1-я группа считает, что мир познаваем – «оптимисты»;
2-я группа считает, что мир познать нельзя – «пессимисты»;
3-я группа считает, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики». В дальнейшем выполнение заданий происходит в составе групп.
Задание. Каждая группа аргументировано доказывает свою точку зрения.
– Что такое познание?
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.
Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания.
Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?
Задание. Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм. Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.
– Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?
Ученые выделяют следующие виды познания:
обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях;
научное – главный источник знаний людей о мире;
образное характерно для искусства, художественной культуры;
философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире.
Задание. Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.
– Что является главным во всех направлениях познания?
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.
В процессе познания присутствует объект и субъект познания.
Далее по презентации
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика, которая представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.
Характерные черты практики:
целенаправленность (проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей которые они стремятся воплотить в окружающую действительность);
предметно чувственный характер ( человек сталкивается с материальными предметами окружающего мира);
преобразование окружающей действительности.
В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.
Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.
Заблуждение – преднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.
Заблуждение – это ложное знание принимаемое за истинное.
– Как вы думаете, всегда ли заблуждение играет положительную или отрицательную роль? Ответ обоснуйте.
Роль заблуждений в познании неоднозначна:
с одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию;
с другой – оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.