Урок 18. Растительный и животный мир Земли 7 кл.
Цели урока:
сформировать представление о биоразнообразии и биомассе;
выявить значение биоразнообразия и необходимости его сохранения;
сформировать знания о влиянии природных условий на распространение растительного и животного мира;
выявить причины различий флоры и фауны материков;
раскрыть значение охраны природы для сохранения растительного и животного мира.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о биоразнообразии и биомассе, о значении биоразнообразия и необходимости его сохранения, о связи растений и животных с природными условиями, об особенностях и причинах различий флоры и фауны материков; формирование представлений о необходимости географических знаний для решения задач охраны окружающей среды.
Метапредметные: формирование умений: 1) самостоятельно решать учебные задачи; 2) осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; 3)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; 4) работать в группе; 5)устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 6)создавать схемы; 7)определять понятия; 8)владеть устной и письменной речью; 9) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на осно-ве выполнения самостоятельных заданий; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; формирование основ экологической культуры ценностных установок по отношению к живой природе; формирование осознанного бережного отношения к природе. Основное содержание: биоразнообразие, биомасса, флора, фауна, охрана флоры и фауны планеты.
Деятельность обучающихся: сравнивать приспособленность растений и животных разных природных зон к среде обитания; высказывать мнение о причинах различия флоры и фауны на разных материках; осуществлять планирование учебной деятельности и работу в группе. Ценностный компонент урока: значение биоразнообразия для биосферы; сохранение биоразнообразия на Земле — важный фактор устойчивого функционирования экосистем.
Оборудование: карта «Природные зоны мира».
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Проверка д/з
1. От каких причин зависит водоностость реки?
2. Приведите примеры рек с обширными дельтами?
3. Какими фаткорами определяется распространение озёр на Земле?
4. Установите соответствие между океанами, принадлежащими к их бассейнам:
1. Тихий океан А. Инд, Ганг
2. Индийский океан Б. Амазонка, Дунай
3. Атлантический океан В. Меконг, Хуанхэ
4. Северный Ледовитый океан Г. Енисей, Обь
5. Объясните зависимость рек и озёр от рельефа и климата (на примере любой реки)
Что лишнее:
- бурый медведь, белка, волк, сосна, белый медведь, кедр.
- полынь, мышь полёвка, суслик, полярная сова, ковыль, типчак.
Почему?
- распространение животных и растений подчинено закону географической зональности
- ответы учащихся
- работа с картой
- предполагают тему урока
Целеполагание и мотивация
Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.
- закрепить знания о природных зонах
– надо хорошо написать самостоятельную работу
– справиться с заданиями ВПР и ГИА в 9 классе
- выводят цели урока;
- слушают учителя
Изучение нового материала.
Урок проводится в форме групповой работы. На уроке класс делится на три группы — по количеству смысловых фрагментов параграфа) самостоятельно изучает свой фрагмент текста: 1-я группа — «Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?», 2-я группа — «Как связаны животные и растения с природными условиями?», 3-я груп-па — «Почему флора и фауна различаются на разных материках?», а затем отвечает на вопросы и выполняет задания, предложенные учителем.
В конце урока каждая группа отчитывается за выполненную работу и делает выводы. Учитель корректирует выводы каждой группы и акцентирует внимание школьников на самых важных вопросах параграфа.
«Как устроен растительный и животный мир нашей планеты?» Вопросы и задания для 1 группы
Что такое биоразнообразие и биомасса?
Изучив текст на с. 66 учебника, сделайте вывод о роли живых организмов в Мировом океане.
3. Почему биоразнообразие необходимо сохранять на Земле? Какие виды хозяйственной деятельности приводят к его сокращению?
На основе данного фрагмента текста подготовьте сообщение, какие понятия вы будете использовать? Дайте их определения.
«Как связаны животные и растения с природными условиями?»
Вопросы и задания для 2 группы
На основе фрагмента текста «Как связаны животные и растения с природными условиями?» выявите особенности растительного и животного мира планеты.
Изменение климата вызывает зональное размещение растительности и животных. Проанализируйте карту «Природные зоны мира» и докажите, что распространение растений и животных подчинено определённому закону. Что это за закон?
3. На конкретных примерах покажите связь растений и животных с природными условиями (влажные экваториальные леса, саванна, пустыня, степи, смешанные и широколиственные леса, тайга, тундра).
4. На основе данного фрагмента текста подготовьте сообщение. Какие понятия, законы вы включите? Раскройте их смысл.
«Почему флора и фауна различаются на разных материках?» Вопросы и задания для 3 группы
Объясните, почему на разных материках флора и фауна различны. Приведите примеры.
Выполните задание 5 на с. 69 учебника.
Какие виды хозяйственной деятельности человека оказывают негативное влияние на изменение растительного и животного мира?
Какие меры способствуют сохранению биоразнообразия на Земле?
На основе данного фрагмента текста подготовьте сообщение отражающее главные его мысли (выводы) и вашу позицию.
Физминутка.
Все ученики встают. Учитель называет реку, а дети говорят, в какой океан она впадает и показывают руками его нахождение (Лена, Инд, Миссисипи, Амур, Обь, Ганг, Енисей, Янцзы, Меконг). V. Закрепление новой темы:
- Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку Евразия? (Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность). - В каком климатическом поясе смена природных зон происходит с запада на восток? ( В субтропическом поясе, из-за влияния рельефа). - В какой природной зоне располагаются:
о. Калимантан (влажные экваториальные леса) п-ов Индокитай (саванны и редколесья, переменно-влажные леса). п-ов Аравийский (полупустыни и пустыни). о. Исландия (тундра и лесотундра). о. Врангеля (арктическая пустыня) о. Крит ( жестколистные вечнозелёные леса и кустарники).
о. Сахалин (тайга)
VI. Выставление оценок за урок.
Домашнее задание:
1) изучить § 18; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—4, 6 на с. 69 учебника; 3) подготовить сообщение (презентацию) «Я хочу рассказать об этом растении (животном) потому, что…» (по желанию). Задача обучающихся — рассказать, почему то или иное растение (животное) их заинтересовало, показать его уникальность и приспособленность к природной зоне.