Пояснительная записка. Урок истории в 6 классе по теме: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром». Учитель истории МБОУ СОШ №9 г. Батайска Бондаренко Валентина Петровна
Данный урок является восьмым уроком в разделе «Киевская Русь» и первым уроком в теме: «Древнерусское государство при Ярославе Мудром».
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии развития критического мышления обучающихся, основой которого является формирование универсальных учебных действий.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет школьникам раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ: прием «составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение.
Познавательные универсальные учебные действия формируются на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова – прием «Перепутанные логические цепочки»- установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления – прием «Кластер», « Лови ошибку».
Здесь формируется целый блок познавательных УУД. Это:
общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации;
логические: выводы доказательства;
3. Стадия рефлексии – прием «Фишбоун»
общеучебные: умение выделять причины и значение исторических событий;
универсальные: анализ исторических документов.
В течение всего урока формируются регулятивные универсальные учебные действия:
Ниже привожу подробный сценарий урока по теме:
«Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром».
Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления.
Образовательная: изучить внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого. Обратить особое внимание на причины усобиц. Учить детей выделять главные мысли с помощью графического приема-кластера. Выявлять причины и значения исторических событий с помощью приема «фишбоун».
Развивающая: 1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста; 2) умение анализировать текст документа;
3) коммуникативные навыки.
Воспитательная: формирование активной жизненной позиции; воспитание патриотизма, привитие уважения к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Оборудование:
Учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XVI -XVII век. 6-й класс.
Интерактивная доска.
Мультимедийная презентация к уроку «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром »
Задания для групповой работы
Опережающее задание, видеосюжет.
Карта "Древнерусское государство IX-XI век".
Тип урока | Проблемно-эвристический урок формирования умений и навыков работы с информационным текстом. |
Стадия I. Вызов (5 мин.). | Выполнение тестового задания на интерактивной доске Работа с картой. |
Стадия II. Осмысление. (33 мин.) | Видеосюжет, составление кластера по новой информации. Выполнение задания на выбор вариантов верных ответов на интерактивной доске (прием «Лови ошибку»). Работа с документами. |
Стадия III. Рефлексия. (7 мин.) | Анализ и систематизация изученного материала с помощью приема «фишбоун» |
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова. Приветствие.
Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску. На экране символы российской государственности: Флаг, храм (Презентация, Приложение 1, слайд №1). Звуковое сопровождение: колокольный звон. Учитель: О Русь! В тоске изнемогая, Тебе слагаю гимны я. Милее нет на свете края, О Русь! О Родина моя! Ребята, какие чувства вызвало у вас такое начало урока? Этот звук колокола и изображение храма пробуждают в душе каждого из нас множество необыкновенных чувств. Почему так происходит? (
Это символы нашей Родины.) А какие чувства возникли у вас?
(гордость, любовь, чувство величия и могущества России.) А всегда ли наша страна так называлась? Какой период истории нашей страны мы с вами изучаем?
(Период образования Киевской Руси) Учитель: Ребята, тема нашего урока (Приложение 1,
слайд №2) «Расцвет Древнерусского государства в период правления Ярослава Мудрого».
Тема записывается детьми в тетрадь. Учитель: Как вы думаете какова цель нашего урока? Ученики:
изучить период правления князя Ярослава; узнать, почему он получил прозвище «Мудрый»; почему при Ярославе Мудром наступил расцвет Киевской Руси. Учитель: В ходе урока мы с вами постараемся выявить: что способствовало расцвету Древнерусского государства (обращается к слайду №3). Познакомимся с внутренней и внешней политикой Ярослава Мудрого. Дадим оценку деятельности князя Ярослава и определим роль его личности в истории.
Определить значение личности в истории можно только на фоне других правителей Руси. Мы должны выяснить: можно ли считать князя Ярослава, продолжателем дела своих предшественников? Для этого выполним задание, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках:
1. Соотнесите первых киевских князей и их дела (Приложение 1, слайд №4):
а) Рюрик | 1. За ограбление во время полюдья был убит древлянами |
б) Олег | 2. Установил уроки и погосты |
в) Игорь | 3. Совершил первый победоносный поход на Царьград |
г) Ольга | 4. Разгромил Хазарский каганат |
д) Святослав | 5. Крестил Русь |
е) Владимир | 6. Призван править в новгородские земли словен и кривичей |
Ответы учеников.
