СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал "Отмена крепостного права"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для групповой работы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал "Отмена крепостного права"»

Тема урока: Отмена крепостного права

1. Источники личного происхождения как особая категория источников.

2. Классификация, характерные черты источников личного происхождения.

3. Основные слои российского общества об отмене крепостного права.


Пакет раздаточных материалов

Группа 1. Царская семья, высший свет

«Вам известно происхождение крепостного права. Оно у нас прежде не существовало: право это установлено самодержавною властию и только самодержавная власть может уничтожить его, а на это есть моя прямая воля. Предшественники мои чувствовали все зло крепостного права и постоянно стремились если не к прямому его уничтожению, то к постепенному ограничению произвола помещичьей власти». (Из речи Александра II в Государственном Совете 28 января 1861 г.)

«В Петербурге ожидали этого дня с различными чувствами: иные - с восторженною радостию, другие - с каким-то страхом, а третьи - с затаенною злобой. Само правительство не чуждо было тревожного ожидания того момента, когда вдруг снимется узда с многих миллионов порабощенного народа. Поэтому заранее обсуждались и принимались всякие меры к предупреждению и укрощению ожидаемых беспорядков и волнений; были даже сделаны некоторые перемены в дислокации войск, в тех видах, чтобы повсеместно имелась под рукой военная сила. Местным начальствам даны были заблаговременно инструкции на случай нарушения спокойствия и порядка; определен был самый порядок объявления народу великой Царской милости одновременно по всей России. Для этого нужно было предварительно разослать во все концы Империи десятки тысяч экземпляров Манифеста, указов и Положений, - на что требовалось известное время после Высочайшего утверждения. Вот почему за два дня до 19-го февраля появилось объявление от петербургского военного генерал-губернатора генерал-адъютанта Павла Николаевича Игнатьева, что в этот день, вопреки ходившим в городе слухам, никаких распоряжений правительства по крестьянскому делу не будет. Повсеместное обнародование Манифеста было назначено на 6-е марта - первый день Великого Поста».

«Да и не в одной России, а во всей Европе великая государственная мера 19-го февраля 1861 года произвела глубокое впечатление. Заявления высокого сочувствия к этой мере и лично к Императору, освободившему десятки миллионов людей из рабства, раздались официально в английском парламенте, в берлинском ландтаге, даже в итальянском собрании представителей, несмотря на то, что между туринским и петербургским кабинетами тогда были прерваны дипломатические сношения.

Опасения, с которыми наши пессимисты ожидали рокового дня отмены крепостного состояния, оказались совершенно напрасными: вообще дело прошло вполне благополучно, и оправдались слова Мих Нетр Погодина, который за несколько дней до 19-го февраля выразился так в своем журнале: «Только невежество и пошлость опасаются беспорядков и замешательств; это значит не иметь понятия о коренных свойствах русского народа...» Все сочувствовавшие делу освобождения торжествовали. Однако ж торжество их и радость были вскоре омрачены известиями из некоторых захолустий, где возникли в среде крестьян недоразумения, вследствие превратного толкования Манифеста, отчасти злоумышленного, а большею частию по невежеству. В некоторых местностях крестьяне ожидали не одного лишь освобождения от помещичьей власти, но и безвозмездной передачи земли в полное их владение; а потому заподозрили подлинность прочитанного им Манифеста, вообразив себе, что настоящая милость Царская - «чистая воля» - скрыта от них помещиками и чиновниками. В этих местах крестьяне прекратили было работы на помещиков и отказались отбывать всякие повинности. В большей части случаев дело разъяснилось миролюбно, без насильственных мер, одним лишь нравственным влиянием людей разумных, заслуживших доверие населения. Но в других, к счастию, немногих местах, не обошлось без крутых мер и даже употребления оружия». (Из воспоминаний генерал-фельдмаршала графа Дмитрия Алексеевича Милютина 1860 - 1862).

Группа 2. Образованный слой

«Начались либеральные речи; но было бы странно, если бы первым же, главным содержанием этих речей не стало освобождение крестьян. О каком другом освобождении можно было подумать, не вспомнив, что в России огромное количество людей есть собственность других людей, причем рабы одинакового происхождения с господами, а иногда и высшего: крестьяне славянского происхождения, а господа татарского, черемисского, мордовского, ни говоря уже о немцах? Какую либеральную речь можно было вести, не вспомнив об этом пятне, о позоре, лежавшем на России, исключавшем ее из общества европейских цивилизованных народов». (Из размышлений историка Соловьева С.М.)


«До сих пор телеграммы (печатные и частные) единогласно говорят о совершенной тишине, с которой принят манифест во всей России. Что-то будет дальше? Сам манифест явным образом написан был по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем. Вот фразы вроде: «Благодеятельноустроят» ... «Добрые патриархальные условия», — которых ни один русский мужик не поймет. Но самое дело он раскусит, и дело это устроено, по мере возможности, порядочно». (Из письма И.С. Тургенева А.И. Герцену после опубликования манифеста).


Группа 3. Крестьяне

«Хотя прежде у нас мог быть один не совсем добрый и справедливый барин — помещик, благосостояние которого из его личных видов, невольно было связано с нашим, а теперь их будет четыре: Вотчинная полиция, Мирское общество, сельское начальство и Земский исправник».

(Из беседы крестьян Оренбургской губернии с жандармским подполковником в 1958 г.)

«Статья 1. Е[го] и [мператорское] в[еличество] объясняет: любезные мои дети, что я вам посылаю свою благодать. Не слушайте ни панов, ни попов, они вас будут обманывать, а найдите себе благодетельного человека, он вам прочтет мою милость правильно, и вы ему заплатите с души по копейке серебром. Слушайте, что он будет читать, так и делайте, если будут насылать на вас чиновников, бейте, держитесь кучей, не выдавайте из себя и того, кто будет читать, и каким-нибудь способом приходите ко мне и правы будете.

Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла, земля помещичья отдается вся крестьянам; помещикам остается очерета (камыш), болота, чтобы было где гнездиться, как чертям; вода сойдет - земля останется, и то людское, а около дома помещика земли на два ступеня вокруг.

Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться.

Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает.

Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться.

Статья 6. Пан должен жить с крестьянами в соседстве хорошо, и если скот или птица сойдет на его огород, или же участок его земли, и он будет прогонять, то дом и все постройки его раскидать, место расчистить и его из села выгнать.

Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. сер. на каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки продать и раздать на мир.

Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего. («Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии. Апрель 1861 г.)».


Задания для учеников по данной теме урока

Прочитайте отрывки из исторических документов. Обратите внимание, что вам предложены три группы источников.

1. К какому социальному слою / группе относятся авторы каждой группы источников?

2. Были ли представители каждой из групп едины во взглядах на отмену крепостного права? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текстов.

3. Какие переживания и мысли вызывала отмена крепостного права у представителей разных социальных слоев?

4. Чьи переживания вызвали у вас сочувствие, кого из героев вам хотелось бы поддержать в трудный период их жизни? Представьте, что вы можете обратиться напрямую к тому или иному автору. Напишите об этом ему письмо от своего имени.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!