СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов.»

8 КЛАСС

Урок №

Дата проведения:

Тема. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Ввести понятие  радиоактивности

2.Познакомить с разновидностями радиоактивных излучений, с выдающимися учеными.

3.Рассмотреть историю открытия явления радиоактивности.

Метапредметные

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, делать выводы, планировать и регулировать свою учебную деятельность.

Личностные

Формировать ответственное отношение к учебной деятельности, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, работать самостоятельно.

Способствовать формированию у учащихся умения выслушивать мнение других, владению различными формами устных выступлений, оценке разных точек зрения.

УУД:

Познавательные: 

находить и использовать информацию для решения учебных ситуаций

анализировать, сравнивать, делать выводы

осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план

систематизировать, обобщать изученное.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке

планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

организовать выполнение заданий учителя

делать выводы по результатам работы

Коммуникативные:

устанавливать рабочие отношения в группе, планировать общие способы работы

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника.

воспринимать информацию на слух

дополнять, уточнять высказанные мнения

отвечать на вопросы учителя.

воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Здоровьесберегающая:

Использовать методические приемы, позволяющие предотвратить переутомление учащихся, повысить их внимание.

Оборудование:

ПСХЭ, учебник, тетрадь, видеоролик.

Методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, беседа)

  • проблемный

  • наглядный (видеоролик)

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • индивидуальная (выполнение письменных заданий).

  • проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

  • фронтальная (работа с классом)



Структура урока

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся


Организация внимания и порядка в классе, взаимное приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку.

У доски 4 учащихся составляют электронные конфигурации атомов:

а) алюминия

б) фосфора

в) натрия

г) хлора


Задание № 1 Выполнение тестовых заданий (устно)

Задание № 2 Выполнение тестовых заданий (письменно)


2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников


Учитель. Есть опасность, которую называют невидимой.

Эта опасность не имеет  вкуса, цвета и запаха. Человек своими органами чувств не может ее ощутить. Определить ее можно только приборами. Тем не менее, она смертельно опасна.


Создание проблемной ситуации.

Показываю знак радиоактивной опасности и задаю вопрос: « Что означает этот знак?

Это – радиация.

В чем опасность радиоактивного излучения?»

  • О чем пойдет речь на уроке?


3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

«Ничего не надо бояться – надо лишь понять неизвестное»

Мария Склодовская - Кюри.


Радиация – это необычные лучи, которые глазом не видно и вообще нельзя никак почувствовать, но которые могут проникать даже через стены и пронизывать человека.


Радиация – ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ


Запись на доске:

  • Что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.).

Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки,  Чернобыль).

Действительно это даты и места страшных трагедий.

Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей (видеоролик).


Запись на доске:

В 1895  г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем.


В 1898 году другие французские ученые Мария Склодовская-Кюри и Пьер
Кюри выделили из уранового минерала два новых вещества, радиоактивных в гораздо большей степени, чем уран и торий. Так были открыты два неизвестных ранее радиоактивных элемента - полоний и радий.

Полоний (Po-84) был назван в честь родины Марии – Польши.

Радий (Ra-88)– лучистый, термин радиоактивность предложен был Марией Склодовской. Радиоактивными являются все элементы с порядковыми номерами более 83, т.е. расположенными в таблице Менделеева после висмута. За 10 лет совместной работы они сделали очень многое для изучения явления радиоактивности.

В 1896  г., Беккерель Антуан Анри французский физик открыл явление радиоактивности. Основные работы посвящены радиоактивности и оптике.

В 1901г обнаружил физиологическое действие радиоактивного излучения.

В 1903 году за открытие в области радиоактивности супругам Кюри и А.Беккерелю была присуждена Нобелевская премия по физике.

Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления.

В 1903г Беккерель удостоен Нобелевской премии за открытие естественной радиоактивности урана. (1903, совместно с П. Кюри и М. Склодовской-Кюри).

Сложный состав Радиоактивного излучения

В 1899 году под руководством английского ученого Э. Резерфорда, был проведен опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

В результате опыта, проведенного под руководством английского физика, было обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет сложный состав.

