СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расцвет Древней Руси

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Расцвет Древней Руси»

Тема: Расцвет Древней Руси

Цель: разобрать материал про Древнюю Русь X-XII вв.

(ЛР1-22 рассмотрение материала и акцентрирование внимания на патриотическом восприятии прошлого Руси и уважению к традиционным ценностям и религии).

Задание: Прочитать текст, составить краткий конспект и ответить на вопросы (в конце).

План:

1. Князь Владимир

2. Русь в XI-XII вв.

1. Князь Владимир

Начало правления Владимира Святославича. Защита Руси от кочевников. После гибели Святослава в Киеве началась усобица между тремя его сыновьями. В ходе усобицы власть в 980 г. захватил князь Владимир, правивший до того в Новгороде. Он был сыном Святослава от рабыни Малуши. Владимир вошел в историю как крупнейший государственный деятель раннего периода русской истории. Недаром он стал героем народных былин, устно передававшихся от поколения к поколению до XIX—X X вв. Начало правления Владимира было ознаменовано опустошительными набегами на Русь печенегов. По приказу князя на южных рубежах начали сооружать укрепления для защиты — засеки. К сторожевой службе привлекались лучшие воины со всей Руси. Народные воспоминания об этих событиях легли в основу былин о богатырях — защитниках родной земли. Владимир не раз возглавлял походы против печенегов, успешно воевал и с западными соседями — Польшей, литовскими племенами. Западные границы Руси были значительно раздвинуты.

Крещение Руси.

Главные события правления Владимира связаны с введением на Руси христианской религии. Христианство начало проникать на Русь задолго до начала правления Владимира, например, известно, что в правление Игоря Рюриковича на Руси уже было значительное количество христиан (хотя они были в подавляющем меньшинстве от религиозного состава). Христиане составляли часть дружины князя Игоря и Святослава. Распространению христианства способствовала княгиня Ольга. И всё же, христиане на Руси до правления Владимира в Киеве (и в его начальный период) составляли подавляющее меньшинство. Владимир боролся за Киев при поддержке язычников. Поэтому первоначально он стремился усилить позиции языческих культов, одновременно пытаясь приспособить их для нужд единого государства. В 980 г. Владимир повелел поставить в Киеве идолов шести языческих богов во главе с богом грома и молнии Перуном, который считался покровителем князей и дружинников. Со временем Владимир пришел к мысли о принятии монотеистической религии. Как повествует летопись, он выслушал проповедников ислама, иудаизма, западного (римского) и восточного (византийского) христианства и остановил свой выбор на последнем. С Византией Русь давно связывали прочные отношения. Правда, некоторые историки отмечают, что христианство (тогда еще не разделенное окончательно на католичество и православие) проникало на Русь не только из Константинополя, но и из государств южных и западных славян, а возможно, и из других мест. В «Повести временных лет» в связи с Крещением Руси содержится рассказ о походе Владимира на византийский город Корсунъ (Херсонес ) в Крыму. Этот поход стал ответом киевского князя на нарушение империей условий договора: князь помог двум правившим тогда императорам справиться с мятежом, а те отказались, как обещали, дать в жены Владимиру свою сестру Анну . В 988 г. после длительной осады Владимир взял Корсунь при поддержке своих сторонников внутри города. За возвращение Корсуни империи он предложил выполнить условия прежнего договора. Ранее в Византии не было случая брака с иностранцем принцессы, родившейся от императора в период его нахождения на троне. Однако византийцы были вынуждены отправить Анну в Корсунь, потребовав, в свою очередь, крещения жениха. Владимир крестился сам и крестил дружину. По преданию, Владимир незадолго до крещения разболелся глазами и не мог ничего видеть. Но прозрел в самый момент крещения. Бояре же его, увидев это чудо, тоже уверовали и крестились. Вернувшись в Киев, он приказал креститься всем жителям города. Затем началось Крещение других городов и сельской местности. В ряде мест, например в Новгороде, введение новой религии вызвало восстание (но не стоит забывать, что ранее, будучи язычниками, славяне долгое время убивали и мучили многих христиан и разоряли много церквей). Но были ещё многие те, кто принимал крещение добровольно. Постепенно Русь стала христианской страной.

