо и плохо пахнущие;
природные и неприродные;
органические и неорганические;
красивые и некрасивые.
5. Что относится к органическим отходам?
шкурки от бананов;
носки;
банка из-под газировки;
использованная салфетка.
6. Зачем дома нужно иметь второе мусорное ведёрко?
чтобы дольше не выносить мусор;
чтобы собирать стеклянные бутылки;
чтобы поставить его в комнате;
чтобы сортировать отходы.
7. Зачем сортировать отходы?
чтобы они обретали вторую жизнь;
чтобы «убить» время;
чтобы выбросить;
чтобы больше уместилось в мусорное ведро.
8. Зачем нужны перерабатывающие заводы?
чтобы сжигать отходы;
чтобы превращать отходы в новые вещи;
чтобы хранить там отходы;
чтобы заводов было больше.
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Какие же шаги мы можем и должны делать, чтобы сохранить нашу Землю чистой?
(Ответы обучающихся.)
Учитель. Зелёные леса, цветущие поля, синие моря, океаны и голубые реки, слегка окутанные дымкой облаков. Всё это кажется с высоты хрупким, как прозрачное стекло. Рассмотрите фотографии, какие чувства они у вас вызывают? (Ответы обучающихся.)
Учитель.
Природа Земли - нежна и ранима. Её нужно беречь от пожаров, от мусора, от безжалостного отношения людей. И помогает нам в этом экология, наука об изучении взаимоотношений живых организмов, об образе жизни людей и их связях со средой обитания. Слово «экология» происходит от греческого слова «ойкос» - дом. Наш дом - планета Земля, и каждый человек своей деятельностью оказывает огромное влияние на окружающий его мир - этот вывод сделал Владимир Иванович Вернадский, великий русский учёный. Посмотрим видео.
Демонстрация видео (дикторский текст).
Владимир Иванович Вернадский - великий русский мыслитель и учёный. Он родился 12 марта 1863 года в Петербурге, и всю свою жизнь он посвятил изучению природы, её ресурсов и возможностей. В его работах звучит очень важная мысль: человек тоже часть природы, и его деятельность влияет на окружающий мир, поэтому важно не только использовать ресурсы, но и восполнять их, беречь и охранять окружающий мир, природу Земли. Владимир Иванович создал современное учение о живой оболочке Земли - о биосфере. Много занимался проблемами экологии и стремился к тому, чтобы обеспечить потребности общества, сохраняя природу и ресурсы.
Учитель.
И для того, чтобы привлечь внимание каждого человека к экологическим проблемам и защите окружающей среды, жители России и других стран мира в апреле отмечают праздник День Земли. А ещё в нашей стране много экологических инициатив. Рассмотрите фотографию, о какой акции она рассказывает? Знаете ли вы о ней?
(Ответы обучающихся)
Учитель.
Цель акции «Миллион - Родине!» - это сбор макулатуры у населения, что даёт возможность производителям бумаги экономить древесное сырьё, а жителям планеты — её ресурсы. Каждая тонна переработанной макулатуры спасает 10 деревьев.
Вы можете рассказать об этом своим родителям и друзьям, и тогда мы все вместе будем беречь Землю.
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Аким Я.Л.)
Для дополнительного материала педагог может использовать онлайн-уроки экологии об осознанном потреблении, обращении с отходами и сохранении здоровья нашей планеты - https://school.reo.ru/.
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Методические рекомендации
ДЕНЬ ЗЕМЛИ
1-2 классы
3 апреля 2023г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«ДЕНЬ ЗЕМЛИ»
Цель: познакомить обучающихся с Днём Земли, дать первоначальные сведения об экологии, формировать грамотное экологическое поведение, представляющее собой ответственное отношение к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе и к окружающей среде.
Формирующиеся ценности: бережное отношение к природе, созидательный труд.
Планируемые результаты.
Личностные:
понимать важность бережного отношения к природе и окружающей среде;
проявлять положительное эмоциональное отношение к сохранению природы и окружающей среды;
стремиться к расширению своих знаний в области экологии.
