СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рассказ И.А.Бунина "Подснежник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

·         Образовательная – дать представление о жизни и творчестве И.А. Бунина;

·         Развивающая – развить умение анализа произведения малой формы, умение определять основную мысль текста и  ключевые слова, умение сопоставлять произведения разных видов искусства;

·         Воспитательная – воспитать чувство патриотизма, любви к природе.

Термины: сюжет, композиция, портрет.

1. Вступительное слово о писателе и русских народных традициях, празднование масленицы (индивидуальные домашние задания обучающихся). 

2. Беседа на первичное восприятие рассказа.  3. Письменный ответ на вопрос о главном герое рассказа.  4. Выводы.  5. Домашнее задание. 

Ход урока

1.Вступительное слово учителя о задачах урока, посвященного творчеству И.А. Бунина и его рассказу «Подснежник».

Сегодня мы продолжим разговор о творчестве И.А.Бунина.

-Что вы узнали о Бунине?

-как понимаете значение слова эмиграция?

-за что Бунин получил Нобелевскую премию? 2. Проверка индивидуального домашнего задания.

Рассказ о жизни и творчестве писателя (детство и трудные годы эмиграции).

  1. «Иван Алексеевич Бунин — поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова.  Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии — в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков. Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков — В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной». Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности — гимназии, университета — мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал». С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литературным трудом».
  2. . Долгие 33 года Бунин жил вдали России и с Россией в душе и мыслях. «Сладкое и скорбное чувство ни на мгновение не оставляло писателя». Он пишет в дневнике «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину? Она в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пройдет». В этот период творчества нарастают мотивы одиночества, бесприютности не только в лирике, но и прозе писателя. Итак, с 1920 года для Бунина началась жизнь «на других берегах», во Франции, где он прожил до конца дней. Годы жизни в эмиграции не были безоблачны, постоянное безденежье, непонимание родной семьи, тоска по дореволюционной России, ранее ощущение одиночества. Но, несмотря на все неурядицы, Иван Алексеевич продолжает творить, постепенно обретая новое художественное зрение. Выходят в свет сборники рассказов «Роза Иерихона»(1924), «Митина любовь»(1925), «Солнечный удар»(1927), выходят краткие рассказы, одним из которых явился рассказ «Подснежник». К сожалению, дневники писателя 1925-1927 года были сожжены, и поэтому мы не узнаем историю создания рассказа. В этот период жизни, мнению многих исследователей, «во всем блеске проявляется бунинский талант».

Учитель. Не буду забегать вперед, но скажу: рассказ, которым мы будем читать на уроке об одном из любимейших праздников, как древних славян, так и современных россиян. Предоставим слово …

3. «Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. В народе каждый день масленицы имеет свое название. Понедельник — встреча. В этот день начинали наряжать чучело, строили снежные городки, качели, горы, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. 

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

 Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам. 

Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. 

Субботазоловкины посиделки. Золовкой называют сестру мужа. В этот день сжигают соломенное чучело Масленицы – символ зимы, и, тем самым, окончательно прощаются с зимой. Сжигание чучела Масленицы было самым популярным видом проводов. 

Последний день Масленицы — прощёное воскресенье. Прощеное Воскресенье имело разные названия. Называли его также и целовальником, и проводами. В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю».

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина». 3. Предварительная подготовка слушания.

Учитель: Ребята, из рассказа вы услышали, какие испытания выпали на долю писателю, начиная в отрочества и заканчивая последними годами жизни его. Сложно складывалась судьба героя рассказа «Подснежник». Как же связана информация о праздновании масленицы и нашего рассказа? (Ребята делают предположения.)

— Какие ассоциации у вас вызывает слово «подснежник»?(начала весны, нежность, первый цветок, предвестник весны, незащищенность).

О чем или ком пойдет в рассказе речь?(о начале весны, о нежности цветка, о первом цветке, о незащищенности подснежника от возможных ненастий ).

4. Чтение рассказа.  Была когда-то Россия… отец из деревни.

— Предположите, почему Саша живет не дома, с родителями, а в уездном городишке? У кого он может жить? Почему родители его отправили сюда? Где остановится отец, привез ли он гостинцев? (Саша учиться в гимназии, а в деревне, откуда он родом, скорее всего, нет такого учебного заведения. Он живет у дальних родственников. Может быть, отец остановится в том доме, где живет Саша или в гостинице).

— Слушаем дальше: «Отец приехал из глухой…. на Елецкое подворье».

 

— Для нашего героя начинается новая жизнь, как вы думаете, чем будут заниматься отец с сыном в эти праздничные дни? (Будут общаться, ведь они долго не виделись, пойдут на гуляния, покатаются с горки, отец полностью посвятит свое время сыну).

