СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 8 классе по теме: "Расчёты по химическим уравнениям".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Используется технология проблемного обучения. Обучающиеся должны узнать алгоритм решения задач по уравнениям реакций; научиться вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции).                                                                                                                                                            

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 8 классе по теме: "Расчёты по химическим уравнениям".»


Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Расчёты по химическим уравнениям » (Химия 8 класс, О.С. Габриелян)

Дата проведения 30.01.2018

1. Учитель: Файзулина Ольга Николаевна, учитель химии, МБОУ СОШ №148 г.о. Самара, Ленинский район.

2. Тема урока: « Расчёты по химическим уравнениям».

3. Цели: 

Образовательные: создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы. Развивающие: развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учению, чувства ответственности учащегося за свою работу; воспитывать способность к самореализации; уверенности в своих силах, настойчивости, преодолении трудностей. 4. Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны • знать алгоритм решения задач по уравнениям реакций; • уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции). 5. Программные требования к результатам.

Личностные

Метапредметные

Предметные

• Демонстрируют положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

• осознают границы собственного знания и незнания;

• оценивают свою деятельность, совершенствуют уже имеющиеся знания и умения; умеют проводить самооценку;

• развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

руководствуются этическими нормами.



Познавательные: 

• применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

Регулятивные:

• вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

Коммуникативные:

• устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.


Знают: 

• закон сохранения массы веществ;

• алгоритм решения задач по уравнениям реакций;



Умеют: 

• вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции



Владеют: 

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.



6. Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента познания естественнонаучной картины мира.

7. Программное содержание: вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе, объему или количеству вещества реагентов (или продуктов реакции). 8. План изучения материала. I. Организационный момент (1 минута) II. Актуализация знаний (4 минуты) III. Ознакомление с новым материалом (20 минут) IV. Первичная проверка изученного материала (5 минут)

V. Закрепление (5 минут)

VI. Рефлексия (3 минуты)

VII. Подведение итогов урока (1 минута)

VIII. Домашнее задание (1 минута)

9. Основные понятия: количество вещества, молярная масса, молярный объем.

10. Технология проблемного обучения

11. Тип урока: урок открытия новых знаний

12. Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная. 13. Методы обучения: репродуктивный (воспроизведение информации, решение задач); проблемно-поисковый. 14. Оборудование:  ПСХЭ  Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., М.: 2013. – 288с. На столах учащихся задачники.

15. Домашнее задание: Изучить §28. ТПО Химия. 8 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С., Сладков С.А. -М.: Дрофа, 2014г. стр.136 №2; стр.137 №3.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организацион-ный момент

(1 минута)


Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку


Личностные:

демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(4 минуты)

Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует повторение базового теоретического материала и актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?






Как называется вещество, формула которого Na2СO3?


Какую информацию дает нам эта формула?








Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?





Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Na2СO3 + 2НCl  = 2NaCl + СО2 + Н2О

Это вы сказали о качественной стороне. Но есть еще и количественная сторона реакции.

Na2СO3 + 2НCl  = 2NaCl + СО2 + Н2О

ν1моль 2моль   2моль  1моль 1моль

M 106    36,5   58,5   44 18

m = М·ν

m 106 73 117 44 18

закон сохранения массы   179 = 179




Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Какая тема урока сегодня?


Исходя из темы, назовите цель урока.

Работаем на уроке в парах, используя алгоритмы решения задач

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникшие в ходе выполнения заданий.




Отвечают на вопросы учителя:

-Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков и индексов.



-Карбонат натрия



-По химической формуле вещества можно судить о качественном составе: вещество состоит из двух атомов натрия, одного атома углерода, трёх атомов кислород и количественном составе: в состав молекулы входит 2 атома натрия, 1 атом углерода, 3 атома кислорода).


-Можно рассчитать:

- относительную молекулярную массу( молярную) Mr = 106

(М =106 г/моль);

- массовые доли элементов в веществе: (ω(Na) = 43,3%,

ω(С) = 11,3%, ω(О) = 45,3%)

При взаимодействии карбоната натрия с соляной кислотой образуется хлорид натрия и угольная кислота, которая разлагается на углекислый газ и воду

Это реакция обмена

Записывают в тетради результаты  беседы












-Решать задачи.



Отвечают:

«Расчеты по уравнениям реакций»

Формулируют цель: научиться решать задачи по уравнениям химических реакций.


Познавательные:

формируют умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные:

формируют умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные:

формируют умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные:

формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3.Ознакомление с новым материалом

(20 минут)

Какие задачи должны выполнить на уроке?