Метапредметные:
проявлять активность при восприятии и оценке текстовой и видеоинформации в соответствии с учебной задачей;
строить речевое высказывание: отвечать на вопрос, выражать своё мнение, формулировать суждения, описывать иллюстрации;
участвовать в коллективном формулировании выводов по результатам обсуждения;
соблюдать правила ведения диалога.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/2289/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2290/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2292/
https://razgovor.edsoo.ru/video/2291/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/earthday-12-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-2/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/earthday-14-1/index.html?back_url=/topic/45/grade/12/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
В мотивационной беседе педагог в игровой форме акцентирует внимание обучающихся на проблемах, связанных с отходами и мусором, и подводит к мысли о необходимости сохранения природы, отмечает, что существует опасность загрязнения планеты, и всё живое на ней может погибнуть. С целью погружения в тему педагог моделирует ситуацию с получением посылки. Затем педагог начинает распаковывать заранее подготовленную коробку. В коробке в бумагу, полиэтилен и другие материалы, упакован какой-то хрупкий предмет, стеклянный или фарфоровый.
Так педагог побуждает к разговору о проблемах загрязнения окружающей среды и необходимости бережного отношения к природе. Цель мотивационной беседы - создать эмоциональный фон для успешного принятия обучающимися последующей информации об экологических проблемах.
Часть 2. Основная.
Основная часть занятия начинается с репортажа героя, представляющего экологическую проблему: образование мусорного пятна в океане. Видеоматериал позволяет на доступном уровне донести до обучающихся проблему сохранения окружающей среды. Последующая беседа позволяет «погрузить» младшего школьника в «воображаемую» ситуацию, чтобы её анализ приобрёл личностный смысл: что можешь сделать лично ты для сохранения природы и уменьшения количества мусора? Для этого важно знать определённые правила и соблюдать их в жизни.
Дальнейшая беседа поможет обучающимся понять, для чего необходимо сортировать отходы, и чем отличаются отходы от мусора. Визуализация (плакат) поможет учителю объяснить ребятам, что отходы делятся на органические и неорганические. Обучающиеся узнают, как правильно их сортировать для дальнейшей переработки. Эта беседа поможет младшим школьникам осознать для чего нужно правильно сортировать отходы, и понять, что переработка отходов помогает сохранять природу.
Интерактивное задание по сортировке отходов познакомит школьников ещё с одной категорией отходов - опасные отходы. Учитель должен объяснить ребятам, чем так опасны эти отходы, и почему их нужно не выбрасывать в контейнеры, а сдавать в специальные пункты приёма. Педагогу желательно уточнить адреса пунктов приёма в своём населённом пункте и ознакомить с ними обучающихся.
Завершается основная часть занятия выполнением интерактивного теста, что позволит обобщить полученные знания по теме занятия.
Часть 3. Заключение.
В заключение занятия педагог организует обобщающую беседу и помогает обучающимся ответить на вопросы: почему каждый из нас должен заботиться о планете? Какие шаги мы можем и должны сделать, чтобы сохранить нашу Землю чистой? Представленные фотографии позволяют обучающимся почувствовать, насколько прекрасна и уникальна наша планета, и в то же время нежна и ранима. Педагог знакомит обучающихся с проектом экологической направленности «Миллион - Родине!», в котором ребята могут принять участие вместе с родителями. Эмоциональным завершением занятия станет прослушивание стихотворения Акима Я. Л. «Есть одна планета-сад». Педагог может заранее распределить стихотворные строки между обучающимся или прочитать их сам.
Для дополнительного материала педагог может использовать онлайн-уроки экологии об осознанном потреблении, обращении с отходами и сохранении здоровья нашей планеты - https://school.reo.ru/
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
1 При необходимости можно обратить внимание детей на, казалось бы, безобидные для экологии стаканчики для кофе, на вид они кажутся бумажными, и может создаться впечатление, что они легко перерабатываются. Дело в том, что внутри таких стаканчиков очень тонкий слой полипропиленовой плёнки, который отделить от бумажной основы крайне сложно. На полигоне бумажный слой сгниёт за год, а вот пластик будет лежать тысячу лет.
2 Важно обратить внимание детей на то, что в контейнеры со вторсырьём необходимо помещать чистые, очищенные от остатков еды упаковки.
3 Важно обратить внимание детей на то, что в ручках можно менять стержень, что позволит использовать ручку ещё раз. Это пример экологического поведения.