Раздел 5. «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности,активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций,
5.1. Совершенствование и развитие методов и средств обучения и воспитания (в межаттестационный период)
5.2. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Создание здоровьесберегающей среды (в межаттестационный период)
Юлия Георгиевна постоянно заботится о сохранении психического здоровья детей, повышает устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Для этого на уроках математики она делает всё для того, чтобы учащимся было интересно, ведь в этом случае ребенок способен сосредоточиться на усвоении материала, что позволяет не допустить усталости и неудовлетворенности.
Чтобы создать обстановку доброжелательности и позитивного настроя уже на первых минутах занятиях Юлия Георгиевна старается передать детям хорошее настроение, независимо от собственного состояния. Урок начинает с шутки, добрых слов приветствия.
В кабинете с помощью учащихся Юлия Георгиевна поддерживает чистоту и порядок. Всё должно находиться на своих местах, и у ребят на столах и на учительском столе, и в шкафах: порядок на рабочем месте – порядок в голове. Вовремя проветривает кабинет: свежий воздух так необходим для плодотворной мозговой деятельности.
Использует динамические паузы на занятиях, что повышает работоспособность обучающихся, следит за осанкой учащихся, учит их правильно сидеть и даже ходить.
5.4. Проведение работы, направленной на решение индивидуальных проблем обучающихся, воспитанников
- рекомендательный характер оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
В основу программы коррекционно-развивающей работы положено понимание:
- коррекции как системы действий по внесению необходимых дополнений и корректив в планы и способы действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата как в положительную, так и в отрицательную сторону;
развития как процесса становления специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка; подготовки личности ко всему творческому циклу (выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение).
Составляющими коррекционно-развивающей работы лежит единство пяти функций:
Информация о проблемах;
Диагностическая работа в выбранном направлении;
Анализ результатов и выявление детей, требующих внимания специалистов («группа риска»);
Разработка плана решения проблем;
Консультирование всех участников образовательного процесса;
Оказание коррекционной помощи детям «группы риска» в соответствии с разработанным планом в течение учебного года;
своевременное выявление детей с проблемами в обучении и поведении, одаренных (способных) детей;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учётом особенностей психического развития, индивидуальных возможностей детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям детей с проблемами в обучении и поведении.
Программа индивидуальной помощи ученику с трудностями межличностного взаимодействия
1.Общая характеристика трудности
Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность
Причина трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.
2.План мероприятий.
2.1. Создание на уроках атмосферы взаимного уважения.
2.2. Работа в паре, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение:
«Повтори задание по частям своему соседу»,
«Поправь друга»,
«Внимательно слушай другого»,
«Будьте уважительны со всеми»,
«Попробуйте решить пример ещё раз» и др.
Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции.
Инструкция: «Как мы будем выполнять работу».
Приложение.
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется общением со сверстниками.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-либо инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
Любит игры-драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
2.Родительское исследование
(заполняют родители)
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
Мой ребенок овладел навыками осознанного чтения (Да / нет)
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
Он очень любит рисовать (Да / нет)
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _______________________________________________________________________
3. Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми группы «риска».
Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:
Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики, насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
Не просто хвалить ребенка, а высказывать одобрение именно его действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за улучшение именно его результатов.
Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей успешности ребенка.
Не допускать, чтобы ребенок был замкнут и сосредоточен на своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен утверждаться.
Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно", "замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала, что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее задание").
Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?". Далее учитель стимулирует детей высказываться, уважительно относясь к каждому мнению).
Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с учетом его способностей, особенностей познавательной, эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его прошлый, отличный от всех других, опыт.
Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.
В основу программы коррекционно-развивающей работы положено понимание:
коррекции как системы действий по внесению необходимых дополнений и корректив в планы и способы действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата как в положительную, так и в отрицательную сторону;
развития как процесса становления специфически человеческих высших психических функций в процессе жизнедеятельности ребёнка; подготовки личности ко всему творческому циклу (выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение).
Составляющими коррекционно-развивающей работы лежит единство пяти функций:
Информация о проблемах;
Диагностическая работа в выбранном направлении;
Анализ результатов и выявление детей, требующих внимания специалистов («группа риска»);
Разработка плана решения проблем;
Консультирование всех участников образовательного процесса;
Оказание коррекционной помощи детям «группы риска» в соответствии с разработанным планом в течение учебного года;
Задачи коррекционно-развивающей работы:
своевременное выявление детей с проблемами в обучении и поведении, одаренных (способных) детей;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с учётом особенностей психического развития, индивидуальных возможностей детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям детей с проблемами в обучении и поведении.
Содержание программы коррекционно-развивающей работы определяют следующиепринципы:
5.5. Включение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также попавших в трудную жизненную ситуацию, в социальную среду (в межаттестационный период)
5.6. Участие в работе проблемной (творческой) группы, научно-исследовательского коллектива (в межаттестационный период)
Участие в одной из форм инновационного поиска
5.8. Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной (мастер-классы, тренинги, стендовые защиты, семинары, вебинары, конференции, педагогические чтения и т.п.)
