СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растительный и животный мир умеренных поясов

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

установление причинно-следственных связей природных особенностей  умеренного пояса.

Просмотр содержимого документа
«Растительный и животный мир умеренных поясов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи: Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  формирование  уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей  деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию)  и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.

 Коммуникативные УУД:  формировать умения:  выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок;   уважительно относиться к позиции другого,  пытаться договариваться;  выделять главное.

  Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

предметные Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».

Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.

метапредметные– Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока:« исследовательское путешествие»

Необходимое техническое  оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент.( 1 мин)

Все готовы

Все в порядке

И учебники

И тетрадки.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности( 7 мин)

Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»


 Актуализация опорных знаний

Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1.Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? показать.

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. какие природные зоны мы можем там встретить.

4.Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали.( ГП, климат, увлажнение , растения и животные, приспособления)

5.Опрос, узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

-Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает……

-Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон…..

-Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях….

Экваториальный лес, саванна, пустыня.

Игра «Рассели жителей по домам»  Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.( интерактивная доска) почему остались жители?

6. почему природные сообщества столь разнообразны? причины(приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

7. какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? ( биогеография)

8.Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе- комнатные растения .какие растения приехали к нам из тропиков. Знать условия выращивания

Монстера , бегония– тропич. Лес( тепло и влага), пеларгония, фиалка, хлорофитум -умеренный полив зимой)- саванна, алоэ, кактус- пустыня( тепло и свет, песок)

9.Тестовое задание

Я утверждаю, что:

1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

 2. в саванне 2 времени года.

3. животных в саванне очень мало.

4. в пустынях часто дуют ветры

5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.

6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли

7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.

8.Животные пустынь охотятся днем.

9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.

взаимопроверка

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

-послушайте отрывок .(Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.( Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?( Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?( В умеренном.)

4.какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Чтобы узнать об этом Загадку нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.

 Места всем хватает в нём.

 И бельчонку, и зайчонку,

 И зубастому волчонку.

-Какие леса бывают? ( Лиственные, хвойные - тайга)

И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор!     (связать с местом проживания)


Какие территории мы будем исследовать?

5. Покажите эту зону на карте.

Просмотрите отрывок из фильма «Лесная зона».

Давайте Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса.

5.Приспособления.

- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах?( Вспомнить из биологии признаки хвойных-голосеменных растений).

Этап 3. Изучение нового материала. 10мин

Свои экспедиционные исследования  мы проведем по группам.  Каждая     группа  получает кейс  с заданиями, маршрутом путешествия, а также «карточку-помогайку».

   Работа с учебником.

Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна предоставить отчет о своих исследованиях .Золотое правило работы в группе - работать всем.

I группа           Степи

II  группа       Лиственные леса

III группа          Тайга

1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.

2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне,  являются основными?

3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.

4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?

Ребята в каждой группе:

1.         Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2.         Работают с картой.

3.         Обобщают полученную в группе информацию.

4.         Обсуждают.

5.         Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Растения

Животные

приспособления








Прежде прослушивания отчетов

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка. 2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,( водим глазами за руками)

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,( Поднимаем глаза)

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.( следим глазами , как кружатся листочки)

Для глаз

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал

I   Группа – Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет группы по плану

II группа :

Отчет группы « Лиственные леса».

Летом одевается , а зимой раздевается.

Отчет 3 группы: « Тайга»

    Пойдем со мной в наш тихий лес,
    Там есть черника и морошка,
    Там всевозможнейших чудес
    Сто тысяч – и еще немножко!
    Присев под кедром отдохнуть,
    Вдохнем смолистый запах шишек,
    И пусть ровней задышит грудь,
    Стряхнув усталости излишек.
Видеоролик “Тайга

Этап 5. Первичная проверка понимания(3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

  1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
    2. Здесь летом сухо , а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.
    3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок,мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.(8мин)

Какие чудесные пейзажи у нас получились ( пейзаж – картина природы)Так захотелось посетить эти места! ( слайды изображение )

Показ слайдов с кадрами загрязнения .А эти места вам бы хотелось посетить?

Что же делать?

Сообщение Охрана природы Островцовская лесостепь Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь»

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Время работы 5 минут.

Базовый

А)Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка)

Рефлексия

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое- в степи, а третье- в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь.»

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?

  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Что вспомнили?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные( растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.











Тест

1.Тайга - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.


2. В тайге можно встретить

а) медведя, волка, тушканчика

б) белку, зайца, оленя

в)рысь, соболя, росомаху


3. Соотнести деревья и лес, в котором они произрастают.

1.пихта


2.берёза


3.кедр

А.тайга

4.липа


5.сосна

Б.смешанный и

широколиственный лес

6.дуб


7.клён



4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.


5.Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками







Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.
2. Хищный зверь.
4. Травоядное животное, грызун.
6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.
По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.
5. Дикая свинья.
7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.
8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках.

Кроссворд «Леса умеренного пояса»






1














2








3



















5


6













4





7






8





























Комплекс луговых степей, зарослей степных кустарников и лесных колков в правобережье Хопра в 1,5 км от с. Островцы Колышл. р-на. Во время Вел. Отеч. войны участок сильно пострадал от порубок молодых деревьев и кустарников на дрова. В 1982 степь объявлена памятником природы под названием «Дикий сад». вошла в состав заповедника «Приволжская лесостепь».

Это единственный сохранившийся в Европейской части России участок лесостепи с хорошо выраженным кустарниковым компонентом, представляет собой связующее звено между травяной степью, кустарниковой опушкой и лесом.

флора насчитывает много редких для Пенз. обл. видов: люцерна румынская, марьянник полевой, зорька обыкновенная,а также занесённые в Красную книгу РСФСР ковыли опушённолистный и перистый. Своеобразие флоры – в распространении здесь видов деревьев и кустарников, а также настоящих лесных растений: ландыша майского, фиалки удивительной, сныти обыкновенной . Отмечено 85 видов шляпочных грибов. Открытые пространства заняты луговыми степями с разнотравьем.Встречаются(клен платановидный, вяз гладкий и осина). Вокруг них хорошо развиты низкорослые леса (клен татарский и черемуха обыкновенная) и высокорослые кустарники (бересклет, жимолость и сплошные заросли терна). Опушка – заросли степных кустарников, вишни, миндаля .






































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!