Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001)
В-1 В-2
катанки – валенки; куть – кухня; магарыч – угощение;
прострел – побег растении;
сарана – лесное растение со съедобными луковицами;
- талина – верба;
- туес – коробка из бересты, обычно круглая;
- «люди мы пропащие» – безнадежные;
- деревенская молодица - молодая замужняя женщина;
- догляд людской - хороший присмотр.
- увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность;
- швырок – короткие дрова для топки печей;
- снедь – еда;
- сокрушалась - печалилась;
- щеколда - запор для дверей, ворот;
- кляча - плохая лошадь;
- домовничать - находиться дома для присмотра за хозяйством во время отсутствия других;
- сулилась - обещала;
- гужом ходили - толпами, в большом количестве;
- ухарски гикая - задорно кричать .
Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнем, враждой Земля полным-полна, И близких всех душа не позабудет… (Н. Рубцов)
Цель урока:
проанализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, показать автобиографический характер рассказа « Фотография, на которой меня нет»; развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, развивать навыки характеристики героев, монологической речи; показать духовное становление главного героя.
Задачи: Образовательная: показать духовное становление главного героя; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу; Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся; Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, способствовать процессу духовного развития, продолжить формирование нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.
Расположите события в хронологическом порядке:
1 Важный гость .
2 Бабушкина забота.
3 Учитель, учительница и деревенские жители.
4 «Мы – люди пропащие».
5 Расплата.
6 Размышления о деревенских фотографиях.
7 Приезд фотографа.
8 Случай на Лысой горе.
9 Настоящий друг.
Восстановление сюжета: 1. Приезд фотографа. 2.«Мы – люди пропащие». 3.Расплата. 4.Настоящий друг. 5.Бабушкина забота. 6.Важный гость. 7.Учитель, учительница и деревенские жители. 8.Случай на Лысой горе. 9.Размышления о деревенских фотографиях.
падение
очищение через страдание
«полезли в драку с ребятами из-за распорядков»
восхождение
«катались со страшного обрыва»
«мчались в погибель с руганью»
«начерпали в катанки снегу»
- Материалы наблюдений занесите в таблицу.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
падение
очищение через страдание
«полезли в драку с ребятами из-за распорядков»
восхождение
«бабушка ругала и давала затрещины»
«катались со страшного обрыва»
«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»
«мчались в погибель с руганью»
«начерпали в катанки снегу»
«заревел от горького бессилия»
«бабушка лечила и баловала»
- Материалы наблюдений занесите в таблицу.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
падение
очищение через страдание
«полезли в драку с ребятами из-за распорядков»
восхождение
«бабушка ругала и давала затрещины»
«катались со страшного обрыва»
«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»
«мчались в погибель с руганью»
«наблюдал за окнами и цветами»
«начерпали в катанки снегу»
«сидел в тоске»
«заревел от горького бессилия»
«бабушка лечила и баловала»
«учитель принес фотографию»
«взрослел, размышлял о людях»
- Материалы наблюдений занесите в таблицу.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
Лечила она меня: натерла мои ноги…, укутала ... и вытерла ... «Спи, пташка ...». Утром меня бабушка унесла … Долго ... ноги, грела их ..., парила ... Дома дала ложку ... После этого поила …
Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
Лечила она меня: натерла мои ноги нашатырным спиртом , укутала старой пуховой шалью и вытерла слёзы с моего лица шипучей от спирта ладонью. «Спи, пташка малая ». Утром меня бабушка унесла в баню. Долго растирала мои ноги, грела их над паром , парила сквозь тряпку всего меня. Дома дала ложку водки, настоянной на борце . После этого поила молоком, кипяченным с маковыми головками .
В какой школе учителя начали работу?
Что сделали учителя для школы?
Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.
В какой школе учителя начали работу?
Что сделали учителя для школы?
Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.
В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.
Генрих Гейне писал: “Прошлое – родина души человека. Иногда нами овладевает тоска по чувствам, которые мы некогда испытывали. Даже тоска по былой скорби”. Как вы понимаете эти слова?
Цель: проанализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, показать автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет»; развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, развивать навыки характеристики героев, монологической речи; показать духовное становление главного героя.
- Задачи: Образовательная: показать духовное становление главного героя; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу; Развивающая: совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся; продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся; Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, способствовать процессу духовного развития, продолжить формирование нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.
Ответы
В-2
1- В
2- В
3- В
4-Б
5- В
6-Б
В-1
1 - Г
2- А
3- В
4- В
5- А
6- Б
Критерии оценивания:
- «5» - 27- 30 баллов;
- «4»- 23-26 балла;
- «3»- 15-22 балла;
- «2»- менее 15 баллов.
Домашнее задание:
- На «3» - подготовить пересказ текста, подчеркнув цитатами особенности жизни деревни и размышлений главного героя.
- На «4-5» - написать мини-сочинение «Прошлое – родина души человека».
Закончите предложение.
Сегодня на уроке я открыл…
почувствовал…
узнал…
понял…
задумался…
испытал…