СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. План-конспект познавательного занятия "День первооткрывателя" (на основе презентации).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Источник: https://vk.com>sto_ballnik

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. План-конспект познавательного занятия "День первооткрывателя" (на основе презентации).»

«Классный» марафон

Разговоры о важном




«Классный» марафон. Разговоры о важном








План-конспект

внеурочного занятия «Разговоры о важном»




День первооткрывателя













Автор:

Колышкина Елена Владимировна

учитель географии высшей

квалификационной категории










г. Новосибирск

2024г.


Цель:

Знакомство обучающихся с уникальными местами России и их первооткрывателями. Приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на примере жизни и деятельности первооткрывателей.

Задачи:

-Познакомить обучающихся с выдающимися представителями российских первооткрывателей: учёными, землепроходцами, мореплавателями, изобретателями.

-Способствовать воспитанию интереса и уважения к личности первооткрывателя, его чертам характера: целеустремленности, смелости, упорству. -Содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину и её выдающихся представителей.

-Создать условия для самореализации обучающихся в интеллектуально-развивающей деятельности, способствовать развитию любознательности, памяти, внимания, мышления, расширению кругозора учащихся.

Формирующиеся ценности:

Интерес к познанию, патриотизм, благодарность первопроходцам, уважение и гордость за соотечественников.

Актуальность:

История науки полна великих открытий и вклада отдельных ученых в ее развитие. Благодаря работе этих первооткрывателей современный мир стал совершенным и удобным для жизни. Истинные первооткрыватели – это люди, которые внимательно наблюдают мир вокруг себя, ищут новые знания и ломают стереотипы. Они не боятся выходить за пределы привычного и готовы идти вперед, даже если это означает риск и неизвестность. Таких людей отличает уникальное сочетание интеллекта, креативности и смелости. А награда за все это – новые открытия, которые могут изменить жизнь и мир вокруг нас.

Предложенный ресурс покажет пользу первооткрытий для развития цивилизации, позволит расширить знания обучающихся по данной теме и актуализировать уже имеющиеся познания. Рекомендуется использовать разработку для организации внеклассного занятия «Разговоры о важном».

Целевая аудитория:

3-11 классы.

Средства обучения:

Компьютер, экран, мультимедиа, колонки, видеоролик, интерактивная познавательная беседа + интеллектуальная игра, сценарий мероприятия, жетоны.

Комплектация ресурса:

Пояснительная записка, подробный план-конспект занятия, интерактивная познавательная игра + беседа, видеоролик.

Деятельность учителя:

Разработка сценария мероприятия, составление заданий, проектирование интерактивной игры, организация игровой деятельности, контроль за выполнением заданий, коррекция знаний, награждение команд.

Предварительная деятельность обучающихся:

Формирование 5 команд по 5-6 человек, выбор названия команд, капитанов.

Источники информации:

https://www.tourdom.ru/hotline/marshruty-i-kurorty/skolko-stoit-povtorit-tur-afanasiya-nikitina/

https://geobar.ru/otkrytija-novogo-vremeni/erofej-pavlovich-habarov/

https://dzen.ru/a/YBPCY_Jr9iwWPFM_

https://khab-vesti.ru/news/society/erofey-khabarovsk-legendarnyy-i-otvazhnyy-zemleprokhodets-vostochnykh-territoriy-rossii/

https://pro-derbent.ru/afanasij-nikitin

https://dzen.ru/a/ZRBszoGSp1BngkeB

https://news.rambler.ru/other/40109805-ermak-glavnye-tayny-pokoritelya-sibiri/

https://primamedia.ru/news/1235196/

https://obrazovaka.ru/geografiya/russkie-zemleprohodcy-11-17-veka.html

https://natworld.info/nauki-o-prirode/atlasov-vladimir-vasilevich-kratkaya-biografiya-chto-otkryl-i-pohod-na-kamchatku

https://www.culture.ru/events/2691742/podvig-vasiliya-poyarkova

https://bankgorodov.ru/famous-person/atlasov-vladimir-vasilevich

https://tur-plus.ru/sibir/sibir-2.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%91%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://www.yaklass.ru/p/history/7-klass/rossiia-v-xvii-veke-6822198/russkie-geograficheskie-otkrytiia-6853718/re-c34729e5-c546-4792-af9e-4f4e8a62c062

https://kamlib.ru/resources/full_text_search/vydayushchiesya-lichnosti-v-istorii-kamchatki/detail/bering-vitus-yonassen/

https://dzen.ru/a/ZMaaZ8QnIVg4FR-i

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/otpravimsia-v-puteshestviia-293340/puteshestvuem-po-karte-rossii-312182/re-f9ebcc66-2d58-4b92-be23-c37345c4da72

https://www.yachtrussia.com/news/2020/01/28/20200128-russkaya-antarktida.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F

https://www.prlib.ru/history/618985#:~:text=16%20(28)%20%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F%201820%20%D0%B3,%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B0%20%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D0%B0%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B0%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0.

