МБДОУ «Старокувакский детский сад»
Подготовила:
воспитатель Мишкина Ольга Петровна
Цель, которую я поставила перед собой – это прежде всего сформировать у детей интерес к занятиям по ФЭМП в нетрадиционной форме, сделать занятия увлекательными при освоении нового материала и повтора пройденного.
Л. С. Выгодский в своей книге «Учение о возрасте» писал:
«…развитие есть только там, где есть проблема…».
Задачи:
- развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом .
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». М.В. Ломоносов.
Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее,
прочнее и легче. Для у мственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Изучение цифр для маленького «Эйнштейна» – очень интересное занятие. Детей без труда можно подвигнуть на развивающие уроки в любом возрасте, если этот процесс не насилует психику крохи. Именно малыши больше всего интересуются символами, а если взрослые ограничиваются в лучшем случае равнодушием, то мучительное для ребенка знакомство с цифрами затянется до пяти-шестилетнего . Именно малыши больше всего интересуются символами, а если взрослые ограничиваются в лучшем случае равнодушием, то мучительное для ребенка знакомство с цифрами затянется до пяти-шестилетнего возраста. Ребенок в 4 года — это уже младший дошкольник, поэтому к его умственному развитию предъявляется гораздо больше требований, чем раньше .
Наступило время для активной работы над мелкой моторикой кисти. Проще всего делать это в процессе любимого занятия всех детей — рисования.
Ребенок будет учиться различать цифры и соотносить их с определенным (конкретным) количеством, а также самостоятельно рисовать их.
Рисование позволит оптимально подготовить малыша к письму благодаря: развитию мелкой мускулатуры кисти руки; активному формированию зрительных и двигательных образов каждой из цифр.
Целесообразно подбирать задания, построенные таким образом, чтобы обеспечить развитие внимания и начала логического мышления, а также провоцировать его на нестандартные решения:
Методы и приёмы
занимательный математический материал
развлечения: загадки, задачи-шутки, стихи, веселый счет, считалочки
математические (логические) игры, задачи, развлечения: чудо кубики, рамки вкладыши, лото, пазлы, кубики с картинками, конструкторы, мозаики
графические игры: лабиринты, графические таблицы, игры с геометрическими фигурами.
непосредственно образовательной деятельность
дидактические игры
игровые приёмы
наглядные пособия
Опосредственное педагогическое воздействие:
игровые ситуации
игровые образы
сюрпризные моменты
Знания, полученные детьми, на непосредственно образовательной деятельности стараюсь использовать в повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний стараюсь заинтересовать детей работой разговор с детьми, дидактические игры.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей, с помощью дидактических игр, пособий дети младшего дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогают делать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Центр математического развития
Много дидактических игр изготовлено своими руками
«В моем домике живет», «Геометрическое лото», «Собери правильно» и другие Перед детьми ставлю вопросы, требующие поиска.
Всю работу в центре математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей.
Разглядываем цифру с крохой и пробуем найти вокруг предметы, хотя бы как-то ассоциирующиеся с цифрой по внешнему виду (форме). Лепим цифру из соленого теста, из пластилина, выкладываем с помощью макарошек, крышечек спичек, пишем на асфальте, на песке, на снегу, вырезаем цифру,по контору, оживляем наши цифры.
После этапа ознакомления ребенка с процессом образования любого числа можно приступать к близкому общению малыша с цифрами. Он будет знать и печатный вариант, который увидит в газете, журнале, книге, и рукописный — в тетради старших детей в семье.
Некоторые цифровые знаки требуют к себе особого внимания: 3 — похожа на букву «З» для дошкольников, уже постигших русский алфавит. 4 — печатный образ воспринимается двояко из-за вариативности в печати, а письменный — похож на букву «Ч». 6 и 9 — для ребят трудно не путать их, потому что графические образы этих цифр отличаются лишь поворотом вокруг собственной оси на 180°.
«Цифры-художницы» – рисуем непрерывную цепочку из «восьмерок» – получается хоровод матрешек, хаотично разбросанные «тройки» – порхающие птички, шеренга «единиц» – забор. «Нарисуй портрет цифры». Взрослые читают описание цифры в стихах, а ребенок должен ее нарисовать. «Рисунок с секретом». Соединяя точки с одной кодовой цифрой рядом (например, «шестеркой»), ребенок получит рисунок (например, слоненка).
Метод системного анализа
Интересная для детей игра с фигурами Дьенеща. 48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьенеща разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.
Закрепление изученного материала Чтобы убедиться в том, как ребенок усвоил цифры и их образы, можно написать с ним «математический диктант»: 1.обозначь цифрой самое большое однозначное число; какой цифрой обозначается «пусто» и «ничего»; запиши цифру, которая «живет» между 4 и 6 в ряду чисел; ответь цифрой: три раза по
2.Письмо цифр лучше закреплять в тетради в крупную клетку или в специальной «Прописи».
Стараюсь хвалить ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце непосредственно образовательной деятельности, сами дошкольники оценивают занятия смайликами .Если смайлик веселый то мое занятие удалось, если грустный то мне как педагогу стоит задуматься, что именно не удалось у меня.
беседы
папки-передвижки
консультации
информационные уголки
рекомендации методической литературы
Формы работы с родителями
В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Публикация на сайте мультиурок, деление опытом работы
Математика – наука
Хороша и всем нужна
Без неё прожить нам трудно
Без неё нам жизнь сложна.
Спасибо
за внимание !