СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговор о важном

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений  курсов   внеурочной   деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС  во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Просмотр содержимого документа
«Разговор о важном»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и назначение программы

Программа разработана в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.

Педагог помогает обучающемуся:

• в формировании его российской идентичности;

• в формировании интереса к познанию;

• в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;

• в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

• в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;

• в развитии у школьников общекультурной компетентности;

• в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

• в осознании своего места в обществе;

• в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

• в формировании готовности к личностному самоопределению.

Нормативную правовую основу настоящей Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100.)

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101.)

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова- ния». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676.)

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034.)

8. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.

9. Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учеб- но-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей». Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможностей».

Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

Мечты и фантазии человека о космических полётах. К. Э. Циолковский — основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики. Герои освоения космоса.

1 октября — Международный день пожилых людей. Почитание старшего поколения. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и общества.

Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?

История формирования понятий «род» и «отец». Образ отца в отечественной литературе. Качества настоящего отца. Равноправие родителей в семье.

Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искусства, где музыка — неотъемлемая часть.

Дом, в котором мы живём. Идеальные отношения в семье: какие они?

Семейные ценности.

Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продолжавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым. Примеры единения народа не только в войне.

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национальностей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки ис чезают?

Мама — важный человек в жизни каждого. Материнская любовь — простая и безоговорочная. Легко ли быть мамой?

Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага.

История создания Красного Креста. Особенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России.

Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?

Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах.

Новый год — праздник всей семьи. Новогодние семейные традиции. Новогодние приметы.

Отношение к личной информации. Добавление «друзей» в Сети. Всё, что попадает в Сеть, остаётся там навсегда.

Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск.

Авторитет К. С. Станиславского в области сценического искусства. Не- которые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского.

Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в нашей стране. Достижения науки в повседневной жизни. Плюсы и минусы научно-технического прогресса.

Географические особенности и природные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень коренных малочисленных народов (47 этносов). Российская культура. Чем славится Россия?

День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время.

Мотивация добрых дел. Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталкиваются добрые люди.

Связь праздника 8 Марта с именем Клары Цеткин. Освоение женщинами «мужских» профессий. Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?

Сергей Владимирович Михалков — поэт, драматург, баснописец, сказочник, сатирик, сценарист, общественный деятель. Страсть С. В. Михалкова к стихотворчеству. Работа в армейской печати во время Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая ре- дакция текста гимна.

Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.

Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искусства. Кино и театр: аргументы за и против.

Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка к полёту — многолетний процесс.

Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Международный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире.

День Земли — призыв задуматься о сохранности планеты. Экологические проблемы как следствие безответственного поведения человека. Соблюдать экоправила — не так сложно.

История Праздника труда. Труд — это право или обязанность человека?

Работа мечты. Жизненно важные навыки.

История появления праздника День Победы. Поисковое движение России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.

19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской организации. Причины, по которым дети объединяются.

Разные представления о счастье. Слагаемые счастья. Рецепт счастливой жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и много- конфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, техно- логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и при- родному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества.

В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружаю- щей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и знаниям других; повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в со- вместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

Метапредметные результаты:

В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, система- тизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.

В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами само- контроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причи- ны эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и на- мерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:

Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по со- держанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная пере- дача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; из- влечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.

Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицисти- ческого; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному.

Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и различия в культуре и традициях народов России и других стран.

Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в Сети.

История: соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.

География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процесса- ми, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 час в неделю)



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

День знаний / Россия страна возможностей

(1 час)



5–7 классы:

«Мы — Россия. Возможности — будущее»

Знакомство с платформой «Россия — страна возможностей».

Возможности, которые предоставляет платформа «Россия — страна возможно- стей»

Участие во вступительной беседе. Про- смотр ролика «История успеха».

Участие в мотивационной беседе о чер- тах характера, которые присущи людям с активной жизненной позицией, о меч- тах и о том, как можно их достигнуть. Просмотр проморолика «Россия — стра- на возможностей»

8–9 классы:

«Мы — Россия. Возможности — будущее»



Наша страна

Россия (1 час)



5–7 классы:

«Что мы Родиной зовём?»

