СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Раскроем зонтики добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Раскроем зонтики добра"»

Час общения «Раскроем зонтики добра!»

Цель: формирование ценностного отношения к нравственной категории –        добро.

Задачи:

        Формировать у учащихся представление о добре, добрых поступка.

         Развивать умение работать в группах, навык сотрудничества, коммуникативные навыки.

         Воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности.

Планируемые результаты:

1. Личностные УУД:

– положительное отношение к сверстникам;

- представление о ценностях жизни.

2Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

3Коммуникативные УУД:

- учиться высказывать предположение;

- уметь работать в группах.

4Познавательные УУД

– осуществлять поиск необходимой информации;

- строить речевое высказывание.

Место занятия: учебный класс

Оборудование:

мультимедийная аппаратура;

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова, словарь синонимов и антонимов;

фонограммы песен «Дорогою добра», «Песенка Кота Леопольда»;

раздаточный материал (составление пословиц, анкета доброты, оценочный лист «Букет настроения»).

Ход занятия

 

1. Организационный момент.

 Приветствие гостей.

Учитель: Сегодня на занятие у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание.

Дети: Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно - есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель: Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием с нами поработают.

 Настрой на позитивную работу (мотивация успеха)

Учитель: Садитесь. Я рада вас видеть. Ребята! Посмотрите на Солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, своему учителю и нашим гостям хорошего настроения, радости, успехов!

-Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

Учитель: Сегодня мы с вами пообщаемся на очень важную тему в жизни каждого человека.

Проблемный вопрос: Определите, о чём пойдёт речь?

А для этого отгадайте загадку:

Оно бывает у тебя, когда все хорошо. 

Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел. 

Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе. 

Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. 

Ответ детей: Добро.

Учитель: Но, к сожалению, не всегда в жизни человека светит солнце. Иногда просто необходим зонтик, чтобы спрятаться от невзгод. Тема нашего часа общения «Раскроем зонтики добра».

Работа по теме.

Учитель: Давайте попробуем разобраться: «Что такое добро?»

Перед нами черно-белые зонтики, я предлагаю их нарядить в яркие цвета осени и написать слова, которые на ваш взгляд характеризуют добро. Поработаем дружно в группах. Проверим, что у нас получилось: добро - это

- ответы детей (свет, тепло, помощь, улыбка, родители, мир, счастье, любовь к близким). 

Учитель: Молодцы!

Учитель: Подберите имена прилагательные, чтобы охарактеризовать слово добро. Какое оно?

Ответы детей - (положительное, веселое, светлое, честное, радостное, вежливое, мирное, счастливое)

Учитель: Прекрасно!

 Аналитическая беседа.

Учитель: в русском языке много различных словарей.

Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Дети: Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. 

Ученик: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

 

Ученик: - Доброе утро! –

Солнцу и птицам!

Доброе утро! –

Улыбчивым лицам

 

Ученик: И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

 

Учитель: Обращаясь к словарю синонимов, мы узнаем, что добро – это услуга, благо, благодеяние, помощь, добрые дела.

Учитель: Давайте посмотрим отрывок из мультфильма. Какие главные слова произносят герои фильма?

Дети: - Просто так!

Учитель: Скажите пожалуйста, ребята, что такое просто так?

Дети: - даром, ничего не ждешь взамен, от души, в ответ ничего не просишь.

Учитель: Подводя итог, мы приходим к выводу, что эти слова означают: тот, кто делает добрые дела ничего не ждет взамен, он делает от души.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

- Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о добре.

 Работа в парах. Работать будем в парах. Положите перед собой лист зеленого цвета.

Повторим девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу».

 

Учитель: Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием. Приступаем к работе.

 

 

За добро добром

добро и делай.

 

Сделаешь худо,

сам твори его.

 

Чтобы добро вокруг было —

и мира не будет на земле.

 

Без добра

себя веселить.

 

Добра желаешь,

и платят.

 

Добро творить –

не жди добра.

 

 

-  Давайте проверим, какие пословицы вы составили. Предлагаю прочитать по рядам.

 

        За добро добром и платят.

        Добра желаешь, добро и делай.

        Сделаешь худо, не жди добра.

        Добро творить – себя веселить.

        Чтобы добро вокруг было — сам твори его.

        Без добра и мира не будет на земле.

        Добрый человек добру и учит.

        Доброе слово лечит, а злое калечит.

Учитель: Ребята, мы можем к слову добро подобрать однокоренные слова?

Дети: -да.

Дети: - доброта, добрый, доброжелательный.

