Тезисы к докладу по теме:
«Повышение профессиональной компетентности учителя через самообразование»
учителя начальных классов ГБОУ гимназии №1
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Седых Веры Николаевны.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда
человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он
это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».
А. Дистервег
Цель данного выступления: познакомить участников конференции с организацией процесса самообразования, способствующей повышению профессиональной компетентности учителя.
Задачи:
1. Раскрыть значимость проблемы, её актуальность
2. Познакомить с организацией процесса самообразования.
Основные положения выступления.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
Выбор направления и темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Выбор формы самообразования.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Организуя процесс самообразования по теме «Информационно- коммуникативные технологии в начальной школе», я ставила задачи:
изучить литературу и материалы сети Internet об ИКТ в начальных классах;
пройти курсы повышения квалификации;
посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;
принять участие в работе сетевых педагогических сообществах в Internet;
посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
апробировать данный комплект на практике.
Определив круг источников информации (материалы сети Internet; семинары и конференции; мастер-классы; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования, я:
- знакомилась с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Internet;
посещала семинары, конференции, уроки коллег;
принимала участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
прошла очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
провела открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
организовала внеурочную деятельность по предметам;
общалась с коллегами в школе, городе и в Internet.
Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений. Результатами моего самообразования стали:
повышение качества преподавания предметов (призовые места в городских олимпиадах, рост результативного участия учащихся класса в школьных, городских, окружных и всероссийских конкурсах);
разработка авторских дидактических материалов, тестов в электронном виде;
разработка, систематизация и каталогизация комплекта электронных уроков по всем предметам начальной школы;
разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
создание комплектов личных педагогических разработок и их публикации в СМИ, сетевых педагогических сообществах в Internet (портал «Сеть творческих учителей», информационно-образовательный портал Rus Edu, .всероссийский профильный СМИ ««ЗАВУЧ.ИНФО», «Педсовет / Pedsovet.org», проект "Открытый класс», фестиваль педагогических идей «Открытый урок», Nachalka.com, «Методисты- Профессиональное сообщество педагогов» и др.);
Проанализировав полностью всю работу по самообразованию, я выступила перед педагогическим коллективом школы с презентацией результатов своей деятельности по данной теме и получила положительную оценку коллег и администрации.
Вывод: Данные показатели свидетельствуют о том, что моя работа по самообразованию способствует повышению профессиональной компетентности учителя.