Родина — не только место рождения. История, культура, научные достижения: чем мы можем гордиться?

Участие во вступительной беседе о Рос- сии. Просмотр ролика о России. Участие в работе с пословицами.

Интерактивное задание «Своя игра». Участие в инсценировке и решении про- блемных ситуаций с дальнейшим обсуж- дением

8–9 классы:

«Мы — жители большой страны»



44

Продолжение



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

165 лет

со дня рождения

К. Э. Циолковского (1 час)

5–7 классы:

«Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)»

Мечты и фантазии человека о космиче- ских полетах. К. Э. Циолковский — ос- новоположник ракетодинамики и теоре- тической космонавтики. Герои освоения космоса

Участие во вступительной беседе о меч- тах и фантазиях человека о космических полётах. Участие в викторине о космо- навтике. Просмотр видеоролика.

Участие в групповой работе: знакомство с героями освоения космоса. Участие в беседе о К. Э. Циолковском

8–9 классы:

«Невозможное сегодня станет возможным завтра (К. Э. Циолковский)»



День пожилых людей

(1 час)

5–7 классы:

«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

1 октября — Международный день пожи- лых людей. Почитание старшего поколе- ния. Возрастные изменения — не повод быть исключённым из жизни семьи и об- щества

Участие во вступительной беседе о Меж- дународном дне пожилых людей. Про- смотр видеоролика.

Участие в групповой работе: составляем

«Кодекс уважения и поддержки пожилых людей»

8–9 классы:

«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»



День учителя (1 час)

5–7 классы:

«Если бы я был учителем…»

8–9 классы:

«Какие качества необходимы учителю?»

Ценность профессии учителя. Учителя в годы Великой Отечественной войны. Современный учитель: какой он?

Просмотр видеоролика.

Участие в командной работе: каким дол- жен быть современный учитель? (Созда- ние кластера.)

Участие в дискуссии на одну из предло- женных тем: «Если бы я был учителем, ка- кими качествами обладал…, как относил- ся бы к ученикам…, как готовился к заня- тиям…, какие вспомогательные средства использовал для проведения уроков?»;

«Как сделать урок интересным?»; «Что нужно, чтобы понимать своих учени- ков?»; «Нужно ли учителю учиться?»

День отца (1 час)

5–7 классы:

«Отчество — от слова

„отец“»

8–9 классы:

«Отчество — от слова

„отец“»

История формирования понятий «род» и

«отец». Образ отца в отечественной лите- ратуре. Качества настоящего отца. Рав- ноправие родителей в семье

Просмотр видеоролика. Знакомство с литературными образами отца.

Участие в групповой работе по соотнесе- нию текста и высказывания известного человека об отце.

Участие в беседе о нравственных каче- ствах отца.

Обмен мнениями о том, какое из предло- женных высказываний ближе всего школьникам

День музыки (1 час)

5–7 классы:

«Что мы музыкой зовём»

Уникальность музыки каждого народа. Музыкальные инструменты. Виды искус- ства, где музыка — неотъемлемая часть

Групповая работа по созданию кластера

«Музыка» в зависимости от ассоциаций, которые возникают от слова «музыка». Просмотр видеоролика.

Участие в дискуссии о видах искусства, где музыка — неотъемлемая часть

8–9 классы:

«Что мы музыкой зовём»



45





46

Продолжение



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Традиционные семейные ценности (1 час)



5–7 классы:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»



8–9 классы:

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Дом, в котором мы живём.

Идеальные отношения в семье: какие они?

Семейные ценности

Просмотр вступительного видеоролика о доме, в котором мы живем.

Интерактивное задание «Собираем рас- сыпавшиеся пословицы».

Участие в разыгрывании и анализе про- блемных ситуаций, связанных с жизнью в семье

День народного единства

(1 час)



5–7 классы:

«Мы — одна страна»



8–9 классы:

«Мы — одна страна»

Смутное время в истории нашей страны. Самозванцы — одна из причин продол- жавшейся Смуты. Ополчение во главе с князем Дмитрием Пожарским и зем- ским старостой Кузьмой Мининым.

