СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздельное написание не с деепричастиями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздельное написание не с деепричастиями

Просмотр содержимого документа
«Раздельное написание не с деепричастиями»

Тема урока«Раздельное написание не с деепричастиями"(слайд 1)

Составитель: учитель русского языка и литературы Магомедалиева З.Д.

Цель урока: 

  • познакомить учащихся с правилом правописания НЕ с деепричастиями;

  • формировать навык написания НЕ с деепричастиями в сопоставлении с причастиями и глаголами;

  • вооружить школьников нормами литературного языка, развитие связной речи;

  • воздействовать на чувства учащихся, формирование любви к природе, развитие логического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные схемы; алгоритм ; раздаточный материал, карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент(учитель контролирует готовность учащихся к уроку)

II. Повторение правописания НЕ с глаголами

В тетрадях делим страничку на два столбика, сначала записываем слова в  первый столбик:

Не спешить

Не спеша

Не торопиться

Не торопясь

Не сдержать

Не сдержав

Не создавать

Не создавая

ненавидеть

ненавидя

негодовать

негодуя

Делаем вывод о написании НЕ с глаголами.

III. Объяснение нового материала 

(Приложение, слайд  2)

НЕ с деепричастиями

не_ задумываясь                                                                ненавидя
не_думая                                                                            негодуя
не_прочитав                                                                      недоумевая
не_двигаясь                                                                       невзлюбив

Вопросы и задание:

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.

Вывод учащихся: НЕ с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями).

Вывод проецируется на доске. (Cлайд 3)

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ? (НЕ с глаголами) Составление алгоритма написания НЕ с деепричастиями(слайд 4). Заполняем второй столбик в нашей таблице.

VI. Физкультурная минутка

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Вытянув руки,
Разминаем пальчики.
Плечи поднимаем,
Головой вращаем.
Закрыв глаза, отдохнем,
Заниматься вновь начнем!

(Вопрос на внимание: «Какие действия, названные деепричастиями, вы выполняли?»
Ответ: « Вытянули руки, закрыли глаза».  

V. Закрепление нового материала

1.Тренировочное упражнение с обозначением данной орфограммы.

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.).

2.Игра «Будь внимателен!» (слайд 5)

(Нужно записать слова в два столбика, первый-раздельное написание, второй-слитное)

Ребята выполняют задание письменно в тетрадях, один человек у доски.

(не) торопясь             (не) годуя

(не) читая                   (не) доумевая

(не) говоря                 (не) навидя

(не) смеясь                 (не) досыпая  (недосыпая)

Проверяем работу (слайд 6)

3. Творческая работа (Слайд 7)

(замени выделенные слова деепричастиями с не)

Ласточки без умолку щебетали.

                (не умолкая)

Снег шёл всю неделю беспрестанно. (не переставая)

Ребята работали в поле без устали. (не уставая)

4.Лексическая работа.

Найдите устаревшие деепричастия, встречавшиеся в 19 и в 20 веке, а в современном языке не употребляющиеся.

1. Пиша тебе об этом…
(у Н.Некрасова)

2. Бежа изо всех сил…
(у М.Ю.Лермонтова)

3. Лия горькие слезы…
Могя это сделать…
Громко поя песни…
(у Л.Толстого)

4.Самостоятельно: записываем Пл(на карточках), находим основное и добавочное действие, выделяем запятыми деепричастные обороты. Определяем написание НЕ с деепричастиями:

  1. Гром грохотал (не) переставая.

  2. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

  3. (Не) поворчав кошка куска (не) съест.

  4. В саду  не умолкая ни на одну секунду кричали воробьи и сороки.

  5. (Не)помня себя от восторга я побежал домой.

VII. Подведение итогов урока

– От какого условия зависит выбор слитного или раздельного написания НЕ с деепричастием?

– Приведите примеры.

VI I I

Д.з. упр. 193




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!