Открыл (1899) альфа- и бета-лучи и установил их природу.

Создал (1903, совместно с Ф. Содди) теорию радиоактивности.

Предложил (1911) планетарную модель атома.

Осуществил (1919) первую искусственную ядерную реакцию.

Предсказал (1921) существование нейтрона.

Нобелевская премия (1908).

Классический опыт, позволивший обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

Препарат радия помещали в свинцовый контейнер с отверстием. Напротив отверстия помещали фотопластинку. На излучение действовало сильное магнитное поле. Магнитное поле позволяет разделить эти частицы.

Почти 90 % известных ядер нестабильны.

Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани.


Физминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!



Виды радиации:

Радиоактивные ядра могут испускать частицы трех видов:


Альфа-излучение - положительно заряженные (α-частицы – ядра гелия) Распространяется на небольшие расстояния.

Полностью поглощаются листом бумаги.

Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.


Бета-излучение - отрицательно заряженные (β-частицы – электроны)

Распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм

Одежда наполовину ослабляет их действие.

Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров.

Но при контакте с кожей также опасно.


Гамма-излучение - нейтральные (γ-частицы – кванты коротковолнового электромагнитного излучения).

Распространяется со скоростью света.

Проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов.

Это излучение самое опасное для человека.


Радиоактивность – это способность некоторых атомных ядер самопроизвольно превращаться в другие ядра, испуская при этом различные частицы.


Источники излучений.

Все источники можно разделить на 2 группы:

  • естественные

  • искусственные.

Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации.

Их всего пять:

1.Бразилия

2.Франция

3.Индия

4.Египет

5.о .Ниуэ в Тихом океане.


Однако, люди там здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались.  

  • Какими же путями попадает радиация в организм человека?

Внешнее и внутреннее облучение человека.


Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?

Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма.

                                          

ВНЕШНЕЕ

ВНУТРЕННЕЕ

1. Радиационный фон.                                    

Космические лучи, солнце, радиоактивные вещества, в рудах, воде, атмосфере, стр. материалах и т.д.

Воздух, пыль.

2. Рентген, телевизор, компьютер, часы     со светящимися стрелками и пр.  

Продукты (рыба, мясо, молоко, грибы,                                          фрукты и овощи), вода.

Источники  облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами.

Определяется доза с помощью специальных приборов – дозиметров, радиометров.


Закон радиоактивного распада.

Время, за которое распадается половина из начального числа радиоактивных атомов, называют периодом полураспада.

За это время активность радиоактивного вещества уменьшается вдвое.

Период полураспада – основная величина, определяющая скорость радиоактивного распада.

Чем меньше период полураспада, тем меньше времени живут атомы, тем быстрее происходит распад. Для разных веществ период полураспада имеет разные значения.


4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного

  • Что такое радиация?

  • Какие виды излучения вы теперь знаете?

  • Какое из них самое опасное?

Тест «Радиоактивность»

1. Кто из перечисленных ученых назвал явление самопроизвольного излучения радиоактивностью?

А. Супруги Кюри В. Резерфорд С. Беккерель


2.-лучи представляют собой….

А. поток электронов В. поток ядер гелия С. электромагнитные волны


3. Время, в течение которого распадается половина радиоактивных атомов, называется…

А.временем распада В. периодом полураспада С. периодом распада


4. Кто из перечисленных ниже ученых является первооткрывателем радиоактивности?

А. Супруги Кюри В. Резерфорд С. Беккерель


5. - лучи представляют собой…

А. поток электронов В. поток ядер гелия С. электромагнитные волны


5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

– Какую цель мы ставили на уроке?

-На что еще следует обратить внимание?

- Тема урока мне  понятна

-Я  доволен своей работой на уроке

- На самостоятельной работе у меня все получилось

мне было легко

я затруднялся

мне было трудно

Китайская мудрость гласит:

«Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше».

Я думаю, мы удачно доплыли до пристани «Перемена» и выполнили поставленную задачу.

Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!