СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ РОЛЬЮ ЗВУКОВ - пнш 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок русского языка разработан для учащихся 1-ых классов. Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы ъ; рассмотреть роль разделительного ъ в слове; учить писать слова с разделительным твердым знаком; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить анализировать предложение и составлять схему предложений; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ РОЛЬЮ ЗВУКОВ - пнш 1 класс»

Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНОЙ РОЛЬЮ ЗВУКОВ.

Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-

двигательный образ письменной буквы ъ; рассмотреть роль разделительного ъ в слове; учить

писать слова с разделительным твердым знаком; продолжить формирование умений делить слово

на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; продолжить формирование понятия о звуке как

мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются

слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их

со схемами и моделями; учить анализировать предложение и составлять схему предложений;

развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

  • уметь применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме ь;

  • связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Метапредметные:

Регулятивные действия: 

  • оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Познавательные действия: 

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные действия: 

  • оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Личностные: 

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.;

  • демонстрировать осознание роли речи в общении людей.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: дидактические игры, беседа, чтение и анализ текстов.

Оборудование урока для учащихся: пропись, письменные принадлежности.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворения:

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твердый знак,

Чтобы не облиться.

В. Степанов

Опершись на длинный

хвост,

В цирке кобра встала в рост:

– Ш – ш –ш – ш…

Я вам не угрожаю, –

Твердый знак изображаю…

Е. Тарлапан

– На что еще похожа буква ъ?

– Сегодня на уроке будем учиться писать ъ и соединять его с другими буквами.

III. Повторение роли ъ в слове.

Учитель проводит и г р у «Камень – вата».

Команда «Камень» встает, если в слове ъ, если в слове ь – встает команда «Вата».

ъ

подъезд

объявление

въезд

объезд

ь

лось

конь

листья

пень

– Как превратить слово «сел» в слово «съел»?

– На что указывает ъ в слове? (На раздельное произношение согласного и гласного звуков.)

IV. Формирование зрительного образа буквы ъ в памяти учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу двух форм буквы ъ: малой печатной и строчной письменной.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы ъ.

– Чем они похожи? Чем отличаются?

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания буквы ъ на

доске.

Начинаем ниже верхней линейки. Снизу вверх, до верхней линейки прописываем плавную

черточку, отклоняясь вправо (1). Продолжаем ее вправо, выгибая вниз, и завершаем на верхней

линейке (2). Вниз опускаем прямую (3). Не дойдя до нижней линейки, пишем полуовальную вправо, коснувшись ее (4). Поднимаем полуовальную линию вверх (5), закругляем влево,

коснувшись середины рабочей строки (6), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (7).

Снизу вверх, отклоняясь вправо (1), вправо, выгибая вниз (2), вниз (3), вправо (4), вверх (5),

влево (6), вниз (7).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания письменной буквы ъ под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления

мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

4. Имитация учащимися начертания буквы ъ по алгоритму на основе двигательных элементов,

которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

ФИЗМИНУТКА

VI. Письмо учащимися в тетради.– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в

течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает

индивидуальную помощь учащимся.)

1. П и с ь м о у ч а щ и м и с я в т е т р а д и двигательных элементов, их комплексов и буквы ъ

по алгоритму. 2. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е букв ь и ъ.

ФИЗМИНУТКА

VII. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и предложений.

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован? – Что делал медведь? (Ел.)

– Пирожков не осталось в корзине. Что сделал медведь? (Съел все пирожки.)

– Рассмотрите звукобуквенные схемы слов: ЕЛ – СЪЕЛ.

– Проанализируйте каждое слово по п л а н у : 1. Сколько букв в слове? 2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов? 4. Виды соединений букв. – Какую роль выполняет твердый знак в слове?

– Выполните письмо слов по образцу. – Незнайка прислал письмо, в котором сообщает о себе

следующее:« С Е Л К А Ш У . П Ю В О Д У . В Е Д У С Ё М К У . З А Б И Л К О Л Я .

О Б Я В И Л К А Н И К У Л Ы » . – Каких помощников потерял Незнайка?

Исправление ошибок, допущенных Незнайкой в письме:

С Ъ Е Л , П Ь Ю , С Ъ Ё М К У , К О Л Ь Я , О Б Ъ Я В И Л .

– В чем различие между разделительными твердым и мягким знаками?

– А что общего в их написании? (Пишем после согласной буквы перед гласной.)

Далее учащиеся читают предложения в тетради и составляют схемы.

– Какие слова надо писать с заглавной буквы?

– Какое слово-помощник используется в предложении?

– Найдите слова с разделительным твердым знаком. (Объелся, подъезд.)

– Какие буквы разделяет твердый знак?

– Проанализируйте каждое слово предложений и выполните письмо предложений по образцу.

VIII. Выполнение логических заданий с буквами.

– Переконструируйте письменную букву мягкий знак в твердый знак.

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

IX. Письмо слов с твердым и мягким разделительным знаками.

– Прочитайте слова на доске:

О Б Ъ Я В И Т Ь

О Б Ъ Е З Д И Т Ь

О Б Ъ Я С Н И Т Ь

О Б Ъ Е Д И Н И Т Ь

– Что объединяет эти слова?

– Проанализируйте данные слова и запишите в тетрадь.

– Подберите слова по схемам:

– Ъ Ё М –

– Ъ Е Д –

– Ъ Е С Т –

– Ъ Е З Д –

– Ъ Я С Н –

– Ъ Я Р –

– Ъ Е Р О Ш –

– Ъ Е З Ж –

– Ъ Я В –

– Ъ Я Т –

– Ъ Е Х –

подъем, съемка, подъемный;

съедобный, въедливый, объедки;

съест, подъест;

подъезд, въезд, съезд;

объяснил, разъяснил;

разъяренный;

взъерошенный;

въезжать, съезжать;

объявление;

объятия, объят огнем;

въехал, объехал.

Все вокруг объято страхом.

Разъяренный людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Все зверье уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съежился от страха тоже.

– Какие слова с ъ и ь разделительными запомнили?

Далее учащиеся анализируют и записывают предложение:

Съежился взъерошенный воробей у подъезда.– Какое слово-помощник используется в этом предложении?

– Подчеркните разделительный твердый знак в словах.

ФИЗМИНУТКА

X. Письмо слов и предложений с разделительными твердым и мягким знаками.

Учащиеся читают слова на доске:

КОЛОСЬЯ

СОФЬЯ

ПЬЁТ

ПЕНЬКИ

ПЛАТЬЕ

ПЫЛЬЮ

РЫСЬЮ

УГОЛЬКИ

ОКУНЬКИ

– Запишите в тетрадь слова с разделительным мягким знаком.

– Составьте слова по схемам на доске:

– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ья. (Статья, скамья, крылья, семья, судья.)

– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ье. (Платье, увечье.)

– Придумайте слова, оканчивающиеся на -ьё. (Жильё, старьё, копьё, сырьё.)

Далее учащиеся записывают слова в тетрадь.

– Решите кроссворд:

В о п р о с ы :

1. Хвост крючком,

Нос пятачком.

Лежит в грязной луже

И совсем не тужит. (Свинья.)

2. Приглядись: в лесу у пня

Суета и беготня,

Не умеют здесь лениться,

Строит город вся семья. (Муравьи.)

3. Летом вырастают,

А осенью опадают.

– Что это?(Листья.)

4. Кручу, верчу,

Знать никого не хочу.

– Что это? (Вьюга.)

– Что объединяет все слова из кроссворда? (Их надо писать с разделительным ь.)

XI. Итог урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!