СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА» 3-4 классы. 13 марта 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА» 3-4 классы. 13 марта 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА» 3-4 классы. 13 марта 2023 г.»



РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России

С. В. МИХАЛКОВА

3-4 классы

13 марта 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ
И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА
РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА»


Цель занятия: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять интерес к произведениям С. В. Михалкова;

  • осознавать ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;

  • понимать значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих правила взаимоотношений с окружающими людьми.

Метапредметные:

  • анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;

  • участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

  • проявлять умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации, библиографическая информация;

  • принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.

Продолжительность занятия: 30 минут.



Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2116/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2117/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2118/

  • презентация,

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-34-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/34/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Игровое задание в начале занятия позволяет подвести обучающихся к теме занятия, актуализировать имеющуюся информацию о творчестве С. В. Михалкова.

Часть 2. Основная.

В продолжение раскрытия темы занятия педагог знакомит обучающихся с некоторыми фактами жизни и творчества С. В. Михалкова. Следующим этапом основной части занятия становится выполнение интерактивных заданий и организация беседы по анализу произведений писателя.

Часть 3. Заключительная.

В завершение занятия педагог акцентирует внимание обучающихся на роли С. В. Михалкова в создании гимна России, обобщает обсуждение и подводит итоги занятия.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель.

Ребята, сегодня мы начнём занятие с необычного задания. Послушайте отрывки и назовите, из каких они произведений.

Интерактивное задание №1.

Содержание задания: послушайте отрывки из произведений и определите их название.


Учитель.

Ребята, а кто может назвать автора этих произведений?

(Ответы детей).

Учитель.

Автор этих весёлых произведений - Сергей Владимирович Михалков. И сегодня, 13 марта, исполняется 110 лет со дня его рождения. Сергей Михалков - автор многих известных произведений, о нём и его творчестве мы сегодня и поговорим.

Часть 2. Основная.

Учитель.

Книги Сергея Владимировича известны многим поколениям, они - на все времена! Произведения Сергея Владимировича наполнены мягким юмором и поучительны, поэтому неудивительно, что они интересны и любимы всеми и в наши дни. Михалков работал в разных жанрах: писал пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов, сочинял стихи и басни. И у нас есть возможность увидеть Сергея Владимировича на экране и послушать, как он читает свои стихи.

Демонстрация видео. С. Михалков читает стихи.

Учитель. Из какого произведения читает отрывок Сергей Владимирович?

(Ответы детей).


Учитель.

Конечно, из поэмы «Дядя Стёпа». Дядя Стёпа, по фамилии Степанов и по имени Степан, не просто герой необычно высокого роста, но и пример доброты, справедливости и чести. Михалков чувствовал детей, знал, как они воспринимают мир, поскольку и сам в душе оставался ребёнком. «Поэт из страны детства», - говорили о Михалкове.

Учитель.

Но не только весёлые детские стихи были в творчестве писателя. В первые дни Великой Отечественной войны Михалков был мобилизован для работы армейской печати, так началась его деятельность военного писателя- корреспондента.

Демонстрация видео «С.В. Михалков - военный корреспондент»

(дикторский текст):

В годы Великой Отечественной войны Михалков работал военным корреспондентом в газетах «Сталинский сокол» и «Во славу Родины», где печатались его стихи и рассказы, очерки и заметки, басни и даже юморески о фронтовой жизни солдат.

Поэт на совесть служил своим согражданам, создавая правдивые статьи о происходящем на фронте. Он вместе с нашими войсками сражался за Сталинград, был контужен, а после награждён боевыми орденами и медалями. Многое готов был отдать для победы: например, вместе с художниками Кукрыниксами передал полученную Сталинскую премию на покупку тяжёлого танка КВ.

По сценариям поэта сняты фильмы «Бой под Соколом», «Боевой киносборник № 12» и «Фронтовые подруги», за который он получил Государственную премию СССР.

В первый же год войны Михалков написал строки, которые навсегда отложились в памяти каждого фронтовика:

«...Но никогда такой народ,

Как русский наш народ,

Не упадёт и не умрёт

И в рабство не пойдёт!..»

После окончания Великой Отечественной войны на гранитной плите около Могилы Неизвестного Солдата в Москве высечены слова, которые предложил поэт: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».


Учитель.

Выполняя задания редакции в действующей армии, Сергей Владимирович писал очерки о героях фронта, стихи и заметки. В своих произведениях Михалков обращается ко всем читателям: солдатам и офицерам, труженикам тыла и родным бойцов. Это весь народ, вставший на защиту Родины.

Давайте послушаем чтение ваших одноклассников. Это отрывки из стихотворения С. В. Михалкова «Быль для детей».

