СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разбор по членам предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбор по членам предложения

 

Содержание

 

Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

Узнаем, в какой после­до­ва­тель­но­сти выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния. Чтобы понять, с чего его начать, напом­ним, что пред­ло­же­ни­ем явля­ет­ся сло­во или несколь­ко слов, кото­рые выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, име­ю­щую инто­на­ци­он­ную завершенность.

Главные члены предложения

Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

        Remaining Time -0:17                          

О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

ветер (что дела­ет?) кру­жит.

Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

«Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

 

Второстепенные члены предложения

Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

  • опре­де­ле­ние
  • допол­не­ние
  • обсто­я­тель­ство

Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

ветер (какой?) осен­ний.

Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

 

Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

Кружит (что?) листья.

Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

Кружит (где?) в воз­ду­хе.

Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

 

В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

листья (какие?) жёл­тые.

Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

Осенний ветер кру­жит жёл­тые листья в воз­ду­хе.

Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

 

Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Пришла зима.

Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

  1. выде­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое (грам­ма­ти­че­скую основу);
  2. от под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос к определению;
  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим вопро­сы к допол­не­нию и обстоятельству;
  4. под­черк­нем каж­дый член пред­ло­же­ния и ука­жем часть речи.

У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

Запомним! Подлежащее пояс­ня­ет­ся опре­де­ле­ни­ем, а ска­зу­е­мое — допол­не­ни­ем и обстоятельством.

От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети соби­ра­ют зем­ля­ни­ку на лес­ной полян­ке.

В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт.

Миша гуля­ет с рыжей соба­кой в пар­ке.

Шустрый воро­бей гром­ко чири­ка­ет на вет­ке.

Голуби быст­ро скле­ва­ли хлеб­ные крош­ки.

Просмотр содержимого документа
«Разбор по членам предложения»

Разбор по членам предложения

Содержание

  • Главные чле­ны предложения

  • Второстепенные чле­ны предложения

  • Примеры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения

  • Видеоурок «Разбор по чл. пред­ло­же­ния (4 класс)»

Разбор по чле­нам пред­ло­же­ния — это опре­де­ле­ние глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов с ука­за­ни­ем частей речи, кото­ры­ми они выражены.

Узнаем, в какой после­до­ва­тель­но­сти выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния. Чтобы понять, с чего его начать, напом­ним, что пред­ло­же­ни­ем явля­ет­ся сло­во или несколь­ко слов, кото­рые выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, име­ю­щую инто­на­ци­он­ную завершенность.

Главные члены предложения

Центром любо­го пред­ло­же­ния явля­ют­ся глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое. Это рав­но­прав­ные чле­ны, кото­рые обра­зу­ют грам­ма­ти­че­скую осно­ву предложения.

Подлежащее обо­зна­ча­ет пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Сказуемое выра­жа­ет дей­ствие, кото­рое выпол­ня­ет подлежащее.

Первый шаг раз­бо­ра — это опре­де­ле­ние под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, то есть выяс­не­ние грам­ма­ти­че­ской осно­вы предложения.

Осенний ветер кру­жит жел­тые листья в воздухе.

Remaining Time -0:17

О чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии? К сло­ву «ветер» зада­дим вопрос что? Это под­ле­жа­щее, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. Оно име­ет фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа. Это сло­во под­чер­ки­ва­ем одной сплош­ной линией.

Узнаем, что гово­рит­ся о под­ле­жа­щем. От под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос:

ветер (что дела­ет?) кру­жит.

Слово «кру­жит» явля­ет­ся ска­зу­е­мым, кото­рое выра­же­но гла­го­лом. Сказуемое под­черк­нем дву­мя пря­мы­ми линиями.

«Ветер кру­жит» — это грам­ма­ти­че­ская осно­ва пред­ло­же­ния, кото­рую состав­ля­ют под­ле­жа­щее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения

Кроме глав­ных чле­нов, в пред­ло­же­нии мож­но ука­зать вто­ро­сте­пен­ные чле­ны предложения:

  • опре­де­ле­ние

  • допол­не­ние

  • обсто­я­тель­ство

Второстепенные чле­ны так назы­ва­ют­ся, пото­му что они пояс­ня­ют глав­ные чле­ны пред­ло­же­ния и зави­сят от них. Посмотрим, есть в пред­ло­же­нии сло­во, свя­зан­ное с подлежащим:

ветер (какой?) осен­ний.

Слово «осен­ний» обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и зави­сит от под­ле­жа­ще­го «ветер». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния — опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Определение под­чер­ки­ва­ем вол­ни­стой линией.

Далее поищем сло­ва, пояс­ня­ю­щие сказуемое.

Кружит (что?) листья.

Слово «листья» обо­зна­ча­ет пред­мет, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым «кру­жит». Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния допол­не­ние, кото­рое выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным. В отли­чие от под­ле­жа­ще­го в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа допол­не­ние отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных паде­жей (кого? чего? кому? чему? кем? чем? и пр.). Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния под­черк­нем пунк­тир­ной линией.

Кружит (где?) в воз­ду­хе.

Слово «в воз­ду­хе» обо­зна­ча­ет место дей­ствия. Это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство места. Оно выра­же­но име­нем суще­стви­тель­ным с пред­ло­гом. Обстоятельство под­черк­нем пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду штрихами.

В этом пред­ло­же­нии у допол­не­ния «листья» так­же име­ет­ся зави­си­мое слово:

листья (какие?) жёл­тые.

Это опре­де­ле­ние, кото­рое выра­же­но име­нем при­ла­га­тель­ным. Подчеркиваем этот вто­ро­сте­пен­ный член вол­ни­стой линией.

В резуль­та­те раз­бо­ра глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния долж­ны быть под­черк­ну­ты соот­вет­ству­ю­щи­ми линиями.

Осенний ветер кру­жит жёл­тые листья в воз­ду­хе.

Отметим, что в этом пред­ло­же­нии, кро­ме под­ле­жа­ще­го и ска­зу­е­мо­го, име­ют­ся вто­ро­сте­пен­ные чле­ны. Такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нён­ным.

Если в пред­ло­же­нии есть толь­ко глав­ные чле­ны, это нерас­про­стра­нён­ное пред­ло­же­ние.

Пришла зима.

Итак, что­бы пра­виль­но выпол­нить раз­бор по чле­нам пред­ло­же­ния, после­до­ва­тель­но дей­ству­ем по плану:

  1. выде­лим под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое (грам­ма­ти­че­скую основу);

  2. от под­ле­жа­ще­го зада­дим вопрос к определению;

  3. от ска­зу­е­мо­го зада­дим вопро­сы к допол­не­нию и обстоятельству;

  4. под­черк­нем каж­дый член пред­ло­же­ния и ука­жем часть речи.

У каж­до­го глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния име­ют­ся пояс­ня­ю­щие их вто­ро­сте­пен­ные члены.

Запомним!

Подлежащее пояс­ня­ет­ся опре­де­ле­ни­ем, а ска­зу­е­мое — допол­не­ни­ем и обстоятельством.

От под­ле­жа­ще­го нель­зя задать вопрос к допол­не­нию или обстоятельству.

Приведем при­ме­ры пись­мен­но­го раз­бо­ра по чле­нам предложения.

Примеры письменного разбора по членам предложения

Дети соби­ра­ют зем­ля­ни­ку на лес­ной полян­ке.

В небе про­ле­тел сереб­ри­стый само­лёт.

Миша гуля­ет с рыжей соба­кой в пар­ке.

Шустрый воро­бей гром­ко чири­ка­ет на вет­ке.

Голуби быст­ро скле­ва­ли хлеб­ные крош­ки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!