Помогает парам, которые сами не могут разобраться.

Формулируют задачи:

-разобрать алгоритм решения задач;

-решить

 самостоятельно задачи с взаимопроверкой;

-решить задачи на закрепление.


Работают в парах с алгоритмами

(приложение), решают задачи с

взаимопроверкой.

Личностные:

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предметные:

умеют решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм и оформлять условие и решение задачи

Познавательные:

формируют умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.

Коммуникативные: формируют умение участвовать в парной работе;

Регулятивные: формируют умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность

4.Первичная проверка изученного материала

(5 минут)




Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.

Проводит контроль правильности решения задач.

После  усвоения

материала проводят первичную проверку





Самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.




Познавательные:

формируют умение использования общих приемов решения задач

Регулятивные: формируют умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, самостоятельность

5.Закрепление

(5 минут)



Предлагает выполнить задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку.

Учащиеся работают индивидуально по карточкам. Записывают ответы в тетрадях. Проверяют выполненную работу.


Личностные:

проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам и результатам их деятельности


6.Рефлексия

(3 минуты)

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Что нового изучили?

-Какова была цель урока? Достигли ли её?

-Какие возникали сложности при решении задач?

-Что необходимо знать для успешного решения задач?

-На что необходимо обратить внимание при решении задач?

Оценивают свою деятельность на уроке.


Коммуникативные: формируют умение слушать и понимать других; формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируют умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: формируют умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Подведение итогов урока

(1 минута)

Спрашивает:  Есть ли у кого - то вопросы по пройденному материалу? Испытывал ли кто - то трудности при выполнении заданий?

Обоснование некоторых

учащихся оценки своей деятельности.


Вывод


8.

Домашнее задание

(1 минута)


Формулирует и комментирует домашнее задание.


Записывают д/з в дневник. Изучить §28. ТПО Химия. 8 класс. Базовый уровень. Габриелян О.С., Сладков С.А. -М.: Дрофа, 2014г. стр.136 №2; стр.137 №3.

Личностные:

демонстрируют ответственное отношение к обучению



Алгоритм решения задач по химическим уравнениям.


1 способ «По количеству вещества»

1шаг.   Прочитай условие задачи. Определите   массу   кислорода необходимого для сжигания 8 г водорода.

2 шаг. Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Н2)=8 г, m (О2)=?, M (Н2= 2г/моль, M (О2) = 32г/моль.

3 шаг. Составь уравнение реакции: 2Н2 + О2 = 2Н2О

4 шаг. Найди количество известного вещества по формуле ν = m: М; ν (Н2)= m (Н2), M(Н2 )= 8г:2г/моль= 4 моль

5 шаг.   Поставь   полученное   количество   вещества   над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

4 моль      х моль

2  +       О2        =    2Н2О

6 шаг. Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

4 моль      х моль

2  +       О2        =    2Н2О

 2 моль        1 моль

7 шаг. Составь пропорцию и реши ее:

4 моль - х моль

2 моль - 1 моль     х=2 моль

8 шаг. Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · ν:

m (О2)= М (О2) · ν (О2) = 2 моль ·32 г/моль=64 г

9 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.


2 способ «По массе вещества»

1 шаг. Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.

2 шаг. Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m(Н2)=8 г, m (О2)=?, М(Н2)= 2г/моль, М(О2) = 32г/моль.

3 шаг. Составь уравнение реакции 2Н2 + О2 = 2Н2О

4 шаг. Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.

8г       х г

2  +       О2        =    2Н2О

5 шаг. Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле  m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:

8г         х г

2  +       О2        =    2Н2О

4 г       32г

6 шаг. Составь пропорцию и решите ее:

8г - х г

4г - 32г   m(О2)=х =64 г

7 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.

Задачи для решения в паре

  1. Определите массу меди необходимой для получения 32г оксида меди (ІІ).

  2. Определите массу аммиака, который образуется при взаимодействии 140г азота с водородом.

Задачи для самостоятельного решения

  1. Рассчитайте массу и количество вещества углерода, образовавшегося при разложении метана (СН4) массой 80г.

  2. Сколько граммов  сульфида железа (II) FeS можно получить при взаимодействии 112г железа с серой.

  3. Какое количество вещества водорода прореагировало с хлором, если образовалось 6 моль хлороводорода НCl.

Литература.

1. Габриелян О.С. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.– 2-е изд., М.: 2013. – 288с.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 классе: Дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8». М., 2004г.

3. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна. М.: ВАКО, 2004г.

4. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина. М.: Экзамен, 2006г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!