Примеры единения народа не только в войне

Участие во вступительной беседе о появле- нии праздника День народного единства. Знакомство с исторической справкой о событиях Смутного времени.

Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чём вы бы увидели причины появления народных ополче- ний? Обмен мнениями.

Дискуссия о том, что 4 ноября 1612 года воины народного ополчения продемон- стрировали образец героизма и сплочён- ности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и по- ложения в обществе. Дискуссия о том, когда ещё люди чувствуют, что им надо объединяться?

Блицопрос о том, что в Москве нам на- поминает о событиях 1612 года

Мы разные, мы вместе (1 час)



5–7 классы:

«Языки и культура народов России: единство

в разнообразии»

Разнообразие культуры народов России. Традиции разных народов. Уважение между людьми разных национально- стей — основа межкультурного общения. Влияние многоязычия на толерантность. Почему языки исчезают?

Блицопрос: какие народы, живущие в России, вы можете назвать? (По по- следним данным в России проживает бо- лее 190 народов.)

Знакомство с традициями народов, жи- вущих на территории России.

Участие в дискуссии о том, что объеди- няет людей разных национальностей в одной стране, что им в этом помогает

8–9 классы:

«Языки и культура народов России: единство

в разнообразии»



День матери (1 час)



5–7 классы:

«Мама — главное слово в каждой судьбе»



8–9 классы:

«Мама — главное слово в каждой судьбе»

Мама — важный человек в жизни каждо- го. Материнская любовь — простая и безоговорочная.

Легко ли быть мамой?

Участие в игре «Незаконченное предло- жение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Первое, что приходит в голову, когда я слышу слово „мама“ …».

Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей.

Поиск причин этого в процессе группо- вой работы.

Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

Символы России (Гимн, Герб)

(1 час)

Герб — символ государства. У каждой страны свой герб. Значение триколора. История российского флага

Участие во вступительной беседе о гербе России: что олицетворяет герб России, где его можно увидеть?

47





48

Продолжение



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

5–7 классы:

«Двуглавый орёл: история легендарного герба»

8–9 классы:

«Двуглавый орёл: история легендарного герба»


Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде госу- дарственных символов нашей страны

День добровольца (1 час)

5–7 классы:

«Жить — значит действовать»

8–9 классы:

«Жить — значит действовать»

История создания Красного Креста. Осо- бенности волонтёрской деятельности. Волонтёрство в России

Знакомство школьников с информацией о создании в Международного Комитета Красного Креста.

Участие в обсуждении вопроса «Действи- тельно ли создание именно этой органи- зации можно считать началом волонтёр- ского движения?».

Работа в группах по составлению списка особенностей волонтёрской деятельности. Обмен историями из жизни о волонтёр- ской деятельности

День Героев Отечества (1 час)

5–7 классы:

«В жизни всегда есть место подвигу?»

8–9 классы:

«Россия начинается с меня?»

Россия — страна с героическим про- шлым. Современные герои — кто они? Россия начинается с меня?

Участие во вступительной беседе о не- простой судьбе нашей страны, о войнах, которые выпали на долю народа, и о ге- роизме тех, кто вставал на её защиту.

Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня? Обсуждение мнений школьников.

Участие в игре «Согласен—не согласен»

День Конституции (1 час)



5–7 классы:

«Настоящая ответственность бывает только личной».

(Ф. Искандер)



8–9 классы:

«Повзрослеть — это значит, чувствовать ответственность за других». (Г. Купер)

Значение Конституции для граждан стра- ны. Знание прав и выполнение обязан- ностей. Ответственность — это осознан- ное поведение

Участие во вступительной беседе о зна- чении слова «конституция» и о жизни без конституции.

Участие в обсуждении ситуаций, в кото- рых было нарушение прав или невыпол- нение обязанностей.

Участие в игре «Незаконченное предло- жение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому что…» Участие в дискуссии об осознанном по- ведении и личной ответственности

Рождество (1 час)



5–7 классы:

«Светлый праздник Рождества»



8–9 классы:

«Светлый праздник Рождества»

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России и в других государствах

Участие в блицопросе «История рожде- ния Христа».

