СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. 19 февраля 2024 г. День защитника Отечества. Сценарий. 5-7 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. 19 февраля 2024 г. День защитника Отечества. Сценарий. 5-7 классы.»

п а триоти з м любовь  к  Родине С ц ена р ий  з а н я тия День  За щ ит н ика Отечества 5 – 7  к лассы служение  Отечеству 19  февр а ля  2 0 2 4  г .

п а триоти з м

любовь к Родине

С ц ена р ий з а н я тия

День За щ ит н ика Отечества

5 7 к лассы

служение Отечеству

19 февр а ля 2 0 2 4 г .

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме

«День защитника Отечества»

Цели занятия: формирование понятия «защитник

Отечест в а » ,

формирование уважения к защитникам Отечества; формирование ответственного отношения к службе в армии как обязанности гражданина Российской Федерации; воспитание гордости за деятельность российской армии в истории и на современном этапе развития общества.

Формирующиеся ценности : любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.

Основные смыслы: День защитника Отечества – всенародный праздник, в котором воплощены чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.

Продолжительность занятия : 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия : беседа, демонстрация видеороликов.

Комплект материалов :

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеоролик,

− презентационные материалы,

− интерактивное задание.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня наше занятие о важного государственном празднике — Дне защитника Отечества. Этот праздник нам хорошо знаком, традиционно в этот день мы поздравляем всех наших соотечественников, которые в настоящее время защищают нашу Родину, и отдаём должное героям, которые в разные периоды нашей истории стояли на защите Отечества.

В прошлом году у нас с вами уже был разговор, посвящённый Дню

защитника Отечества. Давайте вспомним историю праздника.

Учитель. Праздник воинской славы возник чуть более 100 лет назад и имел разные названия. Давайте восстановим их последовательность и вспомним, с какими событиями в стране были связаны эти изменения.

Интерактивное задание «История Дня защитника Отечества».

Механика интерактивного задания на экране даны плакаты, посвящённые 23 Февраля, в разные исторические периоды. Необходимо их выстроить в верной последовательности. После правильно выстроенной последовательности при нажатии на плакат появляется краткая информация о данном периоде.

1. 1922 год День Красной армии

История праздника начинается с 1917 года, когда в Советском государстве была создана Красная армия, а в 1922 году было принято решение отмечать годовщину её создания 23 февраля. Сам праздник назвали Днём Красной армии.

  • 1946 год – День Советской Армии и Военно-Морского Флота

После победы Советского союза в Великой Отечественной войне Красная Армия была переименована в Советскую Армию. Праздник 23

Февраля тоже получил новое название День Советской Армии и Военно- Морского Флота.

  • 1995 год День защитника Отечества

После распада Советского Союза спустя несколько лет изменилось и

название праздника. С 1995 года он отмечается в России как День защитника Отечества и является Днём воинской славы России!

Учитель. Важно отметить, что несмотря на то, что в разные годы название праздника звучало по-разному, он всегда был связан с любовью к Родине и с благодарностью к её защитникам.

Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, какие синонимы вы можете подобрать к слову

«Отечество»?

Ответы обучающихся (Родина, Отчизна, страна, Россия, родная земля).

Учитель. Давайте повнимательнее приглядимся к словам ОТЕЧЕСТВО и РОДИНА ( учитель выводит на экран слайд с данными словами ), какие слова можно в них разглядеть? Какие слова созвучны или «спрятаны» внутри них?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы абсолютно правы. Слово ОТЕЧЕСТВО созвучно со словами

– отчество, отец, отчизна, честь. Слово РОДИНА – со словами род, народ, родной, родители ( учитель выводит на экран данные слова).

Учитель. К этим словам добавим слово ЗАЩИТА, какие слова мы слышим в этом слове? А теперь, давайте, ответим на вопрос – кого можно назвать защитником Отечества?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения . Защитник Отечества – это тот, кто чтит семью, родителей, свой род, народ, Родину и с честью их защищает.

Учитель. Ребята, почему важно защищать свою Родину, свой народ, свою семью?

Ответы обучающихся.

