СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Символы России

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Разговоры о важном. Символы государства" для обучающихся 5-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Символы России»

Разговоры о важном 28 ноября «Символы государства».

Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России, формирование уважительного отношения к символам нашего государства, привитие любви к Родине, чувства патриотизма.

Оборудование:

  • Проектор, экран.

  • Презентация, портреты президента РФ, символы: флаг, герб, гимн, плакат «Россия-Родина моя», символы Саратовской области и плакат «Субъекты России», Конституция, музыка: марш, гимн. Строки из гимна напечатанные на листах А-4.

Ход разговоров

1. Вступительное слово  учителя. Доброе утро, дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас на очередном разговоре о важном. А о чем пойдет сегодня речь? Предлагаю Вам загадки, а отгадки вы будете собирать из букв, которые находятся у вас на парте в коробках.

(у учащихся на партах буквы, нужно быстро собрать из них слово «символы»)



Итак, ребята, сегодня мы поговорим о нашей великой и могучей Родине, о ее символах. А что Вы о них знаете? Что относится к символам? (герб, гимн, флаг) А что знаете о России?
– Как называется  страна, в которой мы живём?( Россия, РФ)
–– Назовите столицу нашего государства? (Город – герой Москва)
– Какие народы живут в России? (русские, немцы, татары, ненцы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, , буряты, удмурты, марийцы, якуты и т.д.)

II. Символы Российской Федерации

Учитель. Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Что же такое символы? Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

– Какие символы нашей страны вы знаете? (Флаг, гимн, герб)
– Когда сложились современные символы России?
Государственные символы имеют свою историю. Все символы закреплены главным Законом страны – Конституцией. (Показывает Конституцию) А теперь давайте побеседуем, а что Вы знаете о Конституции? Какие ассоциации возникают у Вас при этом слове?

–Где была принята Коснтитуция? Когда? (12 декабря 1993 года)
– Сколько в ней разделов, глав, статей? (2, 9, 137)
–– Какие права человека вы знаете?
– Какой страной по Конституции считается Россия?

– Сколько прав по Конституции насчитывается? (58)
– Что значат слова: обязанность человека?
– Сколько обязанностей у гражданина РФ по Конституции? (8)
– Какие обязанности вы знаете?
– С какого возраста человек полностью вступает в свои права? (С 18 лет)
– Какие символы государственности вы знаете?  (Флаг, герб, гимн.) 

Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией. Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.

 Учитель: Итак, Герб-символ нашего государства. Официальный государственный символ Российской Федерации; один из главных государственных символов России наряду с Государственным флагом Российской Федерации и Государственным гимном Российской Федерации. Современный герб утверждён Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 30 ноября 1993 года № 2050.

О гербе нам расскажет Максим Т.

Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века.Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб.
Учитель: "Герб" в переводе с немецкого языка – наследиенаследство. Рассмотрим герб РФ.  Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука  геральдика. А у кого еще могут быть гербы? ( у городов, субъектов России, республик…)

Ученица. Настя К.:  Создание герба – деятельность довольно сложная, в ней принимают участие ученые-историки, специалисты в области геральдики и художники-графики, художники – эмблематисты. Геральдика обладает своим особым языком, имеющий свой строго определенный порядок и терминологию. Так при описании герба вначале называют цвет, затем – фигуру. В гербах со щитом первой называют фигуру, находящуюся в центре.

Ученик. Егор Н.: Государственный герб РФ – официальный государственный символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.

Ученик. Давуд Ш.: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. зла. Это символизирует победу добра над злом

Ученик. Максим Б.  В правой лапе орел держит скипетр. В левой лапе – державу. Над головами орла мы видим три короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. 

Флешмоб « Передай герб» Передавая друг другу герб, ребята называют какое-нибудь историческое событие, связанное с гербом. Например, 1) Герб был принят 30 ноября 1993 года указом первого президента Б.Н. Ельцина, 2) Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. 3). Государственный герб РФ – символ, утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина России и т.д.

Учитель. Итак, следующий символ государства – это Флаг России.  25 декабря 2000 года, накануне нового века и нового тысячелетия, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России. Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге России». Например, в законе сказано, что Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

Учитель: – Что же такое флаг? (Это символ государства.) Почему его называют триколор?
– Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)

Игра «Белый, синий, красный». У детей на парте лежат полосы горизонтальные бело-красно-синие полосы. Нужно по команде учителя быстро находить их и собрать из них флаг России. Заканчивается тем, что ребята склеивают полосы и показывают получившиеся флаги России, можно сфотографировать детей.

Экскурс в истрию.

Слово Максиму Т. Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года.

Ученик Максим Б. Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. 
Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.

Ученица Настя К.. 

Нам есть чем гордиться и есть что беречь, –
И хартия прав, родимая речь,
И мир, охраняемый нами,
И доблесть народа, и доблесть того,
Кто нам и родней, и дороже всего,
Кто наше победное знамя!

Учитель: У нас остался последний символ государства – это гимн? Гимн — торжественная песня или мелодия, принятая как символ государственного или социального единства.

Вопро: Когда исполняют гимн?

  • во время торжественных официальных собраний

  • спортивных состязаний

  • национальных праздников

Учитель: В понедельник все школы на линейке выносят флаг России и учащиеся поют гимн. А что это такое?

Один из официальных государственных символов Российской Федерации, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова

Гимн

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой! ( включается запись Гимна)

Учитель: А теперь давайте с Вами по строчке произнесем весь Гимн России. ( Ребята проговаривают слова Гимна) Я рада, что все ученики нашего класса знают Гимн.

На доске напечатаны строки Гимна: Могучая воля, великая Слава, Россия любимая наша страна, Россия-священная наша держава, Твое достоянья на все времена. Ребята по очереди берут строку и ставят ее в нужное место. Вам нужно правильно их расставить. 1 куплет, припев, 2 и 3. На доске получится Гимн России.

Учитель: Молодцы! А как нужно относится к символам? (уважительно, любить) Итак, В XX в. во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свои гербгимн и флаг. Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Государственные символы России – это отличительные знаки страны, которые представляют Российскую Федерацию внутри и за её пределами. Поскольку в гербефлаге и гимне выражается суверенитет страны и её многовековая история, законодательство Российской Федерации берёт их под свою охрану. 

Учитель: На этом наш разговор окончен! До свидания! Всего доброго!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!