Учитель: Анализируя дела прежних правителей Руси, подытожим и назовем сделанное этими правителями для развития государства.
Ученики: Укрепление единства Киевской Руси, усиление власти киевских князей, оборона от печенегов всегда было целью политики Рюриковичей.
Учитель: покажите на карте границы Киевской Руси. Назовите основные даты относящиеся к развитию государства (862, 882, 988 г.г.).
Следующий этап урока поможет определить какую же роль сыграл Ярослав в продолжении политики своих предшественников?
II. Стадия осмысления.
Развитие Руси в первой половине XI века связано с деятельностью князя Ярослава (Приложение 1, слайд №5). Начало его правления было трагичным, из-за гибели младших братьев Бориса и Глеба (Приложение 1, слайд №6: портреты Бориса и Глеба). Об этом вы узнаете из сообщения, которое подготовил один из учеников класса (текст сообщения, Приложение 2).
Как вы думаете, где в наше время мы можем встретиться с именами Бориса и Глеба? (в церкви, литературе, живописи. Есть город Борисоглебск)
Учитель: Получив известие о смерти отца и убийстве братьев, Ярослав во главе с наемной варяжской дружиной выступил против Святополка. Княжеские раздоры на Руси называют усобицами. Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о княжеской усобице Ярослава и Святополка затем подумав, дать ответ: почему происходили усобицы? Демонстрация видеосюжета: (мультипликационный фильм по Истории государства Российского. Н. Карамзина, серия 20, 3 минуты).
Ответы учеников.
Дети внимательно слушают ответы своих одноклассников и выбирают один из наиболее вероятных, на их взгляд. ответ. Затем учитель обращает внимание учеников на текст на экране (Приложение 1, слайд №7):
- В тот период не было еще четкого порядка передачи власти от одного правителя другому. Власть передавали и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города- центра княжества. Порой княжескую власть захватывали силой. Это свидетельствовало о неустойчивом характере государственной власти.
Учитель: а теперь мы с вами выясним: что же было сделано князем Ярославом для укрепления государства? Сделаем мы это с помощью нового приёма, называемого кластером.
Раздаем рабочие листы (Приложение 3). Учитель поясняет как заполнить кластер на примере уже изученного материала (Приложение 1, слайд №8).
Кластер (Грозди) – графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
Работа с кластером предполагает запись основных мыслей только что изученного текста схематически. Знакомство с текстом учебника стр. 45 и составление кластера по теме: внутренняя политика Ярослава. На доске прикрепляем основу кластера, ставим стрелки. Чтобы продолжить создание кластера необходимо ознакомиться с текстом учебника. В течение 3 минут вы знакомитесь с новым материалом, чтобы ответить на вопрос: Что нового было сделано Ярославом Мудрым?
Примерные ответы учеников:
– Создал письменный свод законов Правду Ярослава.
– Создал центр по переводу книг с греческого на славянский язык и библиотеку.
– Распространял христианство:
а) строил церкви, соборы,
б) открывал при церквях и монастырях,
в) назначил митрополитом уроженца Руси.
Ответы внести в кластер:
Ученики оценивают кластеры и отмечают наилучший вариант структурирования текста.
Ответьте на вопрос: за какие дела князь Ярослав назван Мудрым?
Учащиеся делают вывод на основе работы с кластером. Знакомятся с изображением архитектурных памятников храма Святой Софии в Киеве и Киево-Печерской лаврой.(Приложение 1, слайд №10)
Учитель: Как вы понимаете, что такое внешняя политика?
Внешняя политика Ярослава Мудрого. Ознакомьтесь с материалом учебника на стр. 47, в течение 4 минут, и кратко выпишите в рабочую тетрадь то, что составляло основу внешней политики Ярослава Мудрого. (Прием «Лови ошибку» Приложение 1, слайд №11). Выполним задание на интерактивной доске: отметьте предложения, которые характеризуют правление Ярослава Мудрого.
- продолжал политику отца и деда, укреплял южные границы государства;
- в 1036 г.разбил печенегов;
- расширил территорию государства;
- построил города Юрьев и Ярославль;
- 1043 г. Совершил неудачный поход на Византию;
- 1046г. Заключил мирный договор с Византией;
- укреплял положение Руси с помощью династических браков.