Работа в группах: обсуждаем рождествен- ские традиции (кто больше вспомнит). Какие рождественские традиции других стран вам больше всего нравятся?

Игра «Найди связь»: педагог называет сло- во, связанное с Рождеством, а школьники рассказывают, как оно с ним связано.

Работа в парах: придумать нетривиаль- ное пожелание на Рождество

Тема нового года. Семейные праздники и мечты (1 час)

Новый год — праздник всей семьи. Но- вогодние семейные традиции. Новогод- ние приметы

Игра «Вопрос из шляпы» (Всё ли вы зна- ете о Новом годе?).

Участие в дискуссии «Поделись новогод- ней традицией, которая объединяет се- мью».

49





50

Продолжение



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

5–7 классы:

«Зачем мечтать?»



8–9 классы:

«Полёт мечты»


Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изме- нить в себе в Новом году?

Участие в разговоре о новогодних приме- тах

Цифровая безопасность и гигиена школьника (1 час)



5–7 классы:

«Как не попасть в цифровые ловушки?»



8–9 классы:

«Правила продвинутого пользователя Интернета»

Отношение к личной информации. До- бавление «друзей» в Сети. Всё, что попа- дает в Сеть, остаётся там навсегда

Участие в обсуждении того, что относит- ся к личной информации.

Участие в беседе о тех, кого мы добавля- ем в «друзья», о том, что могут рассказать о вас ваши фотографии.

Работа в группах: делаем памятку для школьников. (используем ватман, каран- даши, фломастеры и т. д.)

День снятия блокады Ленинграда (1 час)

Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный па- ёк. Способы выживания ленинградцев. О провале планов немецких войск

Участие в блицопросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему Ладожское озеро называют дорогой жизни?».

5–7 классы:

«Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день». (Д. С. Лихачёв)


Участие в обсуждении неписанных пра- вил выживания:

  1. Не съедать весь выданный хлеб сразу.

  2. Стоя в очереди за продовольствием, люди прижимались друг к другу: с одной стороны, чтобы не пропускать полукри- минальных личностей, а с другой — что- бы сохранить тепло.

  3. При бомбардировках люди знали, где находится бомбоубежище и какой путь является наиболее безопасным. На ули- цах размещали таблички «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».

  4. Не ложиться и всё время что-то делать. Беседа о том, что ещё помогало людям выстоять.

Работа в парах с дальнейшим обобщени- ем: почему планам Гитлера не суждено было сбыться?

8–9 классы:

«Ты выжил, город на Неве…»

160 лет

со дня рождения К. С. Станислав­ ского (Великие люди России)

(1 час)

5–7 классы:

«С чего начинается театр?»

Авторитет К. С. Станиславского в обла- сти сценического искусства. Некоторые факты его биографии. Основные идеи системы Станиславского

Самостоятельная работа «Знакомство с некоторыми фактами биографии К. С. Станиславского».

Участие в обсуждении идей системы Ста- ниславского. Могут ли они пригодиться людям других профессий?

Участие в дебатах о том, стоит ли приу- чать детей к театру с раннего детства?

8–9 классы:

«С чего начинается театр?»



51





52

Продолжение



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

День российской науки

(1 час)



5–7 классы:

«Хроника научных открытий, которые перевернули мир»



8–9 классы:

«Научные прорывы моей страны»

Цивилизация без научных достижений. Научные и технические достижения в на- шей стране. Достижения науки в повсед- невной жизни. Плюсы и минусы науч- но-технического прогресса

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизнь человека без науч- ных достижений.

Участие в беседе об основных научных и технических достижениях в нашей стране.

Участие в блицопросе «Примеры исполь- зования достижений науки в повседнев- ной жизни».

Работа в группах с дальнейшим обобще- нием: «Плюсы и минусы научно-техни- ческого прогресса»

Россия и мир (1 час)



5–7 классы:«Россия в мире»

Географические особенности и природ- ные богатства России. Многочисленные народы России. Единый перечень корен- ных малочисленных народов (47 этно- сов). Российская культура. Чем славится Россия?

Обмен мнениями «Что для вас является удивительным в вашей стране?».

Беседа о том, в чём причины исчезнове- ния малочисленных народов России.