Русская православная церковь. С Крещением на Русь пришла церковная организация. Ее первоначальная история малоизвестна. Первый, насколько известно, на Руси каменный храм был заложен Владимиром. Он получил название Десятинная церковь, поскольку князь распорядился давать для его содержания десятую часть своих доходов . Важную роль играли монастыри. Самым известным из них (того периода) был Киево-Печерский монастырь, основанный в середин е X I в . монахом Антонием . Монастыри превратились в центры распространения грамотности , при них , как и при крупных храмах , создавались летописи , открывались больницы , богадельни благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов, калек и выздоравливающих) . Монастыри, как правило, вели образцовое хозяйство . Многие из них постепенно превратились в крупных собственников земель . С Крещением Риси связано развитие просвещения и культуры Руси . При князе Владимире в Киеве открылись школы. Все шире распространялась письменность , созданная для славян в I X в . просветителями Кириллом и Мефодием (которые также были христианские проповедники). Крещение способствовало повышению международного авторитета Руси в ее отношениях с другими христианскими странами. Укрепились связи между Русью и Византией — самым развитым государством христианского мира тех времен.

2. Русь в XI-XII вв.

Система управления. Центральное место в системе управления Русским государством занимал великий князь. Он был не только правителем, но и высшим судьей, предводителем войска. В подчиненные области (уделы) киевский князь рассылал наместниками своих сыновей. Каждый удельный князь был полноправным правителем своей земли, однако часть доходов с нее должен был посылать в Киев и выполнять все повеления Киевского князя Князь Владимир и его сыновья правили, опираясь на помощь дружин. Дружинники делились на старших и младших. Старшие дружинники — бояре — были советниками князя, с ними он обсуждал вопросы управления. Так возникла Боярская дума. При принятии важнейших решений Владимир советовался также со «старцами градскими», т.е . с выборными главами народного самоуправления в городах. Эти старцы, очевидно, избирались на вече. Без поддержки вече князь не мог совершить ни одно серьезное действие. В дальнейшем роль народного собрания еще больше возрастала. Социальная структура общества. С XI в. на Руси начинает складываться новая социальная структура, характерная для раннесредневекового общества. В качестве платы за службу князья стали раздавать своим боярам земли с крестьянами. Такие земельные владения — вотчины — передавались по наследству от отца к сыну. Помимо получения земли от княжеской власти, по мнению некоторых историков, существовал и другой источник формирования высшего слоя бояр-вотчинников. Значительная (а возможно, и подавляющая) часть бояр происходила из среды местной знати. На землях князей и бояр трудились зависимые от землевладельца крестьяне. Древнерусские источники сохранили названия различных категорий зависимого населения: рядовичи (заключившие с землевладельцем договор — ряд — об условиях работы), закупы (трудившиеся за долг — купу, — взятый у землевладельца). Споры вызывает истолкование статуса смердов. Некоторые ученые считают, что смерд — это название лично свободных крестьян, другие полагают , что смерды находились в зависимости от землевладельцев. Скорее всего, содержание этого термина менялось в зависимости от исторического периода и региона. Основная масса сельского населения Руси называлась люди. Люди жили вне вотчин и несли повинности в пользу государства. В самом приниженном положении находились холопы — рабы, в основном из числа военнопленных. Прослойка холопов была довольно значительна, их труд использовался в княжеских ремесленных мастерских, были и холопы, «посаженные на землю» и занимавшиеся сельским хозяйством. Широко была распространена торговля рабами. Однако значение рабского труда в экономике в целом было невелико.

