СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Растровое кодирование графической информации» «Кодирование рисунков»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Растровое кодирование графической информации» «Кодирование рисунков»»

10 урок, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата:______________

Тема урока: «Растровое кодирование графической информации»

«Кодирование рисунков»

Цель урока: познакомить учащихся с идеей растрового способа представления изображений в цифровом виде.

Задачи урока:

  • Образовательная – актуализировать основной материал по двоичному кодированию числовой и текстовой информации; познакомить учащихся с видами графических изображений, ввести понятие растровой графики и рассмотреть кодирование растровых изображений;

  • Развивающая - развивать логическое мышление, память, творческие способности, умения излагать мысли, делать выводы; закрепить теоретические знания, полученные на прошлых уроках; развивать воображение, умение анализировать, сравнивать, строить по аналогии;

  • Воспитательная - воспитывать товарищеские отношения с одноклассниками, умения преодолевать трудности при выполнении упражнений; воспитывать чувства ответственности, прилежания и самостоятельности, доброжелательности, умения работать в коллективе; повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.

Планируемые результаты:

  • по итогам проведенного урока учащиеся должны

знать:

  • виды двоичного кодирования графической информации;

  • принципы кодирования цветных и черно-белых растровых изображений;

уметь:

  • кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение;

  • применять полученные знания, умения и навыки на практике.

Основные понятия:

  • графический объект;

  • пиксель;

  • растровое кодирование.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа, практическая работа.


Ход урока:

I Организационный момент:

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

II Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

  1. Визуальная проверка домашнего задания.

  2. Ответить на вопросы:

  • В каком виде в памяти компьютера хранятся данные и программы? (в двоичном)

  • Назовите виды данных (числовые, текстовые, звуковые, видео, графические)

  • Как получить двоичный код целого десятичного числа? Приведите пример.

  • Как по двоичному коду восстановить соответствующее десятичное число? Приведите пример.

  • Каким образом осуществляется двоичное кодирование текстовой информации? Приведите пример.

III Сообщение темы и целей урока:

  • На прошлых уроках мы познакомились с кодированием числовой и текстовой информации в компьютере. Сегодня мы поговорим о кодировании графической информации. Мы узнаем, какие бывают виды графической информации, познакомимся с принципами кодирования цветных и черно-белых растровых изображений; научимся кодировать и раскодировать черно-белое растровое изображение, а также применять полученные знания, умения и навыки на практике.

  • Запишите тему урока: «Растровое кодирование графической информации».

Объяснение нового материала:

  • Что такое графическая информация? (Изображения, рисунки и т.д.)

  • Верно, под графической информацией можно понимать рисунок, фотографию, изображения на экране телевизора или монитора и т. д. Для того чтобы понять, как кодируется графическая информация, рассмотрим, как формируется изображение на экране монитора.

Графическое изображение можно разбить на:

  • крошечные фрагменты;

  • простейшие геометрические объекты.


  • В зависимости от способа формирования изображений на экране монитора графическую информацию принято подразделять на растровую и векторную. Для создания и работы с растровыми или векторными изображениями существуют специальные программы — графические редакторы.

  • Остановимся более подробно на растровом изображении (растровой графике).

  • Скажите, из чего состоит растровое изображение? (из точек)

  • Растровое изображение формируется из определенного количества строк. Каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек. Точки изображения принято называть пикселями. Точки (пиксели) формируют рисунок.

  • Запишите определение:

Пиксель — наименьший элемент изображения на экране монитора.

Размер экранного пикселя около 0,0018 дюйма, а дюйм равен 2,54см.

  • Таким образом, мы выяснили, что растровое изображение формируется из определенного количества строк, а каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек, которые называются пикселями. Графический объект, подлежащий представлению в цифровом виде, делится вертикальными и горизонтальными линиями на крошечные фрагменты — пиксели. Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом. Такой способ называется растровым кодированием.

  • С растровой графикой вы встречаетесь очень часто, достаточно привести в примеры цифровой фотоаппарат, сотовый телефон и т.п.

  • Скажите, увеличивая фотографию на фотоаппарате или телефоне, что с ней происходит? (она становится нечеткой, размытой, появляются квадратики)

  • Степень четкости изображения зависит от количества строк на весь экран и количества точек в строке, которые представляют разрешающую способность экрана, или просто разрешение. Чем больше строк и точек, тем четче и лучше изображение.

  • На что похож растровый рисунок? (на мозаику, полотно, вышитое крестиком и т.д.)

  • Растровый рисунок похож на мозаику, в которой каждый элемент (пиксель) закрашен определенным цветом.

  • Рассмотрим простую черно-белую картинку . Подумайте, как закодировать этот двухцветный рисунок?

