СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал к уроку "Учимся комментировать". Д.Гранин

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст Д.Гранина к уроку "Учимся комментировать".

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал к уроку "Учимся комментировать". Д.Гранин»

Текст 4.

(1)Самолет летел с Восточного побережья Соединенных Штатов на Западное. (2)Это был самолет американской авиакомпании.

(3)В положенный час нам дали обед. (4) На подносе лежал столовый прибор: ложки, вилки, ножи, маленькие ложечки. (5)Все это было изготовлено из пластмассы цвета слоновой кости — полупрозрачного, гибкого, благородного на вид материала. (6)Такими же были и тарелки, чашки. (7)После обеда весь этот красивый сервиз (назовем его так) подлежал уничтожению. (8)Его не мыли, не сушили — это было невыгодно. (9)То был набор предметов для одноразового пользования. (10)Глядя на эти искусно сделанные вещи, жаль было их крохотной жизни. (11)Я не понимал, как можно уничтожать такие удобные и прелестные предметы. (12)Но затем я подумал: мы долго привыкали жить экономно и нам кажется непозволительной роскошью уничтожать такие изделия. (13)Этим я себя успокаивал — и успокоил.

(14)Спустя какое-то время мой внук увидел, как я выбрасываю коробку из-под заграничных духов, великолепно сделанную, обитую внутри шелком. (15)И шестилетний ребенок пришел в ужас оттого, что я могу выбросить столь красивую вещь.(16) Он схватил ее, утащил к себе, хотя не знал, на что и как ее приспособить. (17)Его ужас, его возмущение было чувством совершенно непроизвольным и здоровым. (18)Я вдруг понял, что то мое ощущение жалости к выброшенным приборам на американском самолете тоже сродни этому чувству и идет оно, наверное, не от бедности, а от не утраченной, может быть, еще естественности.

(19)Мы погружаемся в бытие, где вещи не наследуются, мода быстро старит их, они исчезают, ничего не оставляя — ни воспоминаний, ни сожалений; их сменяют новые вещи, которые исчезнут так же быстро. (20)Предметный мир не связывает нас с прошлыми поколениями, не сохраняет родственных связей. (21)Мы начинаем жить в мире всегда новых вещей.

(22)Школьник, который решает уже с первых классов все задачки с помощью карманного компьютера и поэтому не умеет ни извлекать корни, ни вычислять логарифмы, — за него все делает машина; взрослый, который, придя с работы, садится за телефон, другой рукой включает телевизор, а перед ним еще раскрыта газета, а в углу напевает радио, — кто этот человек? (23)Что он, Юлий Цезарь? (24)Нет, это мы.

(25) Ребенок, у которого первая игрушка — автомобиль, для которого телефон привычнее, чем воробей, — чьи это дети? (26)Это же наши дети.

(27)Человек, который не написал за свою жизнь ни одного большого письма, не видел ни одного восхода, не просидел и часа на кладбище в тоске и горе, не жил в одиночестве и не знает наизусть ни одного стихотворения, — кто это? (28)Откуда мы узнаем в них знакомые черты?

(29)Дежурный инженер на электростанции, в распоряжении которого миллионы киловатт, который снабжает энергией громадный промышленный район; диспетчер аэропорта, который непрерывно принимает решения, связанные с движением самолетов, и от памяти, от реакции которого зависит жизнь сотни пассажиров, — все это ситуации; проблемы, рожденные развитием техники последних лет; это обстоятельства психологические и нравственные, которые непрерывно воздействуют на душу человека. (30)Они тянут в разные стороны — возвышая личность, обогащая ее и уменьшая и обеспечивая. (31)И надо попробовать понять и разобраться, что же происходит с человеком в этом быстро меняющемся мире.

(По Д. Гранину)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!