СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Раздаточный материал 8-9

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Раздаточный материал 8-9»

Раздаточный материал к уроку 8

Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

Прямой способ — в одной статье закона размещены все элементы

нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция.

Рассмотрим прямой способ на примере статьи 87 Семейного кодекса РФ.

Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о

них.

2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей

и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой

денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от

того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей

родителей.

Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

Отсылочный способ — способ изложения правовой нормы, при котором ее элементы «разбросаны» по другим статьям данного нормативного правового акта и в самой норме на это имеется соответствующее

указание.

Например, статья 96 Уголовного кодекса РФ гласит: «В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности

суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, кроме помещения их

в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию». Обратимся к статье 57 Семейного кодекса: «Ребенок вправе выражать свое

мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 145154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет».

Бланкетный способ — способ изложения правовой нормы, при котором правило поведения лишь называется или устанавливается мера

ответственности за его нарушение, а содержание самого правила поведения находится в ином (иных) нормативном правовом акте.

Обычно это ссылки на правила техники безопасности, дорожного

движения, ГОСТы, нормативы, нормы естественной убыли и иные

правила. Для примера можно снова обратиться к Семейному кодексу

РФ (ст. 44): «Брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным

Гражданским кодексом Российской Федерации для недействительности сделок»
























Карточка 1.

Учредительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, охранительные нормы.


Карточка 2.

Императивные, диспозитивные, поощрительные нормы, нормы наказательного характера.



Карточка 3.

Материальные, процессуальные, постоянные, временные нормы.
















Раздаточный материал к уроку 9

Структура нормы права:

1) гипотеза – часть нормы права, указывающая на условия вступления нормы права в действие:

а) в зависимости от структуры:

– простые (одно условие реализации нормы права);

– сложные (нескольких условий реализации нормы права);

бв зависимости от способа изложения:

– абстрактные, указывающие на общие условия действия нормы права;

– казуистические, связывающие реализацию нормы права со строго определенными частными случаями;

2) диспозиция – часть нормы права, содержащая правило поведения субъектов права, попавших в указанные в гипотезе условия:

а) в зависимости от структуры:

– простые (один вариант поведения);

– сложные (несколько вариантов поведения);

б) по степени определенности:

– абсолютно определенные;

– относительно определенные;

– неопределенные;

вв зависимости от действия:

– управомочивающие, предоставляющие права на совершение не противоречащих закону действий;

– обязывающие, налагающие обязанности совершения положительных, предусмотренных законом действий;

– запрещающие, содержащие запрет на совершение определенных противоправных действий (бездействия) под угрозой наказания;

3) санкция – часть нормы права, предусматривающая последствия нарушения правовой нормы:

а) в зависимости от состава:

– простые (одна мера наказания);

– сложные (несколько мер наказаний);

б) по отраслевому признаку:

– уголовные;

– административные;

– дисциплинарные;

– гражданские и др.;

в) по характеру последствий:

– правовосстанавливающие;

– штрафные;

г) по степени определенности:

– абсолютно определенные, указывающие меру юридической ответственности;

– относительно определенные, устанавливающие низший и высший пределы наказания;

– альтернативные, предлагающие из нескольких вариантов меры государственного воздействия выбрать один.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!