  • Каждую пустую (белую) клеточку рисунка, заключенного в рамку, мы закодировали нулем, а закрашенную (черную) — единицей. Изображение просматриваем по строкам сверху вниз. После полного просмотра первой строки просматривается вторая, за ней третья, потом четвертая и так до последней строки экрана.

− Тогда наш рисунок в двоичном коде будет выглядеть следующим образом:

0000000000011100
1000000100000110
1100001100000011
1111111100000011
1101101100000011
1111111100000011
1111111111111110
0111111011111110
0001100011000110
0000000011000110
0000000111001110
0000000111001110

  • Попробуем решить обратную задачу — восстановить рисунок по его коду, причем код будет десятичным

195

11000011

198

11000110

220

11011100

240

11110000

248

11111000

206

11001110

195

11000011

195

11000011




Переведите в двоичную систему счисления числа: 195, 198, 220, 240, 248, 206, 195, 195. Запишите их друг под другом, разряд под разрядом. У вас получился двоичный код некоторого изображения. Нарисуем его, начиная с левого верхнего угла, если есть 1, то закрашиваем клеточку, если есть 0, то не закрашиваем.

− Что получилось? (буква К).

− Мы рассматривали черно-белые картинки, где каждая точка рисунка могла быть закрашена или нет. В этом случае для одного пикселя нужно всего лишь один бит памяти.

− А как же быть с цветными изображениями?

  • Необычайно богатая цветовая палитра современных компьютеров получается смешением взятых в определенной пропорции трех основных цветов: красного, синего и зеленого. Так называемый метод RGB (от слов Red — красный, Green — зелёный, Blue — синий), который основан на том, что глаз человека воспринимает все цвета как сумму трех основных – красного, зеленого, синего. Каждый пиксель на цветном экране - это совокупность трех точек разного цвета: красного, зеленого и синего. Эти точки расположены так близко друг к другу, что нам они кажутся слившимися в одну точку.



Для получения цветного пикселя в одно и то же место экрана направляется не один, а сразу три цветовых луча. Каждый цвет кодируется цепочкой из 8 единичек и нулей, т.е. 8 битами. А так как в одном пикселе присутствуют сразу три цвета, то при цифровом представлении цветных изображений каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет использовать 256 оттенков каждого цвета. Точное число оттенков можно получить при умножении всех оттенков красного цвета на все оттенки зеленого и синего цветов.

IV Закрепление изученного:

Самостоятельно поработаем в рабочих тетрадях: смотри приложение

V. Практическая работа

Проведем небольшой эксперимент. (Учебник стр. 25) (слайд 22).

  1. Запустите графический редактор (в ОС Windows выбираем Пуск – Все программы – Стандартные – Paint) и выполните команду [Палитра - Изменить палитру].

  1. В открывшемся диалоговом окне Изменение палитры щелкните на кнопке Определить цвет; обратите внимание на информацию в правой нижней части экрана.

  2. Задайте несколько раз по своему усмотрению значения в полях ввода для основных цветов и проследите за изменениями в окне Цвет/3аливка.

  3. Установите, какие цвета получатся при следующих значениях основных цветов:

Красный

Зеленый

Синий

Цвет

0

0

0


0

0

255


0

255

0


190

190

190


255

0

0


0

255

255


255

0

255


255

255

0


255

255

255


Точное число различных оттенков вы можете получить, если с помощью приложения Калькулятор вычислите значение произведения 256 • 256 • 256.

  • Ответ: 256 • 256 • 256 = 16 777 216 различных цветовых оттенков.

Красный

Зеленый

Синий

Цвет

0

0

0

Черный

0

0

255

Синий

0

255

0

Зеленый

190

190

190

Серый

255

0

0

Красный

0

255

255

Голубой

255

0

255

Розовый

255

255

0

Желтый

255

255

255

Белый

Выводы по эксперименту.

– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту?

  1. Отсутствие основных цветов дает черный цвет.

  2. Значение 255 на месте одного из основных цветов дает этот цвет


  1. Смешение двух цветов дает другие основные цвета спектра.

  2. Смешение всех основных цветов дает белый цвет.

– Какие выводы мы можем сделать по проведенному эксперименту?

  1. Растровое изображение состоит из маленьких фрагментов – пикселей.

  2. Растровое изображение формируется из определенного количества строк. Каждая строка, в свою очередь, содержит определенное количество точек.

  3. Каждый пиксель имеет свой цвет, который можно изменить.

VI. Подведение итогов урока:

‒ Вопросы:

    1. С какими видами графики мы познакомились?

    2. Как называется наименьший элемент растрового изображения?

    3. Каким образом кодируется черно-белое изображение?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!