СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Распределение температуры воздуха на территории России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить закономерности распределения температурных климатических показателей на территории России.

Просмотр содержимого документа
«Распределение температуры воздуха на территории России»



Тема урока: «Распределение температуры воздуха на территории России»

Цель урока:

определить закономерности распределения температурных климатических показателей на территории России;

Педагогические задачи:


  • Повторить комплекс ранее изученных понятий и терминов: солнечная радиация, суммарная радиация, воздушная масса, атмосферный фронт, циклон, антициклон;

  • Продолжить формирование представлений о климатических особенностях России;

  • Продолжить формирование умения работать с климатическими картами (определение температуры воздуха и количества осадков);

  • Способствовать развитию познавательной активности и интереса к географии посредством проблемных вопросов;

  • Способствовать формированию навыков работы индивидуально, в группе;

  • Способствовать формированию естественнонаучной картины мира на примере изучения климатических особенностей территории России.


Планируемые результаты:

предметные: 

  • сформировать у учащихся понятие «изотерма», "амплитуда колебания температуры", " полюс холода"

  • выявлять и называть особенности распределения тепла по территории России, выявлять территории с экстремальными климатическими показателями,

  • читать и анализировать тематические карты; проводить расчеты амплитуды колебания температур

метапредметные:

  • применять знания в различных ситуациях;

  •  предлагать разные варианты решений в зависимости от предложенной ситуации;

  • применять приёмы самоконтроля при выполнении заданий; 

  • работать с текстом: выделять главное, составлять логические цепочки, таблицы, выявлять причинно-следственные связи, работать с текстом, таблицей

личностные:

  • организовывать свою деятельность, т.е. ставить личные цели, их достигать и оценивать результаты выслушивать и объективно оценивать другого,

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение


Тип урока: комбинированный с практико-ориентированным подходом, проблемный

Методы и приёмы: деятельностный, сравнительный, картографический, когнитивный

Виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная


Оборудование: учебник Баринова И.И. География России. Природа. 8 кл.: Дрофа, атлас,

компьютер, климатическая карта России, проектор, экран.



Ход урока:


1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний:


" Климатическая копилка"


- Мы уже не первый урок рассматриваем тему "Климат России". Давайте настроимся на работу, интеллектуально разомнемся, да ёще и попробуем заработать баллы, которые потом перерастут в вашу оценку. Итак , на протяжении нескольких уроков мы работаем с терминами по теме " Климат". Вспомним их.

( ребята выходят по желанию или по приглашению учителя, вытаскивают билетик и раскрывают понятие.


"Мозговой штурм"


(Командная работа: вызываются 2 команды по 3 человека в каждой. Время на обсуждение - 10 сек. Класс аннотирует ответы и оценивает работу команд.)



Работа со слайдами презентации

( установление соответствия атмосферных фронтов,

определение по картинке циклона и антициклона,

стихи о погоде)


Учитель: Таким образом: давайте еще раз подчеркнем!


  1. Климат какой-либо территории формируется под влиянием определённых климатических факторов.


  1. Какие параметры мы используем, характеризуя климат той или иной территории? (температура и осадки)


3. Создание проблемной ситуации.

Сегодня утром, прослушивая анализ погоды в нашей стране я услышала .........(х-ка погоды дня). Почему так все неравномерно? Давайте попробуем найти причины такой ситуации.

- Формулировка цели урока

  1. Целеполагание. (учащиеся формулируют цель урока )


  • выявить закономерности распределения температуры на территории РФ,

  • научимся объяснять причины такого распределения,

  • находить взаимосвязь между температурой и климатом)



Проблемный вопрос : Какие климатообразующие факторы и как влияют на распределение тепла? Ведь температура воздуха и осадки – это основные климатические показатели. От них зависят многие черты природы, особенности быта и хозяйственной деятельности человека. Поищем ответы на этот вопрос.


5. Открытие новых знаний (этапы работы)

1.АНАЛИЗ КАРТОСХЕМ (презентация)

2. ВСПОМНИТЬ ПОНЯТИЕ "ИЗОТЕРМА». РАБОТА С КАРТОЙ НА ДОСКЕ И КАРТОСХЕМАМИ

3.ПОНЯТИЕ " МАКСИМАЛЬНАЯ И МИНИМАЛЬНАЯ ТЕМПЕРАТУРА"

4.ВЫЯВЛЕНИЕ "ПОЛЮСОВ ХОЛОДА" и самых теплых мест в России

5. РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ

6.ПОНЯТИЕ "АМПЛИТУДА КОЛЕБАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ"

7.РАБОТА С КЛИМАТИЧЕСКИМИ КАРТАМИ АТЛАСА, ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАГОТОВЛЕННЫХ ТАБЛИЧЕК, ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ.

Вывод:- Исходя из данных таблицы, какой населенный пункт, по вашему мнению, имеет более благоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности человека? Почему?


6. Закрепление

(ЗАПОЛНЕНИЕ ПРОПУСКОВ НА ЭКРАНЕ)


- Зимой на распределение t воздуха большое влияние оказывают циркуляционные процессы, особенно ветры …. …. (западного переноса) с …. (Атлантического) океана. Континентальность климата …. (возрастает) с запада на восток.

- Летом решающее влияние на распределение t оказывает …. ….. (солнечная радиация), поэтому t воздуха ….. (увеличивается) с севера на юг.


- Итак, перед вами в начале урока стоял вопрос: как климатообразующие факторы влияют на распределение тепла на территории России.Вы сделали соответствующие выводы

7. Рефлексия:

Ребята, продолжите следующие предложения:

1. Сегодня на уроке я …..

2. Сегодняшний урок показал мне ...

3. Больше всего на уроке мне понравилось.......


8. Домашнее задание


§21, повторение определений по теме "Климат"

-сообщение о "полюсах холода" России.



_________________________________________________________________________



МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:



«КЛИМАТИЧЕСКАЯ КОПИЛКА»



  • Погода

  • Климат

  • Воздушная масса

  • Трансформация воздушной массы

  • Солнечная радиация

  • Температурная инверсия

  • Атмосферный фронт

  • Циклон

  • Антициклон

  • Климатообразующие факторы

  • Изотерма

  • «Полюс холода»



2. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»


-1 команда

1). Назовите, какие климатообразующие факторы играют ведущую роль в формировании климата нашей страны?


 2). назовите тип воздушной массы:

Они приходят с Атлантического океана, с Тихого океана - летом; зимой они смягчают морозы, вызывают снегопады, оттепели, иногда приносят пасмурную погоду с туманами и дождями; летом этот воздух охлаждает сушу, умеряет жару, повышает влажность и приносит осадки.

3). назовите тип воздушной массы:

 Воздух жаркий, сухой, запыленный; воздушные массы формируются летом в южных районах страны или приходят из Монголии, Северного Китая, Малой Азии или Северной Африки

-2 команда

1). Какой океан и как оказывает большее влияние на климат России? 

2)  назовите тип воздушной массы:

 Воздух, холодный зимой и летом; сухой и прозрачный; приходит с Северного Ледовитого океана.

3). назовите тип воздушной массы:

 Постоянно теплый и влажный воздух приходит с субтропических и тропических широт Атлантического и Тихого океанов



3.ТАБЛИЦА для 7п. этапа «Открытие новых знаний»

Показатели / Пункт

Москва

Екатеринбург

Якутск

Средние температуры июля

 

 

 

Средние температуры января


 

 

Амплитуда колебания температуры

 

 

 

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!