Растительный и животный мир России.
Цели и задачи: придать уроку обобщающий межпредметный характер, показать общие закономерности размещение растительного и животного мира, способствовать развитию экологического мышления.
Оборудование: карты – физическая, зоогеографическая, природных зон и растительности.
Ход урока: 1.Орг.момент 1. Слово учителя.
Земля – словно космический корабль – проносится в просторах Вселенной со своим экипажем – населением, численность которого составляет более 6 млрд. человек.
Природа Земли обеспечивает людей всем необходимым для жизни и развития. Эта система жизнеобеспечения корабля – планеты.
На протяжении своей жизни человек потребляет в качестве пищи огромное количество веществ, которые он получает из растений и животных.
Чем дольше человек живёт на Земле, тем больше полезных для себя свойств он обнаруживает у растений. Изучая тайны их, учёные сделали ценнейшие открытия, которые используются во многих сферах жизни.
– Какую роль играют растения в природе?
(воздухообмен, очищение воздуха, питание для животных).
(на доске «растения человеку»).
питание (грибы, ягоды,сок);
лекарственное сырьё (ландыши, мать-и-мачеха и др.);
строительство жилищ;
промышленное сырьё (древесина – дубильные вещества, канифоль, скипидар, мебель, лыжи, карандаши, инструменты);
кормовые ресурсы (луга, пастбища).
А какие растения существуют на земле? Однообразна ли природа?
(тундровая, таёжная, степная, пустынная растительность).
Каковы же особенности каждого типа растительности?
Что влияет на разнообразие растительного мира?
(соотношение тепла и влаги, растительность изменяется от экватора к полюсу).
Карточки «Кто лишний»
3. Вы обратили внимание на то, что среди заданий наряду с растительным миром были записаны и животные. Эти два природных компонента не могут существовать один без другого, они существуют в единстве.
Назовите, какие животные существуют на Земле?
(млекопитающие, птицы, пресмыкающие, насекомые)
на доске – «Животные человеку»
пища (мясо, молоко, жир);
кожа;
мех, шерсть;
средство передвижения (лошадь, верблюд, собаки).
Уже в древние времена появились первые неписаные законы, запрещающие убивать животных и растений.
Тотемные животные – священные (аист, лебедь, ласточки).
Расскажите, а все ли животные проживают в одинаковых природных условиях?
(о животных каждой природной зоны).
Использование животных и растений человеком способствовало развитию орудий труда, ремёсел, хозяйственной деятельности. Первая одежда и первые украшения были сделаны из растений и частей животных (шкуры, клыки, когти).
Богатство и красота живой природы оказали влияние на все стороны духовной жизни человека. Постепенно развивались многие виды искусства, связанные с отражением природы, использованием природных материалов.
(книга «Художественные промыслы России»).
4. Люди изучали свойства растений. Высоко ценили дуб, липу, кедр, лиственницу, берёзу. Знали многие лечебные свойства трав. В начале 16-го в. в Москве был создан Аптекарский приказ, закупавший лекарственное сырьё. По приказу Петра 1 охранялись корабельные леса, места обитания животных. Запрещалось убивать животных в период размножения, а так же самок с детёнышами.
Но быстрое развитие промышленного и сельского производства привело к сокращению площадей лесов и естественных угодий, что повлекло за собой исчезновение отдельных видов животных, обмеление рек и озёр, уменьшение улова рыбы.
(работа в группах по заданиям).
Назрела необходимость в приумножении лесов и их охране. Всё человечество стало активно выступать за сохранение лесов, рек, лугов, животных и растений. Постепенно была создана сеть заповедников и заказников для сохранения и восстановления ценных и уникальных растений и животных.
Какую территорию называют заповедником?
Чем заповедник отличается от заказника?