Учитель: определите какой вклад внес князь Ярослав в развитие независимости и авторитета Руси?
Ученики: под влиянием Ярослава Мудрого Русь стала могущественной, независимой.
Учитель: Чтобы сохранить это могущество князь Ярослав думал о будущем Руси и оставил наказ своим сыновьям. Что позволяет утверждать, что это действительно мудрый правитель и отец? В чем суть наставления и актуально ли оно сегодня?
Документ №1.
Текст наставления
«Вот я отхожу от сего света, дети мои. Любите друг друга, ибо вы братья родные, от одного отца и одной матери. Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире. Если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов ваших, которую они приобрели трудом своим великим».
Ответы учеников.
Учитель: Ознакомьтесь с документом №2 и скажите: каким человеком был Ярослав Мудрый?
Документ№2.
«Летописец, рассказывая о личности Ярослава, не оставил нам описания его внешности. Мы знаем только, что Ярослав был хромоног. О характере человека говорят лучше всего дела. Нестор рассказывает об уме, храбрости, усердии к православной вере и сострадании к неимущим. Доказательством к тому служат раздача имения пострадавшим во время киевского пожара, утверждение христианской веры посредством просвещения, строительство церквей. Деятельность Ярослава поражает своим разнообразием. Не проходит и года без какого-либо похода, и вместе с тем Ярослав украшает Киев, строит великолепный храм святой Софии, о великолепии которого свидетельствуют иностранцы, основывает монастыри, школы и строит города. Для укрепления народа в православной вере Ярослав увеличил число священников по городам. Он впервые определил им содержание, отдавая для этого часть доходов от собственных имений».
Ответы учеников.
III. Стадия рефлексии.
Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с деятельностью Ярослава Владимировича. Как вы считаете, почему современники назвали Ярослава Мудрым? ( За его дела)
Почему, именно в период правления Ярослава Мудрого наступил расцвет Руси? На этот вопрос мы ответим, пользуясь приемом “фишбоун” (от англ.- рыбья кость). Для данного приема используется схема.
1. В голове фишбоуна записывается вопрос: «Почему расцвет Древнерусского государства произошел в период Ярослава Мудрого?».
2. Верхние ребра: причины расцвета( дети называют причины способствующие расцвету государства, которые записываются на интерактивной доске одним из учеников)
Необходима безопасность государства.
Необходимость укрепление внешнеполитических связей с соседними государствами.
Регулирование внутригосударственных отношений с помощью законов и религии.
3. Нижние ребра: события в период правления Ярослава Мудрого.
окончательно уничтожена угроза со стороны печенегов;
развитие культурных связей, торговли, распространение просвещения и христианства;
создание свода законов «Русской Правды» способствовало стабильности отношений между жителями страны;
4. В хвосте записываем вывод: разносторонняя деятельность Ярослава Мудрого способствовала расцвету Древнерусского государства.
Таким образом, благодаря “фишбоуну” мы получили опорный конспект, научились выделять события и их причины, делать краткие записи и работать в группе.
Учитель: В заключении урока сделаем вывод, ответив на вопросы:
Какую роль сыграла личность Ярослава Мудрого в истории? Почему? Ответ обоснуйте.
Какой пример будущим поколениям, современникам Ярослав Мудрый дал своими деяниями?
Ответы учеников.
Учитель: теперь вернемся к целям и задачам нашего урока и проанализируем сделанное.
Ученики:
Мы познакомились с внутренней и внешней политикой Ярослава Мудрого. Дали оценку деятельности князя Ярослава и определили роль его личности в истории. С помощью приемов кластера и фишбоуна составили опорные конспекты.
Учитель оценивает работу детей на уроке.
Домашнее задание:
Параграф №6 с. 54 Работа с документом. Ответить на вопросы к документу.
Составить кроссворд с использованием новых понятий с. 54-55.
Литература:
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. XVI -XVII век (6 класс)», Москва, изд. «Просвещение», 2011.
В.Г. Петрович, Н.М. Петрович «Уроки истории», Москва, 2002.
Л.А. Турик, Н.А. Осипова «Педагогические технологии в теории и практике», Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2009.
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, «Современный урок». Ростов-на-Дону, изд. «Учитель», 2006.