СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Расширение агрессии в Европе и Азии в 1941 г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть причины и характер боевых действий 1941 г. А также процесс формирования Антигитлеровской коалиции.

Развивающая: закрепить привычки анализа и сопоставление исторического материала, умения рассматривать историческое явление в конкретно исторических условиях;

Воспитательная: воспитывать у учеников чувство толерантности, национального сознания и достоинства, а также уважения к историческому прошлому

Просмотр содержимого документа
«Расширение агрессии в Европе и Азии в 1941 г.»

Всемирная История

Урок № 2

Тема: Расширение агрессии в Европе и Азии в 1941 г.

Цели:

Образовательная: раскрыть причины и характер боевых действий 1941 г. А также процесс формирования Антигитлеровской коалиции.

Развивающая: закрепить привычки анализа и сопоставление исторического материала, умения рассматривать историческое явление в конкретно исторических условиях;

Воспитательная: воспитывать у учеников чувство толерантности, национального сознания и достоинства, а также уважения к историческому прошлому.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  1. Бураков Ю. В., Кипаренко Г. Н., Мовчан С. П. Всемирная история: новейшее время. 1939-2001: Учебник для 11 кл. средн. Общеобраз. Учебн. Завед. –К .: Генеза, 2001

  2. Земерова Т. Ю. Всемирная история в опредилениях, таблицах и схемах. 10-11 кл. –Х .: Веста Изд –во « Ранок», 2008.

  3. Губарев В. К., Всемирная история: Справочник –Донецк : «БАО» 2006.

Основные даты: апрель 1941 г. –Разгром Югославии Германией, Капитуляция Греции. 22 июня 1941 Германия напала на СССР, 12 июня 1941 г. Формирование антигитлеровской коалиции, август 1941 г. Атлантическая хартия. 7-8 декабря 1941 г. Нападение Японии на военно-морскую базу США Перл-Харбор.


Структура Урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

  3. Изучение нового материала

    1. Фашистская агрессия на Балканах

    2. Нападение Германии на СССР

    3. Укрепление антигитлеровской коалиции

  4. Обобщение и систематизация

  5. Итоги урока

  6. Домашнее задание


I. Организационный момент

Учитель заходит в класс.

Обращается к ученикам: « Приготовились к уроку. Проверили наличие на парте учебника, тетради по истории. Добрый день, садитесь!»




II. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

Ребята на прошлом уроке мы с вами начали рассматривать наиболее жестокую войну в истории человечества.


  1. Когда началась Вторая Мировая Война? ( 1-й этап 1 сентября 1939 г.- 22 июня 1941 г. Нападение Германии на Польшу, 2-й эт. 22 июня 1941 г.-19 ноября 1942. г. Нападение Германии на СССР. 3-й эт. 19 ноября 1942г. -1943 г. Перелом в ходе войны ( Сталинградская, Курская битвы, успешное операции англо-американских войск.) переход инициативы на сторону стран антигитлер. Коалиции.

  2. Назовите причины возникновения Второй Мировой войны? ( 1-х –несправедливость Версальской системы, это проявлялось в политике Германии, Японии, Италии, 2-х –мировой экон. Кризис 192901932 гг. способствовал установлению тоталитарных режимов, 3-х политика « умиротворения» которую вели Великоб. И Фр. 4-х подписание пакта Молотова и Риббентропа 23 агуста 1939 г. Означало поддержку СССР пл. Германии.)

  3. Назовите государства которые стали союзниками Германии в 1939-1941 гг.? ( Италия, Япония)

  4. Назовите государства которые испытали фашистскую агрессию 1939 -1940 гг. ( Польша, Дания, Норвегия, Голландия, Франция.)

  5. Расскажите о начале Второй Мировой и определите причины поражения Польши? ( 1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Гитлеровское командование предусматривало «молниеносную борьбу» с Польшей чтобы перебросить все свои войска против Великобр. и Фр. Превосходство германской армии было абсолютным и в пехоте, в танках в самолетах. 28 сентября Варшава капитулировала. 28 сентября 1939 г. «договор о дружбе и границе» между СССР и Германией. СССР также перешли границы Польши и заняли территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Имели свой интерес.

  6. Как вы оцениваете действия правительств Великобритании и Франции относительно Польши? ( 3 сентября обьявив войну Германии они воздержались от активных военных действий. Оставив поляков воевать один на один, Великоб, и Фр. Тем самым способствовали осуществлению нацистских планов « молниеносной войны» против Польши.) «странная война»

  7. С каких причин Германии не удалось преодолеть сопротивление Англии? ( они не смогли достичь перевеса в воздухе и на море. Важную роль сыграло мужество лётчиков и сеть радиолокационных постов)

  8. Почему в войне с Финляндией Советскому Союзу не удалось достичь окончательной цели агрессии: подчинения страны? ( нападение СССР на Финляндию вызвало недовольство многих стран. Агрессию СССР осудили и 14 декабря 1939 г. СССР исключили из Лиги Наций. Усложнились международные отношения совсеми европейскими странами. )


III. Изучение нового материала

Мотивация

Тем временем война продолжала шириться, захватывая все новые регионы. Происходили образования враждебных блоков.