Мозговой штурм: как сохранить Россию

для будущих поколений

8–9 классы:«Россия в мире»



День защитника Отечества (День Армии)

(1 час)



5–7 классы:

«За что мне могут сказать „спасибо“?

День защитника Отечества: историче- ские традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня.

Смекалка в военном деле. Задачи армии в мирное время

Участие в интеллектуальной разминке

«Что вы знаете о Дне защитника Отече- ства».

Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.

Участие в работе в парах: знакомство с примерами военных действий, в кото- рых выручала смекалка.

(ко Дню защитника Отечества)

8–9 классы:

«Тот, кто не может благодарить, не может и получать благодарность»


Участие в беседе о том, как жители Рос- сии выражают свою благодарность за- щитникам Отечества

Забота о каждом (1 час)

5–7 классы:

«Включайся!»

8–9 классы:

«Мы всё можем»

Мотивация добрых дел.

Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Проблемы, с которыми сталки- ваются добрые люди

Участие в игре «Незаконченное предло- жение», во время которой каждый школь- ник продолжает предложение «Я делаю добрые дела, потому что…». По итогам игры — участие в обсуждении разных мотивов совершения добрых дел.

Участие в дебатах: «Делать добро — это значит не делать зло»

Международный женский день

(1 час)

5–7 классы:

«Мамина карьера»

8–9 классы:

«Мужских и женских профессий больше нет?»

Связь праздника 8 Марта с именем Кла- ры Цеткин. Освоение женщинами «муж- ских» профессий.

Традиционность подхода «мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага»: изменились ли роли?

Участие во вступительной беседе об истории праздника 8 Марта.

Работа в группах: как научно-техниче- ский прогресс помог женщине выбирать ранее «мужские» профессии.

Участие в дебатах о роли женщины в се- мье и в обществе

Гимн России

Сергей Владимирович Михалков — поэт,

Самостоятельная работа: знакомство с

(110 лет со дня

драматург, баснописец, сказочник, сати-

ключевыми моментами жизни С. В. Ми-

рождения совет­

рик, сценарист, общественный деятель.

халкова.

ского писателя

Страсть С. В. Михалкова к стихотворче-

Работа в группах: предположим, вам по-

и поэта, автора слов

ству. Работа в армейской печати во время

ручили создать личную страничку Ми-

53





54

Продолжение



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

гимнов Российской Федерации и СССР С. В. Михалкова) (1 час)

5–7 классы:

«Гимн России»

Великой Отечественной войны. Решение правительства России о смене гимна. Вторая редакция текста гимна

халкова в Интернете. Какую информа- цию вы бы в неё поместили?

Участие в беседе о том, почему, несмотря на большое количество претендентов, для последней редакции гимна выбрали стихи именно С. В. Михалкова?

8–9 классы:

«Гимн России»



День воссоединения Крыма с Россией

(1 час)

5–7 классы:

«Путешествие по Крыму»

8–9 классы:

«Крым на карте России»

Красивейший полуостров с богатой исто- рией. История Крымского полуострова. Значение Крыма. Достопримечательно- сти Крыма

Участие в беседе о географическом поло- жении Крыма с использованием карты. Самостоятельная работа по изучению информации по истории Крыма. Работа в группах с обобщением: что с древних времён привлекало разные народы в Крымском полуострове?

Обмен мнениями: что бы вы рекомендо- вали посетить в Крыму

Всемирный день театра

(1 час)

5–7 классы:

«Как построить диалог

с искусством?»

Сила театрального искусства. Читка пьес — особый жанр театрального искус- ства. Кино и театр: аргументы за и про- тив

Участие во вступительной беседе о пер- вом походе в театр, о тематике постано- вок, которые интересно смотреть.

Участие в обсуждении ожиданий от похо- да в театр.

Рассказ педагога о читке пьес в разных театрах, где после спектакля-читки идёт обсуждение со зрителями.

8–9 классы:

«Искусство — одно из средств

различения доброго от злого».

(Л. Толстой)


Участие в дебатах: «Кино и театр: аргу- менты за и против»

День космонавтики.

Мы первые (1 час)

5–7 классы:

«Трудно ли быть великим?»

