Раздаточный материал к уроку 8
Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
Прямой способ — в одной статье закона размещены все элементы
нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция.
Рассмотрим прямой способ на примере статьи 87 Семейного кодекса РФ.
Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о
них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей
и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой
денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от
того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.
5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей
родителей.
Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.
Отсылочный способ — способ изложения правовой нормы, при котором ее элементы «разбросаны» по другим статьям данного нормативного правового акта и в самой норме на это имеется соответствующее
указание.
Например, статья 96 Уголовного кодекса РФ гласит: «В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности
суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, кроме помещения их
в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию». Обратимся к статье 57 Семейного кодекса: «Ребенок вправе выражать свое
мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 145154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет».
Бланкетный способ — способ изложения правовой нормы, при котором правило поведения лишь называется или устанавливается мера
ответственности за его нарушение, а содержание самого правила поведения находится в ином (иных) нормативном правовом акте.
Обычно это ссылки на правила техники безопасности, дорожного
движения, ГОСТы, нормативы, нормы естественной убыли и иные
правила. Для примера можно снова обратиться к Семейному кодексу
РФ (ст. 44): «Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным
Гражданским кодексом Российской Федерации для недействительности сделок»
Карточка 1. Учредительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, охранительные нормы. |
Карточка 2. Императивные, диспозитивные, поощрительные нормы, нормы наказательного характера. |
Карточка 3. Материальные, процессуальные, постоянные, временные нормы. |
Раздаточный материал к уроку 9
Структура нормы права:
1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:
а) в зависимости от структуры:
– простые (одно условие реализации нормы права);
– сложные (нескольких условий реализации нормы права);
б) в зависимости от способа изложения:
– абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;
– казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;
2) диспозиция
– часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:
а) в зависимости от структуры:
– простые (один вариант поведения);
– сложные (несколько вариантов поведения);
б) по степени определенности:
– абсолютно определенные;
– относительно определенные;
– неопределенные;
в) в зависимости от действия:
– управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;
– обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;
– запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;
3)
санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:
а) в зависимости от состава:
– простые (одна мера наказания);
– сложные (несколько мер наказаний);
б) по отраслевому признаку:
– уголовные;
– административные;
– дисциплинарные;
– гражданские и др.;
в) по характеру последствий:
– правовосстанавливающие;
– штрафные;
г) по степени определенности:
– абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;
– относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;
– альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.