Постановка темы урока

Учитель обьявляет тему урока, и диктует план: Итак тема урока: Расширение агрессии в Европе и Азии в 1941 г.


  1. Консолидация фашистского блока. Агрессия на Балканах.

Рассказ учителя.


Итак ребята после поражения Франции серьезную опасность для Великобритании представляла не только Германия, а и Италия, которая имела довольно значительные сухопутные, военно –морские и воздушные силы.

В условиях борьбы с Великобританией происходили и образования враждебных блоков.

Страны –Германия , Италия, и Япония -27 сентября 1940 г. Подписали тройственный пакт, по которому обязались предоставить друг другу политическую, экономическую, военную помощь и поделить сферы влияния в мире.

Германия и Италия утверждали свое господство в Европе и Африке.

- Япония в Восточной Азии.

- Они планировали вовлечь в этот пакт и СССР, пообещав ему территории на юг от Каспийского моря вплоть до Индийского океана. Переговоры происходили в ноябре 1940 г. Между Германией и СССР во время визита В. Молотова в Берлин. Но советская сторона потребовала также включить в сферу влияния Турцию и Болгарию.

Лишь отказ Гитлера выполнить эти требования привел к срыву переговоров о вступлении в Тройственный пакт.

К Тройственному пакту присоединились Венгрия, Румыния, Словакия, в марте 1941 –Болгария.

В конце марта 1941 г. Правительство Югославии, объявило о присоединении к Тройственному пакту, однако вскоре в стране произошел переворот с целью разорвать союз с агрессорами.

6 апреля Венгрия и Болгария начали войну против Югославии, которая через 2-ве недели к -17 апреля –капитулировала.

Территория государства была разделена между агрессорами.

В это же время немецкие и итальянские войска вторглись в Грецию и к середине мая 1941 г. Оккупировали ее полностью, вытеснив оттуда британские войска. Вследствие агрессии на Балканах военно-стратегические позиции фашистского блока значительно усилились. Агрессоры усилили свою гегемонию в Средиземном море, и приблизившись к Ближнему Востоку, могли беспрепятственно перебросить свои войска в Африку.



2. Нападение Германии на СССР.

Самостоятельная работа по учебнику. Стр. 14-15

После оккупации Балканского полуострова Германия и ее союзники приступили к реализации плана нападения на СССР. Почти одновременно в войну против СССР вступили Румыния, Италия, Финляндия, Венгрия.


Раскройте сущность плана «Барбаросса» как он осуществлялся и почему потерпел поражение?


Содержание плана « Барбаросса»

Общая стратегическая задача германских войск и войск союзников Германии-разгромить СССР до наступления зимы за 7-8 недель до окончания войны с Великобританией. Путем «молниеносной войны».


Главные стратегические объекты: Киев, Ленинград, Москва, Центральный промышленный р-н, Донбасс, Выйти на линию Архангельск-Волга-Астрахань.

Срок нападения СССР: 22 июня 1942 г.

Для осуществления плана гитлеровское командование выделило:

190 дивизий (5,5млн.чел) 3900 танков, 4800 самолетов, 43.800 орудий. 193 боевых корабля. Советская армия имела значительный перевес в танках и авиации.


Вдоль западной границы СССР были развернуты три группы армий.

« Север»

«Центр»

« Юг»

Главная задача: генерал-фельдмаршал В.Лееб.

Наступление на Прибалтику, Ленинград, Псков с целью уничтожения советских войск в Прибалтике, захват балтийских портов.

Главная задача:

Генерал-фельдмаршел Ф. Бок.

Нанесение удара по флангам советских войск в р-не Белостока, соединение в р-не Минска и наступление на Москву.

Главная задача:

Генерал-фельдмаршел Г. Рундштедт.

Уничтожение советских войск в Западной и Правобережной Украине, наступление на Харьков, Донбасс, Крым.


Уже летом-осенью, несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, немецкие войска, продвинулись далеко в глубь советского государства, захватив Прибалтику, Белоруссию, почти всю территорию Украины, ряд обл. России.

Назовите основные причины поражений Красной Армии.

- грубые стратегические просчеты советского руководства

- значительные военные силы были сконцентрированы на границах с Японией и Турцией.

- массовые репрессии 1937-1938 гг. которые привели к ухудшению качества работы командного состава.

- Сталин и его окружение не правильно определили сроки и направления

основных ударов фашистских войск, несмотря на данные разведки.

- победы немецких войск были результатом приобретенного опыта в ходе проведения боевых операций против стран Европы.

Но, несмотря на это осенью-зимой 1941 г. Было остановлено наступление немецких войск под Москвой. Планы Гитлера относительно провидения « молниеносной войны» против СССР провалились.

Записать в тетради таблицу.

Военные действия на советско-германском фронте в 1941-пер. пол 1942 г.

Дата

События

22 июня 1941 г.

Нападение Германии на СССР

23-29 июня 1941 г.

Танковые бои в р-не Ровно-Дубно-Луцк-Броды, которые задержали продвижение врага, однако из 4,2 тыс. совет. Танков Юго-западного фронта осталось737.