Учитель. На одном из занятий, посвящённом Конституции Российской Федерации, мы обсуждали с вами права и обязанности гражданина России.

Давайте вспомним, как звучит статья Конституции, связанная с защитой Отечества.

Учитель выводит на экран статью 59 Конституции РФ.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Учитель. Обратите внимание, что в Конституции только по отношению к обязанности защищать Отечество ещё применяется и слово «долг». С чем это связано?

Чтобы ответить на это вопрос, нужно понять, какой смысл заложен в слово «долг». И поможет нам в этом фрагмент из фильма «Лошадка для героя».

Демонстрация фрагмента киноурока «Лошадка для героя».

Учитель. Ребята, как понимает слово «долг» Оксана? Какой смысл вкладывает в понятие «чувство долга» её учитель? Фраза «Вы мне должны», которую произносит Оксана, и «чувство долга», которое описывает её учитель, это про одно и то же или про разное?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель, подводя итоги обсуждения . Верно, Оксана рассматривает долг как некий набор правил и договорённостей, а учитель говорит о долге, который̆ не ограничен правилами, который живёт внутри человека, рядом с его совестью.

В начале фрагмента мы с вами увидели фотографии маленьких партизан в годы Великой Отечественной войны. Они были совсем ещё дети, но они шли и защищали нашу Родину, хотя никто от них этого не требовал. Что, на ваш взгляд, побуждало их это делать?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, никто не требовал от этих ребят рисковать своей жизнью и вступать в ряды партизан, никто, только собственное чувство долга, основанное на любови к своей Родине, своему народу, своей семье. Они не могли поступить иначе.

Учитель. Ребята, давайте вернёмся к вопросу, почему в Конституции по отношению к обязанности защищать Отечество применяется и слово «долг»?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий: в ходе обсуждения важно сформировать у детей понимание, что защита Отечества — это не только закреплённая в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. А осознание своего долга, как правило, проявляется в поступках человека.

Учитель. Фрагмент фильма «Лошадка для героя» мы посмотрели до момента, когда учитель сказал, что для Оксаны у него есть дополнительное задание. Как вы думаете, какое задание получила Оксана? Смогла ли она разобраться в понятиях «долг» и «должен»?

Ответы обучающихся.

Педагог предлагает желающим досмотреть фильм дома и обсудить его с одноклассниками ( ссылка на фильм представлена в дополнительных материалах ).

Учитель выводит на экран слайд с текстом военной присяги.

Учитель. Существует ещё и такое понятие как «воинский долг». Перед вами текст военной присяги – клятвы, которую даёт гражданин, вступающий в ряды Вооружённых сил Российской Федерации.

С каких слов она начинается? «Я торжественно присягаю на верность Отечеству»

А заканчивается? «Клянусь достойно исполнять воинский долг…»

Учитель. Вчитайтесь, пожалуйста, в слова военной присяги. Как вы понимаете слова «воинский долг», «присягаю на верность»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Воинский долг – это высочайшая степень внутренней ответственности, основанной на любви к свой Родине и своему народу, на готовности всегда и везде защищать своё Отечество.

Учитель. Примеров мужества и героизма защитников Отечества в истории России огромное количество. Мы с вами прекрасно знаем о подвиге русского народа, который поднялся на защиту Родины, её чести и свободы в годы Великой Отечественной войны.

К сожалению, сейчас наша страна находится в ситуации, когда снова требуется защита её свободы, национальных интересов и территориальной целостности. И наши ребята, участвующие в специальной военной операции, достойно продолжают боевую славу своих великих предков.

В качестве федеральных спикеров нашего сегодняшнего занятия участники СВО – простые ребята, которые просто не смогли поступить иначе.

Выступление федеральных спикеров.

Учитель. Какие чувства у вас возникли, слушая интервью с ребятами? Какие ценности, разделяемые нашими защитниками, делают нашу страну и нашу армию великой и непобедимой?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, давайте поразмышляем вот над таким вопросом. А возможно ли защитить страну только силами армии? Защитники Отечества – это только военнослужащие? Могут ли вносит свой вклад в защиту страны учёные, инженеры, люди других профессий? Аргументируйте свой ответ.