Содержание задания: чтение обучающимися отрывков из произведения С. В. Михалкова «Быль для детей».

В зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса, педагог выбирает один из вариантов работы со стихотворением. Первый вариант продолжения сценария: учитель сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворений. Второй вариант предполагает привлечение обучающихся к выразительному чтению отрывков. В этом случае педагог готовит к занятию отрывки из стихотворения, распределяет их перед занятием или раздаёт на занятии для выразительного чтения обучающимися.

Чтец 1.

Эту быль пишу я детям...

Летней ночью, на рассвете,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит - против нас.


Чтец 2.

И, когда Россия встала

В этот трудный грозный час,

«Всё - на фронт»! - Москва сказала,

«Всё дадим!» - сказал Кузбасс.

Чтец 3.

«Будет каждый верный воин

И накормлен, и напоен,

Всей страной обут, одет». –

«Всё - на фронт!» - Москва сказала.


«Всё!» - страна ей отвечала. –

«Всё - для будущих побед!» ...

Чтец 4.

Дни бежали и недели,

Шёл войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Чтец 5.

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

В жарких битвах закалённым!

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Учитель. Для кого автор написал это произведение? О чём важном оно рассказывает?

(Ответы детей).

Учитель. Кто защищал нашу Родину? Как вы думаете, какое чувство испытывают после прочтения данного стихотворения?

(Ответы детей).

Учитель. Какую важную мысль подчёркивает в своём стихотворении С. В. Михалков?

(Ответы детей).

Учитель.

Когда спустя не одно десятилетие, Сергея Владимировича спрашивали: «Какое самое яркое воспоминание оставила жизнь?», - он отвечал: «Война и то, что на ней я остался жив». Свои военные стихи Михалков не правил. Как заметил он в предисловии к одной из своих книг: «В конце концов, военное творчество писателя - не только определённый, очень важный этап в его собственной биографии, но и частичка - пусть самая малая - общей нашей истории».

Часть 3. Заключительная.

Учитель.

Поэтическое дарование Михалкова проявилось не только в детских стихах, но и в создании важного государственного символа. Какого? Давайте вспомним, как у нас начинается наш первый день учебной недели?

(Ответы детей: мы слушаем (поём) гимн России, мы смотрим, как поднимают флаг нашего государства).

Учитель.

Мы слушаем гимн России, а Михалков - автор его слов. Как это произошло? В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна, и Сергей Михалков вместе с военным журналистом Габриэлем Эль-Регистаном начали работу. По словам Михалкова, они «старались писать текст простыми ясными словами, ведь гимн должен быть понятным любому человеку государства: от школьника до академика». Свою версию гимна друзья отправили Дмитрию Шостаковичу, а сами уехали на фронт. Но именно их вариант гимна был утверждён и впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года.

Но время шло, страна менялась, и после ещё одной редакции Сергея Владимировича появился гимн России, который впервые прозвучал в Большом Кремлёвском дворце в канун Нового 2001 года.

Как надо слушать гимн?

(Ответы детей).

Учитель.

Послушаем несколько строк:

Россиясвященная наша держава,

Россиялюбимая наша страна.

Могучая воля, великая слава

Твоё достоянье на все времена!

Учитель.

Мы с вами много узнали о жизни и творчестве С. В. Михалкова. И ещё один факт: в 1999 году астрономами была открыта новая малая планета Солнечной Системы, и ей присвоено имя Сергея Владимировича Михалкова. А у нас с вами есть возможность услышать воспоминания о Сергее Владимировиче от его сына, Никиты Сергеевича Михалкова. Послушаем.

Демонстрация видео. Воспоминания Н.С. Михалкова об отце.






РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимна СССР и гимна России

С. В. МИХАЛКОВА

3-4 классы

13 марта 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 3-4 классов по теме
«110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ
И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА
РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА»

Цель занятия: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, развивать познавательную активность и интерес к творчеству писателя.

Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять интерес к произведениям С. В. Михалкова;

  • осознавать ценностный смысл произведений С. В. Михалкова;

  • понимать значение произведений поэта для принятия нравственных ценностей, раскрывающих правила взаимоотношений с окружающими людьми.

Метапредметные:

  • анализировать содержание произведений и определять их главную мысль;

  • участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

  • проявлять умения работать с разными видами информации: поэтический текст, иллюстрации, библиографическая информация;

  • принимать участие в коллективной деятельности, высказывать своё отношение к обсуждаемым вопросам.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с информацией, выполнение интерактивных заданий.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-34-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mihalkov-34-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2116/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2117/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2118/

  • презентация,

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mihalkov-34-1/index.html?back_url=/topic/42/grade/34/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Игровое задание в начале занятия позволяет мотивировать обучающихся на знакомство с творчеством С. В. Михалкова. Обучающимся необходимо правильно определить название приведённых отрывков из произведений С. В. Михалкова, что позволит актуализировать имеющиеся знания о творчестве писателя у детей.