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей. Князь Владимир Святославич умер в 1015 г. Между его сыновьями началась борьба за престол. Приемный сын Владимира Святополк Окаянный (сын его брата Ярополка) убил трех сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Но это по официальной версии, на самом же деле кто и как причастен к этим убийствам точно неизвестно. В любом случае началась война. Святополк опирался на помощь польского короля, но в конечном итоге потерпел поражение от Ярослава Владимировича, который окончательно утвердился в Киеве в 1019 г. Ярослав вел войны с Польшей, с литовскими и прибалтийскими племенами. В 1036 г. под стенами Киева он наголову разгромил печенегов и покончил с их набегами. Авторитет князя был очень высок во всей Европе, о чем говорят браки его детей с правителями многих государств. Не спрашивая разрешения Константинополя, Ярослав добился избрания собором (съездом) русских священнослужителей первого митрополита из русских (по национальности) — Илариона. Ярослав основал многие города (Ярославль, Юрьев и др.), строил храмы (Софийский собор в Киеве), его сын Владимир возвел Софийский собор в Новгороде. Великий князь покровительствовал просвещению и сам отличался образованностью — отсюда его прозвище Мудрый. При нем появилась первая часть Русской Правды — Устав Ярослава , первый письменный закон на Руси. Перед смертью в 1054 г. Ярослав разделил земли между сыновьями. Изяслав получил Киев, Святослав — Чернигов , Всеволод — Переяславль . В 1068 г . брать я потерпел и поражение от нового грозного врага — половцев, появившихся в середин е X I в . в степях к югу от Руси . Узнав о поражении князей , киевляне изгнали Изяслава . Правда , вскоре Святослав разбил половцев , а Изяслав вернулся в Киев . При Ярославичах (сыновьях Ярослава Мудрого) к 1072 г . была составлена основная часть Русской Правды . Закон детально регламентировал положение различных слоев населения, а также наказания за преступления . В отличие от Устава Ярослава , новый закон не предусматривал кровной мести со стороны родственников убитого . Преступник выплачивал штраф , размер которого зависел от положения потерпевшего в обществе . В 1073 г . между братьями начались усобицы . Святослав при поддержке Всеволода изгнал Изяслава и сам сел в Киеве . Однако вскоре он умер , а его сын Олег с помощью половцев начал борьбу с другими князьями . С этого времени междоусобные войны князей стали почти непрерывными . Они сопровождались набегами половцев .

Владимир Мономах. В ходе княжеских усобиц и борьбы с половцами широкую известность приобрел переяславский князь Владимир Мономах, сын Всеволод а Ярославича. Он стал инициатором проведения съездов князей, на которых они пытались урегулировать свои взаимоотношения и сохранить единство Руси . Особенно важными стали решения съезда в Любече в 1097 г . На нем определили, что князья становятся наследственным и владельцами своих земель и не должны стремиться захватить владения родственников («каждый да держит отчину свою») . Правда , Киев продолжал оставаться яблоком раздора , так как считался владением старшего в роду . Но по мере разветвления княжеской династии определить бесспорное старшинство стало невозможно . На Любечском съезде было решено совместно бороться с половцами . В начал е XI I в . Владимир Мономах не раз добивался организации общих походов в степь . Половцы потерпели несколько сокрушительных поражений от русских князей . Особенно крупными были походы 1103 и 1111 гг. , когда дружины князей громили врага далеко от границ Руси . В результате деятельности Владимира Мономаха образовалась своеобразная федерация княжеств. Номинальным главой ее был великий князь киевский. Однако правивший в Киеве двоюродный брат Мономаха Святополк Изяславич не пользовался влиянием ни среди других князей, ни в самом Киеве, где его считали покровителем грабивших народ ростовщиков (людей, дающих в кредит). После смерти Святополка в 1113 г. в Киеве вспыхнуло восстание. На вече (народное собрание) киевляне призвали на княжение Владимира Мономаха. Новый великий князь ввел дополнительные статьи в Русскую Правду, облегчавшие положение людей, попавших в кабалу к ростовщикам . В правление Владимира Мономаха федерация княжеств стала больше походить на единое государство. Князья беспрекословно подчинялись воле киевского князя . Продолжая борьбу с половцами , Мономах на время обеспечил безопасность южных рубежей Руси . Владимир Мономах умер в 1125 г . Ему наследовал его сын Мстислав, которого летопись называет Великим. До своей смерти в 1132 г . Мстиславу удавалось сохранить положение, существовавшее при его отце . Однако, после его смерти Русь окончательно распалась на отдельные княжества…

I Документ Похвалы Ярослав у Мудрому в «Повести временны х лет» Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, Святой Софии митрополию, а затем церковь Святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Ответьте на вопросы:

1.Когда было правление князя Владимира?

2.Когда было Крещение Руси?

3. Когда Ярослав разгромил печенегов под Киевом?

4. Что делал Владимир Мономах?

5. Когда правил в Киеве Владимир Мономах?



Также рекомендую посмотреть на Ютубе Н. М.Карамзин «История Государства Российского». Посмотрите несколько серий (они короткие), начиная с 14 серии (начинается с 56 минуты видео) насколько хватит интереса.

Вот ссылка:

https://www.youtube.com/watch?v=qLVx9J0OHWU


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!