СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Растительный и животный мир России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа Земли обеспечивает людей всем необходимым для жизни и развития. Эта система жизнеобеспечения корабля – планеты.

На протяжении своей жизни человек потребляет в качестве пищи огромное количество веществ, которые он получает из растений и животных.

Просмотр содержимого документа
«Растительный и животный мир России»

Растительный и животный мир России.


Цели и задачи: придать уроку обобщающий межпредметный характер, показать общие закономерности размещение растительного и животного мира, способствовать развитию экологического мышления.

Оборудование: карты – физическая, зоогеографическая, природных зон и растительности.



Ход урока: 1.Орг.момент 1. Слово учителя.

Земля – словно космический корабль – проносится в просторах Вселенной со своим экипажем – населением, численность которого составляет более 6 млрд. человек.

Природа Земли обеспечивает людей всем необходимым для жизни и развития. Эта система жизнеобеспечения корабля – планеты.

На протяжении своей жизни человек потребляет в качестве пищи огромное количество веществ, которые он получает из растений и животных.

Чем дольше человек живёт на Земле, тем больше полезных для себя свойств он обнаруживает у растений. Изучая тайны их, учёные сделали ценнейшие открытия, которые используются во многих сферах жизни.

Какую роль играют растения в природе?

(воздухообмен, очищение воздуха, питание для животных).


  • А какую роль играют растения для человека?

(на доске «растения человеку»).

  • питание (грибы, ягоды,сок);

  • лекарственное сырьё (ландыши, мать-и-мачеха и др.);

  • строительство жилищ;

  • промышленное сырьё (древесина – дубильные вещества, канифоль, скипидар, мебель, лыжи, карандаши, инструменты);

  • кормовые ресурсы (луга, пастбища).


А какие растения существуют на земле? Однообразна ли природа?

(тундровая, таёжная, степная, пустынная растительность).

Каковы же особенности каждого типа растительности?

Что влияет на разнообразие растительного мира?

(соотношение тепла и влаги, растительность изменяется от экватора к полюсу).


Карточки «Кто лишний»


3. Вы обратили внимание на то, что среди заданий наряду с растительным миром были записаны и животные. Эти два природных компонента не могут существовать один без другого, они существуют в единстве.

  • Назовите, какие животные существуют на Земле?

(млекопитающие, птицы, пресмыкающие, насекомые)

на доске – «Животные человеку»

  • пища (мясо, молоко, жир);

  • кожа;

  • мех, шерсть;

  • средство передвижения (лошадь, верблюд, собаки).


Уже в древние времена появились первые неписаные законы, запрещающие убивать животных и растений.

Тотемные животные – священные (аист, лебедь, ласточки).


  • Расскажите, а все ли животные проживают в одинаковых природных условиях?

(о животных каждой природной зоны).


Использование животных и растений человеком способствовало развитию орудий труда, ремёсел, хозяйственной деятельности. Первая одежда и первые украшения были сделаны из растений и частей животных (шкуры, клыки, когти).

Богатство и красота живой природы оказали влияние на все стороны духовной жизни человека. Постепенно развивались многие виды искусства, связанные с отражением природы, использованием природных материалов.

(книга «Художественные промыслы России»).


4. Люди изучали свойства растений. Высоко ценили дуб, липу, кедр, лиственницу, берёзу. Знали многие лечебные свойства трав. В начале 16-го в. в Москве был создан Аптекарский приказ, закупавший лекарственное сырьё. По приказу Петра 1 охранялись корабельные леса, места обитания животных. Запрещалось убивать животных в период размножения, а так же самок с детёнышами.

Но быстрое развитие промышленного и сельского производства привело к сокращению площадей лесов и естественных угодий, что повлекло за собой исчезновение отдельных видов животных, обмеление рек и озёр, уменьшение улова рыбы.


  • Как влияет деятельность человека на природу?

(работа в группах по заданиям).


Назрела необходимость в приумножении лесов и их охране. Всё человечество стало активно выступать за сохранение лесов, рек, лугов, животных и растений. Постепенно была создана сеть заповедников и заказников для сохранения и восстановления ценных и уникальных растений и животных.


Какую территорию называют заповедником?

Чем заповедник отличается от заказника?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!