https://rg.ru/2021/08/05/200-let-nazad-zavershilas-ekspediciia-otkryvshaia-antarktidu.html

https://um.mos.ru/personalities/gagarin/

https://flerova.ru/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B/%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%B0%D0%BB/

https://fishki.net/1273591-aleksej-leonov---pervyj-chelovek-pobyvavshij-v-otkrytom-kosmose.html

https://www.pngegg.com/ru/png-ptolu/download

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5#:~:text=%D0%92%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%82%207,%2C%20%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%2C%20%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%2C%20%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%B0%D1%8F.

http://www.ec-arctic.ru/forum/all/topic_1413/

https://ru.rbth.com/read/2583-antarktika-stantsii-rossiya https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%84%D1%91%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%96%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%81_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://histrf.ru/read/articles/uchenye-rossii

https://znanierussia.ru/articles/%D0%91%D1%83%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://voronej.bezformata.com/listnews/tupolev-vidayushiysya-aviakonstruktor/110776786/

https://globalmsk.ru/person/id/6089

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D1%81,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

https://sibmama.ru/5-detskih-izobreten.htm

https://rostov.aif.ru/edu/school/delo_za_sponsorom_16-letniy_shkolnik_izobrel_byudzhetnyy_gadzhet_dlya_slepyh

https://aif.ru/society/science/umami_mladencev_izobreteniya_rossiyskih_detey_kotorye_mogut_izmenit_mir

https://kratkoebio.ru/ivan-moskvitin/

http://lemur59.ru/node/9782

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/otpravimsia-v-puteshestviia-293340/puteshestvuem-po-karte-rossii-312182/re-f9ebcc66-2d58-4b92-be23-c37345c4da72

https://www.kp.ru/russia/idei-dlya-otpuska/30-samyh-krasivyh-mest-rossii/

http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/8-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0/

https://geosfera.org/aziya/russia-aziya/691-ob-reka-v-zapadnoy-sibiri.html

https://sibguide.ru/listing/poluostrov-tajmyr/

https://znanio.ru/media/chelyuskin---mys-i-chelovek-2544842

https://mmflota.ru/index.php/news-2020/591-otkrytie-arkhipelaga-severnaya-zemlya

https://www.russiadiscovery.ru/news/severnaya_zemlya/

https://pikabu.ru/story/prestuplenie_na_ostrove_vrangelya_8756278

https://www.kommersant.ru/doc/2887237

https://to-name.ru/biography/nikolaj-mikluho-maklaj.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B0_1906_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0

http://kamchatka.media/o_kamchatcah/gordimsya/issledovateli_kamchatski1/ustinova_tat_yana_ivanovna/

https://glagol38.ru/text/03-07-2023/003

https://livingheritage.ru/brand/irkutskaya-oblast/pantelej-pyanda

https://www.rgo.ru/ru/article/ko-dnyu-geografa-v-hibinah-ustanovlena-tablichka-pamyati-af-middendorfa-i-otkryt-punkt

https://24smi.org/celebrity/75097-ermak-timofeevich.html

https://arsbib.tls.muzkult.ru/chelyskin

http://i.geo-site.ru/node/169

https://ethnomuseum.ru/collections/collectors/arsenev-vladimir-klavdievich/

https://poknok.art/8603-ussurijskaja-tajga-zhivotnye.html

https://uzao.aif.ru/stati/dumayushhii-stetoskop-i-tabletnica-samobranka-yunye-izobretateli-iz-dvorca-pionerov-pobedili-na-mezdunarodnom-konkurse

https://www.youtube.com/watch?v=-80-TOfXQ8 I

https://www.youtube.com/watch?v=-80-TOfXQ8 I


Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, уважаемые ребята. –Рада приветствовать всех на познавательном занятии и предлагаю командам занять свои места (рассадка классного коллектива по командам: 5 команд по 5-6 человек). -Сегодня наша встреча пройдёт в формате интерактивной беседы с последующей интеллектуальной игрой. -Пусть наша встреча принесёт всем новые знания, позитив от общения и духовно обогатит.

