Тема урока: «Распределение температуры воздуха на территории России»
Цель урока:
определить закономерности распределения температурных климатических показателей на территории России;
Педагогические задачи:
Повторить комплекс ранее изученных понятий и терминов: солнечная радиация, суммарная радиация, воздушная масса, атмосферный фронт, циклон, антициклон;
Продолжить формирование представлений о климатических особенностях России;
Продолжить формирование умения работать с климатическими картами (определение температуры воздуха и количества осадков);
Способствовать развитию познавательной активности и интереса к географии посредством проблемных вопросов;
Способствовать формированию навыков работы индивидуально, в группе;
Способствовать формированию естественнонаучной картины мира на примере изучения климатических особенностей территории России.
Планируемые результаты:
предметные:
сформировать у учащихся понятие «изотерма», "амплитуда колебания температуры", " полюс холода"
выявлять и называть особенности распределения тепла по территории России, выявлять территории с экстремальными климатическими показателями,
читать и анализировать тематические карты; проводить расчеты амплитуды колебания температур
метапредметные:
применять знания в различных ситуациях;
предлагать разные варианты решений в зависимости от предложенной ситуации;
применять приёмы самоконтроля при выполнении заданий;
работать с текстом: выделять главное, составлять логические цепочки, таблицы, выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, таблицей
личностные:
организовывать свою деятельность, т.е. ставить личные цели, их достигать и оценивать результаты выслушивать и объективно оценивать другого,
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
Тип урока: комбинированный с практико-ориентированным подходом, проблемный
Методы и приёмы: деятельностный, сравнительный, картографический, когнитивный
Виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: учебник Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Дрофа, атлас,
компьютер, климатическая карта России, проектор, экран.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
" Климатическая копилка"
- Мы уже не первый урок рассматриваем тему "Климат России". Давайте настроимся на работу, интеллектуально разомнемся, да ёще и попробуем заработать баллы, которые потом перерастут в вашу оценку. Итак , на протяжении нескольких уроков мы работаем с терминами по теме " Климат". Вспомним их.
( ребята выходят по желанию или по приглашению учителя, вытаскивают билетик и раскрывают понятие.
"Мозговой штурм"
(Командная работа: вызываются 2 команды по 3 человека в каждой. Время на обсуждение - 10 сек. Класс аннотирует ответы и оценивает работу команд.)
Работа со слайдами презентации
( установление соответствия атмосферных фронтов,
определение по картинке циклона и антициклона,
стихи о погоде)
Учитель: Таким образом: давайте еще раз подчеркнем!
Климат какой-либо территории формируется под влиянием определённых климатических факторов.
Какие параметры мы используем, характеризуя климат той или иной территории? (температура и осадки)
3. Создание проблемной ситуации.
Сегодня утром, прослушивая анализ погоды в нашей стране я услышала .........(х-ка погоды дня). Почему так все неравномерно? Давайте попробуем найти причины такой ситуации.
- Формулировка цели урока
Целеполагание. (учащиеся формулируют цель урока )
выявить закономерности распределения температуры на территории РФ,
научимся объяснять причины такого распределения,
находить взаимосвязь между температурой и климатом)
Проблемный вопрос : Какие климатообразующие факторы и как влияют на распределение тепла? Ведь температура воздуха и осадки – это основные климатические показатели. От них зависят многие черты природы, особенности быта и хозяйственной деятельности человека. Поищем ответы на этот вопрос.
5. Открытие новых знаний (этапы работы)
1.АНАЛИЗ КАРТОСХЕМ (презентация)
2. ВСПОМНИТЬ ПОНЯТИЕ "ИЗОТЕРМА». РАБОТА С КАРТОЙ НА ДОСКЕ И КАРТОСХЕМАМИ
3.ПОНЯТИЕ " МАКСИМАЛЬНАЯ И МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА"
4.ВЫЯВЛЕНИЕ "ПОЛЮСОВ ХОЛОДА" и самых теплых мест в России
5. РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ
6.ПОНЯТИЕ "АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ"
7.РАБОТА С КЛИМАТИЧЕСКИМИ КАРТАМИ АТЛАСА, ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАГОТОВЛЕННЫХ ТАБЛИЧЕК, ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ.
Вывод:- Исходя из данных таблицы, какой населенный пункт, по вашему мнению, имеет более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?
6. Закрепление
(ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОПУСКОВ НА ЭКРАНЕ)
- Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры …. …. (западного переноса) с …. (Атлантического) океана. Континентальность климата …. (возрастает) с запада на восток.
- Летом решающее влияние на распределение t оказывает …. ….. (солнечная радиация), поэтому t воздуха ….. (увеличивается) с севера на юг.
- Итак, перед вами в начале урока стоял вопрос: как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла на территории России.Вы сделали соответствующие выводы
7. Рефлексия:
Ребята, продолжите следующие предложения:
1. Сегодня на уроке я …..
2. Сегодняшний урок показал мне ...
3. Больше всего на уроке мне понравилось.......
8. Домашнее задание
§21, повторение определений по теме "Климат"
-сообщение о "полюсах холода" России.
_________________________________________________________________________
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
«КЛИМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»
Погода
Климат
Воздушная масса
Трансформация воздушной массы
Солнечная радиация
Температурная инверсия
Атмосферный фронт
Циклон
Антициклон
Климатообразующие факторы
Изотерма
«Полюс холода»
2. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
-1 команда
1). Назовите, какие климатообразующие факторы играют ведущую роль в формировании климата нашей страны?
2). назовите тип воздушной массы:
Они приходят с Атлантического океана, с Тихого океана - летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.
3). назовите тип воздушной массы:
Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы формируются летом в южных районах страны или приходят из Монголии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки
-2 команда
1). Какой океан и как оказывает большее влияние на климат России?
2) назовите тип воздушной массы:
Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.
3). назовите тип воздушной массы:
Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов
3.ТАБЛИЦА для 7п. этапа «Открытие новых знаний»
Показатели / Пункт | Москва | Екатеринбург | Якутск |
Средние температуры июля | | | |
Средние температуры января | | | |
Амплитуда колебания температуры | | | |