Часть 2. Основная.

Вторая часть занятия начинается с просмотра видеофрагмента: чтение стихотворений самим автором, С. В. Михалковым (см. Приложение 1), по итогам которого обучающимся необходимо отгадать, из какого произведения писатель читает отрывок. На данном этапе актуализируются знания обучающихся о поэме С. В. Михалкова «Дядя Стёпа».

В продолжение разговора о творчестве писателя педагог знакомит обучающихся с литературной деятельностью С. В. Михалкова в период Великой Отечественной войны.

После просмотра видео педагог обращает внимание обучающихся на особый смысл стихотворений, посвящённых подвигу нашего народа в годы войны, они о любви к родине и стремлении защитить родную землю. После этого важно предложить послушать чтение отрывков из стихотворения С. В. Михалкова «Быль для детей». Работа с данным стихотворением продолжается в процессе выполнения интерактивного задания: в зависимости от организационных условий и уровня подготовки класса, педагог выбирает один из вариантов работы со стихотворением. Первый вариант продолжения сценария: педагог сам выразительно читает предложенные строчки из стихотворений. Второй вариант предполагает привлечение обучающихся к выразительному чтению отрывков.

Беседа по содержанию стихотворения позволяет оценить и понять значение подвига, мужества и героизма, проявленные нашим народом в борьбе с врагом.

Часть 3. Заключительная.

В заключение занятия педагог актуализирует впечатления обучающихся о первом дне учебной недели и знакомит их с историей создания гимна России, слова которого написал С. В. Михалков.

Подводя итог, педагог обобщает полученную информацию и предлагает послушать воспоминания Н. С. Михалкова о своём отце (см. Приложение 2).

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.





Приложение 1

Это детский писатель Сергей Михалков в гостях у московских школьников.

***

Что такое за обман?

Никакого семафора

У пути стоит Степан.

Он стоит и говорит:

— Здесь дождями путь размыт.

Я нарочно поднял руку

Показать, что путь закрыт.

***

Мы с приятелем вдвоём

Просыпаемся, встаём,

Открываем настежь двери,

В школу с книжками бежим...

И гуляют наши звери

По квартирам по чужим.

По сути, именно с «Дядей Стёпой» я и стал настоящим писателем. «Дядя Стёпа» очень понравился детям. Так что это не я выбрал детей, а дети выбрали меня.



















Приложение 2

Дорогие ребята, вообще говорить про такого человека, как Сергей Михалков, и трудно, и легко, но мне, действительно, и трудно, и легко, потому что, с одной стороны, я понимаю его значение для детской литературы, вообще для нашей культуры, а, с другой стороны, это перемешивается с моим ощущением того, что это твой отец.

А у нас в семье вообще не было принято такого чинопочитания, чтобы хвалили произведения каждого из нас, или, если я снимался в кино, то папа смотрел с мамой картину, (они) были благосклонны, но особо не хвалили. И мы тоже, в общем, в достаточной степени воспитывались в такой демократичной среде, когда не было такого, так сказать, благоговения: папа работает там, или мама работает...

А вот со временем, постепенно начинаешь понимать значение и того человека, и тех людей, которые были вокруг него в течение твоего детства, взросления. Я, к моему стыду, признаюсь вам честно: я видел любовь к нему людей, видел, как относятся к «Дяде Стёпе», видел, что печатается огромное количество его произведений, но вот так вот глубоко, по - настоящему, вот совсем по-настоящему я понял, что он действительно, на мой взгляд, великий детский поэт, когда праздновалось его восьмидесятипятилетние или даже девяностолетие, я сейчас точно не вспомню.

И меня попросили прочесть какие-то его стихи. И я взял сборник и начал читать. И вдруг понял, что, что не стихотворение - то шедевр. Причём, дело не в том, что это хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребёнком, то есть это не каля-маля, это психология ребёнка. Я узнавал себя в этих стихах: "У меня опять 36,5", или "Я уколов не боюсь, если надо - уколюсь!", или "Я ненавижу слово спать". Всё про меня, я видел, что это всё про меня. Я ненавидел слово "спать", я не боялся якобы уколов, и так далее и так далее.

Поэтому, конечно же, "лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии", и я думаю, что вот такого рода поэзия, когда человек пишет от имени ребёнка, и с душой ребёнка - она вечная, потому что все дети, так или иначе, ну, может быть, через какое-то время они будут сидеть все в гаджетах, и у них будет искусственный интеллект, и тогда не понадобится Михалков, но вот до тех пор он будет нужен, и я очень хочу, чтобы вы его читали.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!