СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздел I "Человек и общество" Тема 1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раздел I "Человек и общество" Тема 1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.»

Раздел I. Человек и общество  Тема 1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.

Раздел I. Человек и общество

Тема 1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.

Истина – знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта объекты познания такими, какими они существуют объективно, то есть независимо от познающего субъекта. Фундаментальный вопрос теории познании: «Что есть истина?» 1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.
  • Истина – знание, соответствующее предмету познания, отражающее в сознании субъекта объекты познания такими, какими они существуют объективно, то есть независимо от познающего субъекта.
  • Фундаментальный вопрос теории познании: «Что есть истина?»

1.4 Истина и её критерии. Относительность истины.

  В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний: Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом/ теория считается верной только если подтверждены опытом (Фрэнсис Бэкон XVIв.). Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир/ источник знаний – внешний мир (Дэвид Юм XVIIIв.), Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума/ независимость разума от опыта/ разум способен постигать всеобщее, чувственный же опыт застревает на частном и случайном (Рене Декарт XVIв.). Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема, так как человек может познать только внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность/ мир нам является преломлённым через наши чувства, разум, язык, культуру и т.д. (Иммануил Кант XVIIIв.). Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя/ среднее между жизненным скептицизмом и скептицизмом философским(глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания) (Мишель Монтень XVIв.).

  В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом/ теория считается верной только если подтверждены опытом (Фрэнсис Бэкон XVIв.).
  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир/ источник знаний – внешний мир (Дэвид Юм XVIIIв.),
  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума/ независимость разума от опыта/ разум способен постигать всеобщее, чувственный же опыт застревает на частном и случайном (Рене Декарт XVIв.).
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема, так как человек может познать только внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность/ мир нам является преломлённым через наши чувства, разум, язык, культуру и т.д. (Иммануил Кант XVIIIв.).
  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя/ среднее между жизненным скептицизмом и скептицизмом философским(глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания) (Мишель Монтень XVIв.).
Объективная истина  — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина  — это абсолютное, точное, полное, окончательное знание. Относительная истина  — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Иногда результатом познания становится заблуждение . Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. Истина  есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.    Заблуждение –  содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.  Источники заблуждений:  погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.  Ложь –  сознательное искажение образа объекта.
  • Объективная истина  — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
  • Абсолютная истина  — это абсолютное, точное, полное, окончательное знание.
  • Относительная истина  — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
  • Иногда результатом познания становится заблуждение . Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.

Истина  есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

  • Заблуждение –  содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.  Источники заблуждений:  погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
  • Ложь –  сознательное искажение образа объекта.
Другие определения: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство самосогласованности знаний; полезность полученного знания для практики. Истина  – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
  • Другие определения:
  • соответствие знаний действительности;
  • то, что подтверждено опытом;
  • некое соглашение, конвенция;
  • свойство самосогласованности знаний;
  • полезность полученного знания для практики.

Истина  – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. (Земля вращается вокруг своей оси) Абсолютная истина Относительная истина - полное знание; - исчерпывающее знание; - не может быть опровергнуто. -неполное знание; - неточное знание; - соответствующее определенному уровню развития общества. Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами Самая маленькая и неделимая частица во Вселенной: 1897 1920 атом 1932 протон 1964 нейрон кварк

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. (Земля вращается вокруг своей оси)

Абсолютная истина

Относительная истина

  • - полное знание;
  • - исчерпывающее знание;
  • - не может быть опровергнуто.
  • -неполное знание;
  • - неточное знание;
  • - соответствующее определенному уровню развития общества.

Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

Самая маленькая и неделимая частица во Вселенной:

1897

1920

атом

1932

протон

1964

нейрон

кварк

    1. соответствие законам логики;       2. соответствие ранее открытым законам науки;       3. соответствие фундаментальным законам;       4. простота, экономичность формы;       5. парадоксальность идеи;       6. практика. Критерии истины  – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

    1. соответствие законам логики;

      2. соответствие ранее открытым законам науки;

      3. соответствие фундаментальным законам;

      4. простота, экономичность формы;

      5. парадоксальность идеи;

      6. практика.

Критерии истины  – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

 Формы  практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. Практика  – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Функции  практики: источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.); основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его); цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности); критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Формы  практики:

  • материальное производство (труд, преобразование природы);
  • социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
  • научный эксперимент.

Практика  – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Функции  практики:

  • источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  • основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  • цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);
  • критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
 Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна.  Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.  Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости:  ведущий критерий истины — практи­ка , которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна.

Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: 

ведущий критерий истины — практи­ка , которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!