4 сентября 2023 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1 класса по теме
«ДЕНЬ ЗНАНИЙ»
Цель занятия: способствовать пониманию обучающимися значения учения для успешного будущего человека, формировать учебно-познавательную мотивацию и желание учиться, акцентировать идею, что развитие общества зависит от уровня развития науки и образования, воспитывать уважение к деятелям науки, выдающимся учёным, внёсшим вклад в развитие российского общества.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, самореализация (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1)
Основные смыслы: День знаний – это праздник, который напоминает нам о том, как ценно образование, насколько для каждого школьника актуально стремление его получить, чтобы найти своё место в мире, овладеть профессией, которая будет полезна людям, стране.
Планируемые результаты Личностные:
испытывать познавательный интерес к изучению нового, стремление к
«открытию» знаний;
стремиться к расширению своих представлений о достижениях в различных областях науки;
проявлять интерес и положительный настрой при общении.
Метапредметные:
принимать участие в совместной деятельности;
устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;
активно участвовать в формулировании выводов.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/knowledgeday2023-1-method_recom.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/knowledgeday2023-12-1/index.html?back_url=/topic/54/grade/12/
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная.
Мотивационная часть занятия начинается с просмотра видеозаписи встречи Президента Российской Федерации В.В. Путина со школьниками на Всероссийском уроке "Разговор о важном" 1 сентября 2023 года и последующего обсуждения.
Данный блок материалов будет доступен в сценарии занятия после 02.09.2023 г.
Занятие начинается с рассказа педагога о разнообразных темах занятий «Разговоры о важном», которые будут проходить каждый понедельник в течение учебного года. Последующая работа с загадкой (стихотворением на тему 1 сентября, песенкой «Чему учат в школе») позволяет перейти к обсуждению государственного праздника – Дня знаний и мотивирует к поиску ответа на вопрос: почему этот праздник важен для каждого человека?
Завершается мотивационная часть просмотром видеоролика с выступлением федерального спикера и обсуждением услышанного.
Часть 2. Основная.
В основной части поддержать интерес у обучающихся к поиску ответов на вопросы: «Зачем нам нужны знания?» «Может ли человек прожить без знаний?»
«Почему важно хорошо учиться и много знать?» – помогает фрагмент из мультфильма «Так сойдёт» о зайчишке-хвастунишке, который думал, что все дела можно делать на скорую руку, не прилагая много усилий.
Демонстрация отрывка из мультфильма «Так сойдёт» (дикторский текст).
Что случилось, приятель?
Да, вот понимаешь. Вечером свет погас, а сам-то я того, не умею.
Ну! Это пара пустяков!.. Так, посмотрим, посмотрим, что у нас здесь. Пассатижи, отвёртку. Так-так-так.
Эх, мастер на все руки, гляди в оба. Доиграешься.
Ай-яй-яй…
Обращаем внимание, что обучающиеся только делают первые шаги в умении участвовать в учебном диалоге, у них разный уровень речевой подготовки, поэтому при организации беседы после просмотра фрагмента учителю необходимо обсуждать ответы с детьми, тактично их выслушивать и помогать высказывать своё мнение и в нескольких предложениях связно формулировать свои мысли.
Продолжает основную часть сценария интерактивная игра «Хочу всё знать!».
Интерактивная игра «Хочу всё знать!»
Содержание игры: обучающимся задаётся вопрос, на который ребята должны ответить «да» или «нет». После получения ответа и обсуждения учитель озвучивает ответ.
Вопрос 1. Правда, что следы, оставленные человеком на Луне, не исчезают?
Да/Нет.
Ответ: это правда, потому что на Луне нет ветра, чтобы их сдуть.
Вопрос 2. Правда, что у собак одной породы одинаковые отпечатки носа?
Да/Нет.
Ответ: это не так, отпечаток носа у каждой собаки уникален и никогда не меняется, как и отпечатки пальцев у человека.
Вопрос 3. Правда, что в России есть огромный холодильник, который работает без электричества уже тысячи лет?
Да/Нет.
Ответ: это правда, таким условным «холодильником» является часть севера нашей страны, которую называют вечной мерзлотой, ее размер огромен и составляет почти 11 млн кв. км, это почти 2/3 страны!
Вопросы игры составлены таким образом, чтобы можно было заинтересовать первоклассников, удивить их ответом. Такой подход позволяет создать положительный эмоциональный фон открытия знания, чтобы первоклассники «пережили» эмоции
«открытия» – радость, удивление, интерес, гордость (а я знал!), что в дальнейшем, безусловно, станет лучшим стимулом учения.
Часть 3. Заключение.
В завершение занятия предлагается система вопросов, помогающая подвести обучающихся к выводу о ценности знаний и необходимости их постоянного обогащения. Напомним, что первоклассникам пока сложно высказывать свои мысли, поэтому учителю необходимо помогать ребятам в продуцировании своих высказываний.
Дополнительно учитель может предложить детям нарисовать, кем они хотят стать благодаря знаниям, которые получат в школе.
ПОСТРАЗГОВОР
Экскурсия в технопарк/на научную выставку.
Просмотр и обсуждение документального фильма «Космическая станция 3D».
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Окружающий мир: страницы истории развития трудовой деятельности людей в Древней Руси, ремёсел, образования и наук.
Литературное чтение: стихотворения С. В. Михалкова «Школа», С. Я. Маршака
«Первое сентября», В. А. Степанова «Праздник сентября», А. Л. Барто «В школу». Технология: ознакомление с современными информационными средствами. Музыка: прослушивание песни «Чему учат в школе» (В. Шаинский,
М. Пляцковский).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проекты российского общества «Знание» (Знание. Театр; Знание. Кино; Знание. Герои; «Поделись своим Знанием»; Знание. Первые и т. д.).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность всем людям, которые делятся с нами знаниями.
Благодарность родителям за первые знания в жизни, за поддержку в учебном процессе и за помощь в получении дополнительного образования.
Благодарность государству за возможность получать образование.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися
дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком дневнике могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.