  1. Целеполагание. Интерактивный разговор о важном.

Слайд №1. Учитель предлагает командам определить тему занятия по картинке. – Молодцы! -Верно определили тематику нашего разговора о важном.

-Сегодня мы поговорим о первооткрывателях, чьими именами славится Россия.

Слайд №2. Объявляется тема занятия.

-Сегодня самый обычный список русских первопроходцев состоит из более чем 60 человек. Это настоящие герои, первооткрыватели неизведанных диких земель, отчаянные путешественники, неравнодушные исследователи, которые навсегда вписали свои имена в историю России.

Слайд №3. Учитель проводит мозговой штурм с командами (3 мин.). Затем по кнопке «Вопрос» на экран вывести вопрос, школьники дают ответы на него. После этого по кнопке «Ответ» вывести на экран ответ:

-Кого называют первопроходцами? Ответы учащихся.

-Какими чертами характера должен обладать первооткрыватель? Ответы учащихся.

Слайд №4. Меню. В меню 6 тем для беседы и познавательная игра. Проводить беседу рекомендуется в порядке нумерации тем. Чтобы перейти на слайды для проведения разговора, необходимо кликнуть по названию темы.

Слайды №5-6. Тема 1. «Русские землепроходцы». Учащимся предлагается вспомнить, что они знают о землепроходцах, чьи портреты представлены на слайдах. За верные ответы выдаются жетоны. После этого по клику на портреты появляется информация о заслугах первооткрывателей. По клику на кнопку «Карта» появляется маршрут путешествия первооткрывателя. Переход между слайдами осуществляется по управляющей кнопке. После этого надо вернуться к слайду №4 Меню и выбрать следующую тему для беседы.

А. Никитин: По праву считается первым русским землепроходцем, которому удалось посетить Индию и Персию. На основе путешествий Никитин составил записки «Хождение за три моря». Эти записи стали первой в истории России книгой, описывающей политические, экономические и культурные особенности этих территорий.

Е. Хабаров: В российской истории известен как руководитель отряда русских землепроходцев, присоединившего к России новые земли по реке Амур, проложили путь к богатствам Приамурья во благо России. Один из первых исследователей окраины Восточной Сибири.

В. Атласов: Русский землепроходец, в 1697 году отправился с отрядом из 120 человек осваивать Камчатские земли. В ходе данной экспедиции были собраны знания о проживающем народе, флоре и фауне территории. Было положено начало присоединению Камчатки.

И. Москвитин: Первым из европейцев достиг Охотского моря, открыл его побережье и Сахалинский залив. Также он первым побывал в 1640 году на острове Сахалин.

Слайды №7-10. Тема 2. «Русские мореплаватели. Открытие Антарктиды». Учащимся предлагается вспомнить открытия известных русских мореплавателей. После этого о них выводится информация по клику на портрет. По щелчку на кнопку «Карта» на экране появляется карта маршрута каждого путешествия. На слайде №9 размещена ссылка на видеоролик о Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. На слайде №10 по клику на кнопку «Станции» произойдёт смена фотографий российских научных станций на Антарктиде. Далее вернуться на слайд №4 с Меню и выбрать следующую тему.

С. Дежнев: Дежнёву мы обязаны открытием и исследованием реки Колымы, его отрядом там были построены два острога – Среднеколымск и Нижнеколымск. Открыл морской пролив между Азией и Америкой.

В. Беринг: Мореплаватель, исследователь северо-восточного побережья Азии, Камчатки, морей и земель северной части Тихого океана, северо-западных берегов Америки, руководитель Первой (1725–1730) и Второй (1733–1743) Камчатских экспедиций. Открыл Командорские острова.

Открытие Антарктиды: Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута ещё географами древнего мира. Начиная с XVI в. её поиски вели португальцы Б. Диаш, Ф. Магеллан, голландец А. Тасман, англичанин Джеймс Кук.

После неудачных попыток найти Южный материк Д. Кук заявил: «...я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».

4 (16) июля 1819 г. экспедиция в составе 2 шлюпов вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Шлюпом «Восток» командовал Ф.Ф. Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» – М.П. Лазарев.

