СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном "День российской науки". 6 февраля

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 февраля   ежегодно отмечается  День российской науки. К этому событию приурочено данное мероприятие в рубрике "Разговоры о важном" для учащихся 5-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном "День российской науки". 6 февраля»

Разговоры о важном, 6 февраля 5-7 классы. «День науки!»

1.Учитель: Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня, 6 февраля 2023 года мы продолжаем Разговоры о важном. О чем же пойдет речь?

Предлагаю разгадать ребус:

Итак, правильно, речь пойдет о науке, о российской науке.

Максим Т. Слово «ученый» было придумано философом и теологи Уильямом Уэвеллом в 1833 году. Оно описывает человека, который проводит научные исследования для продвижения знаний в определенной области

Учитель: А какие области знаний вам известны? (ответы детей) На доске открываются области науки.


Учитель: Президент России В.В. Путин объявил 2022-2031 гг. десятилетием науки и технологий. Десятилетие науки и технологий включает в себя множество инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач в развитии общества и страны.

Мы хорошо понимаем, что без науки не может развиваться наше общество. Это ученые создают проекты зданий, конструируют разнообразные машины, разрабатывают различные материалы. А как же это происходит? Например, некоторые примеры ученые находят в окружающей среде.

2. Работа с интерактивным заданием «Бионика». Ребята, глядя на изображение попробуйте догадаться, что стало основой для их изобретения?

1) Изображение вертолета (стрекоза) видео ответ

Идея спроектировать первый вертолёт появилась у конструктора Игоря Ивановича Сикорского, когда он наблюдал за стрекозой. Машина повторяла удивительные свойства насекомого: она взлетала с места без разбега, зависала в воздухе, обладала высокой манёвренностью и без пробега садилась.

2) Изображение застежки-липучки (репей) видео ответ

Идея создания застёжки-липучки появилась благодаря репейнику. Если рассмотреть головки репейника вблизи, то можно увидеть крохотные крючки. За счёт них репейник цепляется к ткани и шерсти животных. Этот принцип был взят за основу при создании застёжки-липучки. Сначала такие застёжки использовались в снаряжении космонавтов, аквалангистов и горнолыжников, а затем стали обычной деталью повседневной одежды и обуви.

3)Останкинская башня ( лилия) видео ответ

Прообразом Останкинской телебашни послужила перевёрнутая лилия: цветок с крепкими лепестками и толстым основательным стеблем. Такой вид конусообразного основания выступает в качестве прочной опоры. В основании башни десять лепестков.

4) Изображение водоотталкивающего материала. Ответы обучающихся. Видео ответ (воспроизводится нажатием на изображение)

Листья и лепестки лотоса устроены так, что вода, которая на них попадает, не растекается и не впитывается, а сворачивается в шарообразные капли. Эти капли стекают вниз, очищая растение от пыли. Такая особенность, крайне низкая смачиваемость поверхности, называется эффект лотоса. Он был взят учёными за основу при создании водоотталкивающих материалов.

5) Изображение башни «Эволюция». Видео ответ (воспроизводится нажатием на изображение)

Башня «Эволюция» (Москва-Сити) (дикторский текст) В Москве находится спиральная башня «Эволюция» – это закрученный вокруг собственной оси 246-метровый небоскрёб. Фасады и геометрия башни «Эволюция» спроектированы по образу молекулы ДНК.

6) Изображение вингсьюта. Видео ответ (воспроизводится нажатием на изображение) Костюм-крыло (вингсьют) (дикторский текст) С давних времён людям хотелось научиться летать, для этого создавались различные приспособления и устройства. Одним из таких приспособлений является костюм-крыло «Вингсьют». Его принцип действия позаимствован у белок-летяг, использующих для полёта перепонки между передними и задними лапами. У Вингсьюта имеются 3 крыла, которые наполняются набегающим потоком воздуха и позволяют человеку совершать планирующие полеты.

Учитель: Ребята, вы большие молодцы, вы показали себя вдумчивыми и творческими исследователями, знакомыми со многими достижениями современного научного знания.

Учитель. Продолжим разговор о науке и посмотрим небольшой видеоролик, который расскажет нам об открытиях и изобретениях российских ученых прошлого и настоящего. Смотрите и слушайте внимательно: знакомы ли вам эти открытия? Задумайтесь, какое открытие или изобретение хотелось бы сделать вам? (беседа с уч-ся)

Учитель: Мы увидели в видеоролике, как много сделали наши ученые открытий, изобрели разные устройства, создали технологии. Сам процесс исследования или разработки чего-то нового занимает длительное время и требует большого ежедневного труда ученого. Например, Юрий Оганесян, доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской академии наук (РАН), всю жизнь посвятил изучению ядерной физики. В 1999- 2010 гг. сотрудники его лаборатории, которой он руководит с 2003 года, обогнали западных коллег, первыми получив 6 сверхтяжелых химических элементов. Один из этих элементов получил имя оганесон - в честь Юрия Оганесяна. Изучение таких элементов дает человечеству шанс разгадать устройство мира!



Максим Б. Стихи про науку.



Егор Н. «Гений»

Учитель: А сейчас предлагаю угадать ученых. На доске висят портреты, нужно правильно определить «Кто есть кто?», выбрав фамилию, имя ученого и расположить под портретом. (ребята по очереди выходят и выполняют задание) Педагог помогает. Молодцы! Вместе мы с вами справились! Давайте назовем их хором, наших великих ученых!

М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Н.И. Лобачевский, С.В. Ковалевская, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.М. Бутлеров, И.М. Сеченов, Н.Н. Зинин

Учитель: В нашей стране созданы условия, чтобы наукой смогли заниматься не только взрослые, но и дети почти любого возраста. Посмотрите на некоторые проекты, связанные с наукой: возможно, и вам захочется в них принять участие! Где и как можно прямо сейчас заниматься научной деятельностью?( демонстрация презентации)

Учитель. Ребята, наш разговор подошел к концу и я хочу вам пожелать – пусть сегодняшнее занятие станет для вас еще одним шагом к изучению чего-то нового для вас, что перейдет в увлечение, что послужит на пользу людям…

Как вы видите, Россия во все времена славилась талантливыми учеными и инженерами. И во все времена наши соотечественники работали на благо не только нашей страны, но и всего мира. Возможно, кто-то из вас продолжит эту традицию и свяжет свое будущее с наукой!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!