(в межаттестационный период)
5.9. Наличие научно-методических публикаций по проблемам образования и воспитания обучающихся
5.10. Повышение квалификации, обучение в различных формах (в межаттестационный период)
5.11. Профессиональные достижения педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания (в межаттестационный период)
Раздел 6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
6.1. Участие в работе методических советов, объединений, педагогических советов
№ п.п. | Название мероприятия | Дата проведения | Форма участия (тема) представления опыта |
1. | «Комплексная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в ТСЖ, СОП, а также состоящих на учёте в ГДН, КДН и ЗП». | 29.03.2013г. | Семинар на район. |
2. | «Наркомания», «Алкоголизм - слабость или болезнь». | 29.11.2013г. | Круглый стол на район. |
3. | В рамках месячника военно-патриотического воспитания спортивная игра между командами трудных подростков из разных школ. | 26.02.2014г. | Открытое мероприятие на район. |
4. | «Профилактика противоправного поведения обучающихся». | 14.05.2014г. | Педсовет. |
5. | «Школьная служба восстановительной медиации (примирения)». | 03.03.2015г. | Семинар на район. |
6.2. Наставничество (молодые педагоги)
6.3. Участие в деятельности профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществах педагогов (в межаттестационный период)
6.4. Разработка и обоснование программы воспитательной работы с обучающимися, воспитанниками
Анализ учебных возможностей и интеллектуального развития учащихся класса:
развитость познавательных интересов и творческих способностей;
успеваемость, качество знаний по схеме:
отличники | хорошисты | с одной «3» | неуспевающие |
Металиченко Д., Горохова Д., Сердюкова Л.. | Ревякина К., Колтуненко И. | Гавриленк ( матем.), Муслимов С. ( история) | --------- |
Качество знаний – 23%
Качество успеваемости – 100%
Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков
-высокий - 3 обучающихся
-средний - 5 обучающихся
-низкий - ___ обучающихся
интеллектуальные успехи и достижения класса;
работа с учащимися группы риска (проблемы, индивидуальная работа с учащимися по устранению проблем, успехи и прогноз на следующий год).
Анализ развития коллектива:
учитель возглавляет работу сам, раздает задания, поручения +
(самоуправление отсутствует);
дети по заданию учителя собираются сами вырабатывают план действий; +
уровень развития коллективной творческой активности; (положительный)
степень включённости учащихся в жизнедеятельность класса: (весь класс)
индивидуальные особенности «новеньких» детей, их адаптация в классном коллективе (адаптацию прошли успешно). +
Анализ организационно-воспитательного процесса в классе:
удачные и неудачные мероприятия, их причины; (все мероприятия были удачными) +
степень участия учащихся в этих мероприятиях (активная); +
проведение диагностики в классе по схеме:
Название диагностики | Цель проведения Что диагностировали? | Краткие результаты |
Анкетирование « Семья глазами учащихся». | Выявит степень удовлетворённости ребёнка своей семьёй. | Степень удовлетворённости ребёнка своей семьёй высокая. |
Мероприятия | Роль класса | Награды и поощрения |
| Зритель | Организатор | Участник | |
День матери | 16 | 2 | 5 | |
Новый год | 8 | 5 | 10 | |
23 февраля | | | 23 | грамота |
Олимпиады | | | 16 | Грамоты, дипломы |
8 марта | 15 | | 8 | |
« Профилактика правонарушений несовершеннолетних» | | | 23 | грамоты |
Акция « Забота» | | | 6 | |
Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся и с родительским активом:
частота и характер контактов с семьями учащихся (количество общих собраний и характеристика индивидуальных встреч); - 3 родительских собрания, индивидуальные беседы с родителями и учащимися.
изменение отношений родителей к школе за учебный год; (родители активно сотрудничают со школой и классным руководителем).
влияние родителей учащихся на воспитательную систему класса (участие в планировании и организации классных дел и мероприятий); (принимают активное участие в организации и проведении классных мероприятий).
результативность педагогического просвещения родителей и информирования о результатах учебно-воспитательного процесса в классе; (3-отличницы, 2- хорошиста на конец учебного года)
результативность родительских собраний, степень посещаемости; (посещаемость
60 %)
Фамилия, Имя ребенка | Причина беспокойства | Удалось ли вовлечь в работу | Какие поручения давались | Какие дела для него были наиболее интересны |
| | | | |
| | | | |
Выводы:
Основные задачи на следующий учебный год: формирование основных принципов и понятий ЗОЖ, развитие позитивных отношений в коллективе, повышение качества знаний и уровня обученности.
Тема самообразования по воспитательной работе на новый учебный год.
(обучение волонтёров для создания потенциала молодёжного добровольчества по решению проблемы профилактики волонтёрского отряда « Детские сердца», поддержка и оказание необходимой помощи различным социальным категориям населения, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях)
6.5. Разработка продуктов педагогической деятельности (программные, методические, дидактические материалы), прошедшие внешнюю экспертизу (в межаттестационный период)
6.6. Участие в заочных/дистанционных конкурсах (по использованию ИКТ; инновационных, методических разработок; публикаций; педагогических инициатив) для педагогических работников (в межаттестационный период)
6.7. Участие в деятельности аттестационных, экспертных комиссий, жюри, в судействе соревнований по направлению деятельности (в межаттестационный период)