7 июля-26 сентября 1941 г.

Оборона Киева. Завершилась окружением более 500 тыс. советских воинов


5 сентября-16 октября 1941.

Оборона Одессы, которая сдерживала значительные силы противника и позволила Красной Армии отойти за Днепр.

10 июля 1941-27 января 1944 г.

Битва за Ленинград. Несмотря на продолжительную блокаду города групп армий « Север» так и не взяла его.

Сентябрь 1941 –январь 1942.

Битва за Москву. В декабре 1941 г. Красная армия перешда в контрнаступление и оттеснила гитлеровцев от Москвы на 100-250 км. Срыв «блицкрига»


3.Укрепление антигитлеровской коалиции

В день нападения Германии на СССР В. Черчилль заявил: « Каждый кто воюет против А. Гитлера, -друг Англии, каждый кто воюет на его стороне, -враг Англии». 22 июня 1941 гг. в обращении к нациям английский премьер заявил, что Великобритания предоставит России и Российскому народу всю помощь, которую сможет. Так как Германия в случае победы на Востоке, повернет свои силы против Англии.

Про свою поддержку СССР заявил и президент США Ф. Рузвельт.

Таким образом, с начала советско-германской войны начала формироваться антигитлеровская коалиция.

Формирование антигитлеровской коалиции

Дата

Событие

Содержание

12 июля 1941 г.

Подписание «соглашения между правительствами СССР и Великобритании об общих действиях в войне против Германии.

Взаимные обязательства о совместных действиях в войне с Германией, взаимопомощи и поддержке, отказ от сепаратного мира с противником.

Август 1941 г.

США и Великобритания подписали программный документ антигитлеровской коалиции –Атлантическую хартию, к которой присоединились СССР

Хартия определяла основные цели войны для союзников –разгром стран Тройственного блока, восстановления независимости и суверенитета народов, создание всеобщей безопасности в мире.

Прочитать документ стр.16

Ноябрь 1941 г.

Распростронялся на СССР американский закон о ленд-лизе –бесплатной военной помощи во время войны.

Получения СССР военной техники, транспорта, продуктов.

1 января 1942 г.

Декларация Объединенных Наций, подписанная СССР, США, Великобританией, Китаем и др.

Акцент на необходимости полной победы над фашистскими агрессорами для сохранения жизни, свободы, независимости народов.


7 декабря 1941 г. Японские вокенно-морские силы и авиация неожиданно напали на американскую военную базу Перл-Харбор. На Гавайских островах. Во время нападения потоплены или повреждены почти все авианосцы и линкоры, немало др. кораблей. Потеряли 250 боевых самолетов.

Разгромив морские силы США на Тихом океане, японцы захватили Таиланд, Бирму, Малайю, Индонезию, Филиппины.

8 декабря 1941 г. США и Великобритания объявили войну Японии. В ответ Германия и Италия 11 декабря 1941 г. Обьявили войну США.

Война охватила все континенты мира. К 1942 г. В антигитлеровскую коалицию вошли 26 стран.



IV. Обобщение и систематизация

  1. Какие меры приняла Германия для консолидации агрессивного блока в конце 1940 –в нач. 1941 г. ( Агрессивные страны –Германия, Италия и Япония -27 сентября 1940 г. Подписали Тройственный пакт, по которому обязались предоставить друг другу политическую, экономическую, военную помощь и поделить сферы влияния в мире, Германия и Италия утверждали свое господство в Европе, и Африке, Япония –в Восточной Азии.)

  2. Раскройте сущность плана « Барбаросса»? ( Разгром СССР за 8-7 недель, путем « молниеносной войны», главные стратегические объекты - Киев, Ленинград, Москва, Донбасс. Три группы немецких войск «Север», «Центр», «Юг» должны были, нанося неожиданные удары стремительно продвинуться в глубь территории СССР. 22 июня 1941 г. Германия напала на СССР. Планы Гитлера проволились.)

  3. Какую позицию относительно СССР заняли Великобритания и США после нападения агрессоров на Советский Союз? ( Правительство Великобритании и США предоставили помощь СССР, 12 июля 1941 г. Подписано « советско-британское соглашение с совместных действиях в войне против Германии.)

  4. Определите цели Атлантической Хартии? ( восстановление независимости и суверенитета народов, ставшие жертвами агрессии, создание всеобщей безопасности в мире.)

  5. Как началась война на Тихом океане? ( С нападения Японии 7-8 декабря 1941 г. На военно-морскую базу Перл-Харбор. Где дислоцировали корабли Тихоокеанского флота США. Захват Японией Таиланда, Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филлипин.)


V. Итоги Урока.

Заключительное слово учителя.

1941 г. Был насыщен действиями, которые стали определяющими для дальнейшего развития войны. В войну вступили и были втянуты СССР, Япония, США. Война стала и правда Всемирной. Стратегия Гитлера «блицкрига» в 1941 г. Потерпела поражения в Германии а в 1942 и в Японии.


VI. Домашнее задание

1. Прочитать параграф №2 стр. 13-16

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!