РАЗГОВОРЫ
22 января 2024 г.
О ВАЖНОМ
Тема
«НЕПОКОРЁННЫЕ.
80 ЛЕТ СО ДНЯ
ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА
ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»
« МБОУ СШ №2 им. Героев Евпаторийского десанта»
Учитель Жернакова И.М.
2-4 классы
Подумаем …
О чём может рассказать такая скульптурная композиция?
Почему памятник установили на берегу Ладожского озера?
Памятник, посвящённый снятию блокады Ленинграда
в 1944 г.
Подумаем …
Сравните изображение блокады на карте с сюжетом памятника.
В начале сентября 1941 года фашистские войска подошли к Ленинграду. Непрерывно шёл артиллерийский обстрел города, совершались воздушные налёты.
Жители остались без связи с Большой землёй,
без продовольствия,
без защиты.
Фашисты решили, что в таких условиях город жить не сможет и быстро капитулирует.
Но враги просчитались.
Ленинград жил, работал, боролся с фашистами.
В январе 1944 года кольцо блокады было разорвано полностью.
Ленинград выстоял, победил.
Вспомним 872 дня блокадной жизни Ленинграда и его жителей
Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады?
О чём рассказывают фотографии того времени?
Жизнь блокадного Ленинграда
Среди блокадников оказались люди самых разных профессий:
рабочие заводов, врачи и медицинский персонал госпиталей и больниц, учителя школ и воспитатели детских садов.
Жизнь блокадного Ленинграда
В блокадном городе оставались деятели культуры – художники, музыканты, артисты театров и цирка.
Жизнь блокадного Ленинграда
И каждый гражданин города находил возможность в меру своих сил и возможностей помогать городу жить, трудиться и воевать.
Голод и холод, постоянные бомбёжки и обстрелы вместе
со взрослыми переживали дети.
Около 15 тысячам подростков, которые трудились и боролись
в осаждённом городе, была вручена медаль
«За оборону Ленинграда».
Военнослужащий покупает билет в ленинградскую филармонию
на симфонический концерт. Будет исполняться Седьмая симфония «Ленинградская» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дата концерта – август 1942 года.
На второй фотографии – афиша о таком же концерте два года спустя.
Подумаем …
Какая тема объединяет эти две фотографии, о чём они рассказывают?
Искусство (музыка, театр, картины живописи) помогали людям пережить горе, бороться с врагами?
«Ленинградская симфония» звучала из репродукторов, которые висели почти на каждой улице города.
И фашисты тоже слушали великую музыку великой победы.
И они были в полном изумлении и испытывали чувство страха, потому что думали, что город уже давно мёртвый.
Уже после окончания Великой Отечественной войны один из немецких солдат, воевавших в России, написал:
«В тот день, когда впервые звучала «Ленинградская симфония» мы – немцы поняли, что мы проиграли не только битву за Ленинград, мы проиграли войну против России. Тогда мы почувствовали силу русского народа, который мог преодолеть всё:
и голод, и холод, и смерть».
Художники тоже были в трудовом строю: в начале блокады они работали над разными видами маскировки города.
Для Смольного была сплетена огромная сетка с искусственными листьями, которая при взгляде сверху оказывалась тенистым садом.
За время блокады художники создали большое число картин, которые стали хроникой всего времени блокады.
Познакомиться с работами художников блокадного Ленинграда, значит многое узнать о жизни жителей в это суровое время.
С какой целью созданы плакаты художником Владимиром Серовым?
К чему они призывают граждан?
Художники Ленинграда создавали плакаты, которые призывали к борьбе с фашизмом,
к защите города.
Анастасия Фролова. Блокадное детство
Картина рассказывает о трудностях, которые переживали дети блокадного города. За окном в небе висит аэростат, он охраняет небо Ленинграда от фашистских самолётов. Окно в комнате заклеено бумажными крестами, которые сохраняют стекло от ударов.
Что ещё изображено на картине?
О чём может рассказать керосиновая лампа?
Почему дети находятся в комнате, но так тепло одеты?
Виктор Абрамян. Память детства
Холод и голод... Чтобы получить хлебный паёк в блокадном
Ленинграде, нужно было
предъявить карточку на хлеб. Самая
низкая норма хлеба пришлась на
декабрь 1941 года – это было очень
трудное время: ребёнок на сутки
получал 125 граммов хлеба. Если
представить, каким он был, то его
можно сравнить со спичечным
коробком.
О чём мог думать этот мальчик, о чём мечтать, глядя на блокадный кусочек хлеба?
Виктор Абрамян. Память детства
Кусочек блокадного, чёрного хлеба.
Засохший и маленький, как уголёк.
Когда рвали бомбы фашистские небо,
Его выдавали на детский паёк.
Кусочек блокадного хлеба хранится
Сегодня в музее, в витрине одной.
Чтоб каждый мог вспомнить…
Какой нам Победа досталась ценой.
Алексей Маров
Юрий Белов. Блокадный Ленинград
В холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик лет трёх – четырёх. Мать одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой руки бережно держит кусочек хлеба. В комнате холодно, печка остыла, дрова закончились.
Но ребёнок улыбается: он счастлив, потому что рядом – мама, а хлеб такой вкусный…
Представьте себе, что мальчик вырос, и сегодня он – уже дедушка, имеет внуков.
Как вы думаете, о каких событиях блокады он Ю. Белов. Блокадный Ленинград расскажет своим внукам?
Алексей Пахомов. За водой
Перед той блокадною водой,
Пред той, действительно живой,
Пред той, действительно святой,
Вставали люди на колени,
Поклоны били ей без лени,
Потом с трудом, но поднимались,
И к дому тихо отправлялись,
Стараясь святость не разлить,
А значит, жизнь ещё продлить….
Юрий Антонов
Почему поэт называет воду живой, святой? В каких словах стихотворения есть ответ на этот вопрос?
Несмотря на голод, холод, мороз, постоянные обстрелы, блокадный Ленинград жил и трудился. Живой нитью поддерживала осаждённый город с большой землёй Дорога жизни.
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лёд.
Всё же идёт машина,
Хлеб в Ленинград везёт.
Хлеба кусочек малый,
Ребёнка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас!
Ольга Берггольц
Почему Ладогу называли Дорогой жизни?
В каких условиях работали водители?
Александр Самсонов.
Соломон Боим.
Между жизнью и смертью
Ладога – дорога жизни
Анна Остроумова-Лебедева. «Салют»
За залпом залп
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут,
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом.
Юрий Воронов
Какие строчки стихотворения можно назвать главной мыслью поэтического произведения?
Блокада снята, город свободен.
Впереди – восстановление разрушенного города,
налаживание мирной жизни граждан.
Теперь каждый считает своим долгом помочь
в восстановлении Ленинграда.
И после своей основной работы на заводе, в госпитале или
в школе люди шли восстанавливать свой любимый город.
Подумаем …
Как шло восстановление города?
Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни
было огромным,
и оно придавало сил жить и работать
с утроенной энергией.
Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы,
да просто сажали цветы.
Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше.
Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить
ещё один подвиг:
отстроить свой город,
погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить.
Подумаем …
Кого художник плаката называет героями Ленинграда?
Почему?
НЕПОКОРЁННЫЕ!
Комплект материалов:
-сценарий
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade2024-24-script.pdf
-методические рекомендации
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade2024-24-method_recom.pdf
-видеофрагмент
https://razgovor.edsoo.ru/video/3824 /
https://razgovor.edsoo.ru/video/3789 /
-интерактивные задания
-презентация
https:// razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/blockade2024-34-presentation.pdf