8–9 классы:

«Истории великих людей, которые меня впечатлили» (ко Дню космонавтики)

Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-ре- кордсмены.

Подготовка к полёту — многолетний процесс

Участие во вступительной беседе об ос- новных исторических событиях в космо- навтике. Самостоятельная работа в груп- пах: найти в Интернете информацию о космонавте и сделать сообщение для одноклассников (Герман Титов, Валенти- на Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая, Валерий Поляков, Елена Кон- дакова, Сергей Крикалёв, Геннадий Па- далка, Анатолий Соловьёв).

Участие в беседе о трудном процессе под- готовки к полёту

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками

(1 час)

5–7 классы:

«Пока жива история, жива память…»

Появление термина «геноцид». Геноцид советского народа и народов Европы во время Второй мировой войны. Междуна- родный военный трибунал в Нюрнберге. Конвенция ООН о предупреждении пре- ступления геноцида и наказании за него. Геноцид в современном мире

Участие в беседе о том, какими призна- ками характеризуется геноцид. Составле- ние «облака тегов» к понятию «геноцид». Участие в беседе о Нюрнбергском про- цессе. Участие в дискуссии о причинах геноцида и способах его предотвращения

8–9 классы:

«Есть такие вещи, которые нельзя простить?»



55





56

Продолжение



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

День Земли (Экология) (1 час)



5–7 классы:

«Зелёные привычки» — сохраним природу вместе

День Земли — призыв задуматься о со- хранности планеты. Экологические про- блемы как следствие безответственного поведения человека.

Соблюдать эко-правила — не так сложно

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День Зем- ли. Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в их появлении.

Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко может соблюдать каждый

8–9 классы:

«Сохраним планету для будущих поколений»



День труда (1 час)



5–7 классы:

«Как проявить себя

и свои способности?»



8–9 классы:

«Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведёшь

и час, и день, и всю жизнь».

(А. Солженицын)

История Праздника труда.

Труд — это право или обязанность чело- века?

Работа мечты. Жизненно важные навыки

Вступительная беседа об истории Празд- ника труда.

Участие в дискуссии «Труд — это право или обязанность человека?».

Мозговой штурм — обсуждение критери- ев работы мечты.

Блицопрос «Владеете ли вы элементар- ными трудовыми навыками?»

День Победы. Бессмертный полк (1 час)

5–7 классы:

«Подвиг остаётся подвигом, даже если его некому воспеть…» (неизвестные герои Великой Отечественной войны)

История появления праздника День По- беды. Поисковое движение России. Мо- гила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы

Участие во вступительной беседе об истории появления праздника День По- беды. Участие в беседе о том, что застав- ляет тысячи человек заниматься поиском и захоронением останков погибших за- щитников Отечества?

Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы?

8–9 классы:

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...»



День детских общественных организаций (1 час)

5–7 классы:

«Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?»

8–9 классы:

«Какие существуют детские общественные организации?»

19 мая 1922 г. — день рождения пионер- ской организации. Цель её создания и деятельность. Распад пионерской орга- низации. Причины, по которым дети объединяются

Участие во вступительной беседе о пио- нерской организации.

Участие в дискуссии о том, какое должно быть детское общественное объедине- ние, чтобы вам захотелось в него всту- пить.

Участие в мозговом штурме по выдвиже- нию причин, по которым дети объединя- ются.

Участие в беседе о том, какие бывают детские общественные объединения

57





58

Окончание



Темы

Основное содержание

Деятельность школьников

Про счастье (1 час)



5–7 классы:

«Что человеку нужно для счастья?»



8–9 классы:

«Дай каждому дню шанс стать самым лучшим в твоей жизни». (Марк Твен).

Разные представления о счастье. Слагае- мые счастья. Рецепт счастливой жизни

Игра «Согласен — не согласен».

Работа в группах: обсуждение с дальней- шим обобщением вопроса «Из чего со- стоит счастье?».

Обсуждение притчи о счастье.

Участие в дискуссии: «Слагаемые сча- стья: любовь; семья; успех; самореализа- ция; финансовое благополучие. Этого достаточно?»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!