Плавание длилось 751 день и было чрезвычайно трудным, и опасным. Небольшие парусные деревянные суда были вынуждены маневрировать вблизи льдов и айсбергов, зачастую в тумане. В ходе плавания были открыты мысы, заливы, 29 островов.

16 (28) января 1820 г. первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида.

В честь этих событий 29 января в России учреждён День первооткрывателя.

Помимо географических открытий экспедиция выполнила большой объем исследований в самых разных областях - океанологии, зоологии, ботаники, климатологии и др.

https://vk.com/video-180909785_456239151

Населенные пункты в Антарктиде получили название станции, а их обитателей называют полярниками. Население некоторых станций достигает 200 человек (в зимнее время меньше). В настоящее время работают 7 российских антарктических станций: Восток, Мирный, Беллинсгаузен, Новолазаревская, Прогресс, Русская, Молодежная.

Слайд №11. Тема 3. «Российские первооткрыватели космоса».

На слайде даны портреты Ю. Гагарина, В. Терешковой и А. Леонова. Командам предлагается определить, кто изображён на портретах и в чём эти космонавты были первооткрывателями. За правильные ответы командам выдаются жетоны. Далее по клику на каждый портрет появятся фамилии космонавтов. По клику на кнопку «Ответ» на экран выводится информация о заслугах этих космонавтов. После этого вернуться на слайд №4 Меню и выбрать следующую тему для разговора.

Слайды №.12-13. Тема 4. «Российские учёные и изобретатели». Учитель знакомит учащихся с новыми именами выдающихся первооткрывателей в науке и технике. Затем вновь вернуться на слайд №4 Меню и выбрать следующую тему.

Ж. Алфёров: Исследователь физики полупроводников, оптоэлектроники и нанотехнологий. В 2000 году стал лауреатом Нобелевской премии.

Н. Бурденко: Хирург, основоположник отечественной нейрохирургии. Первым в России начал выполнять операции на мозге.

Н. Лобачевский: Выдающийся русский математик, основатель неевклидовой теории, революционер в области математического анализа.

А. Туполев: Сконструировал первый в мире реактивный пассажирский самолет и первый сверхзвуковой пассажирский самолет.

П. Яблочков: Создал первую в мире электрическую лампочку, 1876 год.

Н. Бенардос: Изобретатель электросварки, 1881 год.

Слайды №.14-17. Тема 5. «Российские дети-изобретатели».

-У детей всегда есть множество оригинальных, нестандартных и ярких идей, они мыслят, выходя за привычные взрослым, шаблоны. Учитель знакомит учащихся с изобретениями российских школьников наших дней.

Затем вновь вернуться на слайд №4 Меню и выбрать следующую тему.

Слайды №.18-25. Тема 6. «Уникальные места России и их первооткрыватели».

Учитель знакомит учащихся с удивительными по красоте местами нашей родины и их первооткрывателями. Затем вновь вернуться на слайд №4 Меню и выбрать раздел «Познавательная игра».


-А сейчас, ребята, мы проведём познавательную игру «Они были первыми».

–Желаю всем командам удачи!


  1. Интеллектуально-познавательная игра «Они были первыми». Слайды №26-45.

Учитель знакомит обучающихся с правилами игры:

  1. Интерактивная познавательная викторина состоит из 20 заданий с выбором ответа. За каждый верный ответ – 1 балл (жетон).

  2. Каждой команде предстоит ответить устно на 4 вопроса (отвечают по очереди).

  3. Правильный ответ при щелчке изменит цвет на зелёный, а неправильный – на красный. Переход между слайдами происходит по управляющей кнопке.

  4. Время для ответа 30 секунд.

  5. Если команда даёт неверный ответ, то право ответа переходит к любой из команд, которая первая будет готова его дать (первая поднимет руку).


Далее учитель проводит интерактивную игру. За верные ответы выдаёт командам жетоны.


  1. Рефлексия. Подведение итогов и награждение команд.

-Вот и подошёл к концу наш разговор о первооткрывателях, которыми славится наша страна, которыми мы по праву гордимся.

–Ребята, что-то новое для себя открыли?

–О ком из первооткрывателей вы хотели бы узнать больше?


-А теперь мы подведем итоги нашей тематической игры. -Командам необходимо подсчитать количество заработанных баллов и сообщить его мне. -Напоминаю, что 1 жетон = 1 баллу.

Далее учитель объявляет результаты игры и проводит награждение команд.


-Ребята, спасибо вам за актуальный и познавательный разговор! - До новых встреч.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!