Ответы обучающихся.

Учитель , подводя итоги обсуждения . Вы правы, ни одна армия мира не может защитить свою страну в одиночку. Свой вклад в защиту страны вносят учёные и инженеры, которые ведут разработки в области военной техники и гиперзвуковых ракет, позволяющих нам защищаться от любого врага. Рабочие оборонных предприятий своим ежедневным трудом вносят вклад в защиту страны.

Мы с вами можем видеть самоотверженную работу на освобождённых территориях тысячи волонтёров, добровольцев, медиков, учителей, строителей, военкоров и т. д.

Учитель. Ребята, а что вы можете сделать для тех, кто сейчас на боевом посту? Какой вклад в защиту Отечества можем внести мы с вами?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель . Для наших военных и добровольцев, находящихся в зоне СВО, очень важно знать, что страна о них помнит и их поддерживает.

Посмотрите, как эмоционально эти крепкие мужчины говорят о самых простых детских письмах.

Демонстрация видеоролика «Письма».

Учитель. А ещё ваш вклад в защиту Родины может заключаться в вашем стремлении изучать историю страны. Глубокое знание своей истории, уважительное, бережное отношение к истории позволяет делать верные выводы из прошлого и основываясь на них строить настоящее.

К сожалению, сейчас мы сталкиваемся с попытками западных стран исказить историческую правду, поэтому очень важно внимательно относиться к выбору источников информации.

С целью защиты исторической правды в нашей стране создано российское военно-историческое общество, которое активно работает над сохранением сведений о военной истории, проводит поиск и археологические исследования мест сражений прошлого, создаёт военно-исторические музеи, публикует сведения о наследии предков и текущих событиях.

Учитель знакомит детей с сайтом РВИО – https://rvio.histrf.ru/ .

Учитель. Ребята, в завершение нашего занятия хочу попросить вас представить, что вы встретились с людьми, которые защищают нашу страну, участвуя в специальной военной операции. О чём бы вы хотели с ними поговорить? Какие слова благодарности хотели бы им сказать?

Ответы обучающихся.

ПОСТРАЗГОВОР

Посещение мест боевой славы в своём регионе, музеев боевой славы, памятников защитникам Отечества.

Состав л е н и е п рез е нта ц ии о м е стах б о ев о й сл а в ы с в о его ре г и о на, размещение её в ТГ-канале школы.

ИНТЕГРАЦИЯ  С  УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ История:  тематика,  связанная  с  историей  Великой  Отечественной  войны,  других  военных  операций. Литература:  художественные  произведения,  посвящённые  долгу  и  подвигу  защитника  Отечества. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ Киноурок  «Лошадка  для  героя»  https://kinouroki.org/loshadka-dlya-geroya .  А.  В.  Митяев. Книга  будущих  командиров. В .  Р .  М е д и н с к и й .  Вое н н а я  ис т о р ия  Р ос с и и :  у ч е бн ое  по с о бие  д л я образовательных  организаций. С.  Ф.  Ужакин.  Парни как  все. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ  ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ  ЛИНИИ Благодарность  всем  людям,  вставшим  на  защиту  нашей  Родины  в трудные  времена.  Память  о  тех,  кто  воевал  за  страну,  и  о  тех,  кто  своим  трудом  приближал  победу.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

История: тематика, связанная с историей Великой Отечественной войны, других военных операций.

Литература: художественные произведения, посвящённые долгу и подвигу защитника Отечества.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Киноурок «Лошадка для героя» https://kinouroki.org/loshadka-dlya-geroya . А. В. Митяев. Книга будущих командиров.

В . Р . М е д и н с к и й . Вое н н а я ис т о р ия Р ос с и и : у ч е бн ое по с о бие д л я

образовательных организаций.

С. Ф. Ужакин. Парни как все.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность всем людям, вставшим на защиту нашей Родины в

трудные времена. Память о тех, кто воевал за страну, и о тех, кто своим трудом приближал победу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!