Слушаем дальше: «Отец просыпается рано… мещан в чуйках...»

 

— Нравится ли Саше этот день?      (Нет, ведь он рассчитывал провести этот день только с отцом, а не в толпе пьяных мужиков. (Нравится, перед ним открывается новый неизвестный ему мир. Нравится он все равно находится рядом с отцом).

Слушаем дальше:  «Казалось бы, какое мучение … И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!» 

 

— Как вы думаете, что произойдет дальше? (Ничего не произойдет, может быть, отец даже забудет о своем сыне. Сын, наконец, сможет обратить на себя внимание отца, и на страстную неделю отец заберет сына домой.)  — Слушаем дальше:« А в понедельник все это сразу кончается.. Христос с тобой».

5. Беседа на первичное восприятие текста.

— О каком дне масленичной недели идет речь в произведении И.А. Бунина «Подснежник»? Скорее всего, о последних, он не может себе позволить всю неделю отдыхать, так как отец приехал из деревни, которая требует постоянного присутствия хозяина).  — Подтвердились ли ваши предположения о теме рассказа? (В какой-то мере – да. Этот рассказ о нежном и любящем отношении между отцом сыном. Недаром отец дважды повторяет «Христос с тобой». Он понимает, что кроме Бога никто не защитит и не поможет маленькому Сашеньке в этой сложной, только начинающейся жизни. Отец уповает на Христа).  — Автор не изображает ни праздничных гуляний, ни всей недели масленицы, но мы все равно чувствуем радость, которая царит в душе ребенка. Как Бунин передает радостное настроение мальчика-гимназиста? ( И.А. Бунин называет день общения с отцом счастливым днема день разлуки последним, самым горьким часом! 

Древняя легенда рассказывает : Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было сильно холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды.

6. Анализ текста

Учитель: Мы увидели, что автор использует в тексте такие средства художественной выразительности, как повтор и антитезу. Ответим, какую роль эти средства выразительности играют в построении текста рассказа, то есть в композиции.

Запись в тетради (АНТИТЕЗА - (от греч. anti – против и thesis - положение).Отчетливо выраженное противопоставление предметов или понятий. Такой стилевой прием создает эстетически яркое образное построение текста). Подберите примеры для иллюстрации из рассказа и один запишите.

Ученики записывают  определения в тетради.

Работа в группах:

1.На что настраивает первое предложение? Какую эмоциональную атмосферу создает? С помощью каких деталей создается эмоциональная атмосфера произведения? Как начало произведения подготавливает к восприятию произведения?

 

2.На сколько эпизодов можно разделить рассказ?  Как они связаны между собой? Почему И.А. Бунину важно было показать просыпание и завтрак в гостинице, эпизоды в трактире и прощание? Как через эту последовательность выявляется авторская мысль?

3.Герой: первое появление литературного героя; что ожидаем от него, авторское отношение; портретные детали; речевая характеристика (что и как говорит); проявления героя в поступках, действиях, мотивы поступков; взаимоотношения с другими людьми; внутренний мир героя (чувства, мысли).

4.Пейзаж (не только природный, но и городской): цвето-световая палитра, создающая определенную атмосферу мира, где что-то будет происходить; звучание изображаемого мира; движения изображаемого мира; связь с персонажами; роль пейзажа в повествовании (как авторская мысль, сам автор видны в пейзаже)

5. Интерьер(описание обстановки): через художественные детали к постижению характеров героев; атмосфера человеческой жизни в этом мире (счастлив ли герой или нет).

6.Объектно-субъектные отношения (если есть рассказчик): особенности видения мира рассказчиком (Зачем это понадобилось автору? Насколько совпадает рассказчик с автором? Какова дистанция между ними?).

 

Выступление от групп (3-5 мин).

7.Вывод.  Закончите предложение Рассказ И.А. Бунина «Подснежник»– о…. 

Почему рассказ называется «Подснежник»?

Что содержится в названии тема или основная мысль?

О чем заставляет задуматься этот рассказ И.А. Бунина?

8. Домашнее задание: Одно на выбор:

1.ответить на вопрос: «Как отразилось прошлое в рассказе И. А. Бунина “Подснежник”?».

2. сочинение-миниатюра «Я и мои родители: наши семейные традиции».

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рассказ И.А.Бунина "Подснежник"»

Иван Алексеевич Бунин 1870-1953

Иван Алексеевич Бунин

1870-1953

«Подснежник»

«Подснежник»

Читаем рассказ…

Читаем рассказ…

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Термин

Термин

Вопросы

Вопросы

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Вопросы

Ваше творчество

Ваше творчество


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!