Учитель: Я тоже подобрала несколько однокоренных слов. Давайте по цепочке прочитаем:

Доброта

Добролюбие

Добродушие

Добродеяние

Добросердечность

Добронравие

Добрословие

Доброжелательный

Назовите одинаковую часть всех этих слов.

Дети: У этих слов единый корень добро.

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию

 

    Учитель: - Сейчас Савенко Валерия прочитает стихотворение о доброте. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос.

 

Мир спасут Доброта и Любовь,

А улыбка кого-то родного

Вмиг уменьшит усталость и боль,

Когда плохо иль грустно порою.

Говорите хорошее людям,

Улыбайтесь почаще друзьям -

Вас никто никогда не осудит

За тепло, что подарено вами.

Учитель: От кого вы часто слышите добрые слова?

Дети: - от родителей, друзей, близких.

Слово учителя:

Молодцы, ребята!

Нам музыка всегда нужна,

Ведь украшает жизнь она.

Мы с ней умней, мы с ней добрей

И жить нам с нею веселей!

Давайте, отдохнем! Предлагаю физпаузу «Что такое доброта?» Учитель: Спасибо, тихонечко займите свои места.

 

Учитель: Человек, который делает добро другим людям, чувствует себя счастливым.

Составление правил доброты

 Учитель: Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.


1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

 

ПОМНИ:

Учитель:

Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

Выполнение творческой работы.

Учитель: На столах лежат предложенные мной картинки, вы должны составить коллаж «Что такое добро?»

Будьте внимательны, все ли картинки вам потребуются при работе, я расставила вам ловушки. Под музыкальное сопровождение мы будем творить, но время работы ограничено. 

Ваши работы должны занять место под нашим зонтиком добра. Кто желает представить работу совместной деятельности группы, дать оценку вашей творческой мысли.

- Выступление детей.

            С детства мы любим, играть и смеяться

С детства мы учимся добрыми быть.

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить!

 

Учитель: В каждом из нас есть маленький лучик солнца. Этот лучик – доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как лучик солнца.

Чудесные работы у вас получились, вы не попали в мои ловушки!

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.

 

Анкетирование.

Предлагаю Вам Анкету Доброты. Возьмите листок желтого цвета и дайте ответ на вопросы «да» или «нет».

 

Анкета доброты

 

Вопросы

да

нет

 

1. Можно ли человека заставить быть добрым?

 

 

 

2. Можно ли стать добрым на время?

 

 

 

3. Нужно ли быть добрым к любому человеку?

 

 

 

4. Легко ли быть добрым?

 

 

 

5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?

 

 

 

 

 

Результаты анкеты

Слово учителя:

 

Давайте подведем итог: если у вас получилось

 От 4 до 5. Вы — сама доброта. Окружающие души в вас не чают. 

От 2 до 4. Очень хорошо, что у вас все в меру. Очень многое зависит от человека, с которым вы общаетесь, и от ситуации. Вы даже можете спасти кого-то, если это вам не повредит. Только следите, чтобы ваша доброта меньше зависела от настроения. 

 От 0 до 2. Вам стоило бы быть добрее. Не только вам все должны, но и вы — окружающим. 

 

Учитель: Ребята, как вы думаете, а на зло - надо отвечать добром?

Дети: Да, нет…

Ваши ответы оказались разными. Почему?

Для того, чтобы определиться с этим, прослушайте притчу о Добре и Зле. (выполнена инсценировка притчи детьми, слова автора читает учитель)

Однажды, Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило соли. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий был. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу за зло – добром.

Вывод: Делай добро за добро, делай добро и за зло.

Учитель: Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо.

Мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

Подведение итогов.

 

Рефлексия деятельности обучающихся:

Учитель: Оценку нашему занятию, прошу дать в оценочном листе «Букет настроения». Каждый выберет для себя, букет – стрелочки будут обозначать стебель вашего цветка. (Приложение №3 к занятию)

Учитель: Человек, рано или поздно задумывается по какому пути он идет: по дороге «Добра» или по дороге «Зла».

И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Добро - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли.

Мальчишки и девчонки, идите всегда лишь дорогою добра!

Песня «Дорогою добра» (исполняют обучающиеся класса). Раскрывают дети зонтики.

Песня “Дорогою добра”.

Учитель: Пришло время сказать друг другу «До свидания» с новой надеждой на встречу. Ведь без расставаний не будет и встреч. Давайте хором весело скажем:

 Если каждый будет друг к другу терпим,

 Мы сделаем вместе добрым наш мир!

 

 

 

Список используемой литературы:

Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2012

Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 3 класс. — М: Вако, 2012

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1998.

Георгиевский В.А. Проведение праздников в начальной школе.- М.:Просвещение, 2003

Савинова С.В. Классные часы в начальной школе. — Волгоград, 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!